Внеклассное мероприятие "Я в мире"
учебно-методический материал (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2 «Образовательный центр» с.Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области
«Я в мире… Мир во мне… Память.»
( разговор по душам)
Классный час в форме беседы.
Цель: 1. Формировать патриотические чувства, сознание
сопричастности к своей малой родине, к судьбам людей прошлых
поколений.
2. Развивать дружеские отношения между детьми школ районов
Самарской области.
Зарыты в нашу память навсегда
И даты, и события, и лица.
( В. Высоцкий)
1. Представление себя.
Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Ребята, я хочу представиться вам. Я учитель русского языка и литературы Большеглушицкой средней школы №2. Зовут меня Любовь Александровна. Я участвую в конкурсе «Учитель года» и мне выпала удача в вашем классе провести классный час. Я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку и думаю, что мы с вами подружимся.
2. Беседа.
Мне хочется с вами поговорить на тему « Я в мире… Мир во мне…». (слайд) Как это понимать… Что движет человеком в этом мире: свобода, правда, честь, совесть, счастье…Память…(продолж. слайда). Ребята, я хочу с вами порассуждать о том, как объединяет людей настоящее, прошлое и будущее, что является связующим звеном в жизни человека… Память…(обращ. к эпигр. Слайд : слова Высоцкого)
У меня в руках шкатулка. Почему я так бережно открываю эту шкатулку? Она натолкнула меня на то, чтобы поделиться воспоминанием о том, что мне очень дорого ( в шкатулке: старая фотография, газета, письмо с войны, Гвардейский знак, открытка (артист), совр. открытка).
- У вас, конечно же, тоже есть какая-то заветная коробочка или просто, может быть, ящик письменного стола, где вы храните самые дорогие вещи: коллекцию марок, монет, вырезки из газет и журналов, фотографии, портреты какого-то человека, на которого очень хочется быть похожим, фронтовые письма прадедушки или ордена и медали. И мало ли что ещё.
- Расскажите, если это, конечно, не секрет, о том, что вы решили сберечь и сохранить для себя на память как заветную вещь.
(рассказы детей)
- Ребята, давайте обратимся к словам Александра Добролюбова. (Читают дети на слайде)
Вы идёте своею тропинкой, (продолж. слайда-эпигр.)
Разделяя собою две пропасти –
Пропасть прошедшего и пропасть грядущего,
Непрерывно убегающие от вас
И вечно чуждые вам.
А. Добролюбов.
-Какие слова вы выделили бы из этого стихотворения? (грядущее и прошедшее) Почему? Чему посвящены эти стихи? ( памяти)
Прав ли поэт, говоря, что прошедшее и грядущее нам чуждо? Давайте ещё раз обратимся к словам В.Высоцкого. Сравните эти два высказывания.
Тема у этих слов одна, но эти высказывания разделяет время – 100 с лишним лет. Что ближе нам, какое высказывание? Что мы принимаем? Что оставим для продолжения нашей беседы, нашего разговора? Слова Высоцкого)
- Ребята, мы не отметили, что наш разговор - та же беседа с поэтом.
Итак, нужно ли быть сопричастным времени? Так что же такое память? (спросить у детей).
Память – воспоминания о чём-то или о ком-то, способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их. (слайд)
Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим. Память – преодоление времени. В этом величайшее нравственное значение памяти.
Будь прост, как ветер,
Неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
К.Ваншенкин.
3. Рассказ «Безродный дятел».
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ В.А.Сухомлинского «Безродный дятел», а потом мы немного побеседуем. Послушайте его внимательно.
В одной весёлой , радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев.
Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают:
- Откуда ты прилетел дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дубу и запел:
- Я певун, я летун, беззаботный говорун.
Где хочу – бываю, куда хочу – летаю.
Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят.
Лучше жить без забот, вот так!
Дятлам стало ясно. Они сказали: «Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!»
С тех пор беззаботного дятла так и называли – безродный.
- У каждого дятла есть своя роща, своё гнездо. А что есть у человека?
- Для чего человеку нужна семья? Для чего человеку нужна родина?
- Ребята, давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову Родина (род, рождение, родители, родинка, родные, родник, Родина, безродный.)
(слайд)
4. Беседа о родине.
Чувство Родины – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. И чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зелёный косогор с берёзами и пешеходной тропинкой. Это могла быть лесная опушка с выступающей в поле грушей, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне, это могли быть копны сена за огородом и телок на привязи возле них.
Почему память долго это хранит, почему дорогие воспоминания служат точкой опоры на кругах жизни и особо в трудные её моменты? Всё достаточно просто. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной ещё благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти. Она влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Человека, любящего свою Родину, можно назвать настоящим патриотом.
К истоку патриотических чувств человека обратился Константин Симонов в дни, когда судьба наша определялась словами: Родина или смерть!
Мы и сегодня без волнения не можем читать эти строки:
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить
разом надо
Всё, что у нас осталось
Вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну
Большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вряд ли нужно ещё что-нибудь говорить в доказательство, как важно беречь нам в облике нашей земли, нашей страны всё, что может тронуть человеческое сердце и оставить по себе благодарную память.
Спасибо поэту за то, что он нас заставляет размышлять, задуматься о тех, кто оставил в душе самое родное, близкое даже в такие тяжёлые минуты своей жизни.
5. Разговор о селе, о героях-односельчанах.
Я была у вас в селе, побывала в историко-краеведческом музее, увидела книги, написанные вашими земляками, стала их читать, и ваше село и вы стали мне ближе. А как вы думаете, почему? Я увидела фотографии людей, лица которых меня привлекли. Я хочу поделиться с вами своими чувствами. Нельзя с равнодушием смотреть на них. Как они молоды, как красивы, выразительны их глаза. Лица их целеустремлённы. Ребята, а ведь
они смотрят на вас, на своё будущее, надеясь на то, что будущее будет достойно их самих. Такими они ушли на фронт и многие не вернулись.
- Ребята, я хочу, чтобы и вы посмотрели на фотографии этих молодых воинов. Может быть вы знаете кого-то из них и нам расскажете.
( на слайде герои Великой Отечественной войны села Августовка: Сержант Зубов Александр Иванович, Герой Советского Союза младший сержант Заруднев Степан Степанович, Герой Советского Союза старший лейтенант Искрин Николай Михайлович.)
Наверное, не было ни одного участка фронта, ни одного рода войск, где бы не воевали, ребята, ваши односельчане. Неимоверные испытания выпали на долю советских пограничников, первыми принявшими на себя яростный шквал огня вторгшихся фашистских полчищ. В числе их были и ваши односельчане.24 июня 1941 года газета «Правда» писала: «Как львы дрались советские пограничники. Они бились врукопашную и только через мёртвые тела их мог враг продвинуться на пядь вперёд…» Зубов Александр Иванович служил в Бессарабии в погранотряде, охранявшем государственную границу, проходившую вдоль реки Прут. Для командира отделения ручных пулемётчиков сержанта Зубова А.И. бой 22 июня был первым и последним. Один из участников этих боёв так описывает последний день жизни А.Зубова: «Избрав «тактику блуждающего пулемёта», сержант Зубов в течение дня беспрерывно перемещался с места на место, пересекая огнём пулемёта каждую попытку врага атаковать. Сам он был ранен в левую ногу, но, наскоро перевязав, продолжал сражаться. Около 14 часов в непосредственной близости от Зубова ярко полыхнул разрыв снаряда, и герой пограничник был сражён насмерть». Бывший руководитель обороны герой Советского Союза К.Ф. Ветчинкин назвал Зубова А.И. настоящим героем. По его словам, за первый день боя сержант Зубов уничтожил не менее двух взводов солдат противника. Отважный воин, бесстрашный комсомолец, большой труженик и простой волжский парень – таким Зубов остался в памяти своих боевых товарищей.
На родину родителям было отправлено извещение о геройской гибели их сына. Это была первая «похоронка», пришедшая в сельский совет Августовки. Всем селом оплакивали колхозники горе, постигшее семью Зубовых..
Долгое время в селе Августовка не знали, что ещё один земляк – Заруднев Степан Степанович – в годы войны тоже был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Служил он в артиллерии, в звании младшего сержанта командовал орудийным расчётом в 671 артполку Утром 5 июля 1943 года развернулось ожесточённое сражение на Орловско- Курском направлении. В этом сражении принимал участие и ваш земляк. «… В этот день расчёт Заруднева разбил 8 автомашин с пехотой и грузами, поджёг склад с боеприпасами, уничтожил до 30 немецких солдат и офицеров… Медаль «За отвагу» украсила грудь товарища Заруднева и его боевых товарищей за этот бой…».
Заруднев С.С. также участвовал в форсировании Днепра. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года за успешное форсирование Днепра и проявленные при этом отвагу и геройство младшему сержанту Зарудневу С.С.было присвоено звание Героя Советского Союза. 3 ноября 1943 года отважный герой погиб.
Во фронтовой газете того времени так рассказывалось о последнем бое Заруднева С.С. «…19 немецких танков прорвали линию нашей обороны. Дорогу им преградил закалённый в боях расчёт Заруднева… Танки сосредоточили свой огонь по героическому расчёту. Но наши богатыри словно вросли в землю. Вот, содрогнувшись, замер первый подбитый танк, за ним загорелся второй, мчавшийся на орудие. Но вслед шли новые…
Уже выбыли из строя наводчик, номерной, заряжающий. Заруднев один действует за весь расчёт. В невиданном поединке он подбил ещё два танка, бился до последнего вздоха…»
Одним из активных участников В.О.войны был уроженец вашего села Николай Михайлович Искрин, Герой Советского Союза.
Босоногое детство Н.М. прошло в степной Августовке и свою трудовую биографию он начал здесь же, затем судьба забросила его в Хабаровск, где он окончил аэроклуб, а затем Батайскую военную авиационную школу пилотов, по окончании которой в 1940 году был направлен в 131 истребительный полк. Война огненным вихрем ворвалась в судьбу молодого лётчика.
1941 год… Южный участок фронта. Тяжёлые воздушные бои на подступах к Николаеву, Каховке, Днепропетровску. 8 августа первая победа – сбит вражеский бомбардировщик Ю-88.
В феврале 1942 года Николай Михайлович был переведён в 55 истребительный полк. Здесь он встретился с будущим прославленным советским асом – командиром эскадрильи капитаном Александром Ивановичем Покрышкиным. Они стали неразлучными боевыми товарищами, часто в паре вылетали на выполнение боевых заданий. В этом полку старший лейтенант Искрин Н.М. в воздушных боях сбил лично 10 вражеских самолётов и 1 самолёт в группе. В представлении к присвоению звания Героя Советского Союза было указано, когда старшим лейтенантом Искриным одержаны победы в воздухе.
7.08. 1941г. – один Ю – 88
17.07. 1942г. – один Ю - 88
15.04. 1943г. – один МЕ – 109
21.04. 1943г. – один МЕ – 109
21.04. 1943г. – один МЕ – 109
4.05. 1943г. – один ДО – 215
8.05. 1943г. – один МЕ – 109
10.05. 1943г. – один МЕ – 109
16.06. 1943г. – два МЕ – 109
К середине мая 1943 года Николай Михайлович совершил 218 боевых вылетов, участвовал в 58 воздушных боях, уничтожил 22 автомашины с боеприпасами и войсками, вывел из строя 3 танка, 2 орудия с прислугой, одну радиостанцию, уничтожил до 140 солдат и офицеров противника.
Воздушный бой, проведённый в районе станицы Крымской на Кубани 16 мая 1943 года, был для Николая Михайловича последним, так как после окончания этого боя герою Искрину была проведена операция по ампутации ноги ниже колена. Так закончилась для Искрина Великая Отечественная война. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 23 августа 1943 года.
После окончания войны Н.М.Искрин до 1956 года работал в Куйбышевском аэропорту. Умер 23 августа 1985 года. Похоронен в городе Хабаровске.
6. Сочинение.
- Ребята, а я нашла сочинение, написанное вашим учеником – Искриным Сашей. Где он сейчас я не знаю, а вы, наверное, знаете его? Может быть, вы мне о нём расскажете? ( А он, оказывается, является внуком двоюродного брата Николая Михайловича Искрина). Из этого сочинения я узнала, что Искрин Николай Михайлович учился вместе с Алексеем Петровичем Маресьевым в лётной школе. (слайд)
- Ребята, а что вы знаете об этом удивительном человеке? Какая книга посвящена ему? Кто автор этой книги? А у меня она есть. Вот она. Посмотрите, пожалуйста. Если кто-то её не читал, я думаю, что после нашей встречи вы обязательно её прочитаете. ( показываю книгу Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке»
–Ребята, вашего земляка –Н.М. Искрина можно поистине назвать человеком-легендой, потому что он совершил немало героических подвигов, и такие люди, как Александр Иванович Покрышкин и Алексей Петрович Маресьев, которые были легендарными личностями, - его лучшие друзья.
Мне приятно, что сочинения ваших учеников печатаются в городе Самаре вот в этих двух книгах. Эти книги помогли мне при подготовке к встрече с вами. ( показываю книги :сборник литературных работ (сочинений уч-ся) конкурса «Война глазами молодых»).
7. Беседа.
В каждый дом война принесла горе и утрату. Даже и сейчас, по прошествии полувека, тяжело читать пожелтевшие от времени «похоронки». А каково их было читать тогда, в войну, когда в домах поселилась бедность и безысходность. Но время нельзя остановить, оно бежит стремительно вперёд. Ветеранов войны остаётся всё меньше и меньше. И когда-то их останутся единицы. Поэт Николай Рыбалко утверждает, что
«…будет так, неотвратимо будет:
На сцену выйдет в орденах старик –
Последний в нашем крае фронтовик, -
И перед ним в порыве встанут люди.
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведёт рассказ,
Как землю эту вырвал из металла,
Как наше солнце сохранил для нас…
……………………………………….
Запоминайте их, пока не поздно,
Пока они живут среди живых!»
- Ребята, о ком из ветеранов вы могли бы рассказать мне, а я об этом поделюсь с ребятами- семиклассниками нашей школы.
Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой за великий подвиг.
- Ребята, вот эта книга, которую я держу в руках, помогла мне узнать о людях вашего села. Она уникальна, потому что в ней собран большой материал о подвиге Августовцев на фронте и в тылу. А вам она знакома? Кто её написал? Автор её ваш односельчанин Николай Васильевич Искрин. Спасибо, что есть такая замечательная книга. Она теперь есть и у меня, и я расскажу о ней нашим ученикам. ( показываю книгу Н.В.Искрина)
8. Достопримечательности села.
- Ребята, я видела памятник у вас в селе. Он похож на другие памятники и в то же время есть в нём что-то особенное. Что воплощено в этом памятнике? Кто мне расскажет?
Церковь, памятник в центре села, краеведческий музей – это всё воплощение малой родины. А для чего человеку нужна родина?
«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. Это наша история, это наши деды и прадеды.
Человеку нужно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни». (В.Песков)
- Есть бессмертная фраза Вильяма Шекспира: «Порвалась связь времён». Что она означает применительно к нашей эпохе? (Это когда забывают, перечёркивают, уничтожают прошлое… Но вы всё это цените и храните, чтобы передать будущим поколениям.)
Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории, богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.
У кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего.
(В.А.Сухомлинский).
Человек утверждается в мире не только как мыслящее и чувствующее существо, но и как живое звено в человеческой цепи поколений. Это звено соединяет ушедшие поколения с будущими. Чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
9. Родословная.
- Что такое родословная? Для чего она составляется? Кто может составить родословную?
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
В дореволюционные времена у людей богатых был обычай вести свою родословную. Изображения ветвистых генеалогических древ, на которых прослеживались сложные родственные связи, передавались из поколения в поколение. Досконально было известно, в каком году, каким царём был дарован тому или иному представителю рода княжеский или графский титул, в каких сражениях отличились предки. Дворяне гордились своим знатным происхождением. Подчас эта гордость была оправданной: кому же не лестно быть потомком Суворова, Кутузова, Волконского.
Простые люди жили и умирали в безвестности. Мало кто знал замечательных мастеров прошлого – тех, кто создавал деревянное кружево Кижей и сказочный собор Василия Блаженного, тех, кто тяжким трудом кормил, одевал и обувал Россию.
Мы дети своих отцов и матерей, наследники дел отцов и матерей, мы – продолжение стотысячной жизни человечества. Так как же не интересоваться жизнью хотя бы ближайших наших родственников, как ни знать, кем были, о чём мечтали с чем и за что боролись деды, прадеды, прапрадеды (ну
и, разумеется бабушки и прабабушки тоже). Во многих семьях бережно хранятся боевые и трудовые ордена, дорогие реликвии и сувениры. Не будьте равнодушными к этим святым вещам! Пусть они войдут в вашу жизнь, ваше сердце! Перелистывая семейные альбомы,
вглядитесь в глаза молодых ещё отца и матери, бабушки и дедушки. Всё, что есть в вас – от них!
Они смотрят на вас, они видят ваше будущее. Не обманите и вы их веры, не предайте то, чему они посвятили свою жизнь, свою молодость.
- Ребята, а мы в классе тоже составляли странички семейного альбома. Вот что у нас получилось. Это тоже наша память…
- Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков? Перечислите тех, кого вы знаете и помните из своих родственников.
- А знаете, ребята, я составила свою родословную. Вот что у меня получилось.
- Ребята, и вы дома попытайтесь вместе с родителями сделать свою родословную и покажите её своему классному руководителю Татьяне Владимировне. Ну, а если вновь состоится моя встреча с вами, то мне так хотелось бы тоже взглянуть на составленные вами родословные. Я постараюсь приехать к вам со своими ребятами. И вас приглашаю к себе. Давайте будем поддерживать дружеские отношения. Ребята будут очень рады. У нас найдутся общие темы для разговора.
- Ребята, как вы понимаете фразу: «С каждым уходящим человеком тебя остаётся меньше»? (А.Попов) Что автор имеет в виду? Есть ли такое ощущение у вас? Были ли у вас родственники, прожившие яркую, добрую жизнь?
Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит. (А.С.Пушкин)
- Ребята, а слышали ли вы такое выражение: «кануть в Лету»? Что оно означает, по-вашему? Не догадались? Тогда послушайте слова А.С.Пушкина:
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня.
В греческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве Аида. Души умерших по прибытии в подземное царство пили из неё воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения, возникшее отсюда выражение «кануть в Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.
- Как же нужно прожить жизнь, чтобы не «кануть в Лету»?
По словам Ф.М.Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства? Что вам особенно памятно и дорого? Расскажите об этом.
- Ребята, обратите внимание на слова критика Дмитрия Писарева19 века и слова писателя П.Павленко20 века. Это очень сильные слова, заставляющие нас подумать о многом… О мире, в котором мы живём и о себе…
Память сохраняет только то, что вы сами даёте ей на сохранение.
(М.Писарев).
Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
(П. Павленко)
- Ребята, наш разговор подходит к концу. Мне хотелось бы чтобы эта встреча была памятной и для вас и для меня.
Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живёт.
( К Ваншенкин)
- Давайте в память о тех, кто жил до нас, о тех, кто не дожил до 21 века, кто погиб в годы войны, зажжём поминальные свечи в память о наших предках.
- А я в память о нашей встрече сделаю фотографию, которую тоже положу в свою заветную шкатулку.
- А вам на память я оставлю шкатулку, которую сделали ребята моего класса. Там вы найдёте визитные карточки каждого из учеников и интересные пожелания.
Использованная литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
- Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. - Йошкар-Ола:Марийское книжное издательство, 1985.
- Искрин Н.В. К новому, неизведанному. – Самара: Самар. Дом печати, 1997.
- Моя берёзовая Русь. Сборник поэзии и прозы. – Самара: ОАО «Изд-во «Самарский Дом печати», 2007.
- Научно-методический журнал Классный руководитель .№2 Москва 2004, с.116
- Фонды Муниципального краеведческого музея с. Августовка Большечерниговского района Самарской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "В мире английской грамматики", 5-6 классы
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по английскому языку для 5-6 классов. КВН « В мире английской грамматики»...
Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"
Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...
Выступление на внеклассном мероприятии «Народы мира встречают Новый год» (разработка для 7 класса «Коренные жители Северной Америки-индейцы»).
Эта разработка может быть использованна каквыступление класса на школьном мероприятии...
Внеклассное мероприятие "В мире сказок"
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5-6 классов, на котором в театрализованной форме дети вспоминаю сказки....
Внеклассное мероприятие "В мире прекрасного"4кл.
Увлекательное и интересное мероприятие. Ненавязчиво способствует повторению пройденного материала: гжель, жостовский поднос, жанры и виды изобразительного искусства....
Внеклассное занятие "В мире сказок"
Это занятие воспитывает у детей любовь к чтению....
Внеклассное мероприятие "В мире информатики"
Конкурсы между командами...