Что такое творчество?
статья по теме
В статье рассматривается творчество, раскрываются фазы творческого процесса и особенности творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество.
Творчество можно рассматриваться двояко – как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, «что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этот случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действия»[1]. Когда творчество направлено на поиск нового оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.
Основой творческого процесса является интуитивный механизм, который по Я.А.Пономареву, определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Это решение называется интуитивным. Основными его особенностями является наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата.
В современных трактовках творческого процесса большое внимание уделяется не столько принципу деятельности, сколько принципу взаимодействия. Так как деятельностный подход основан на соответствии цели и результата.
«Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования»1. Я.А.Пономарев сопоставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей. Оказалось, что форма поведения детей на этапах развитиях способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.
Фазы творческого процесса1:
- Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено путем логического вывода из имеющихся предпосылок. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способе целенаправленного достижения.
- Фаза интуитивного решения. Для нее характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственного результата действия человека. При этом необходимыми условиями будут:
- наличие побочного продукта в неосознанном опыте;
- высокий уровень поисковой мотивации;
- ясно и просто сформулированная задача;
- отсутствие автоматизации способа действия.
Необходимость во второй фазе возникает в том случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения поставленной задачи и требовались иные способы достижения цели.
3. Фаза вербализации интуитивного решения. На данном этапе осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком.
4. Фаза формализации вербального решения, где формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Этот процесс происходит на сознательном уровне.
Решение творческих задач осуществляется посредством разнообразных знаний уровней организации психологического механизма творчества. Общим психологическим критерием творчества является смена доминирующих уровней психологического механизма творчества.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, существует такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это тип творческой личности, основной особенностью которого является креативность.
Креативность – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности. Особенности творческой личности:
- когнитивные (высокая чувствительность к субсенсорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способ воспринимать знания в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые мысли и фантазия; развитое мышление как стратегия обобщения множества одной задачи...);
- эмоциональные (высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);
- коммуникативные (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).
«Творчество как один из видов деятельности и креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают процесс общественного развития. На уровне общественных интересов креативность действительно рассматривается как эвристический способ жизнедеятельности, но на уровне социальной группы поведения творческой личности может быть оценено как вид деятельности, не согласующийся с нормами и предписаниями, принятыми в данном сообществе людей. Творчество может рассматриваться как форма поведения, не согласующаяся с принятыми нормами, но при этом, не нарушая правовые и моральные предписания группы»[2].
Аналогичная закономерность характеризует и развитие самой личности, в том числе личностных норм, в исследованиях Л.И.Божович. Он утверждал, что «если ребенок пассивно следует требованиям взрослых, то усвоение образцов поведения, воплощающих в себе нравственные нормы, правило остается на уровне знаний и умений. Если же стремление к образцу (сознательное или неосознанное) имеется у самого ребенка, если он сам предъявляет к себе, к своему поведению требования, соответствующие образцу..., то усвоение образца приводит к развитию...»[3].
Опора на некоторую систему норм обязательна в рамках любой творческой деятельности. Как писал Э.В. Ильенков «путь свободного воображения всегда пролегает между Сциллой штампа и Харибдой произвола и требует высококультурной силы воображения...»3. Разумеется, творчество включает в себя и создание новых норм. При этом прежняя не игнорируется, а служит ее базой.
Многолетние исследования Н.Н. Поддьякова творчества у дошкольников дают основания сформулировать следующий подход к разработке проблемы. Подход представлен тремя взаимосвязанными направлениями[4]:
- Анализ творчества у детей выделил следующее противоречие: развиваясь, ребенок усваивает общественный опыт – а именно способы действий с вещами, способы умственных и речевых действий, которым его обучает взрослый. Эти способы, как правило, жестко фиксируются, что должно фактически исключить творчество. Но этого не происходит, так как в процессе усвоения преломляется новое знание, новое умение через понимание мира, пропускается через свой личный опыт, который неповторим и уникален.
- Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У детей этот переход осуществляется в процессе много образных форм поисковой деятельности, направленной на решение новых, необычных для ребенка задач. Чем разнообразнее пробующие действия детей, чем гибче, оригинальнее поисковая деятельность, тем больше возможностей получить в конечном итоге новый, необычный результат. Одной из важных форм поисковой деятельности является так называемое детское экспериментирование. Именно в поисковой деятельности находит проявление и развитие природная любознательность детей.
- Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока и маленьких открытий. Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсивности развития новых мотивов деятельности дошкольников. Проблема единства аффекта и интеллекта, поставленная Л.С.Выготским, получает здесь особое преломление и развитие, она выступает как единство эмоционального и творческого развития детей.
[1] «Психология» под редакцией Дружинина В.Н., Санкт-Петербург, 2002 г., с. 119-120.
[2] «Психология» под общей редакцией Дружинина В.Н., с. 121-122.
[3] «Вопросы психологии» под редакцией Матюшкина, ст. Балл Г.А. «Нормы деятельности и творческая активность личности», Москва, № 6 – 1990 г., с. 29 -30.
[4] «Вопросы психологии» под редакцией Матюшкина, ст. Поддьякова Н.Н. «Новый подход к развития творчества у дошкольников», Москва, № 1 – 1990 г., с. 16 -20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...