Преподавание родного языка и литературы, как фактор приобщения к этнокультурным традициям.
рабочая программа (10 класс)

В век  глобализации необходима констатация ценностей, которые объединили бы национальные группы при сохранении этнокультурного многообразия  и национальной идентичности, являющейся  составной частью общей культуры. Проблема  сохранения родных языков и культур народов важна и актуальна  в  современных реалиях. Данная педагогическая программа составлена в соответствии с государственной целевой программой языкового строительства Республики Саха. Описание программы. Целевые ориентации программы:- Нравственное и этнокультурное воспитание ребенка саха, в процессе которого осуществляется  необходимое обучение; -Преподавание  якутского языка и литературы  как  творчество. Концептуальные  положения и гипотезы: -принцип  гуманизации: этнокультурный  потенциал книг порождает особую систему гуманистических убеждений ребенка  саха; - принцип художественности: урок якутской литературы строится по законам искусства (художественный анализ произведения), закон  трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; -принцип этнокультурного воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а  составная часть программы воспитания; - знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного  этнокультурного развития; -сама личность учителя, классного руководителя - нравственный облик, педагогическое мастерство  могут оказать самое большое влияние  на формирование личности учащихся саха на воспитание  у них лучших качеств этноса; -формула личностного подхода: любить+ понимать+ принимать+сострадать+помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prepodavanie_rodnogo_yazyka.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Преподавание  родного  языка и литературы, как фактор приобщения к этнокультурным  традициям  народа»

       В своей педагогической деятельности учитель реализует технологию  личностной ориентации педагогического процесса «Преподавание якутского  языка и литературы, как фактор приобщения к этнокультурным  традициям  народа саха». Обоснование  выбора  образовательной педагогической  технологии:  В век  глобализации необходима констатация ценностей, которые объединили бы национальные группы при сохранении этнокультурного многообразия  и национальной идентичности, являющейся  составной частью общей культуры. Проблема  сохранения родных языков и культур народов важна и актуальна  в  современных реалиях. Данная педагогическая программа составлена в соответствии с государственной целевой программой языкового строительства Республики Саха. Описание программы. Целевые ориентации программы:- Нравственное и этнокультурное воспитание ребенка саха, в процессе которого осуществляется  необходимое обучение; -Преподавание  якутского языка и литературы  как  творчество. Концептуальные  положения и гипотезы: -принцип  гуманизации: этнокультурный  потенциал книг порождает особую систему гуманистических убеждений ребенка  саха; - принцип художественности: урок якутской литературы строится по законам искусства (художественный анализ произведения), закон  трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; -принцип этнокультурного воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а  составная часть программы воспитания; - знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного  этнокультурного развития; -сама личность учителя, классного руководителя - нравственный облик, педагогическое мастерство  могут оказать самое большое влияние  на формирование личности учащихся саха на воспитание  у них лучших качеств этноса; -формула личностного подхода: любить+ понимать+ принимать+сострадать+помогать.Особенности содержания программы: Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса якутской литературы,  содержит множество этнокультурных  особенностей. Этнокультурные особенности, которые являются основой урока, осмысляются в сотворчестве  так,  чтобы: - народное творчество, традиции, обычаи понимались как способ достижения полноты человеческой жизни; -ответы на поставленные вопросы, изучение и разрешение  проблем требовали тщательного изучения  литературного произведения,  его  стилистических особенностей, работу с учебником, дополнительной литературой, ознакомления с биографией писателя и историей изучаемого произведения; - они являлись компонентом  развития речевой культуры. Используемые методы: - объяснительно-иллюстративный  с элементами рассуждения;-  диалог; - проблемный; - творческий. Организационные методы:- традиционная  классно-урочная; - групповая с элементами индивидуального подхода;-  индивидуальный  подход.

Этапы  реализации программы:

Этапы

Сроки

Цель

Содержание          

Форма контроля

Когнитивно-поисковый

2009-2010

Анализ этнопедагогической,   психологической литературы по проблемам обучения и этнокультурного воспитания, изучение и практическое осмысление личного опыта  по приобщению к  этнокультурным традициям саха  

Прохождение курсов повышения квалификации, воспитание  детей в семье, руководство детской телестудией «Тэгэлик», участие в форумах «Олонхо уйэлээх угэспит»

Диагностика ЗУН учащихся,  анкетирование родителей

Этнокультурно-оценочный

2010-2011

Организация ценностного отношения к своему  этносу через организацию технологии этнокультурного чтения и осмысление литературных произведений учащимися

Познавательно-творческое обучение учащихся по осмыслению этнокультурных ценностей этноса саха через литературные произведения, участие в литературных праздниках, участие в конференциях, конкурсах, руководство пресс-центра Сыккыс», элективного курса «Олонхо - саха оло5ун мындыра». Организация  улусной научно-практической конференции  «Сметанинские чтения»

Динамика успеваемости качества знаний учащихся

Результаты учащихся на олимпиадах

Творческий

2009-2014

Систематизация полученных результатов, проверка эффективности разработанных материалов по осознанию учащимися  культуры саха и их стремлению понять особенности других этнокультур на основе изученной литературы

Письменно - речевая деятельность, творческие работы, сочинения- рассуждения, заметки, публикации («Сыккыс»), выступления на ТВ учащихся. («Тэгэлик») Организация открытых уроков на улусных семинарах, мастер-класс, участие в педагогических чтениях, распространение опыта работы.

Результаты экзаменов,

мониторинг участия учащихся на НПК, развитие индивидуальных качеств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино»

Разработка предназначена для обеспечение высокого качества изучения и преподавания родного языка и литературы в МБОУ «ЦО с. Конергино» в соответствии с меняющимися запросами населения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА". (ПОБЕДИТЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА "ЛУЧШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ")

Материалы конкурса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26604961","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Элементы народной педагогики на уроках родного языка и литературы в этнокультурной школе

Народ – очень мудрый воспитатель. Средства, методы воспитания появились уже давно и развивались, усовершенствовались вместе с обществом. Народная педагогика как основа коллективного творчества в...

Доклад на Всероссийскую НПК "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ...

Инновационные подходы к преподаванию родного языка и литературы

Инновационные подходы к преподаванию родного языка связаны, прежде всего ,с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь...