Инновационные подходы к преподаванию родного языка и литературы
учебно-методический материал
Инновационные подходы к преподаванию родного языка связаны, прежде всего ,с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает родному языку , не владеющих родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: Инновационные подходы к преподаванию родного языка и литературы
1. Инновационные подходы к преподаванию родного языка связаны, прежде всего ,с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает родному языку , не владеющих родным языком.
2. Преподавание родного языка в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения родным языком 3. Инновационные подходы к преподаванию родного языка основаны прежде всего не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по родному языку, понимания того, что причина плохого знания родного языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к культуре, к традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного подхода к преподаванию родного языка как неродного.
4.Инновационный подход требует от каждого учителя овладения методикой преподавания родного языка , понимания, что законы родного языка учащиеся воспринимают через призму законов русского языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок. Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке родного языка. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке родного языка относятся
перевод с русского на родной язык
обратный перевод
выстраивание ассоциативного ряда
проговаривание и т. д.
5. Во время проведения уроков родного языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, которые хорошо владеют родным языком, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.
6. Инновационные подходы к преподаванию родного языка требуют не только четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.
7. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на родном языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.
8. Инновационные подходы к преподаванию родного языка для детей обучающихся в русской школе требуют качественно иного отношения к предмету преподавания. Родной язык является носителем культуры, традиций марийского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла.
10Для уроков родного языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить
- навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов,
- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным,
- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,
- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.
Примерный сценарий занятия по планированию проектов
1.Краткий обзор результатов исследования – 3 мин.
2. Объявление темы урока, ожидаемых результатов, хода занятия - 1 мин.
3. Работа в группах по анализу информации, выработке вариантов решения проблем, созданию плана действий. Консультации с учителем проводятся с учителем по необходимости – 26 мин.
4. Подведение итогов – 5 мин.
5. Разъяснение домашнего задания – 5 мин.
Примерный сценарий обсуждения в форме дебатов
Дискуссия в форме дебатов может быть эффективной в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников чётко определены и резко отличаются друг от друга. Цель дискуссии – научить учащихся спокойно, корректно высказывать мнения на лингвистическую тему, приводить аргументы.
Время выступления каждого участника ограничено, одинаково для всех.
Методика проведения дебатов
1. Ведущий определяет тему дискуссии. Какова роль языка в жизни людей? Существует ли феномен языка? Каждого ли человека можно назвать хорошо владеющим родным языком?
2. Ведущий делит участников на группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения) Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяются на группы по жребию.
3. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах поведения дискуссии, о времени подготовки в группах (15 минут), о времени выступления. Представители групп выступают поочерёдно. Каждая группа имеет право на три выступления.
4. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы, решают, как лучше распорядиться отведённым временем. Представители групп могут задавать вопросы, комментировать аргументы оппонентов. Группы могут подготовить рисунки, схемы, таблицы и т.д.
5. Ведущий начинает дебаты, предоставляя слово участникам, следит за регламентом.
6. Выступление группы экспертов
7. В завершение поводится опрос среди участников дебатов путём тайного голосования
Основными принципами современного урока родного языка можно назвать следующие:
опора на возрастные психологические особенности школьников; урок должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость, своеобразие каждого;
приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания, а учить добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить;
разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических приёмов, методов, исследовательский характер урока;
чёткая структура урока, его сюжетность, взаимосвязь всех его частей; условно урок можно разделить на три части: вступление, вводящее школьников в проблему; движение темы, развитие, углубление её, позволяющие школьникам увидеть многоаспектность любой языковой проблемы; итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний;
разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок, подчинён его задачам;
отработка норм выразительного чтения;
яркая, образная речь учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»
Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...
Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы
Подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, что является ...
Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы
Хочется поделиться опытоми, поделиться своими достижениями...
Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы
Инновационные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал п...
Эссе Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях билингвизма
Инновационные подходы к преподаванию русского языкав условиях билингвизма...
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...
Инновационные подходы к преподаванию русского языка в условиях поликультурной среды.
Преподавание русского языка в современных условиях требует от филолога совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных...