Методическая разработка техники граттаж
методическая разработка по теме

Крайнова Ольга Михайловна

Нетрадиционная техника рисования-граттаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_grattazh.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г.Ворсма

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕХНИКИ ГРАТТАЖ

                                                      Автор:

педагог дополнительного образования

                                                                     Юленкова О.М.

2012г.

Методическая разработка техники граттаж.

Пояснительная записка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Изобразительное  искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

С этой целью и был введен раздел нетрадиционной техники рисования - граттаж в образовательную программу внеурочной деятельности.

Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Суть этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом. Чаще всего граттаж применяли графики 20 столетия, иногда эту технику называют гратто-графией или техникой царапанья.

Мнения художников относительно того, что такое граттаж, расходятся. Некоторые считают, что граттаж — это типичный вид гравюры. Ведь если считать гравюрой любое изображение, которое сделали путем нанесения штрихов и без помощи красок, то граттаж будет типичной гравюрой, точно так же, как и любой рисунок карандашом. Но есть мнения, что техника граттаж — это лишь имитация гравюры. Ведь если считать гравюрой рисунок, нанесенный на твердую поверхность, то граттаж действительно будет лишь имитацией гравюры.

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники нужно предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу), а затем наносят тушь или краску.

Тушь придется наносить в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью, ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то ее также следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть. В технике граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и черная тушь, хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно раскрашенным. Точно так же можно использовать тушь совершенно любого цвета.

Например, некоторые художники предпочитают использовать черный картон и светлую краску.

Когда основа для будущего рисунка будет готова, можно приступать собственно к выполнению техники граттаж. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заостренным предметом. Таким образом получается, что, выцарапывая линии будущей картины, вы открываете цвет основы.

Опытные мастера, которые работают в технике граттаж, используют для работы набор специальных резцов разного размера, ширины, толщины и т. д. Но вы можете воспользоваться подручными инструментами, например, гвоздем, спицей или зубочисткой.

Точно так же вместо туши вы можете использовать гуашь, но с ней труднее работать, она пачкает руки, смазывается и менее долговечна. Кроме того, вы можете поэкспериментировать с акриловыми красками. Для грунтовки некоторые вместо парафина или воска используют мел, белую глину и даже яичный желток. А чтобы тушь не растекалась пятнами по картону, ее обычно смешивают с мыльным раствором.

Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционную технику рисования.

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;

-развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;

- формировать композиционные навыки;

- развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах.

Ожидаемый результат.

  1. Умение пользоваться материалами и инструментами, необходимыми для техники граттаж.
  2. Умение передавать смысловые связи предметов в сюжетном рисунке.
  3. Умение выражать эмоциональные переживания, создавая выразительную композицию и добиваясь цветовой гармонии в работах.
  4. Умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной работе.

Материалы и оборудование.

Для изготовления работы в технике граттаж понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • газеты;
  • белые листы плотной бумаги;
  • свеча;
  • карандаш;
  • копировальная бумага;
  • восковые мелки;
  • тушь или гуашь;
  • кисть;
  • зубочистка-заточенная палочка;
  • работы педагога, а так же детские работы в технике граттаж.

Организация работы занятия.

  1. Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами были на прогулке в парке и что мы там наблюдали? (ответы детей)
  2. Вот и кончилось теплое лето. Солнышко не успевает согреть землю за короткий день. Ночью стало холодней. Листья изменяют свою окраску. Вот они уже опадают, застилая землю разноцветным ковром. Октябрь-уже настоящая осень. Пышно убранная и нарядная, в лоскутах опавшей листвы, с тихим плачем мелкого дождя, с караваном птиц, улетающих на юг,-словом пора, которая зовется у нас в Росси «золотой осенью» (во время слов идет презентация на тему осени с сопровождением музыки листопада)

1 ученик:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

2 ученик:

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

3 ученик:

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

4 ученик:

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Ребята, кто из вас знает, как называется такое явление природы, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)

1 ученик:

Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!

  1. Перед вами альбомные листы с уже выполненной композицией осеннего листопада.

Ваша задача перевести композицию с помощью копировальной бумаги на основу под граттаж.

Выцарапать переведенную композицию с помощью зубочистки.

Раскрасить выполненный рисунок восковыми мелками.

  1. Физкультминутка:

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил,
Под ногами коврик новый
Желто-розовый-кленовый.

(Дети выполняют движения по тексту).

  1. Выполненные композиции вывешиваются на доску.

А вам нравятся эти работы? В чем на ваш взгляд , особенности каждого листопада? (ответы детей)

А мне на память о сегодняшнем занятии оставьте свои впечатления в виде волшебного дерева. Оранжевый лист – прекрасное настроение, желтый – хорошее настроение, зеленый – мне немного грустно.

Ребята, наше осеннее дерево оделось в осеннюю палитру. Вот оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем.

Спасибо за внимание и работу.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Техника вращения в русском народном танце"

В данной методической разработке приведены примерные упражнения и вращения с методическими рекомендациями по исполнению....

Методическая разработка «Техника рисования цветным песком»

Предлагаю, разработанный мною,  конспект занятия в  старшей группе по этой теме. Занятие направленно на закрепление умений  выполнять  работу с песком.Методические рекомендации....

Методическая разработка "Техника прыжка в длину"

Статья "Методика обучения технике прыжка в длину"...

Методическая разработка "Техника выполнения акробатических упражнений"

Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, хореографам, инструкторам по физическому воспитанию. В ней представлены техника выполнения акробатических упражнений для де...

Методическая разработка «Техники «арт-текстиля»

Методическая разработка «Техники «арт-текстиля» знакомит воспитанников детского творческого объединения с многообразием современных приемов художественной обработки текстильных матер...

Методическая разработка "Техника выполнения акробатических элементов"

Основной непреходящей ценностью человека является его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Воспитание физическое является сферой действия фи...

Методическая разработка техника "Декупаж"

Данная разработка познакомит с интерсной техникой "Декупаж". В последние годы он становится очень популярным....