Развитие творческого потенциала личности
методическая разработка по теме
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_lichnosti_na_urokakh_izo._iskusstva.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсам повышения квалификации по ИОЧ
Вариативный блок
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
по теме:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(с 17 февраля 2014 года по 21 февраля 2014 года)
Выполнила:
Грядунова Елена Евгеньевна
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 7 г. о. Жигулевск
2014 год
Содержание.
- Актуальность проблемы.
- Цели и задачи.
- Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
- Заключение.
- Список литературы.
- Ссылка на источник информации в Интернете.
Актуальность проблемы
Проблема развития творческого потенциала личности обучающихся чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных реальных ситуациях.
Жизнь требует от школы подготовки способного, умеющего адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, творческого, креативного человека.
Не секрет, что «неталантливых детей не бывает» - бывают упущенные возможности.
По словам психолога Ананьева Б.Г. «Человеческое развитие
обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной) воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности),
собственной практической деятельности человека. Эти факторы
действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития».
И очень важно с начала учебной деятельности ребенка понять, что за возможности он «скрывает». Следовательно, выявление уже на начальном этапе творческого потенциала обучающегося, и в дальнейшем его развитие - определяет возможность достижения им более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
И также важно, с самого начала обучения правильно определить цели и основные задачи при развитии творческого потенциала личности в системе урочной и внеурочной деятельности.
Цели
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала обучающихся;
- научить стремиться к успешности, представляя результаты собственного труда в наиболее выгодном свете;
- решить проблему занятости во внеурочное время;
- сформировать следующие компетенции: коммуникативные – обогатить опыт культурного общения учащихся; интеллектуальные – расширить кругозор учащихся; практические – получить навыки изображения на плоскости и в объеме, в декоративной и конструкторской работе, развить навыки театральной деятельности.
Задачи
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития детей. Разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с творчески одаренными детьми. Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через коллективную и самостоятельную работу.
«Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности»
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Бенджамин Блум
Важнейшее условие формирования у детей жизненной успешности –личностно –ориентированное обучение.
Выявление творчески – одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений при выполнении практических заданий. Развитие талантливого и творческого ребенка требует особых подходов, и поэтому при выявлении таких детей я начинаю работать с ними по индивидуальной программе на протяжении всех лет обучения. Задания носят индивидуализированный характер с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности, где ребенок максимально проявляет свои способности.
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию творческого потенциала личности ребенка является участие в фестивалях детского творчества, научно - практических конференциях, творческих мастерских, выставках, конкурсах, позволяющих обучающимся проявить свои возможности. Такая практика дают свои результаты. Мои ученики являются постоянными участниками городских, окружных, областных, всероссийских конкурсов и часто добиваются в них успехов. Достижения последних лет: городской конкурс живописи и графики «Родная глубинка» 2013 год – семь призовых мест (из них три первых); областной конкурс «Родная глубинка» - три призовых места (Дипломанты I и III степени, Лауреат II степени); городской конкурс живописи и графики «Родная глубинка» 2014 год – семь призовых мест (из них три первых); победа в конкурсе рисунков к юбилею ВОГЭС «Жигулевск – город энергетиков»;
Диплом II степени X областной конкурс детского рисунка «Моё любимое животное» - 2011 год; V областной конкурс рисунков «Мир глазами детей» - 3 место; диплом призера – III место Всероссийский конкурс «Мир заповедной природы» в рамках «Марша парков -2010»; победа в областном конкурсе «Спасибо деду за Победу!» - проект всероссийской политической партии «Единая Россия» - 2013 год; первое место в городском фестивале детского творчества «Молодежь – юбилею города» - 2012 год; диплом победителя I Всероссийского творческого конкурса рисунков «Моя малая родина» - 2013 год.
Также в работе я использую такую образовательную технологию как метод проектов. Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы учится ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Примером подобной формы являются уроки, посвященные архитектуре разных стран. Я предлагаю учащимся тему, и дети сами выбирают способ выполнения задания, например, изготовить работу в объеме, создать макет. Затем провожу анализ предстоящей деятельности, вместе с детьми обсуждаем какие материалы лучше использовать для создания продукта, технологию его изготовления, как оформить свою работу и т. д. Далее, уже во внеурочное время, учащиеся ищут необходимую информацию, работают самостоятельно. В процессе создания проекта консультируются по вопросам проекта, просят помочь в поиске информации по теме, по технологии изготовления, по оформлению работы.
Пример такого взаимодействия – создание серии макетов Андреем Шаврыгиным. Андрей с третьего класса стал проявлять свои способности в макетировании, и в дальнейшем он неоднократно участвовал в конкурсах, научно-исследовательских конференциях, где его работы всегда отмечались призовыми местами. Проект «Русская изба» получил дипломом III степени на городском конкурсе художественно-поэтического творчества «Я – автор» и диплом в городском конкурсе декоративно-прикладного творчества; проект «Макет часовни» - II место на городской конференции учебно-исследовательских работ. Его работы, также как и работы других учащихся были представлены в экспозициях краеведческих музеев г. г. Тольятти и Жигулевска, а также в выставочном зале г. Жигулевска.
Поощрением для ученика стали и неоднократные публикации в СМИ, в том числе, Андрей был приглашен в телевизионную передачу на ФТВ-Жигулевск, посвященную его творчеству.
Важным фактором, влияющим на развитие творческого потенциала личности обучающегося и на выявление скрытых способностей, является внеурочная работа.
Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с искусством. И одним из видов искусства является театр, и формирование театральной культуры обучающихся является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в театре сконцентрирован духовный опыт человечества.
Несколько лет назад в школе был организован детский кукольный театр. Он был создан на основе программы по изобразительному искусству под ред. Б. Неменского. В программе предмета ИЗО есть тема «Художник и зрелище», где ребята не только изучали историю театра, но и изготавливали несложных театральных кукол. В дальнейшем это реализовалось в проект – кукольный театр «Русская сказка».
Любой спектакль – это единство живописи, декоративно – прикладного искусства, музыки и слова, и в каждом из этих видов деятельности можно себя проявить. Весь реквизит, в том числе и кукол, создают сами учащиеся. Младшие школьники делают головы, старшие шьют костюмы, изготавливают декорации и афиши. Кто – то отвечает за музыкальное оформление, а кто – то пробуют свои силы на литературном поприще и пишет сценарии по мотивам русских народных сказок или сказок русских писателей.
В нашем маленьком театре все как во взрослом. Есть и свои достижения. Театр получил диплом победителя Второго городского конкурса грантов 2004 г.; стал призером городских театральных конкурсов 2007 и 2008 г.г. и лауреатом премии мера – 2009 г. В СМИ были неоднократные положительные отзывы о нашей работе, также о деятельности театра был снят фильм телевидением ФТВ-Жигулевск.
Сейчас «Русская сказка» продолжает работать: показывает представление ученикам начальных классов, родителям, принимает участие в школьных мероприятиях, гастролирует по детским садам города.
Заключение. Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять. И поэтому в своей работе я стараюсь применять разнообразные методы, которые дают возможность одаренным детям выбрать подходящие формы и виды творческого самоопределения. В профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства я решаю не глобальные проблемы, а конкретные задачи. Выстраиваю урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах творчества. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие области деятельности обучающегося.
Список литературы
1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
3. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.
4. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз - 1960.
5. «Концепция модернизации образования на период до 2020 года»
6. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; Искусство , 1973.
7.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
8. «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования». М.: Просвещение. 2012.
Ссылка на источник информации в Интернете
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Развитие творческого потенциала личности учащихся
Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....
Развитие творческого потенциала личности через систему воспитательной работы в классе
Воспитательная работа с обучающимися сегодня – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова.Представляю анали...
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
«Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы класса»
В данной работе представлены модель воспитательной системы класса и подробная разработка сценария коллективного творческого воспитательного мероприятия «Мисс Осень», ориентированного на развитие...
Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности.
Когда мы пытаемся объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы об...