Внедрение электронной среды обучения для формирования интеллектуальной активности и развития ключевых компетенций учащихся.
статья по теме
Главной целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Эффективным направлением достижения поставленной цели названо внедрение в образовательный процесс электронного обучения «e-learning». Также определен целевой индикатор для этого направления: использование системы электронного обучения в организациях образования в 2015 г.–50%, в 2020 г.–90 %. Для того чтобы названный индикатор соответствовал желаемому результату, уже сейчас необходимо внедрять электронное обучение в школах, где сложились объективные предпосылки для создания электронной среды обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_dne_otkrytykh_dverey_15.01.2014.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение электронной среды обучения для формирования интеллектуальной активности и развития ключевых компетенций учащихся.
Слайд 1.
Главной целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Эффективным направлением достижения поставленной цели названо внедрение в образовательный процесс электронного обучения «e-learning». Также определен целевой индикатор для этого направления: использование системы электронного обучения в организациях образования в 2015 г.–50%, в 2020 г.–90 %. Для того чтобы названный индикатор соответствовал желаемому результату, уже сейчас необходимо внедрять электронное обучение в школах, где сложились объективные предпосылки для создания электронной среды обучения.
Первые практики использования портативных компьютеров в образовании показали, что целесообразнее рассматривать их не в качестве очередного технического средства обучения, помещая в один ряд с проектором, телевизором и видеомагнитофоном, а в качестве ключевого компонента образования нового поколения, за которым закрепилось название среда электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер». Благодаря ему образование сосредотачивается на личности, а программное обеспечение и технологии становятся доступными в любое время. Такой подход открывает новые возможности, позволяя ученикам достичь более глубокого понимания изучаемого предмета, так как доступ к знаниям становится почти мгновенным.
Развитие компетенций, повышение качества знаний учащихся - главные задачи, стоящие перед организациями образования в условиях перехода на 12-летнее обучение.
По Инициативе корпорации Интел в Республике Казахстан, в Караганде с 1 октября 2010 года начал реализацию проект «Создание электронной среды обучения «1 ученик : 1 компьютер» (далее - проект).
В ходе реализации проекта, проводимого при поддержке Министерства образования и молодёжной политики Республики Казахстан, в нашу школу было поставлено 47 персональных мобильных компьютеров школьников.
Слайд 2.
Для работы с нетбуками учителя проходили курсы, посещали семинары (фото на курсах). На них учителя получили первые навыки работы на нетбуках.
С 2010-2011 учебном году в проекте участвовали два учителя начальных классов, а именно:
Садчикова Галина Анатольевна, учитель 3А класса;
Кузнецова Галина Васильевна, учитель 4А класса;
Координатор – Затонская Вера Васильевна, учитель ИВТ.
Затем добавились учителя (в 2012-2013 учебном году):
Бабко Ольга Викторовна, Агеева Светлана Анатольевна, Башурова Марина Дмитриевна, которые и продолжают работать в проекте. В этом учебном году практически все учителя школа работают с нетбуками (не только учителя начальной школы).
Внедрение новых форм организации обучения ставится акцент на самостоятельной и ответственной учебной деятельности учащихся; ведется мониторинг результатов эксперимента, а также систематизирование полученных данных.
Все учителя проекта отмечают, что реализация проекта позволяет достичь его основной цели — внедрение информационных технологий в систему начального образования, когда каждый ученик получает возможность индивидуально работать за персональным компьютером. Педагоги получают возможность творчески реализовать новые технологии обучения в рамках концепции современного образования «1 ученик: 1 компьютер». Учащиеся совершенствуют навыки и коллективной (в парах), и индивидуальной работы. Удобнее проводить централизованное обучение и оценку знаний учеников. Повышается активность учащихся на уроке. Обучение на нетбуках проходит систематически, и дети уже свободно находят новую тему и с удовольствием выполняют задания. При работе в групповом чате с радостью делятся своим настроением и новыми знаниями друг с другом.
На всех этапах урока при преподавании учебных предметов начальной школы учителями применяют нетбуки. На уроках математики, русского языка, ИЗО, познание мира, казахского языка, литературного чтения, внеклассной работы. 10-15 минутная работа на нетбуках используется для проведения тестов, выполнения письменных работ на компьютере, для поиска информации в сети Интернет, а также для выполнения on-line заданий из единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов.
Рассмотрим формы, методы и приемы работы электронной среды обучения.
Слайд 3.
Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.
В наши дни все большее внимание привлекает существование онлайн обучения. Обучение в электронной среде обладает рядом отличий от традиционного образования, прежде всего возможностями и потенциалом. Эти возможности наряду с преимуществами имеют свои недостатки.
Но эффект от введения работы с нетбуками можно сравнить, например, с эффектом, который появляется при установке мотора на двухколесный велосипед.
Велосипед как был двухколесным, так и остался и едет по-прежнему на тех же колесах и с той же скоростью.
А вот преимущества езды на велосипеде с мотором очевидны:
Во-первых, стало легче ездить – не надо крутить педали.
Во-вторых, можно ехать гораздо быстрее и дольше.
Понятно, что теперь велосипед становится тяжелее и дороже, и бензин нужно покупать. Кроме того, появляется шум при езде. Выбирайте сами.
Слайд 4.
Мы выбрали новый современный способ обучения учащихся потому что, использование ИКТ на уроках позволяет повысить мотивацию обучения, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, активизировать познавательную деятельность учащихся, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания, повысить эффективность процесса обучения.
Слайд 5.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: Создание презентаций, Использование интерактивной доски, Использование аудиовизуальных технологий, Использование нетбуков
Слайд 6
- Создание презентаций.
Самой удачной и простой формой представления учебного материала к урокам можно назвать мультимедийную презентацию. Презентации очень активно используются учителями на уроках и мероприятиях. Это современный метод наглядности. Можно использовать готовые презентации, можно создавать свои.
Учащиеся так же любят работать с презентациями. Больше всего составляется презентаций к урокам познания мира, литературы, классным часам. По мере необходимости создаются тренажеры для уроков математики, русского языка.
- Использование интерактивной доски
Учителя начальных классов нашей школе имеют интерактивные доски в кабинетах. Но пользуются её все учителя. Учащиеся любят работать с интерактивной доской. Они умеют пользоваться и ручкой, и указкой, всеми инструментами. Использование такой доски и Интернета помогает уроки делать современными, мобильными, интересными.
Слайд 7.
- Использование аудиовизуальных технологий.
Отошло время использования грампластинок, аудио и видео кассет на уроках. Пришло время работы с использованием аудиовизуальных технологий. На любом уроке можно использовать видеометод. Для этого нами активно используется сайт nachalka.com – кинозал. Прослушивание музыкальных и литературных произведений через наушники или колонки позволяет познакомится с произведением в авторском исполнении.
- Использование нетбуков
Третий год школа работает по модели «1:1».
Всё больше учащихся овладевают навыками работы на нетбуках. Классы меняются ежегодно.
Дети учатся работать с разными программами Повер Поинт, Паинт, Ворд, учатся выходить в Интернет для поиска информации к урокам и мероприятиям (поисковый метод).
Очень помогают учителям в проверке знаний учащихся проведение тестов. Больше всего используются тесты в программах в Ворде, Экселе, «Финист» и Квизи.
На уроках ИЗО и трудового обучения широко используются игры конструктор «Мозаика», конструктор «Орнамент» (сайт logozavr.ru)
Проекты создаются в программе PowerPoint.
Слайд 8.
Нами в работе с нетбуками используются следующие методы: наглядный, видеометод, частично-поисковый, поиск и использование справочной дополнительной литературы, практический (упражнения, тесты), игровая форма обучения, проектная и совместная деятельность.
Слайд 9.
Работа с нетбуками может использоваться на любом этапе урока. Но наиболее эффективно использование данного вида работы при усвоении учебного материала.
До просмотра видеофрагментов необходимо продумать систему использования видео в структуре учебного занятия. Для этого:
1. Содержание видеоматериала должно быть связано с предстоящей темой урока
2. Обратить внимание учащихся на основные элементы видеоряда
3. Продумать способы активизации интереса учащихся к сюжету видеоряда
4. Пояснить трудные места, как в процессе восприятия отдельных фрагментов, так и в содержании информации: выделить отдельные моменты, которые могут ускользнуть из поля зрения учащихся, прояснить те моменты, которые могут быть понятны неправильно.
5. Огласить учащимся вопросы и задания, на которые следует ответить после просмотра. Например, вопросы могут быть такими: «Чему посвящен видеоряд?», «Какие моменты видеоряда оказались непонятны?».
Во время просмотра учителю следует: осуществлять синхронное комментирование «немого» видеоряда, задать ряд проблемных вопросов.
После просмотра учитель выявляет: уровень усвоения просмотренной информации учащимися через разнообразные задания.
Слайд 10.
ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, не в коем случае не подорвать здоровье, выступать, как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной, работа с ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.
Слайды 11-14.
Мониторинг
Обучающиеся экспериментальных групп, участвующие в проекте, показывают более высокие по сравнению с обучающимися контрольных групп, не принимающих участия в проекте, результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на основе формирования таких универсальных учебных действий, как осознанность целей использования компьютера в учебном процессе, его широких возможностей.
Показатели осознанного использования компьютера обучающимися
(результаты опроса учащихся)
Контрольный класс (положительно ответили в %) | Экспериментальный класс (положительно ответили в %) | |
Нетбуки – важный инструмент освоения новых знаний | 68% | 77,5% |
Нетбуки – инструмент, который можно использовать на всех уроках | 70% | 82,5% |
Нами проводится мониторинг и сравнительный анализ успеваемости учащихся классов, работающих с нетбуками, и классов, работающих традиционно.
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 (1полугодие) | |||||
Кол-во уч-ся предметы | 3А-ЭК | 3Б- КК | 4А- ЭК | 4Б- КК | 5А-ЭК | 5Б-КК | 6А- ЭК | 6Б- КК |
17 | 19 | 24 | 20 | 23 | 22 | 25 | 24 | |
Русский язык | 53% | 47% | 66,7% | 55% | 44% | 36% | 64% | 29% |
Литература | 82,4% | 79% | 75% | 60% | 74% | 64% | 80% | 63% |
Математика | 64,7% | 57,3% | 54% | 50% | 74% | 45% | 64% | 38% |
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 (1полугодие) | |||||
Кол-во уч-ся предметы | 4А- ЭК | 4Б- КК | 5А-ЭК | 5Б-КК | 6А- ЭК | 6Б- КК | 7А- ЭК | 7Б- КК |
22 | 20 | 20 | 17 | 23 | 17 | 22 | 17 | |
Русский язык | 51% | 38% | 45% | 35% | 43% | 35% | 45% | 24% |
Литература | 80% | 64% | 76% | 55% | 74% | 59% | 82% | 47% |
Математика | 57% | 44% | 45% | 24% | 52% | 47% | 55% | 35% |
Мониторинг дисциплинированности (в плане выполнения поручений)
Высокий 3 балла | Средний 2 балла | Низкий 1 балл | |||
С особой тщательностью выполняет все требования учителя |
| Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов | |||
ЭК | КК | ЭК | КК | ЭК | КК |
8 учащихся | 5 учащихся | 32 учащихся | 31 учащихся | 2 учащихся | 5 учащихся |
Существенным образом различаются оценки учителей контрольной и экспериментальной групп своих потенциальных возможностей в использовании ИКТ. Учителя экспериментальной группы(61%) более высоко оценивают свои возможности в профессиональном владении ИКТ, чем учителя контрольной группы(35%).
Анализ качества показывает, что экспериментальных классах по всем предметам наблюдается повышение качества знаний по сравнению с контрольными классами.
Слайд 15.
Выступления
В 2010-2011 учебном году был проведен Республиканский интерактивный урок по применению нетбуков на уроках учителем 4 класса Кузнецовой Галиной Васильевной.
11 октября 2012 г. в г. Сарани в СОШ № 6 был проведён республиканский семинар под руководством Сурначёвой О.Г., которая является тьютером Интел по России и Казахстану. На данном семинаре выступали Затонская В.В. и Садчикова Г.А.
Вопросы применения ИКТ заслушиваются на педагогических советах школы:
2010-2011 учебный год
Опыт в направлении освоения новых технологий Кузнецова Г.В
Принципиальные отличия развивающих технологии от традиционных
Кадыр А.К.
2011-2012 учебный год
Обновление форм учебной деятельности с учащимися. Интерактивные методы обучения Зам.директора по УВР
Применение интерактивных методик в начальной школе
Агеева С.А.
Проектная деятельность на уроках искусства- интерактивная методика обучения Байкова О.И.
2012-2013 учебный год
Урок-игра – одна из форм организации эффективности урока в начальной школе. Бабко О.В.
2013-2014 учебный год
Использование ИКТ на уроках русского языка как средство развития познавательной деятельности учащихся
Жмур А.А.
Мотивация учащихся в модели обучения "1 ученик - 1 компьютер" в начальной школе.
Башурова М.Д.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках информатики через использование новых педагогических технологий.
Затонская В.В.
Слайд 16.
Преимущества использования ИКТ:
ИКТ делают обучение эффективным;
Повышается интерес к обучению;
Способствует индивидуализации обучения;
Активизируется познавательная деятельность;
Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
Облегчает деятельность педагога и создает обратную связь;
Способствует развитию у учащихся продуктивных функций и психологических процессов;
Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
Повышает интерес к изучаемому предмету.
Слайд 17.
Был проведён опрос учащихся и учителей, работающих по «1:1». Вопрос: плюсы и минусы при работе с нетбука?
Плюсы: интересно, легко, классно, познавательно, помогает легко усвоить материал, помогает разбираться в новых программах, разнообразить уроки.
Минусы: процесс подготовки к урокам стал более трудоемким, тяжело одновременно работать с нетбуками и соблюдать ТБ, частые сбои при подключении к Интернету, выход из строя программ.
Слайд 18
Использование ИКТ позволяет сделать следующие выводы:
- использование информационных технологий в учебном процессе, реализация новой образовательной модели «1:1» значительно изменяют качество образовательного процесса, оказывая положительное влияние на формирование у школьников УУД (уровень ученических действий);
- у учащихся, работающих в условиях электронной среды обучения «1:1», наблюдается рост уровня осознанности целей использования компьютера, его роли в учебной практике, а также широкого спектра возможностей использования компьютера как на большинстве уроков, так и на всех этапах урока. Отмечается рост уровня эмоциональной зрелости учащихся, который проявляется в заинтересованности, в позитивном отношении детей к компьютеру как средству для получения новых знаний и овладении новыми информационными технологиями. Данные показатели соответствуют личностным универсальным учебным действиям учащихся;
- овладение компьютером как средством получения нового знания становится критерием конкурентоспособной личности, что осознается сегодня как самим ребенком, так и его родителями;
- внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному педагогу приобрести новые профессиональные компетенции, что повышает его педагогическую культуру;
- сравнение результатов исследований: более высокие показатели демонстрируют учителя экспериментальных групп. Уровень любых показателей зависит в большей степени от профессионализма педагогов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в учебном процессе, в частности при реализации новой образовательной модели «1 ученик:1 компьютер», вызывают положительные изменения в качестве образовательного процесса и у всех его участников.
Слайд 19
Применение ИКТ на уроках и мероприятиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...
Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...
Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
Педагогический опыт работы "Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"
Педагогический опыт работы...
выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"
Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...
Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...