Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"
материал по теме

Ясакова Елена Александровна

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon педагогическая система209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя  общеобразовательная школа № 3

Педагогическая концепция

учителя географии

высшей квалификационной категории

Ясаковой Елены Александровны

Метод кейсов как инструмент

формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии

Содержание

Введение

Глава 1. Метод кейсов – ситуативная методика в преподавании социальных наук

             

  1. 1. Исторический обзор использования метода кейсов в России

  1. 2. Основные типы кейсов

Глава 2. Технология обучения методом кейсов общеобразовательной школе

  1. 1. Кейс-метод, как метод образования  и воспитания учащихся

  1. 2. Особенности кейс-метода как образовательной технологии

Глава 3. Технология обучения методом кейсов на уроках географии

           

  1. 1. Создание кейса по географии

  1. 2. Методические рекомендации в использовании кейсов на уроках географии

Глава 4. Результативность

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

В настоящее время  в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. В новых условиях повышается роль школы  в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию  в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций.

По данным статистики, опубликованным в СМИ, оказалось, что по уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников Россия находится в четвёртом десятке стран мира.

Таким образом, мы видим налицо противоречие между уровнем знаний современного российского школьника и его готовностью и способностью применять эти знания к решению практических задач. Данное противоречие обусловило возникновение проблемы кардинального изменения роли учителя от простого транслятора знаний к координатору совместной с учащимися деятельности по добыванию и освоению нового знания.

Одним из путей решения этой проблемы является использование интерактивного подхода к обучению, в данном случае использование метода  кейсов. Кейс (англ. case) в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение школьников с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Учащимся предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему,  которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы. Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и  коммуникативного потенциала школьников. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках географии принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Значит, при применении на уроках географии метода кейсов процесс обучения будет иметь большую эффективность.

Цель исследования: использование метода кейсов как способа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии.

В соответствии с целью и предметом исследования мною сформулированы следующие задачи:

1. изучить методическую литературу по теории кейсов;

2. апробировать и доказать эффективность применения метода кейсов при изучении географии.

  1. Метод кейсов – ситуативная методика в преподавании социальных наук
  1. 1. Исторический обзор использования метода кейсов в России

Метод кейсов впервые появился ещё в XVII веке, но в современном его виде он был применён в начале ХХ века (1909 – 1910г.) в США в Гарвардской школе бизнеса при преподавании экономических дисциплин. Первым начал использовать метод кейсов профессор Коупленд (Copeland). На своих занятиях он наряду с лекциями  применял практикумы, на которых презентовал проблему, а его студенты рассматривали различные пути варианты её решения. А уже в 1921г. Коупленд опубликовал первый сборник по написанию ситуационных упражнений (сборник кейсов).

Повсеместное распространение метода кейсов в мире началось в 70 – 80-е года ХХ века, тогда же метод получил известность и в СССР. Метод кейсов начал использоваться при обучении управленцев, на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений.

Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г. А. Брянский, Ю. Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапоппорт.

Тем не менее, развитие метода кейсов в СССР проходило противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий. Новая волна интереса к методу кейсов  началась в 90-е годы. Реформирование экономики России породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в любой ситуации, анализировать и принимать решения.

История кейс-метода в России в определённой степени связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Обучение большого числа специалистов методу кейсов было осуществлено в рамках проекта «Развитие образования в России (среднее образование)», реализованного при поддержке фонда Дж. Сороса.

Сейчас использование кейс-метода не ограничивается только обучением, он используется как исследовательская методика. В 2003г. в Томске была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой кейс-метод был использован как исследовательский метод.

  1. 2. Основные типы кейсов

Кейс-метод – это метод активного обучения, преимуществом которого является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Он демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий, позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний  и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.

Ситуации могут быть самыми различными по объёму и содержанию. Это зависит от целей обучения, от уровня знаний учеников, а также от того, какую помощь необходимо оказывать и какие средства работы необходимо предоставлять во время процесса решений.  

Существует ряд попыток различать и типологизировать этот метод. Относительно отображения материала ситуации, вида получения и обработки информации, процесса принятия решения, решения проблемы и оценки решения различают четыре типа кейс-метода (по Смоляниновой О. Г.)

Case-Study-Method. Этот тип отличается большим объёмом материала, так как, помимо описания ситуации, предоставляется и весь объём информационного материала, которым могут пользоваться учащиеся. Основной упор в работе над кейсом делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решения.

Case-Problem-Method. В этом варианте в ходе описания кейса чётко называются проблемы. Таким образом, остаётся больше времени на разработку вариантов решения и их подробное обсуждение.

Case-Incindent-Method. Этот вариант отличается тем, что в центре внимания находится процесс получения информации. По этой причине ситуация часто отображается не в полном объёме, а с пробелами. Хотя такая форма работы требует много времени, её можно считать особенно приближенной к практике, потому что на практике именно получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Staded- Problem-Method. Характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их оснований. Задача учащихся заключается в первую очередь в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, в критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений.

На уроках географии я использую в основном Case-Study-Method и Case-Problem-Method.

  1. Технология обучения методом кейсов в общеобразовательной школе

2.1. Кейс-метод как метод образования и воспитания учащихся

Метод кейсов имеет широкие образовательные возможности. Кейс-метод как технология обучения в общеобразовательной школе нацелен на решение следующих основных задач:

  1. образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  2. функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;
  3. культуры речи: навыков аргументированной речи и письма;
  4. личностного саморазвития;
  5. социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Решение перечисленных задач приведёт к достижению следующих результатов:

  1. в учебной деятельности:

- для ученика:

1. освоение новой информации (умение работать с дополнительной литературой);

2. освоение методов сбора информации;

3. освоение методов анализа (умение прослеживать причинно-следственные связи);

4. умение работать с текстом (вычленение, структурирование, ранжирование по значимости проблемы);

5. соотнесение теоретических и практических знаний.

- для учителя:

1. освоение и применение  достижений педагогической и психологической науки, опыта, накопленного коллегами;

2. конструирование занятий с учётом особенностей аудитории;

3. побуждение к творческому мышлению при проектировании целей, программ, планов, методических систем и технологий преподавания предмета.

  1. в направлении личностного самообразования:

- для ученика:

1. создание авторского продукта;

2. образование и достижение личных целей (формирование личностных качеств (уверенности в себе, преодоление боязливости и чрезмерной самоуверенности) и формирование социальных умений (оценка поведения людей, умение применять ситуацию на себя, определять причины её возникновения));

3. повышение уровня профессиональной компетентности (умение вести  дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов);

4. появление опыта принятия решений и действий в новой ситуации, решение проблем.

для учителя:

1. развитие коммуникативных способностей: всесторонне объективно воспринимать ученика – партнёра по общению; вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности; быть открытым в общении; предвидеть и ликвидировать конфликты; справедливо, конструктивно и тактично критиковать и воспринимать критику;

2. развитие организаторских способностей: умение организовать себя, своё время, индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

2. 2. Особенности кейс-метода как образовательной технологии

Основной особенностью метода кейсов является то, что он интегрирует методы, приёмы и стратегии различных современных образовательных технологий. Это дает учащимся возможность освоить и закрепить формы познания  и анализа действительности в комплексе.

Методы и приёмы

Содержание деятельности

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядочных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

Сочетание различных методов обучения является одной из причин эффективности применения метода кейсов.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

обучение в малых группах (4 – 5 человек);

перед каждой группой ставится одна и та же задача;

задача не должна иметь однозначного решения;

обязательное наличие информационного материала;

при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

 

  1. Технология обучения методом кейсов на уроке географии

3.1. Создание кейсов по географии

 Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей  эрудиции, педагогического мастерства и времени. Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть учащимся.

Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Они делятся на первичные – общественная жизнь во всем её многообразии, образование и наука, а также вторичные – художественная и публицистическая литература, статистические материалы, научные статьи, местные материалы, Интернет-ресурсы.

При создании своих кейсов по географии я предпочитаю использовать художественную и научно-популярную  литературу, статистические материалы и Интернет-ресурсы, СМИ.

В практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. Выделяются следующие типы кейсов:

1. практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

2. обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

3. научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую в большей степени обучающие кейсы, но также мною на уроках географии используются практические.

Во всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Кейс включает в себя:

  1. сюжетную часть

- ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни;

- контекст ситуации – хронологический, исторический, особенности действия или участников ситуации;

- комментарии ситуации;

2. методическую часть – вопросы и задания для работы с кейсом;

3. информационную часть – приложения.

Письменное представление любой ситуации должно включать:

1.       титульный лист с кратким, запоминающимся названием кейса (в примечании указываются автор и год написания);

2.       введение, где упоминается герой (герои) кейса, указывается время начала действия;

3.       основную часть, где содержатся главный массив информации, внутренняя интрига, проблема;

4.       заключение, где ситуация может «зависать» на том этапе своего развития, который требует соответствующего решения проблемы. (Приложение)

Таким образом, «идеальный» комплект материалов для работы с учебным кейсом выглядит следующим образом:

1.      собственно сам кейс (текст с вопросами для обсуждения);

2.      приложения с подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса (копия финансовых документов, публикации, фото и др.);

3.      заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события);

4.      записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса.

Выделяют следующие основные этапы создания кейсов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в кейс, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию  

На 1 этапе я определяю цель создания кейса.

На 2 этапе идентифицирую соответствующую цели конкретную реальную ситуацию.

На 3 этапе провожу предварительную работу по поиску источников информации для кейса. Для этого  использую  Internet, статистические материалы художественную или научно-популярную  литературу

На 4 этапе собираю информацию и данные для кейса, используя различные источники.

На 5 этапе подготавливаю первичный вариант представления материала в кейсе. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)

На 6 этапе обсуждаю  кейс с коллегами, привлекая как можно более широкую аудиторию, чтобы получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Результатом такой оценки является внесение необходимых изменений в кейс.

На 7 заключительном этапе веду подготовку методических рекомендаций по использованию кейса, т. е. разрабатываю задания для учащихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.

Я считаю, что хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания;

- иметь соответствующий уровень трудности, т. е содержать проблемы, понятные школьнику;

- быть актуальным на сегодняшний день, должен вызывать интерес и сопереживания;

- иллюстрировать типичные ситуации, т. е. должен рассказывать;

– развивать аналитическое мышление, прививать навыки;

– провоцировать дискуссию;

– иметь несколько решений.

3.2. Методические рекомендации в использовании кейсов на уроках географии

Традиционно кейс эффективен на  занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Но я считаю, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой будут рассматриваться позже.

Работу над кейсами я строю в 3 этапа.

1 этап – ознакомительный этап - индивидуальная подготовка.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации.

В своей практике я использую мини-кейсы объёмом не более 1-3 страницы, прочитать которые можно непосредственно во время занятия за 5-10 минут.

2 этап – основной этап – этап  работы в малых группах

Именно на этом этапе сталкиваются различные подходы к решению проблем. Школьники учатся творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь имеется возможность высказать свое мнение тем учащимся, которые по характеру менее активны и порой остаются в тени при работе с целым классом. Итогом работы в малой группе является выработка общего решения, которое может сопровождаться схемами, тезисами, но общее решение в данном случае для меня не является самоцелью. Оно желательно, но каждый учащийся имеет право остаться при своей точке зрения и высказать её при общей дискуссии на третьем этапе.

            При формировании групп я не придерживаюсь принципа, согласно которому группа должна состоять из слабых и сильных учащихся. Я пришла к выводу, что желательно, чтобы группа состояла из учащихся с одинаковым уровнем развития, для того чтобы активизировать работу слабых школьников. По моим наблюдениям я считаю, что оптимальное количество участников в группе должно быть 4-6 человек. Оптимальное количество групп в одной аудитории – 4. Хочу вас предупредить, что если вы  вынуждены будете увеличить размер группы или  число групп, то вам  понадобятся дополнительные усилия для контроля над ситуацией, а учащимся - дополнительное время для третьего этапа, что в целом снизит эффективность урока.  

Время, отводимое на работу в малых группах, должно быть ограниченным (10-15 минут), чтобы сделать обсуждение в группах более напряженным.

3 этап - итоговая презентация авторского продукта группы с последующей дискуссией

Каждая группа должна представить свой вариант решения проблемы всей аудитории кратко и ясно. Итоговая групповая презентация обычно занимает не более 3 минуты, чтобы хватило времени на проведение групповой дискуссии.

На первых этапах работы по методу кейсов у меня не хватало времени на групповую дискуссию, и я заканчивала урок, подводя итоги и тем самым, навязывая свою точку зрения на решение данной проблемы. Но я считаю, что межгрупповая дискуссия является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе  высокий развивающий потенциал.

Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит итог всей дискуссии. В конце обсуждения я высказываю свою точку зрения, но не настаиваю на том, что она единственно правильная, тем самым я подчеркиваю, что я и учащиеся партнеры при решении данной проблемы. На этом же этапе происходит оценивание работы учащихся. (Приложение)

Таким образом, мы видим, что при использовании метода кейсов изменилась роль учителя и учащихся: учитель из транслятора знаний становится организатором деятельности учащихся, а школьники в свою очередь из пассивных слушателей становятся  активными. Учащиеся должны разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих (учителя и других учащихся) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. А преподаватель помогает учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение. Учащиеся должны с самого начала понимать, что риск принятия решения лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль учителя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, вовлечения всех учащихся группы в процесс анализа кейса.  Учитель, в случае затруднений учащихся может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую учебную литературу.

4. Результативность

Отслеживание результатов осуществлялось  с помощью непосредственного наблюдения за участниками учебного процесса,  диагностики  с применением специальных методик.

Результативность проверялась по следующим критериям:

  1. Качество  знаний
  2. Участие   в олимпиадах, творческих конкурсах

Уровень обученности учащихся

Учебный год

Класс

Предмет

Успеваемость

Качество

2008-2009

9 «А»

география

100

71

2009-2010

10 «А»

география

100

73

2010-2011

11 «А»

география

100

80

Итоги государственной (итоговой аттестации)

в форме единого государственного экзамена 

Год

Общее количество выпускников

Количество выпускников, набравших от 70 и более баллов

Количество выпускников, не переступивших минимальный порог

Средний балл


2010-2011


1


0


0


69

Индивидуальные достижения учащихся - призеры олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов

Год

Ф.И.О. учащегося

Вид достижения

2008-2009

Ясаков Максим



Ясаков Максим




Ясаков Максим



I место в городской олимпиаде школьников по географии


Победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Участник заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

2009-2010

Ясаков Максим





Лысикова Татьяна





Пармузина Анастасия




Наполова Ирина

Диплом II степени на I Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся



Диплом II степени на I Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся



Диплом III степени на I Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник I Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся

2010-2011

















































































































2011-2012

Хахалев Антон




Косорукова Елена




Передерина Ангелина





Зеленина Валерия





Морозова Татьяна





Сазыкина Полина





Стукалова Анна





Ясаков Артём





Разумный Олег




Разумный Олег




Ясаков Артём







Ясаков Артём





Сазыкина Полина




Кузнецова Дарья




Голубых Юлия



Степанюк Анастасия




Колычев Сергей




Лукин Вадим




Юденков Павел




Юрин Николай




Булакина Юлия




Покровская Наталия




Морозова Татьяна




Булакина Ксения




Гулиёва Юлия




Кузнецова Дарья




Севрюкова Екатерина




Остросаблина Олеся




Панарина Анна




Сазыкина Полина




Стукалова Анна




Ясаков Артём




Зуева Александра




Бовина Ксения





Ясаков Артем




Ясаков Артём




Ясаков Артём




Гончарова Евгения




Лобанова Виктория




Юрин Николай




Хахалев Антон



Минушов Илья

Призёр (2 место) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Призёр (3 место) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «осеннего» тура в номинации «Удивительная география»


Призёр (3 место) Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «зимнего» тура в номинации «Удивительная география»


Призёр (3 место) Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «зимнего» тура в номинации «Топонимика»


Призёр (3 место) Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «летнего» тура в номинации «Удивительная география»


Призёр (3 место) Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «летнего» тура в номинации «Удивительная география»


Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «летнего» тура в номинации «Озеро Байкал – удивительное чудо природы»


Лауреат городского фотоконкурса «Мир заповедной природы» в номинации «Макро»


Лауреат городского фотоконкурса «Мир заповедной природы» в номинации «Пейзаж»


Победитель Всероссийского дистанционного конкурса по различным школьным предметам «Занимательная школа» в рамках Дистанционного летнего лагеря «Снейл»


Лауреат Всероссийского дистанционного конкурса социальных проектов «Мне не всё равно» в рамках Дистанционного летнего лагеря «Снейл»

Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)

Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом участника Международной дистанционной обучающей олимпиады по географии (ДООГ – 2011)


Диплом на II Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Диплом на II Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Диплом на II Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Диплом на II Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник II Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник III Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник III Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник III Региональной конференции Русского Географического Общества учащихся


Участник III Всероссийской дистанционной олимпиады по географии


Участник III Всероссийской дистанционной олимпиады по географии


Победитель II Всероссийской дистанционной викторины «Поиграем в города»


Победитель II Всероссийской дистанционной викторины «Поиграем в города»


Лауреат Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» «осеннего» тура в номинации «Удивительная география»


Призёр (2место) Всероссийского дистанционного конкурса «Добро пожаловать!»


Призёр (2место) Всероссийской дистанционной олимпиады по географии «Индиго»


Участник Всероссийского дистанционного конкурса «100 великих. Путешественники»


Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Призёр (2 место) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Призёр (2 место) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии


Призёр (3 место) муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Таким образом, анализ полученных результатов доказывает, что эффективное использование технологии кейсов в обучении и воспитании учащихся на уроках географии способствует решению основных поставленных задач:

            повышается  уровень школьной мотивации, познавательного интереса, развития творческих способностей, интеллекта, качество знаний.

            увеличивается  количество учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности.

            повышается  активность участия ребят в школьных,  городских, областных и Всероссийских  конкурсах.

            повышается уровень профессиональной компетентности учителя.

       

Адресная направленность

Представленный опыт может быть использован:

  1. учителями школы 2 ступени;
  2. педагогами любого образовательного учреждения, заинтересованными в создании успешной траектории развития каждого ученика  на уроках и во  внеурочной деятельности;
  3. педагогами при проведении факультативных занятий.  

Уровни представления опыта

Участие  в городских научно-практических конференциях

Год

Тема

Место выступления

2009

«Применение инновационных технологий в преподавании»

Городская научно-практическая конференция преподавателей и студентов в БГПИ

2010

«Инновации в обучении и воспитании»




Модернизация образования в школе и в ВУЗе

«Неделя науки» в БГПИ





Городская научно-практическая конференция преподавателей и студентов в БГПИ

2011

«Применение инновационных технологий в преподавании»




«Интеграция как необходимое условие формирования географической компетентности учащихся»

Городская научно-практическая конференция преподавателей и студентов в БГПИ


Всероссийский семинар в рамках Дистанционной обучающей олимпиады по географии

Выступление на городских методических объединениях

Год

Тема

Место выступления

2008-2009

Мастер-класс по созданию электронных презентаций для урока


Заседание МО городского объединения учителей географии

Создание ресурсов для интерактивной доски.

Заседание МО учителей естественного цикла МОУ СОШ № 3

Использование готовых мультимедийных продуктов, средств сети Интернет и электронной почты на уроках  и во внеклассной работе

Заседание МО учителей естественного цикла МОУ СОШ № 3

2009-2010

Мастер-класс «Интерактивная доска и её возможности»


«Использование инновационные методов на уроках географии»

Заседание МО городского объединения учителей географии

2010-2011

Коммуникативно – компетентностный подход в обучении и воспитании



Мастер-класс «Использование Интернет- ресурсов на уроках географии»



«Метод кейсов как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии»

Заседание МО учителей естественного цикла МОУ СОШ № 3


Заседание МО городского объединения учителей географии


Заседание МО городского объединения учителей географии

2011-2012

Мастер-класс «использование кейсов на уроках географии в 7 классе»

Заседание МО учителей естественного цикла МОУ СОШ № 3

Заключение

Проанализировав свой опыт работы по методу кейсов,  я пришла к выводу, что есть преимущества  (их больше) и  затруднения в использовании данного метода.

Преимущества кейс-метода:

1. повышает интереса к процессу обучения, урокам, предмету;

2. способствует активности учащихся в учебном процессе;

3. развивает творческих способностей учащихся и их совершенствование;

4. активизирует мышление учащихся;

5. формирует  умений работы с большим объёмом информации;

6. формирует коммуникативные навыки;

7. способствует развитию умению общения в группах;

8. способствует развитию здоровой дискуссии;

9. реализует принцип сотрудничества и гуманизации;

10. создаёт психологически комфортную среду на уроках;

11. удобно совмещать с другими технологиями;

12  даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.

При работе в данной технологии я испытываю следующие сложности, как:

1. подготовка к уроку требует много времени и обилия информации;

2. сложность в подборе информации;

3. не все учащиеся способны работать с большим объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников неодинаковая;

4. реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно-урочной системы трудно;

5. затруднения в выставлении оценок.

В заключение хочется напомнить, что ни один метод обучения не является универсальным. Обучение с помощью метода кейсов имеет многочисленные преимущества и содержит недостатки. Поэтому его применение в учебном процессе должно быть весьма избирательным с точки зрения места и времени. Только оптимальное сочетание различных методов может принести максимальный обучающий эффект.

Литература

  1. Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. 
  2. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  3. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России /  И.Козина //Социология: методология, методы, математические модели. - 1995.-  N5-6.- С.65-90.
  4. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.-  1997.-   № 10-11.- С. 177-189.

  1. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.-    1999.- №1.
  2. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск,  Изд-во Том. Ун-та ,2005.
  3. Рейнгольд,  Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.-  , 2000. - №13-15.
  4. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном  обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.
  5. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  6. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода /  под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  7. http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
  8. http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
  9. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода.[Электронный ресурс].// Энциклопедия маркетинга. – Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m21/, свободный. –Загл. с экрана.
  10. Барнс Л.Б., Кристенсен Р.К., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. – М.: Гардарики, 2000. – 502 стр.
  11. Бринкенкохофф Р.О. Метод успешного случая. Быстрый способ узнать, что работает, а что нет. М.: Hippo, 2005.-224 стр.
  12. Виханский О.С., Наумов А.И., Зобов А.М. Российский менеджмент: Учебное пособие для вузов. Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту. М.: ГАУ, 1997.
  13. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов//Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
  14. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса// Маркетинг. 1999. №5.С.113-120; №6.С.117-123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

План работы над темой самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»...

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Курсовая работа "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Выпускная курсовая работа курсов повышения квалификации ИПК ПРО г. Ульяновска по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках географии"...

Статья на тему "Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся"

Сегодня свободное владение информационно-коммуникационными технологиями оказывается все более востребованным и универсально необходимым....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ...

Критическое мышления для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии

Актуальность данной темы вызвана изменениями в современном российском образовании. Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подход...