Речевая гимнастика как средство стимуляции формирования звукопроизношения у дошкольников
методическая разработка по теме
Данная разработка адресована воспитателям детских садов и представляет собой систему специальных игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса, адаптированную для каждой возрастной группы. Практический материал дополняется рекомендациями по проведению речевой гимнастики, техниками выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gimnastika_kak_sredstvo_formirovaniya_zvukoproiznosheniya_doshkolnikov.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное методическое пособие разработано для воспитателей с целью оказания педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременном преодолении возрастных специфических трудностей в формировании звукопроизношения. Пособие представляет собой систему специальных упражнений для развития речевого аппарата.
Руководствуясь принципом целостного функционирования всего речевого аппарата, в пособии представлены упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, дыхания, голоса.
В данном пособии воспитателям предлагаются не конспекты занятий, а упражнения, игры, которые педагог должен сам адаптировать для конкретной группы детей. Это сделать не сложно, так как весь материал подобран с учетом возрастных и психофизиологических особенностей дошкольников, определены задачи по развитию общеречевых навыков для каждой возрастной группы.
Если речевое развитие ребенка соответствует возрастным нормам, то предлагаемые упражнения помогут грамотно закреплять формируемые навыки и успешно вводить их в самостоятельную речь ребенка.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Речевая гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Рекомендации по проведению речевой гимнастики
1. Проводить речевую гимнастику следует ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения перед завтраком от 2 до 5 минут (в зависимости от возраста детей). У детей должны быть чисто вымыты руки. Воспитателю иметь одноразовые салфетки (чтобы дети могли вытирать губы при необходимости).
2. Артикуляционные упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Детям должно быть хорошо видно лицо воспитателя. Дыхательные и голосовые упражнения выполняются стоя или сидя, в зависимости от содержания.
3. С детьми 2 младшей группы речевая гимнастика проводится в игровой форме; в средней группе – с использованием игровых приемов; в старшей группе можно использовать только комплексы упражнений, но проводить их следует также эмоционально, поддерживая интерес детей к работе.
4. В речевую гимнастику следует включать 2 - 3 артикуляционных упражнения, по одному упражнению на развитие дыхания и голоса. Из выполняемых двух-трех артикуляционных упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
5. Каждое динамическое артикуляционное упражнение выполняется по 5-7 раз; статические артикуляционные упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 5 -10 секунд, в играх на развитие речевого дыхания каждый ребенок может участвовать не более 10 секунд (с перерывом).
6. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
7. Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 1 – 2 минуты два раза в день – утром и вечером).
8. Детей, у которых при выполнении упражнений (даже после проведения дополнительной индивидуальной работы) отсутствует точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляционного аппарата, наблюдается асимметричность движений, следует направлять на консультацию к логопеду.
9. Не бойтесь экспериментировать; на основе рекомендаций, приведенных в данном пособии, вы можете сами придумывать игры и упражнения.
Техника выполнения упражнений
для развития артикуляционного аппарата
- Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Педагог показывает выполнение упражнения.
- Упражнение выполняют все дети одновременно.
- При необходимости упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.
Техника выполнения упражнений
для развития речевого дыхания
- Упражнение на дыхание следует начинать с предварительного выдоха.
- Воздух набирать через нос, не «перебирая» дыхания.
- Плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным и плавным.
Необходимо следить за тем, чтобы у детей не надувались щеки (можно предложить детям придерживать щечки ладошками).
- Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Внимание! Дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение: не делайте более 3-5 упражнений подряд.
II м л а д ш а я г р у п п а
Артикуляционные упражнения | Дыхательные упражнения | Упражнения для развития голоса |
Задачи: - готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения. Рекомендуется использовать термины: рот, губы, зубы, язык, кончик языка. | Задачи: - тренировать у детей длительный целенаправленный ротовой выдох; - обучать вдоху через нос; - формировать предпосылки комбинированного дыхания. - развивать умение на одном выдохе сказать фразу из 3-4 слов. | Задачи: - развивать основные качества голоса: силу и высоту; - изменять силу голоса. |
САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА «Расческа» Скажите детям, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесывать губки. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами. Предложите ребенку «причесать» свои губки. «Смешная песенка» Скажите детям: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом: «Б-Б-Б…» (Движения пальца – сверху вниз.) Дети тут же захотят сами исполнить эту смешную песенку. «Накажем непослушный язычок» Скажите детям, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу и теперь придется его наказать. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине, от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить: «Та, та, та…» Предложите малышам повторить упражнение. «Пожалеем язычок» - Жаль нам стало язычок! Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося: «пя, пя, пя…» АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Птенчики» Скажите малышам, что они птенчики, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчикам, что сейчас будете их кормить. Попросите детей широко открыть рот (покажите) и подержать его в таком положении несколько секунд. При этом язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Положение губ, как при произнесении звука А. Щепотью правой руки, изображая, как будто что-то в клювики кладете или насыпаете, читайте рифмовку: Ротик шире открывай. Кушай, птенчик, не зевай! Затем уберите руку, а дети пусть закроют рот. Повторите упражнение не менее 3 раз. «Трубочка» Покажите детям, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали трубочку. Попросите малышей самих повторить упражнение и держать губы в таком положении 3–5 секунд. При этом можете прочитать рифмовку: Губы сложим в трубочку — «Улыбка» Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука И. Попросите детей улыбнуться в ответ и держать губы в улыбке 3–5 секунд. Можете прочитать малышам рифмовку: Улыбнитесь мне скорей, Тяните губки до ушей! «Колечко» Скажите малышам, что умеете делать колечко вот так: открываете рот, округлив губы рупором, вытягиваете их вперед. Положение губ, как при произнесении звука О. Спросите детей, сумеют ли они сделать такое же колечко. Пусть малыши удержит губы в таком положении 3–5 секунд. Можете прочитать рифмовку: Губки круглые сложи И колечко покажи. «Малыш» Скажите малышам, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «Уа-уа!» При этом младенец сначала вытягивает губки трубочкой, а потом широко открывает рот. Произносите звукоподражание «Уа», но беззвучно, только шевеля губами. (Таким образом, вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик».) Попросите детей повторить эти движения губами. Сменить положение губ нужно 2–5 раз подряд. «Веселый-грустный» Расскажите детям, что, когда человеку весело, он улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Изобразите сначала веселого человечка, а потом грустного. (Таким образом, вы выполните одно за другим артикуляционные упражнения «Улыбка» и «Трубочка».) Сменить положение губ надо 2–5 раз. «Шарик» Покажите детям, как можно надуть щеки воздухом и удерживать их в таком положении 3–5 секунд. Если у кого-либо не получается, предложите ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами. В результате воздух изнутри надует щеки. Удерживать щеки надутыми надо в течение 2–5 секунд. «Шарик лопнул» Покажите, как можно поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Во время выполнения упражнения произносите команды: «Шарик надувай!», «Воздух выпускай!» «Тигр» Предложите малышам изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте оскал – отводите губы в стороны и обнажаете зубы, говоря, что тигр, когда сердится, всегда показывает зубы. Теперь попросите детей не только оскалиться, но и выставить «когти». Для этого им нужно поднять кисти рук на уровень лица и напряженно согнуть пальцы. Можете прочитать рифмовку: Злого тигра всякий знает. Тигры всех вокруг пугают. «Заборчик»
Покажите детям, как можно изобразить с помощью зубов заборчик. Для этого надо закрыть рот, сжать зубы, а губы раздвинуть, обнажив при этом зубы. Удерживать губы в таком положении нужно в течение 3–5 секунд. Попросите малышей повторить упражнение не менее 3 раз. Удивитесь тому, какой крепкий получился заборчик, – ведь в нем нет ни одной щелочки! «Лопатка» Посмотрите на малышей, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышам, что язычок похож на лопатку, и предложите им показать свою лопатку. Пока дети удерживают в течение 3–5 секунд артикуляционную позу, прочитайте им рифмовку: Вот она, лопатка, Широка да гладка. «Прятки с язычком» Язычок играет в прятки. Поиграйте с ним, ребятки. Расскажите малышам, что язык умеет играть в прятки и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы – «язычок спрятался». Предложите малышам поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений. «Горка»
Расскажите детям, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка упритесь в нижние зубы, как в упражнении «Прятки». Затем, не отрывая кончика, приподнимите среднюю часть языка и выгните ее горкой вверх. Предложите детям самим показать горку. Пока дети удерживают артикуляционную позу, прочитайте им рифмовку: Вот она какая, Горочка крутая! «Киска лакает молочко» Покажите детям, как кошка лакает молоко из блюдца язычком: высовывайте изо рта и втягиваете обратно широкий, как лопатка, язык. Предложите детям изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и совершить для этого 3–5 движений языком. Покажите, как можно сложить ладони чашечкой, изображая блюдце или плошку, и «лакать» из нее молочко: Полакай, как кошка, Молоко из плошки. «Иголочка» Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше изо рта напряженный узкий язык. Удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Попросите малышей повторить упражнение и скажите детям, что их язык похож на длинную и острую иголочку. Изобразите, что хотите прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донося руки до рта малыша, отдерните ее со словами: «Ой, какая острая!» Можете прочитать рифмовку: Вот она, иголка, И остра, и колка. «Часики» Тик-так, тик-так … Ходят часики вот так! Высуньте изо рта длинный и тонкий, как жало, язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышам, что так же качается маятник у часов. Попросите детей показать свои часики. Пусть они сделают 4–8 движений языком из стороны в сторону. При выполнении ребенком упражнения произносите звукоподражания: «Тик-так, тик-так…», задавая темп движений. «Качели» Высуньте язык изо рта. Совершайте им движения вверх-вниз, как будто тянетесь языком то к носу, то к подбородку. Скажите малышам, что так язычок качается на качелях. Предложите детям покачать на качелях свой язычок. Пусть они сделают 4–8 движений. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз.», задавая темп движений. "Почистим нижние зубки" Покажите детям, как можно языком почистить нижние зубы. Для этого надо открыть рот и широким кончиком языка погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движения языком следует совершать вверх-вниз под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз. Попросите детей повторить упражнение и похвалите за то, что они хорошо почистили зубы. «Смешные обезьянки» Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что это обезьянка-мама. Попросите малышей изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3–5 секунд. Потом покажите обезьянку-папу: поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу повторить. Прочитайте рифмовку: Мы покажем обезьян: За губой у них карман, А в кармашке – язычок Спать улегся на бочок. «Обезьянка и банан» Расскажите малышам, что обезьяна очень любит бананы: «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку». Кончиком языка оттопырьте правую щеку и удерживайте эту позу в течение 3–5 секунд. Предложите малышам самим изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан. Покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана за другой щекой. Для этого изнутри оттопырьте языком левую щеку. Затем попросите детей спрятать «банан» то за одну, то за другую щеку. Можете прочитать рифмовку: Прячут обезьяны За щекой бананы. | «Подуем на листики» На ладошку положить листок, вырезанный из бумаги, и сдуть его. Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок. «Снег, снег кружится» Упражнение на воображение. Дети представляют, как в воздухе кружатся снежинки, и дуют на них. Вариант: «Снегопад» “Бабочка, лети” Взрослый показывает бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом: Бабочка летала, Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее. "Дуем в рожок" Составить из кулачков "трубочку" и дуть в нее, наклонив голову вниз. «Трубочка» (после выполнения соответствующего арт.упр-ия) Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать ладошкой. «Ветер» На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. “Задуй свечу” «Дует Таня на свечу, И я тоже так хочу.» Сделать глубокий выдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постараться одним выдохом «задуть» свечу. «Теплый выдох» Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать упражнение 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
«Хомячок» Пошмыгать носом (рот закрыт). «Цветочек» Научите детей нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком "а-а"). «Цветочный магазин» Предложите детям глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. «Пришли в цветочный магазин Алёнка, Маша и Василий. Вдохнули нежный аромат Сирени, хризантем и лилий» Игра “Ароматные коробочки” Для проведения игры необходимо подготовить коробочки с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки, ванилин, чеснок …). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей. Дети нюхают и определяют, что в коробочке. «Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» (как гудит пароход) на одном выдохе. «Лошадки» Длительно на одном выдохе произносить звуке «и».
«Звуковая ниточка» Покажите малышам, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). В следующий раз предложите детям пропеть другой гласный звук: У, О, Э, Ы или И. «Звуковой клубочек» Предложите малышам намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите детям, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. «Звуковая зарядка- 1» Покажите малышам, как после короткого глубокого вдоха надо через стороны поднять руки вверх, пропевая звук А, а затем опустить руки вниз, пропевая на этот раз звук У. Пусть дети скопируют вслед за вами движения и услышанные звуки. В следующий раз можно пропеть другую пару гласных звуков. Например: ИА, УА, ИО и т. п. «Звуковая зарядка-2» Продемонстрируйте детям, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем развести руки в стороны, пропевая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И. Пусть малыши скопируют вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно пропеть другую тройку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УИА, АОИ, ОУЭ и т. п. «Слоговая зарядка» Продемонстрируйте детям, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ. Пусть малыши скопируют вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно предложить детям произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ. «Удлиним фразу» Попросите детей повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить. «Солнце!» «Солнце светит!» «Солнце светит ярко!» В следующий раз предложите детям другую фразу. |
«Горлышко болит» Цель: учить детей говорить шепотом, тихо, громко. Произносить гласные звуки (А, О) шепотом и тихо, умеренно, громко (горлышко болело, горлышко вылечили). «Играем на барабанах» Цель: учить детей говорить «тоненьким» и низким голосом. Воспитатель показывает картинки большого и маленького барабанов. Объясняет, как звучит каждый из них: (бум-бум-бум – громко низко звучит большой барабан, бум-бум-бум – «тоненько» звучит маленький барабанчик). По сигналу воспитателя «барабан», «барабанчик» дети «играют», меняя высоту голоса.
«Как тикают часы» Цель: учить детей говорить громко, умеренно, тихо. Воспитатель показывает картинки и объясняет, как тикают разные часы: настенные, большие часы тикают громко: «тик-так»; будильник умеренно, наручные часы – тихо. Далее воспитатель показывает картинку, а дети «тикают» с разной силой голоса. «Большой и маленький» Аналогично предыдущему упражнению выполняются упражнения: «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»); «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон») и т.п. «Вороны» - Вот под елочкой зеленой Скачут, каркают вороны. Дети: Кар-кар-кар! (Громко.) - Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Дети: Кар-кар-кар! (Тише.) - Спать ребятам не давали, Только к ночи умолкали. Дети: Кар-кар-кар! (Тихо.) «Баюкаем малыша» Цель: учить детей менять силу голоса. Укачивать куклу, напевая звук «а» на мотив знакомой детям колыбельной песни в средней тональности, затем тихо. «Гудок» Цель: учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Дети становятся в один ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают. «Ежик» Дети изображают, как пыхтит ежик в лесу, который подходит все ближе и ближе: пых-пых-пых! «Филин» Дети представляют, как улетает от них филин все дальше и дальше: ух-ух-ух! «Близко – далеко» Произнесение звука «у» с разной силой голоса: - поезд стоит близко – громкий гудок; - поезд отошел от станции – гудок средней громкости; - поезд ушел далеко – гудок тихий. «Эхо» Грибники в лесу кричат: «А-у!», «А-у!». Заблудиться не хотят. «А-у!», «А-у!». Многократно произносить «А-у!», «А-у!», то громче, то тише. «Скорая помощь» «Скорая помощь» к больному спешит, Громко сирена гудит и гудит: «У-у, У-у, У-у». Произносить звук «у», повышая и понижая голос. «Позовите Машеньку домой» Цель: тренировать детей в изменении силы и высоты голоса. Задание: позвать домой Машеньку голосом мамы, папы, какого-либо сказочного героя. «Ветер и ветерок»
Покажите, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук «У» и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук «У» и лишь слегка покачивайте руками. Предложите детям самим изобразить дерево на ветру. Для этого им нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок». Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук «У» с разной силой. «Лягушки» - Что расквакались, лягушки? - Хорошо нам на опушке! Произносить «ква-ква-ква...» с изменением громкости. |
С р е д н я я г р у п п а
Артикуляционные упражнения | Дыхательные упражнения | Упражнения для развития голоса |
Задачи: - отрабатывать основные движения артикуляционного, необходимых для правильного произношения всех звуков родного языка.
Рекомендуется использовать термины: рот, губы, верхняя губа – нижняя губа, зубы, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, язык, кончик языка. | Задачи: - вырабатывать умение дифференцировать носовое и ротовое дыхание; - учить регулировать силу воздушной струи. - развивать умение на одном выдохе произносить фразу из 4 - 5 слов. | Задачи: - развивать основные качества голоса: силу и высоту; - менять силу голоса на одном выдохе. |
«Заборчик» Шел Егорка через двор, (Приоткрыть рот, зубы при этом сжаты.) «Улыбка» Тянуть губы прямо к ушкам (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.) «Трубочка» Губы сложим в трубочку — Ду, ду, ду-ду-ду! (Вытягивание губ вперед, зубы сомкнуты.) «Хоботок» Подражаю я слону: Губы хоботком тяну... (Зубы «заборчиком». Губы слегка вытянуты вперед: верхняя губа смотрит на нос, а нижняя на подбородок.)
«Любопытный язычок» Скажите малышам, что язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите детям, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. «Блинчики» Мы печем-печем блиночки И для сына, и для дочки. (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».) «Лопатка» Язык лопаткой положи Раз, два, три, четыре, пять!..... (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 5 до 10). «Иголочка» Маленького роста я, (Вытягивать вперед тонкий длинный язык.) «Лопатка-иголочка» Язык «лопаткой» положи Попросите детей по очереди показывать упражнения «Лопатка» и «Иголочка», удерживая язык в каждом положении в течение 3–5 секунд. Сначала язык надо расслабить и положить на нижнюю губу (см. упражнение «Лопатка»), а затем, наоборот, напрячь и, выдвинув вперед, придать ему заостренную форму (см. упражнение «Иголочка»). Во время выполнения ребенком артикуляционного упражнения давайте ему команды: «Лопатка, иголочка, лопатка, иголочка.» «Вкусное варенье» Ах, какое наслажденье Есть вишнёвое варенье! Ох, и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму И варенье оближу. (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.) «Чашечка» Язык широкий положи, Покажите детям, как можно высунуть изо рта язык и придать ему форму чашечки. Для этого надо поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу. Предложите малышам самому сделать чашечку и удерживать язык в таком положении как можно дольше (до 10 секунд). «Часики» Тик-так, тик-так … Ходят часики вот так! (Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.) «Киска» На скамейке у окошка (Рот открыть, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинка выгибается.) «Бегемот зевает» (Опускать и поднимать нижнюю челюсть. Выполнять упражнение 5-7раз.) «Опускание нижней губы» (Губы в «улыбке», зубы «заборчиком», на «раз» - нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, на «два» - поднимается.)
«Ступеньки» Язычок пошел гулять, По ступенечкам шагать. (Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.) "Почистим зубки" Чистить зубки Тщательно Всем деткам Обязательно. (Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать верхние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.) Движения языком следует совершать под счет: «Раз-два, раз-два…», в спокойном темпе, 6-10 раз. «Гармошка» Эй, дружок, Антошка! Сыграй нам на гармошке! (Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Выполнять под счет.) «Маляр» Мы с тобою красим дом. Дружно в нём мы заживём. (Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад 4-8 раз.) Предложите малышам сделать ремонт в домике-ротике. Для этого надо открыть рот и языком-кисточкой погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь ротовой полости и обратно). «Лошадка» Я люблю свою лошадку, Покажите малышам, как можно изобразить скачущую лошадку: приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, затем постепенно увеличивайте темп. Можете предложить детям согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. «Молоточек» Молотком стучим - стучим, Гвоздик в стенку Вбить хотим. («Стучать» кончиком языка по бугоркам за верхними зубами: т-т-т…) «Барабан» Петя встал сегодня рано И стучит по барабану. (Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук: «д-д-д-д...» сначала медленно, затем темп увеличить.) | «Ныряльщики» Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом. Повторить упр-ие не более 2-3 раз.
“Погреем ручки” Взрослый предлагает детям погреть свои, ручки, сложенные лодочкой. «Давайте погреем ручки, подышим на них, чтобы они согрелись. Вот так (показывает.)» Произносить на выдохе «х…», струя выдыхаемого воздуха должна быть теплой. Необходимо обращать внимание на то, чтобы дети не очень широко открывали рот, и звук «х» произносился на одном выдохе.
«Собачка» Носом дёргает собачка. Фу! Невкусно пахнет жвачка. Очень глубоко взять дыхание через нос. Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохнуть через рот. Это упражнение очень активизирует дыхательный аппарат, осуществляя хороший массаж связок активной воздушной струей. «Пароход гудит» Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход) на одном выдохе. «Насос» Дети, подражая действию насоса, «накачивают шины», длительно произнося на выдохе «с-с-с-..». "Надувайся пузырь" Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся таким, да не лопайся. Во время чтения воспитателем стих-ия, дети надувают щеки (через нос), по окончании – выпускают воздух через рот «ффф» (пузырь лопнул). «Цветочный магазин» Предложите детям глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а потом выдохнуть со звуком "а-а" Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. «Пришли в цветочный магазин Алёнка, Маша и Василий. Вдохнули нежный аромат Сирени, хризантем и лилий» «Звуковая ниточка» Покажите малышам, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). В следующий раз предложите детям пропеть другой гласный звук: У, О, Э, Ы или И. «Звуковой клубочек» Предложите малышам намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого покажите детям, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. «Звуковая зарядка» Продемонстрируйте детям, как нужно после короткого глубокого вдоха поднять руки вверх, пропевая звук А, затем опустить перед собой, пропевая гласный О, затем развести руки в стороны, пропевая звук У, и, наконец, опустить их вниз, пропевая звук И. Пусть малыши скопируют вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно пропеть другую четверку звуков, сопровождая их движениями рук. Например: УОИА, АОИЫ, ОУЭА и т. п. «Слоговая зарядка» Продемонстрируйте детям, как после короткого глубокого вдоха надо поднять руки вверх, произнося слог ТА, затем развести руки в стороны, произнося слог ТО, и опустить их вниз, произнося слог ТУ. Пусть малыши скопируют вслед за вами все движения и звуки. В следующий раз можно предложить детям произнести другую тройку слогов, заменив в них согласный звук. Например: ГА, ГО, ГУ или НА, НО, НУ. «Удлиним фразу» Попросите детей повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить. «Солнце!» «Солнце светит!» «Солнце светит ярко!» «Солнце светит ярко!» «Солнце светит очень ярко!» «Солнце в небе светит ярко!» В следующий раз предложите детям другую фразу. | Упражнения на изменения силы голоса на одном выдохе «Вьюга» Дети изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук «У» тихо, затем громко и снова тихо, поэтому воспитатель быстро сменяет один сигнал другим. «Песенки птенчиков» - Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. (Произнесение звука «а-ааа» (о-ооо, у-ууу, ы-ыыы) на одном выдохе сначала тихо, потом все громче. «Мы – пилоты» То вверх, то вниз, То вверх, то вниз Взлетает самолет. «Не бойтесь, пассажиры! Я опытный пилот». Длительно произносить звук «УУУУУУ», повышая и понижая голос.
«Играем на пианино» На одном выдохе произносить простейшие слоги (ля-ля-ля, па-па-па та-та-та и др.), меняя силу голоса от тихого к громкому. «Междометия» Произносить тише-громче: ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «эй-эй-эй». * Пропевание звуков ровным голосом * Пропевание гласного звука на длительном выдохе с усилением голоса (тихо- громко): * Пропевание звуков на длительном выдохе с уменьшением силы голоса (громко – тихо) * «Ухабы» Пропевание звуков с различной силой голоса (тихо – громко, громко – тихо и т.д.) "Укачаем куклу в коляске" – с каждым разом поём тише: А А А А Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом). АУ АУ "Ослик" – Повышение голоса при произнесении сочетаний из двух звуков (вдох носом): ИА ИА ИА «Пчела» - делаем вдох, поднимая руки в стороны, медленно опуская произносим Ж-Ж-Ж "Песенка лягушонка" – Поём песенку лягушонка различной протяжённости КВА, КВА-А-А, КВА, КВА-А-А-А-А (длительность песенки воспитатель показывает рукой). Упражнения на развитие высоты голоса «Кто как кричит? Цель: учить детей говорить «тоненьким» и низким голосом. Воспитатель показывая картинки взрослых животных и их детенышей. Дети подражают их голосам. «Летающая тарелка»» - Приземляется и гудит летающая тарелка (произношение звука «Л» низким голосом.) - Раздается сирена космического корабля (звук «Л» произносить высоким голосом.) Упражнение проводится после рассказывания воспитателем сказок «Три медведя», «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Дети повторяют какую-либо фразу, подражая тому или иному герою сказки, меняя при этом высоту голоса. |
С т а р ш а я г р у п п а
Артикуляционные упражнения | Дыхательные упражнения | Упражнения для развития голоса |
Задачи: - тренировать у детей плавные, легкие, четкие артикуляторные движения; - вырабатывать умение плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое; - следить за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение артикуляционного органа должно удерживаться ребенком некоторое время без изменений. Рекомендуется использовать термины: рот, губы, верхняя губа – нижняя губа, зубы, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, язык, кончик языка, спинка языка. Для развития межполушарного взаимодействия рекомендуется биоэнергопластика – сочетание движений речевого аппарата и кистей рук. | Задачи: - развивать речевое дыхание: формировать умение на одном выдохе произносить фразу из 5 - 6 слов. | Задачи: - развивать гибкость голоса (менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания). |
«Улыбка» Тянуть губы прямо к ушкам (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.) Биоэнергопластика: пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 – ладонь сворачивается в кулак. «Трубочка» Губы сложим в трубочку — Ду, ду, ду-ду-ду! (Вытягивание губ вперед, зубы сомкнуты.) Биоэнергопластика: ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. «Хоботок» Подражаю я слону: Губы хоботком тяну... (Зубы «заборчиком». Губы слегка вытянуты вперед: верхняя губа смотрит на нос, а нижняя на подбородок.) Биоэнергопластика: большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх – «уголок». «Улыбка-Трубочка-Хоботок» Свои губы прямо к ушкам А сейчас я дудочка, А теперь слоненок я, Мне понравилось играть, (Чередование «Улыбка» — «Трубочка – «Хоботок». Зубы все время держать «Заборчиком».) Биоэнергопластика: под счет пальцы «солнышком» - щепотью – «уголком». «Лопатка» Язык лопаткой положи Раз, два, три, четыре, пять!..... (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт от 5 до 10). Биоэнергопластика: большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. «Наказать непослушный язычок» (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу «Лопаткой» и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание: «пя-пя-пя».) Биоэнергопластика: движения пальцами сомкнутой ладони вверх – вниз синхронны с движениями губ. «Иголочка» Маленького роста я, (Вытягивать вперед тонкий и узкий язык.) Биоэнергопластика: пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. «Лопатка – Иголочка» Язык «лопаткой» положи (Чередование упр. «Лопатка» — «Иголочка».) Биоэнергопластика: чередование движений данных упражнений. «Чашечка» Язык широкий положи, (Широкий язык поднят к верхней губе в форме «чашечки. Удерживать в таком положении как можно больше – до 10 сек.) Биоэнергоплатика: пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. среднюю часть прогнуть книзу. «Чистим зубки» Чистим зубы, чистим зубы И снаружи, и внутри, Не болели чтоб они. (Улыбнуться, показать зубы, кончиком языка облизать верхние зубы сначала из стороны в сторону, затем снизу вверх.) Биоэнергопластика: сомкнутая ладонь поднята вверх, большим пальцем к себе, под счет пальцы медленно и плавно двигаются вправо-влево. «Маляр» Красить комнаты пора. Пригласили маляра. (Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад.) Биоэнергопластика: сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад. «Лошадка» Я люблю свою лошадку, (Язык поднять вверх, пощелкать им.) Биоэнергопластика: большим и средним пальцами производить щелчки вместе с языком. «Кучер останавливает лошадку» Покажите детям, как конюх останавливает лошадь: закройте рот, сомкните губы и выпустите воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать. Надо на одном дыхании дуть через губы как можно дольше. В результате получится звук, похожий на «тпру». Теперь предложите детям остановить и свою лошадку. Прочитайте рифмовку: Стой, моя лошадка, стой! Прискакали мы домой! «Барабанщики» На парад идет отряд. Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. (Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: д-д-д… Сначала звук «Д» произносится медленно. Постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Звук Д должен носить характер четкого удара – не хлюпающий.) «Биоэнергопластика: все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями языка. Индюк» Ходят по двору подружки — Две болтливые индюшки. Покажите детям, как можно изобразить голос индюка. Для этого приоткройте рот, слегка улыбнитесь. Производите широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загните, чтобы было удобнее им поглаживать. Сначала производите медленные движения, потом увеличьте темп и добавьте голос, пока не послышатся звуки: «Бл, бл, бл…» Попросите детей тоже изобразить индюка. Упражнение следует выполнять как можно дольше. Биоэнергопластика: кисть руки неподвижна, ладонью вверх, двигаются только пальцы. | Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени, и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая пауза, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Вдох через нос, губы при этом сомкнуты. Плавный выдох на звуке «Ф». Следить, чтобы не надувались щеки – выдыхаемая струя проходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Глубокий вдох: во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание: во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох: выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Глубокий вдох: руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержать дыхание. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить. Вдох: Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленный глубокий вдох: руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. руки при этом опускаются вниз, голова на грудь. Вдох. Выдох: ф___ ф___ ф___. Вдох. Выдох: с___с___с___. «Долго – кратко» Произношение слогов плавно; резко. Например: Па-а-а-а - плавное произношение; па-па-па… – резкое произношение «Подуй в чашечку» (проводится после одноименного артикуляц. упражнения) Выполнить упражнение «Чашечка», подуть в нее, направляя воздушную струю на нос. «Посчитаем» - Произведите счет на одном выдохе (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...). «Дирижер» Попросите детей повторять вслед за вами все те слова и фразы, которые вы будете произносить. Проговаривания можно сопровождать дирижированием (вдох – руки вверх, выдох - произнесение одного или нескольких слов. Вдох. - «Солнце!» Вдох. - «Солнце светит!» Вдох. - «Солнце светит ярко!» Вдох. - «Солнце светит ярко – всем нам стало жарко!» (Снег. Падает снег. Тихо падает снег. Тихо падает белый снег. Тихо падает белый пушистый снег.) и т.д. | «Эхо» Воспитатель произносит гласный звук то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует так же повторить. «Имитации» Вариант 1. Подражаем рычанию собаки (Р), гудку парохода (У), вою ветра (В), жужжанию пчелы (Ж), писку комара (З), насосу (С) и т.д., произнося звуки тише и громче в зависимости от удаления объекта. Вариант 2. Подражание голосам взрослых животных и птиц и их детеныше. Упражнение можно дополнить имитацией движений животных и птиц. Пропевание звуков ровным голосом * Пропевание гласного звука на длительном выдохе с усилением голоса (тихо- громко): * Пропевание звуков на длительном выдохе с уменьшением силы голоса (громко – тихо) * «Ухабы» Пропевание звуков с различной силой голоса (тихо – громко, громко – тихо и т.д.) «Песенки птенчиков» - Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. (Произнесение звука «а-ааа» (о-ооо, у-ууу, ы-ыыы) с изменением силы и высоты голоса. Повышение и понижение голоса по схеме, в соответствии с движением руки воспитателя (гласные, слоги). «Маляр» Имитируем движения маляра, который красит забор, одновременно с движениями руки вниз-вверх понижается и повышается голос. «Три волны» Вдох, на выдохе произносится звук «Э» тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест. «Разговор киски с хозяйкой» - Покажите, как киска просит молочка у своей хозяйки. («Мяу» - жалобно, просящим голосом. «Кисонька поела, песенку запела: мяу-мяу-мяу» - веселым, радостным голосом.) «Командир» Отдать приказ команде корабля: «Поднять паруса!», «Лево руля!», «Право руля!». «Играем в тенис» Повторение за воспитателем слогов (с выделением ударного слога): Ба-ба-ба бо-бо-Бо би-Би-би и т. д. «Повздыхаем» Произнесение восклицаний «Ай», «Ой», «Ах», «Ох» (удивленно, сердито, весело и печально). «Лесенка» Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз силу голоса, а затем “спускайтесь” вниз, понижая голос. «Этажи» Выбирается любое односложное слово из трех звуков (бом, дом…). Воспитатель произносит его максимально низко, затем предлагает детям произнести его чуть выше, затем сам произносит еще выше, потом дети произносят слово высоким голосом. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнения на изменение силы голоса с использованием пальчиковых игр Показать, - как быстро и медленно, громко и тихо стучит молоток (тук-тук); - пилит пила (вжик-вжик); - звенит колокольчик (динь-дон)- (собрать пальцы в щепоть и качать ими воображаемый колокольчик); - идет человечек (топ-топ) -(средним и указательным пальцем шагайте по столу); - едет поезд (чух-чух) - (вращать руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда); - капает дождик (кап-кап) – (стучать пальцами по столу). «На лесной полянке» Воспитатель: -Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Дети: Тра-та-та. (3 раза) Воспитатель: - Из берлоги вылез медвежонок Топать, топать начал он спросонок: Дети: Топ-топ-топ. (3 раза) Воспитатель: - Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Дети: Ква-ква-ква. (3 раза) Дети изображают персонажей, подражая их голосам и выполняя движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи
Буклет для родителей. Предлагаются нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...
"Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи"
В данной работе представлен материал о том, что такое артикуляционная гимнастика, значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, рекомендации ...
Речедвигательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...
Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей "Артикуляционная гимнастика и ее роль в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников"...