конспект занятия «Козацькому роду – нэма пэреводу».
план-конспект занятия на тему

Мищук Оксана Викторовна

Цель: формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение истоков народного творчества – фольклора кубанских казаков.

Задачи:

 1. Познакомить учащихся со значением слов «казак» и «стан», повторить кубанские поговорки, пословицы, загадки, местную фразеологию.

 2. Прививать любовь к родному краю, станице.

 3. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; уважение к музыкальным традициям предков.

Возраст детей: 10-11лет.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: игровая технология.

Оборудование: СD диск с записью кубанских песен, казачьи костюмы.

Разработчик: методист Мищук Оксана Викторовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kozatskomu_rodu_-_nema_perevodu.docx88.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Козацькому роду – нэма пэреводу».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/60/Cossacks._May_5%2C_1916._Goryachy_Klyuch._Russian_Empire.JPG/320px-Cossacks._May_5%2C_1916._Goryachy_Klyuch._Russian_Empire.JPG

Цель: формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение истоков народного творчества – фольклора кубанских казаков.

Задачи:

 1. Познакомить учащихся со значением слов «казак» и «стан», повторить кубанские поговорки, пословицы, загадки, местную фразеологию.

 2. Прививать любовь к родному краю, станице.

 3. Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру; уважение к музыкальным традициям предков.

Возраст детей: 10-11лет.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: игровая технология.

Оборудование: СD диск с записью кубанских песен, казачьи костюмы.

Разработчик: методист Мищук Оксана Викторовна.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята, гости нашего открытого занятия. Здоровеньки булы, то есть, здравствуйте! Так приветствуют друг друга в казачьих станицах. Кубанский говор вы можете услышать не только в разговоре дедушек и бабушек, но и встретить в казачьей песне, сказке, загадке или поговорке. А сегодня мы с вами отправимся в путешествие к истокам народного творчества.

2. Основная часть.

 Педагог: Мы с вами, жители станицы Медведовской, население которой более 17 тысяч человек. Кто-то считает ее большой, кому-то она кажется маленькой. Кто-то считает ее грязной, а кто-то видит в ней зеленый и благодатный уголок России. И действительно, оглянитесь вокруг, у нас пышные сады, плодородные поля, прекрасные цветы – все это творения рук жителей нашей станицы, предками которых были казаки.

 А что обозначает слово «казак»? (Ответы воспитанников).

Педагог: Часто говорят, что это «вольный человек».

 В словаре В. И. Даля отмечается, однако, что этот термин, вероятно происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». У него под казаком понимался «войсковой обыватель, поселённый воин», принадлежащий «казацкому сословию», в новгородском и северных диалектах, «батрак, годовой наёмный работник» (не подёнщик), иногда «прислуга».

Древнее тюркское значение «отделившийся, отложившийся от своего рода». По другой версии, заимствовано из тюркских языков (kаzаk — «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга»).

В словаре Ожегова «казак»: 1. В старину на Украине и в России: член военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. Запорожский к. Донской к. 2. На Дону, на Кубани, Тереке, Амуре и в других войсковых областях: крестьянин, потомок таких поселенцев, а также (до 1920 г. и в годы Великой Отечественной войны) боец кавалерийской воинской части, состоящей из этих крестьян; сейчас - потомок таких крестьян, бойцов.

А теперь прислушайтесь к слову «стан», «станица». Это слова одного корня. В них слышится твердость, решительность, постоянство, верность, любовь и привязанность к Родине. Первоначально слово «станица» означало «конный разведывательный отряд», который следил за передвижением татар, а потом стали называть казачьи населенные пункты.

Педагог: С какой целью на Кубани поселились казаки?

Дети: Защищать границы от турок и горцев.

Педагог: На русско - турецком фронте в 1914 году полковой священник Константин Образцов написал песню «Ты, Кубань,  ты, наша Родина», а музыку к ней придумал народ. Песня  была посвящена казакам 1-го Кавказского казачьего полка в память о боевой славе в годы Первой мировой войны. Текст песни написан в виде приветственного послания, коллективного письма на Кубань. Казаки вспоминают «про станицы вольные, про родной отцовский дом» и бьются насмерть с «врагом-басурманином», чтоб жила их святая родина.

Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два её запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады и Кубанской народной республики. И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы. Сейчас эта песня является Гимном Краснодарского края. Давайте послушаем произведение (дети встают, звучит гимн Краснодарского края):

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь!

Многоводная, раздольная

Разлилась ты вдаль и вширь.

Из далеких стран полуденных,

Из заморской стороны

Бьём челом тебе, родимая,

Твои верные сыны.

О тебе здесь вспоминаючи,

Песню дружно мы поём,

Про твои станицы вольные,

Про родной отцовский дом

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага, на басурманина,

Мы идем на смертный бой

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать?

Мы, как дань свою покорную,

От прославленных знамён

Шлём тебе, Кубань родимая,

До сырой земли поклон.

Педагог: Для казака служба была, прежде всего. Вот и мы продолжатели традиций наших дедов сегодня поговорим о казацкой жизни и истории Медведовской. Давайте разделимся на две команды, придумаем им названия (дети делятся на команды «Батиг» и «Нагайка») и посоревнуемся, а за ходом соревнования будет следить компетентное жюри. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. Представление жюри…).

Педагог: Итак, первый тур игры «История станицы». Вопросы к командам:

  1. Где первоначально жили Медведовские казаки»? (на Тамани)
  2. Как называлось первое поселение? (Ведмидовский курень)
  3. В каком году прибыли казаки на берега рек Кирпили и Кочеты? (по разрешению атамана от 30 марта 1800 года прибывали постоянно)
  4. Как назывался этот населенный пункт первоначально? (Ведмидовский курень)
  5. Где сохранилось это название до наших дней? (вокзал Ведмидовка)
  6. В каком году название «курень» сменили названием «станица»? (1842 г.)
  7. На каком языке говорили казаки? (Украинском)
  8. Почему они говорили на этом языке? (это были украинцы из Запорожья).

Жюри подводит итоги.

Педагог: До сих пор сохранился этот язык. И мы сейчас послушаем стихотворение Якова Жарко Кубанского поэта XIX века «Запорожець» написанное до 1917 года

Запорожець

Раз в пивночи, весною, йихав на кони,

Запорожець над рикою, в сыним жипуни.

Биля боку, два пистоля, шабля наче скло.

Кинь пид ным басуе в поли, в пини удэло.

Блидный мисяц из-за хмары, кризь туман свитыв.

«Швыдше, коню до шинкаркы!» Конык полэтив.

Ось и хата… и пишлы гуляння –

Вэсэлылыся, гулялы, трыждэнь не мынув.

Кари очи зарыдалы

Милый в Сич майнув.

Педагог: А теперь звучать частушки!

Педагог: А вы, ребята, часто ли используете при разговоре пословицы, поговорки, фразеологизмы? «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли», - считают кубанцы. Люди с уважением относились к тем, чья память хранит лучшие образцы народных изречений. «Кто присказки народные знае, тот в жизни много понимае», - говорят на Кубани. 

Второй тур игры «Поговорки».

Педагог: Каждой команде необходимо вспомнить как можно больше  поговорок Кубанских казаков.

Ответы команд:

  1. Казака в степи только пуля догонит.
  2. Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
  3. Казака даже черт боится.
  4. И шашка остра, да дух сильнее.
  5. Слава предков не стареет.
  6. Казак без коня, что полный сирота.
  7. Казак без седла, что черкес без кинжала.
  8. Казаку честь – Родину беречь.
  9. Казак без коня, что солдат без ружья.

10)Казак и в беде не плачет.

11) Знание старого – сила молодого.

12) Старых почитай, молодых поучай.

13) Плэтэнь старенький, а затишек всегда за ним.

14) Бороде честь, а усы и у кота есть.

15) У хорошего хозяина и свынка – господынка.

16) Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.

17) В закромах зерно – на душе тепло.

18) Что есть в печи – на стол мечи.

19) Умел гостя звать – умей и угощать.

20) Красна дивка косами, а хата пирогами.

Жюри подводит итоги второго тура.

Звучит песня «Медведовский вальс» Г. Пономаренко в исполнении объединения «Криница».

Педагог: А теперь третий тур игры «Загадки». Кто больше отгадает, тот и победит.

  1.  Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой.

                                       (сабля)

  1. Летит птица крылата,

Без глаз, без крыл,

 Сама свистит, и сама бьет.

                                 (стрела)

  1. Мал мужичок, костлявая рука.

                                        (нож)

  1. На чужой спине едет,

На своей груз везет.

                                        (седло)

  1. Шесть ног, две головы, один хвост.

                                        (всадник на коне)

  1. Какая обувь в огне изготавливаются, а с ног не снимается.

                                         (подкова)

Жюри подводит итоги.

Педагог: Четвертый тур игры «История моей станицы».

  1. Из чего строили казаки жилища в 19-20 веках? (саман, турлук, обмазывали глиной);
  2. В здании какой из нынешних школ станицы располагалось Николаевское училище? (СОШ №2);
  3.  Когда было открыто Николаевское училище? (1896 г.);
  4. В честь кого было присвоено имя Николаевскому училищу? (царя Николая II);
  5. Родоначальница СОШ №2? (Приходская школа 1907 г.);
  6. Назовите героев Социалистического Труда (Сорокин Владимир Петрович, Еременко Назар Константинович, Валько Александр Петрович);
  7. Назовите Героя Советского Союза (Кулик Григорий Карпович);
  8. Когда в станице открыли первый медпункт? (в 1900 году, сейчас ветлечебница);
  9. Как называлась первая больница? (приемный войсковой покой);
  10.  В каком году открыли приемный войсковой покой? (1913 год);
  11. Кто тогда имел право лечиться? (казаки);
  12. Кто у нас атаман? (Чернега Виталий Алексеевич);

13.Из чего состоит форма казака? (рубахи, бешмета, шароваров, мундира в виде чекменя или черкески, заимствованного у горцев, башлыка и бурки, папахи или кубанки).

http://ruschool.files.wordpress.com/2010/03/clothing_cossacks.jpg?w=188&h=300

Жюри подводит итоги.

Педагог: Пятый тур игры «Значение казацких слов».

Начинает команда «Батиг», затем отвечае «Нагайка»:

  1. Принэсы-принести;
  2. Пиды-иди
  3. Паляниця-пирог
  4. Торбына-сумка
  5. Джигун-веселый, подвижный, неунывающий человек, озорник
  6. Роздайбида-очень щедрый человек
  7. Пройдысвит-пройдоха, проныра
  8. Кочет-петух.
  9. Тютюн - табак
    10. Люлька - трубка
    11. Курень - дом
    12. Дробына - лестница
    13. Плавни - озера, лиманы
    14. Кушири - камыш, заросли
    15. Крыниця - родник
    16. Бачить - видеть
    17. Балачка - разговор
    18. Крихта – крошка

Жюри подводит итоги.

Педагог: Казаки любили петь и эту любовь они передали нам своим детям, внукам, правнукам. Давайте споем песню «На Кубани мы живем» муз. В. Захарченко.

На Кубани мы живём,

На родной Кубани,

Песни звонкие поём,

Славимся делами.

      Не найти в России милой

      Благодатней края,

      Эх, Кубань-кормилица,

      Эх, Кубань - красавица

      Сердцу дорогая.

Дух казачий боевой,

В праздники и будни

Мы ведём за счастье бой

И его добудем.

Припев:  

Жюри подводит итоги игры. Объявляет победившую команду.

3. Заключительная часть.

Педагог: Итак, ребята, гости нашего занятия, мы с вами прикоснулись к истокам народного творчества – фольклору Кубанских казаков. Мы с вами увидели, что казачество живо и корни фольклора кубанского казачества уходят в фольклор двух великих народов - русского и украинского. И давайте будем помнить, что пока жива душа народа, жив и сам народ, а душа народа – в его истории, пословицах и поговорках, загадках, частушках, песнях.

Исполнение песни «Казацькому роду – нэма пэрэводу» воспитанниками объединения «Криница».

Рефлексия.

Педагог:  Наше занятие подошло к концу, я буду  рада видеть вас на следующем  занятии. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Козацкому роду нэма пэрэводу

Стихи о кубанских козаках....

проект Щелуховой О. Козацкому роду нэма пэрэводу

История создания и развития  станицы Гостагаевской...

Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».

Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...

конспект занятия "В лесу родилась елочка"

«В лесу родилась елочка» - занятие для дошкольников 6-7 лет, занимающихся в объединении «Окружающий мир». Продолжительность занятия 25 минут.Цель: познакомить с морфологическими  особенностями хв...

Конспект внеклассного мероприятия по кубановедению "Козацькому роду нема переводу"

Данное мероприятие было проведено в группе студентов казачьей направленности, обучающихся на 1 курсе в форме игры-соревнования на знание традиционной культуры кубанского казачества. Мероприятие также ...

Самоанализ учебного занятия «Мы родом не из детства».

Самоанализ проведен по следующим критериям:общие сведения;тема учебного заняти;цель;содержание учебного занятия;тип учебного занятия;структура учебного занятия;методы обучения;система работы педагога...