Урок "Час занимательной математики"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Бочарова Марина Андреевна

Цели урока:

познакомить учащихся с понятием «занимательные задачи», узнать историю развития занимательной математики, рассмотреть  решение  некоторых задач; повысить интерес к математике, расширить умственный кругозор, развить логическое мышление .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokchas_zanimatelnoi_matematiki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Час занимательной математики»

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «занимательные задачи», узнать историю развития занимательной математики, рассмотреть  решение  некоторых задач; повысить интерес к математике, расширить умственный кругозор, развить логическое мышление .

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

  «Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным».
Б. Паскаль

   Математику многие боятся, кто-то относятся к ней очень серьёзно. И это не удивительно ведь математика - царица наук! Многим очень сложно справится с этой царицей. И тут на помощь должна придти математика весёлая, привлекательная и занимательная!

   Ведь с самых давних времён мудрецы тренировали свой мозг математическими задачками. И мы - как те самые мудрецы - тренируем свой мозг и учимся получать от этого удовольствие. Математика - это игра ума, а всем известно – дети очень любят играть.

  Зарождение математических развлечений в виде шуточных и занимательных задач, головоломок, отгадывания чисел и  прочих разнообразных задач на смекалку относится к глубокой древности. Следы их можно найти в древнеегипетских, китайских, греческих, индийских, арабских и других старинных документах и книгах.

   Многие занимательные задачи из современных сборников, основываются на задачах древности.

  1. Решение задач.

   Рассмотрим решение самых  распространенных задач.

   Задачи Древнего Египта

  Самый большой сохранившийся до наших дней древнеегипетский

математический текст – это так называемый папирус писца XVIII–XVII вв.

до н.э. Ахмеса.

Вот одна из задач Ахмеса (задача-путешественница).

    У семи лиц по семь кошек, каждая кошка съедает по семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосьев, из каждого колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?

Решение:

Лиц - 7
Кошек – 7*7=49
Мышей – 49*7=343
Колосьев – 343*7=2401
Ячмень – 2401*7=16807
49+343+2401+16807=19607

Задачи Древнего Китая

   Магический квадрат - квадратная таблица из целых чисел, в которой суммы чисел вдоль любой строки, любого столбца и любой из двух главных диагоналей равны одному и тому же числу.

     Страна, в которой был впервые придуман магический квадрат, точно неизвестна, неизвестен век, даже тысячелетие нельзя установить точно. Первые упоминания о магических квадратах были у древних китайцев. И, вероятно, самым старым из дошедших до нас магических квадратов является таблица Ло Шу. Она имеет размер 3*3 и заполнена натуральными числами от 1 до 9. В этом магическом квадрате сумма чисел в каждой строке, столбце и диагонали равна 15. Согласно одной из легенд прообразом Ло Шу стал узор из связанных черных и белых точек, украшавший панцирь огромной священной черепахи, всплывшей из вод реки Хуанхэ.

Решение.

Задачи народов Европы

Задача монаха Алькуина о волке, козе и капусте

   Эту знаменитую задачу ирландский ученый монах Алькуин поместил в своем сочинении «Задача для оттачивания ума юношей».

   Через реку надо перевезти троих: волка, козу и кочан капусты; на лодке, кроме перевозчика, может поместиться только один из трех. Как перевезти их, чтобы коза не смогла съесть капусту, а волк не смог съесть козу?

 Решение.

   Сначала надо перевезти козу, потом вернуться на берег, где остался волк с капустой, и забрать его; доставить волка на берег, где уже находится коза, высадить его там, но опять принять на борт козу. Вместе с ней приплыть на берег, где осталась капуста. Там козу высадить, капусту забрать, отвезти кочан к волку. Потом вернуться за козой и уже доставить ее на тот берег, где находятся волк и капуста.


Задачи Якова Перельмана

До половины

   В бочке налита вода, по-видимому, до половины. Но вы хотите узнать точно, половина ли в ней налита, или больше половины, или же меньше половины. У вас нет ни палки, ни вообще инструмента для обмера бочки. Втулки бочка не имеет. Каким образом могли бы вы убедиться, налита ли вода ровно до половины?

Решение.

    Самый простой способ – наклонить бочку так, чтобы вода дошла до края. Если при этом немного обнаружится дно бочки, – значит, вода стояла ниже половины. Если дно очутится ниже уровня воды, – значит, вода была налита больше, чем до половины. И наконец, если верхний край дна будет как раз на уровне воды, – значит, вода налита ровно до половины.

4.Подведение итогов урока.

Итак, сегодня мы познакомились с понятием «занимательные задачи», узнали историю развития занимательной математики, рассмотрели  решения  некоторых задач.

Теперь мы твердо знаем, что цифры совсем не скучные. Наоборот, считать, вычислять, решать нестандартные задачи - настоящее удовольствие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...