Статья «Формирование нравственно - волевых качеств дошкольников в семье»
статья на тему

Симонян Марине Карленовна

Статья «Формирование нравственно - волевых качеств дошкольников в семье»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно - волевых качеств дошкольников в семье»

                                                   Составитель: Симонян Марине Карленовна

                                                             Воспитатель ГБОУ детский сад № 1989

               Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его  жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни! Главными воспитателями детей являются родители.

Каковы же  насущные проблемы семьи сегодня?

Они концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

 Актуальной задачей в настоящее время является воспитание  у  дошкольников  нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Что возьмут наши дети  в  будущее: преклонение перед  красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру? Ответ на этот вопрос кроется в воспитании необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому – то доброе полезное дело. Путь к этому – через  воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научится любить своих детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. Как правило, все родители любят своих детей и делают для них и за них абсолютно все. Родители одевают, кормят, ласкают своего ребенка, но не знают, о чём он думает, что его огорчает, чему он радуется.

Растут  дети, и  вместе  с  ними должны  расти  родители: меняется  стиль общения, корректируются  требования, учитываются  индивидуальные  особенности  определенного  периода  детства. Формирование  нравственно – волевой  сферы  –  важное  условие  всестороннего воспитания  личности  ребенка.

                               - 2 -

От  того, как  будет  воспитан  дошкольник  в нравственно – волевом  отношении, зависит  не  только  его  успешное  обучение в  школе, но  и  формирование  жизненной  позиции.

Недооценка  важности  воспитания  волевых  качеств  с  ранних  лет  приводит к  установлению  неправильных  взаимоотношений  взрослых  и  детей, к  излишних опеке  последних, что  может  стать  причиной  лени, несамостоятельности  детей, неуверенности  в  своих  силах, низкой  самооценки, иждивенчества  и  эгоизма.  Наблюдения  показывают, что многим  родителям  свойственна  недооценка волевых  возможностей  детей, недоверие  к  их  силам, стремление  опекать.

Нередко  дети, проявляющие  самостоятельность  в  детском  саду, в  присутствии родителей  становятся  беспомощными, неуверенными, теряются  при  возникновении  затруднений  в  решении  посильных  задач.

В  беседах  с  родителями, где  подрастает  будущий  школьник, отмечается, что всех  членов  семьи  волнуют  проблемы  подготовки  ребенка  к  школе. В  последние годы  родители  часто  решают  этот  вопрос  односторонне, заботясь лишь  о  том, чтобы  дошкольник  умел  читать, писать, усвоил  элементарные  математические  представления. Нередко, готовя  ребенка  к  школе  в  семье,  проходят с  ним  часть программы  1 класса.

Конечно, будущий  школьник  должен  обладать  определенными  знаниями, для того,  чтобы  усваивать  учебные  предметы. Но  в  первую  очередь  родители   должны  заботиться  о  нравственной  и  психологической  подготовки  детей  к школьному  обучению, формировании  у  них  любознательности, познавательных  интересов, организованности, самостоятельности, ответственности   и  трудолюбия.

Проведенные  педагогические  и  психологические  исследования  позволили выделить  основные  показатели  готовности  ребенка  к  школе, из  которых  наиболее  важными  являются  общая  нравственная  воспитанность, т. е. достижение определенного  уровня сформированности нравственно – волевых  качеств,  необходимых  в  учебной  деятельности. Дети, у которых  к  началу  обучения  в   школе не развита способность активно действовать  для  достижения  цели, самостоятельно  выполнять  повседневные  требования  и  решать  новые  задачи, проявлять  настойчивость  в  

- 3 -

преодолении  трудностей, часто  не  могут  организовать себя  для  выполнения  заданий  учителя. Это  отрицательно  сказывается  на  учебной

работе  и  поведении  первоклассника, становится  причиной  его  неуспеваемости, недисциплинированности. Поэтому  необходимо  разъяснить  родителям  детей дошкольного  возраста  важность  своевременного  воспитания  нравственно-волевых качеств, вооружить  их  соответствующими  педагогическими  знаниями  и  методами. Трудовое  воспитание  составляет  одну  из  важнейших  сторон  нравственного воспитания. При  условии  целенаправленного  педагогического  руководства  трудовая  деятельность  детей  становится  средством  воспитания  многих жизненно  важных  личностных  качеств.

Задачи  нравственного  воспитания  в  труде  имеют  свою  специфику. Их  решение  связано  с  формированием  у  ребенка  таких  качеств, которые характеризуют  его  отношение  к  труду  и  всему, что  с  этим  связано: аккуратность, бережное  отношение  к  вещам, взаимопомощь, дружелюбие  и  др. Эти  качества  не  могут  быть  сформированы  без  специального  педагогического руководства. Формирование  их  связано  с  воздействием  на  эмоциональную  сферу ребенка, на включение  в  методику  руководства  таких  средств  и  приемов, которые   вызывали  бы  желание  охотно  принимать  поставленную  цель  и  достичь  ее, заставляли  бы  испытывать  радость  от  самого  процесса  труда. Результатом   нравственного  воспитания  в  труде  должно  стать  не  только  умение, но  и  желание   трудиться, в  этом  и  проявляется  качественная  характеристика начал трудолюбия. Часто  увлечение  взрослых  обучением, их  стремление  поскорее  сформировать  у  детей  умение  трудиться  приводят  к  тому, что  забывается  необходимая  зависимость  между  обучением  действиям  и  воспитанием  положительного  отношения  к  ним, желания  научиться  их  выполнять. Мы учим детей трудиться  и, конечно, воспитываем  в  процессе  труда. Это  два  тесно  переплетающихся  способа  педагогического  воздействия  на  детей, которые  не  должны разрываться. Нравственное  воспитание  в  труде  тесно  связано  с  уровнем развития  трудовой  деятельности. Трудовая  деятельность  подчинена  логике, развивается  в  определенной  последовательности, и  в  соответствии  с  нею  ставятся  и  решаются  воспитательные  задачи. Представление  о  труде  как  целостном  процессе  должно  включать  все  его  структурные  части(компоненты).

- 4 -

Каковы же  структурные  компоненты  трудовой  деятельности, по  которым  можно  судить  о  становлении  и  развитии  этой  деятельности  у  детей  дошкольного  возраста? Как  и  у  взрослых,  это  цель, способы осуществления, результат  и  мотив.

Цель – это представляемый  результат  деятельности. Способы  осуществления – это  необходимые  действия  для  достижения  цели, приобретения  навыков  и  умений. Сюда же  входят  такие  интеллектуальные  действия, как  планирование  и  самоконтроль, во  многом  определяющие  качество  выполнения  работы.                     Результат  показывает  соответствие  деятельности  поставленной  цели.                     Мотив  определяет  цель  деятельности, является  ее  побудителем. Все  структурные  компоненты  деятельности  тесно  связаны  между  собой, находятся  в  определенной зависимости. В  чем  же  особенности  структурных  компонентов  трудовой  деятельности  дошкольников?  

Ц е л ь. Труд  детей  дошкольного  возраста  организуется  взрослыми. Поставленная  цель  придает  определенную  направленность  поведению  ребенка, ориентирует его  на  результат  труда. Чем  меньше  дети, тем  активнее  взрослый  в  постановке  цели. При  этом  следует  избегать  непосильных  задач, потому  что, не  достигнув  результата, малыши  могут  в  следующий  раз  отказаться    выполнять  задание. Дети  пятого  жизни  в  знакомых  повседневных  делах  могут  сами  ставить  перед  собой  цель   и  стремиться  достигнуть ее. Дети  старшего  дошкольного  возраста  уже  умеют  и  самостоятельно  ставить  перед  собой  цель  в  разных  видах  труда, и  достигать  ее.

Учить детей находить посильные задачи надо уже с младшего дошкольного возраста, так как это является важнейшим условием развития творческого отношения к труду. Для этого необходимо использовать любые возможности. Ребенку надо дать понять, что такое поведение одобряется. Например, малыш видит, что книги на полке лежат в беспорядке: он аккуратно складывает их в стопку ; кто – то  забыл убрать строительный материал на место – другой начинает убирать его. Взрослый должен непременно замечать проявление  такой инициативы и одобрять поведение ребёнка. Умение самостоятельно ставить перед собой цель формируется постепенно, на основе достижения ребенком целей, которые ставит первоначально педагог. Взрослый учит ребенка, где и  в чем он может

- 5 -

проявлять инициативу. В группу средств достижения поставленной перед ребенком цели входят навыки и умения, в том числе умения планировать работу, самоконтроль.

Н а в ы к и    и    у м е н и я  -  важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс усвоения необходимых трудовых навыков с возрастом все большее влияние начинает оказывать   словесная инструкция взрослого. Усвоение   навыков становится все более осознанным, полным и правильным. Осознание усваиваемых умений и навыков повышает интерес к деятельности, который закрепляется использованием в процессе труда различных инструментов, оборудования, материалов. Взрослый должен следить за тем, чтобы оборудование и материалы для труда были использованы согласно назначению, а не превратились в предмет игры, другого занятия. Обучение детей трудовым навыкам для предстоящей работы – важный и необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Но при каких условиях трудовые навыки могут стать средством воспитания  положительного отношения к труду? Наблюдения, опыт педагогической работы  в разных возрастных группах детского сада показали, что процесс овладения необходимыми навыками иногда механическим, а порой приобретает яркую эмоциональную окраску. Это прежде всего  связано с тем, как ребенок  настроен к деятельности, желает  ли научиться  тому, что предстоит сделать. В специальной литературе этот момент  определяется как готовность к выполнению работы, готовность к деятельности. Именно он представляет большую ценность в решении задач нравственного  воспитания, в  воспитании положительного отношения к труду. Готовность трудиться во многом зависит от содержания предстоящей деятельности, от того, один или совместно с кем – либо будет ребенок выполнять предстоящую работу, от мотива выполнения задания в целом. Чем ближе и понятнее цель работы, тем выше ее результативность.                                                                                                                                                  

Приведём  такой пример. Дети делали зубья для грабель – однообразную и малоинтересную работу, им не хотелось её выполнять, и потому они быстро переключались на другие виды деятельности. Однако, когда они узнали, что деревянные зубья очень нужны сельским работникам, т. е. что их труд принесет реальную пользу, отношение детей к делу резко

- 6 -

изменилось, теперь они старались выполнять задание как можно лучше, чтобы помочь взрослым. Таким образом, желание овладеть необходимыми навыками во многом зависит от мотивов, стимулирующих  деятельность  в целом. В группу средств достижения цели включается также умение планировать работу и самому контролировать её.

Умение планировать работу относится к обще-трудовым умениям  и является необходимым для любого вида деятельности. Планирование – это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Понятно, что детям дошкольного возраста этим умением овладеть нелегко. Исследователи на некоторые особенности формирования у дошкольников умения планировать. Главное заключается в необходимости выяснить, какие задачи нравственного воспитания можно при этом решать. Процесс  планирования впрямую не оказывает влияния на формирования каких – либо конкретных нравственных качеств. Особенно мало возможностей содержит индивидуальная деятельность детей. Однако с приобретением опыта индивидуального  планирования  и усложнением организации деятельности ребят  (от индивидуальной – к  совместной и коллективной работе) качественно меняются возможности планирования, точнее воспитательный эффект планирующей деятельности. В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного планирования появляется необходимость руководствоваться  определёнными нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо  распределить работу, определить оптимальные пути достижения общей цели, научиться уступать более правильному решению, более удачному предложению товарища, быть вежливым, суметь обоснованно защитить свою точку зрения или уступить и т. д. С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т.е.  самоконтроль. Он способствует качеству планирования и всей деятельности в целом. Самоконтроль – сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения  поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий. Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным  поведением и в какой – то мере определяет уровень произвольного поведения в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у детей  таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление процесса саморегуляции поведения в целом.

- 7 -

Р е з у л ь т а т  -  показатель завершения. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства её достижения. Сам материальный, вещественный результат оценивается и принимается во внимание детьми не сразу. Для детей младшего дошкольного возраста важнее не столько результат, сколько сама деятельность, осуществленная вместе с взрослыми. При целенаправленной педагогической работе дети рано начинают проявлять интерес к результату. Так, в 2,5 -3 года этот интерес возникает при условии, если воспитатель настойчиво обращает внимание ребенка на то, что и зачем он сделал. В противном случае результат для детей этого возраста не важен. Увлеченный желанием поливать, малыш с интересом продолжает носить воду, даже если все растения уже политы.Воодушевленные дежурством по столовой, многие дети во время раздачи посуды кладут по две ложки возле одной тарелки и носят их до тех пор, пока не заметит воспитатель. Они не осознают процесса завершенности труда. Лишь на пятом году жизни результат становится предметом внимания детей. Они начинают интересоваться тем, как отнесется воспитатель к сделанному, как выполнил такую же работу сверстник, что сказал по поводу их работы взрослый.
Таким образом, результат деятельности становится важным в воспитательном плане, если к нему формируется правильное отношение, объясняется его необходимость. Чтобы результат стал для детей значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и как сделано, т.е. сам процесс работы, меру приложения усилий. Только в этом случае наиболее успешно формируется положительное отношение к деятельности.

М о т и в ы – важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что- то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется. Ребёнку небезразлично, как может быть использован достигнутый им результат.
  Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учёт их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это

- 8 -

важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде.
Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию.

 Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками  позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей  заботой о себе. Овладение навыками самообслуживания  позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких  нравственно – волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
  Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Ребенок наглядно убеждается  в значимости своего труда для членов семьи. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьей. В семье  дети часто с удовольствием  занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьём и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д.
  Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно- волевое развитие. Однако отсутствие во многих семьях целенаправленного использования труда для нравственно – волевого развития ребенка приводит к недостаткам, которые отмечают и сами родители. Так, на вопрос проявляет ли ребенок самостоятельность, при выполнении обязанностей, умеет ли ставить цель труда, планировать свою работу, доводить ее до намеченного результата, были получены ответы от родителей старших дошкольников. Оказалось, что большинство детей

- 9 -

неустойчивы в достижении результата, не сосредоточены на выполняемой работе. Недостаточное развитие у детей нравственно – волевых качеств, которое проявляется в труде, обусловлено неумением родителей использовать существующие методы воспитания таких качеств, как самостоятельность, организованность, ответственность, настойчивость. В семьях еще недостаточно используют совместный труд родителей и детей. Значение совместного труда велико, особенно для детей с отклонениями в развитии. Ведь он удовлетворяет потребность детей в общении с родными, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом дает ребенку пример правильного выполнения работы, передает ему рациональные приемы труда.

 Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место. В семье в недостаточной степени привлекают детей к разнообразным видам труда, т. е. полностью не используют его воспитательные возможности.

    Хозяйственно – бытовой  труд наиболее распространенный в семьях – это уборка помещения, стирка, приготовление пищи и т. д. В них дошкольник принимает посильное участие. Мотивы его понятны, близки ребенку, связаны с чувством любви к родным.

     Ручной труд – шитье, вышивание, изготовление поделок из природного материала, ткани, бумаги – незначительно распространен в семьях, хотя не мене важен. Этот вид труда посилен ребенку, привлекателен для него, результат его более долговечен, чем результат хозяйственно – бытового труда. Выполненные ребенком работы содержат разный социальный мотив: вещь изготавливается в подарок  близким, друзьям. Ручной труд требует от ребенка проявления старательности, инициативности, настойчивости и других нравственно – волевых качеств.

     Труд по уходу за комнатными растениями и животными также распространен в семьях в недостаточной степени. В большинстве семей, как правило, есть растения или животные. Но, к сожалению, уход за ними чаще осуществляют взрослые. Они не доверяют детям, считая, что ребенку  это не по силам. Но этот вид труда воспитывает такие гуманные качества как

- 10 -

доброта, отзывчивость, любовь и бережное отношение к животному и растению.

Чем же определяется воспитательная ценность труда в семье?

Во – первых, любой вид трудовой деятельности эмоционально окрашен: ребенок испытывает чувство радости и гордости за выполненную работу, осознает свою значимость.

 Во – вторых, у ребенка есть возможность трудиться  рядом с мамой, папой, бабушкой: в дошкольном возрасте отношение ребенка к труду связано с его отношением к тем взрослым, с которыми он трудится вместе или которые организуют его труд, побуждают действовать.

 В – четвертых, этот вид деятельности позволяет сочетать волевые и умственные усилия ребенка, требует определенных знаний.

 Таким образом, хозяйственно – бытовой и ручной труд, а также труд по уходу за растениями и животными – наиболее эффективны для воспитания у дошкольников в условиях семьи таких качеств как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность. Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный мотив – значить вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольников. Формирование нравственных мотивов труда ребенка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а ее выполнение или невыполнение существенны для них. Содержание  труда ребенка старшего дошкольного возраста в семье не должно быть нарочно придуманным. Взрослые члены семьи должны вносить в трудовую деятельность ребенка нравственные мотивы: оказывать помощь, проявлять внимание, сочувствие, заботу; связывать эти мотивы с целью деятельности, различными методами закреплять эту связь, вызывая у ребенка стремление качественно довести работу до нужного результата.

   Воспитатель же определяет основные направления работы с родителями по воспитанию у детей нравственно – волевых качеств. Для этого используются разнообразные формы: посещение семьи, беседы, консультации, собрания, наглядная пропаганда и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"

В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...

Формирование нравственно-волевых качеств подростков, занимающихся боксом

Педагогическое исследование формирования у подростков нравственных и личностных качеств посредством занятий боксом. В презентационном материале привдены оценка и анализ проведенного экспериментального...

Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств  в процессе трудового воспитания в семье»...

Презентация «Воспитание нравственно - волевых качеств у дошкольников»

Презентация «Воспитание нравственно - волевых качеств у дошкольников»...