Педагогические технологии.Работа в группах и в парах.
материал по теме
Выступление на школьном методическом объеденении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_po_tekhnologiyam.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Не секрет, что очень многие ученики считают уроки математики скучными. Отчасти это так.
И как учитель, любящий свой предмет, я задалась вопросом, что может исправить положение.
Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым, с моей точки зрения, является групповая технология:
во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.
Преимущества группового обучения перед традиционным:
• приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;
• улучшение академической успеваемости;
• воспитание самоуважения;
• укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;
• отсутствие соревнования в учебной деятельности;
• убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.
Некоторые примеры практической организации групповой работы на уроках математики.
Статическая пара.
Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.
В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Динамическая пара.В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка.
Качество работы характеризуется рядом условных обозначений:
К– имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание;
О– допущена ошибка в решении;
+ задание выполнено верно.
Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений можноиспользовать групповую работу. Для этого применяются игры:
- «математическая эстафета»;
Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписаны на доске и заготовлены на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
- « математическое лото»;
Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
Вариационная пара.В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.
Чего не следует делать при организации групповой работы:
· Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
· Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
· В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.
· Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
· В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Результатом работы в рамках данной технологи являются следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной.
Основой педагогической деятельности, как мне кажется, является уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
ГБОУ СОШ №1392 им. Д.В.Рябинкина
Выступление на ШМО по теме:
«Педагогические технологии»
Подготовил учитель математики Цырмаева А.С.
2013-2114 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Урок исследование.Цели урока: Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
«Подросток в современном мире» технология работы с обучающимися «группы риска» в ГБОУ СОШ № 603
•обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;•создание условий по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;•анализ фа...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Технология работы в малых группах как средство формирования универсальных учебных действий
В работе представлена личностно-ориентированная технология - технология работы в малых группах. Проанализировано использование технологии для формирования универсальных учебных действий обучающих...
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...