«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».
статья

Гуржуева Наталия Константиновна

В современном мире стрессовые ситуации с геометрической прогрессией увеличиваются и становятся скорее правилом, чем исключением.  Не только взрослые, но и дети не чувствуют себя в полной безопасности. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический стресс, последствия которого могут тянуться многие годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Комплексная реабилитация детей, страдающих аутизмом и синдромом Дауна, стрессовые расстройства и преодоление их последствий».

ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

        В современном мире стрессовые ситуации с геометрической прогрессией увеличиваются и становятся скорее правилом, чем исключением.  Не только взрослые, но и дети не чувствуют себя в полной безопасности. Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический стресс, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально в отношении детей.

     В статье представлен теоретический анализ стрессовых ситуации и их последствий,  разъяснены механизмы и особенности реагирования ребенка на различные стрессовые ситуации, представлены алгоритмы работы психолога с детьми, переживающими стресс.

   Ребенок, как и взрослый человек, развивается неравномерно; есть периоды относительно спокойные и стабильные, а есть так называемые критические периоды. Во время критических периодов ребенок меняется весь, целиком.  Внутренняя жизнь ребенка сопровождается в это время мучительными переживаниями и если в это время ребенок попадает в какую-нибудь стрессовую ситуацию,  возникает множество психологических проблем, а уже имеющиеся проблемы обостряются.  Во время стресса личность ребенка, как открытая система, становится неустойчивой и даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами, что иногда приводит к непрогнозируемым эффектам.

      В ситуации, когда семья ребенка и социальная среда вокруг него неблагополучны, когда существует риск потери здоровья, жизни, нормальных условий, ребенок сталкивается с кризисами, вызванными травмами, утратами, разлуками. Находясь зачастую в нестабильном состоянии, ребенок особенно тяжело переживает последствия травматических ситуаций насилия, брошенности,  отвержения.

      Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребенком:

  • Физическое жесткое обращение (любое неслучайное нанесение телесного повреждения ребенку).
  • Сексуальное насилие.
  • Пренебрежение нуждами ребенка. ( хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности не достигшего 18 летнего возраста ребенка в пище, одежде, жилье, медицинским уходе, обучении, защите и присмотре.
  • Психологическое насилие. Оно может быть двух видов:
  1. Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребенку.
  2. Психологическое жесткое обращение (хронические действия, совершаемые взрослыми с целью  издевательства над ребенком,,, его унижения, оскорбления, высмеивания).

Любое насилие может быть явным и скрытым. Оно может быть также актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом. Насилие над ребенком может происходить:

- дома – со стороны родственников или соседей,

- в ДОУ, в школе,

- на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Поскольку насилие может быть скрытым, определить сам факт его наличия в жизни ребенка не просто. В связи с этим педагогам и психологам имеет смысл представлять основные признаки и симптомы, проявляемые  после кризиса у ребенка.

Физическое насилие

Могут наблюдаться следующие признаки:

  •  изменения на коже (царапины, следы ударов);
  •  гематомы;
  •  кровоизлияние сетчатки глаз;
  •  ушибы тела;
  •  определенные типы ожогов или рубцов после них;

Психологические признаки:

- наличие у ребенка стресс-синдромов, например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморной» кожи, бледности;

- характерное выражение лица ребенка, его называют «постоянной бдительностью», «взглядом косули»;

- наличие в поведении ребенка рефлекторных жестов и поз защиты.

В целом подвергшийся физическому насилию ребенок имеет «забитый» вид, демонстрирует замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное поведение.

     

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности.

     Психологическое насилие складывается из психологического пренебрежения и психологического жестокого обращения.

К этим формам насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление ребенка и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Последствиями кризисов связанных с применением психологического насилия, является нарушение развития детей и их социальной адаптации. Поведение таких детей характеризуется гиперагрессивностью, вспыльчивостью, мнительностью, повышенным вниманием к мелочам и  эмоциональной черствостью.

    Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребенка, от тяжести  заболевании имеющихся у ребенка и его окружения ресурсов.  В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырех – шести недель.

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)

возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.

Следствием таких ситуации могут быть различные нарушения:

  1. Кратковременное психотическое нарушение – (психотические симптомы с внезапным началом и продолжительностью менее одного месяца. Это нарушение заканчивается возвратом в обычное состояние.)
  2. Ночные кошмары – (частые пробуждения во время сна вследствие кошмарных снов. Началом обычно бывает пронзительный панический крик, интенсивный страх.)
  3. Страх разлуки – (резкое повышение тревожности, возникающее как реакция на снижение заботы со стороны близких.)
  4. Конверсионное нарушение – (нарушение одной из физических или сенсорных функций (псевдопаралич, внезапная слепота, глухота или потеря голоса) при отсутствии объективных медицинских показаний к этому.)
  5. Деперсонализация – (расстройство самосознания, чувство изменения своего Я, отчуждение собственных мыслей и действий (наблюдается у подростков).
  6. Специфические страхи (изолированные фобии) – (боязнь каких-то конкретных факторов (они всегда связаны с травмой).
  7. Панические атаки – (вспышки интенсивного беспокойства, возникающие без каких-либо внешних, понятных наблюдателю причин.)
  8. Депрессивные эпизоды обычно следуют за насильственной смертью близкого человека. (Признаками депрессивного состояния у детей являются повышенная раздражительность, недостаточное прибавление веса, ослабление интереса к жизни, снижение настроения, нарушение сна, усталость, ухудшение концентрации внимания._
  9. Соматизация – (повторяющиеся и множественные жалобы на здоровье.)

    Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психологическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это, прежде всего, связано с их возрастом и тяжестью заболевания. Им не хватает социальной и психологической зрелости.  Ребенок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.

В основу коррекционной работы с детьми страдающими аутизмом и синдром Дауна положены следующие принципы:

- принцип принятия ребенка (реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок; уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития и стремление в наибольшей мере развить его потенциальные возможности - основные условия в создании наиболее благоприятной для ребенка атмосферы);

- принцип помощи (этот принцип применим к воспитанию любого ребенка, однако при работе с детьми с ограниченными возможностями он имеет особое значение, так как такой ребенок без специально организованной помощи не сможет достичь оптимального для него уровня психического и физического развития);

- принцип индивидуального подхода (принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями; его реализация предполагает возможность достичь ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств, организации процессов воспитания и обучения в соответствие с его индивидуальными возможностями);

 - принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий (медицинские мероприятия создают благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и только в сочетании с ними могут обеспечить высокую эффективность коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком);

- принцип сотрудничества с семьей (создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребенку, единство требований, предъявляемых ребенку, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию).

 Коррекционную работу   характеризуют такие черты, как:

 - целостность (все проводимые мероприятия адресуются к личности ребенка в целом);

 - системность (все мероприятия проводятся в системе, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время);

- комплексность (все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционное воздействие как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом);

- связь с социальной средой (расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы учреждения, и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок).

Литература.

1.     Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под. ред.   С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). – М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.

2.     Аутизм: Практические рекомендации для родителей. – М.: Изд-во «СигналЪ», 2002.

3.     Доман Г.  Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга, или у него травма мозга, умственная отсталость, детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, аутизм, атетоидный гиперкинез, гиперактивность, дефицит внимания, задержка развития, синдром Дауна. – М.:  Издательство: Теревинф, 2007 г.

4.      Ениколопов С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых

       расстройствах // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 3. - С. 50-56.

5.   Каган В.Е. Ребенок и травма. Детские реакции на травму // Методическое пособие     по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. - СПб.: Ин-т Гармония, 2001.

 6.   Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

7.   Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

8.   Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевской, А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.

9.   Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. - Мн.: БелАПДИ, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей страдающих аутизмом,используя "расписание активностей"

В этом материале содержится краткое описание методики "расписания активностей" для обучения детей страдающих аутизмом более самостоятельному, независимому поведению. Следуя этим рекомендациям можно об...

Статья. Особенности детей страдающих аутизмом.

В настоящее время, актуальна проблема детей страдающих аутизмом в нашей стране. В статье раскрывается проблема детей аутистов и апробация  и использование методики "Расписние активностей" для так...

Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...

Особенности детей с синдромом Дауна влияющие на развитие речи и их преодоление. Учитель- логопед Курусь Елена Николаевна, первая квалификационная категория.

В данной статье рассматриваются основные особенности детей с синдромом Дауна. Педагогические методы и приёмы коррекции занимающие ведущее место среди всех видов работ. Описывается медицинская направле...

Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

Программа составлена на основе программы "Программа комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с синдромом Дауна "Солнечный мир вокруг нас", Минченко И.Н., Шелеметь...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....