Личностные результаты учащихся на уроках географии.
материал по теме
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Яминская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Бирюкова
Алексеевского муниципального района Волгоградской области
403250, Волгоградская обл., Алексеевский район,
Х.Яминский, пер. Центральный , д. 16
Тел.: 8(84446) 3-54-19 ; e-meil : yamscschool@yandex.ru
Рябова Надежда Владимировна, зам директора по УР, учитель географии МБОУ Яминской СОШ.
тел: 8-927-529-40-49,
рабочий: 8(84446)3-54-19.
«Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в процессе обучения географии»
Двадцать лет я работаю учителем географии в МБОУ Яминской СОШ. Поэтому формирование личностных результатов школьников я осуществляю на своих уроках, уроках географии.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности. Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И, конечно, чрезвычайно широкое значение имеет практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв на огороде у себя дома и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно. Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит так же в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Достичь этого возможно с помощью:
- использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Развитию познавательной мыслительной активности на уроках географии способствует рациональная организация самостоятельной работы.
На уроках я применяю различные виды самостоятельной работы:
- задания, направленные на формулировку темы и задач урока;
- работа с учебником;
- работа с картой;
- тестовые задания.
- работа в парах,
- групповая работа.
Урок строю так, чтобы включить каждого ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять поставленную цель в течение всего урока.
Изучая тему «Климат Волгоградской области» предлагаю ученикам презентацию на слайдах которых изображена природа области в разные времена года и ставлю перед детьми вопрос «в каком районе нашей области лето самое засушливое время года?». Затем дети, работая с текстом учебника должны охарактеризовать климат Волгоградской области. В ходе этого обучающиеся самостоятельно изучили данный материал, который был проверен с помощью применения ИКТ.
Для формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:
-- Прием «Причина-следствие»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)
Пример.
волны | землетрясения |
океанические течения | Луна |
цунами | ветер |
приливы и отливы | постоянные ветра |
-- Прием «Разминка».
Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии. Всё проходит виде игры .У меня в руках маленький мячик, и я бросая его ученику задаю вопрос, ответив учение передают мячик однокласснику , при этом тоже задаёт вопрос по теме прошлого урока. И так от ученика к ученику. Последний ученик может вернут мячик мне и тоже задать вопрос.
Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.
Например, тема «Африка» включает вопросы:
1.Назоваите крайние точки материка
2. Назовите горы на востоке юго-востоке материка.
3. Какая река дважды пересекает экватор.
4. Почему материк самый жаркий и т.д.
-- Прием “ рассказ”
Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.
Пример: учащиеся получают задания:
- описать один день, проведённый в влажном экваториальном лесу , в обществе первобытных людей, «Я- фермер» ит. д.;
-- Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.
Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Пример. расположите предложения в логической последовательности.
- На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
- Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
- На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
- На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.
Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению информации из различных информационных источников. Например выполняя практическую работу в 11 классе выполняя практическую работу «Экологические проблемы Тихого океана» в теме «Загрязнение экологической среды» я показываю презентацию о Тихом океане, где чётко прослеживаются проблемы. Ребята собирают и выделяют информацию для дальнейшего поиска материала о океане .Для этого они находят источники информации, используя карты, ресурсы интернет.
Развивая способность обучающихся логические думать , сравнивать , анализировать, обобщать, я даю различные задания. В результате анализа методической литературы и личного опыта у меня сложился поэтапный подход к решению данной задачи.
1 этап:
Необходимо разобрать значения слов “причина” и “следствие” и на конкретном содержании урока привести примеры. Например: в 6 классе при изучении темы “Горные породы” мы с учащимися выясняем, что если магма медленно остывает на большой глубине в земной коре (причина), то образуются крупнокристаллические магматические горные породы (следствие). А если магма изливается на поверхность и остывает быстро (причина), то образуются мелкокристаллические магматические горные породы (следствие).
2 этап:
Планирую самостоятельные работы для отработки приёма нахождения причин и следствий в содержании изучаемой темы. Содержание школьной географии позволяет осуществлять данный вид деятельности на многих уроках. Важно научить учащихся графически изображать причинно-следственные связи:
Причина —> следствие
Данный вид деятельности можно осуществлять при организации работы с текстом учебника, рисунками учебника, при прослушивании рассказа учителя.
Задание может звучать таким образом: проанализируйте текст (рисунок, рассказ учителя), найдите в нём объяснение причин процессов (явлений), выделите причины и следствия. Этот вид работ целесообразно проводить на этапе закрепления материала.
3 этап:
На этом этапе планирую самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек из готовых звеньев. Как исходные данные даются названия явлений или процессов и из них при помощи стрелок нужно построить логическую цепочку.
Например:
Угол падения солнечных лучей —> распределение солнечного тепла по поверхности Земли —> атмосферное давление —> количество осадков
Подобные задания можно с успехом планировать на этапе закрепления знаний. При построении логических цепочек учащиеся прослеживают не только единичные причинно-следственные связи, но и общие взаимосвязи в природе, учатся логически рассуждать.
4 этап:
Самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек с первым и последним звеном. Ученику формулируется начало цепочки и последнее звено и предлагается с помощью логичного рассуждения достроить недостающие звенья цепочки.
Например:
Наступила ночь —>…………………………………………….—> Бриз дует с берега на море.
Подобные задания повышенной сложности, их целесообразно предлагать сильным ученикам с последующим обсуждением в классе. Это позволяет осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучению.
Работы могут быть чрезвычайно разнообразны и в отношении источников.
--Самостоятельная работа с учебником обеспечивает умственное развитие учащихся, т.е. делает процесс обучения развивающим. Ученик уже не является пассивным объектом обучения, а становится активным субъектом образовательного процесса. Учебные рисунки, схемы, графики становятся источником новых знаний об изучаемых явлениях и объектах
--Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.
--Задания тестового характера .
1. тесты на нахождение соответствия, они размещены виде двух колонок или столбиков. Ученики с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.
2. тесты- альтернативы, когда даётся один правильный, а другой неправильный ответ. Должны выбрать верный ответ.
3. тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.
4. тесты по контурным картам.
Все виды заданий имеют свои преимущества и недостатки. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений. Тесты дают экономию времени, с их помощью можно закрепить существенные признаки многих понятий, ученикам эта форма очень нравиться , потому что она позволяет им не заниматься трудоёмкой письменной работой. У них есть возможность больше думать, сравнивать. Да и учитель облегчает свой труд при проверки домашнего задания. Но нельзя при этом забывать и про традиционные задания. При составлении заданий надо их постепенно усложнять по линии всех навыков – и картографического, и статического, и навыка географического мышления. Нельзя топтаться на одном месте и тем более возвращаться вспять, но и нельзя делать слишком больших рывков вперёд. Поэтому необходима хорошо разработанная система упражнений и заданий.
Форма выполнения задания может быть как устной, так и письменной. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей учащихся, характера темы.
В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей. В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический . Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.
Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное и направление метапредметных результатов.
На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество среди обучающихся. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут научно-исследовательские работы. Для активизации решения проблем использую творческие, практические, проблемные задания, рефлексию и самооценку.
Осуществляю рефлексию следующими способами:
- Закончите предложение:
Самым интересным для меня было…
Мне не понравилось…
Я научился…
Я был бы рад…
Учащиеся сознательно выбирают любое предложение
.
Результаты мониторинга качества знаний по географии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, в среднем составляет 83%.
Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196844-1360081211.jpg)
Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
Текст выступления на педагогических чтениях...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427724-1396085453.jpg)
«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-859609-1480664519.jpg)
Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"
В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/23/picture-317798-1492966865.jpg)
Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"
Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики
Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122130-1551275087.jpg)
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математикиМониторинг предметных и метапредметных...
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
Современное общее образование из множества сложных и взаимосвязанных компонентов. Это большаая система наук, учебных дисциплин, урочных и внеурочных форм работы....