КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ
статья по географии

Современное общее образование из множества сложных и взаимосвязанных компонентов. Это большаая система наук, учебных дисциплин, урочных и внеурочных форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii_uchitelya_geografii.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

 В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ

Морозова Галина Александровна,

учитель географии МБОУ Крюковской СОШ

г.о. Чехов Московской области

Современное общее образование состоит из множества сложных и взаимосвязанных компонентов. Это большая система наук, учебных дисциплин, урочных и внеурочных форм работы.

География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социализация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Содержание курса географии в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности и соответственно учебных действий, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.

Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

    Уникальна роль учителя географии в формировании личностных результатов учащихся. Именно он обладает одним из самых широких спектров методов и средств в развитии школьника. Поэтому, безусловно, учитель должен быть очень профессионально компетентен в данном направлении своей педагогической деятельности.

Повторим, что же в педагогике понимают под компетенциями учителя.

  Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

   Работая над  личностными результатами учащихся учитель в результате своей деятельности должен обеспечить:

1)   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

3)  формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

4)  формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)   формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

10)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

11)  развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

       Эта работа требует комплексного и целенаправленного подхода, стройной системы, основанной на педагогическом сотрудничестве с другими учителями школы, классными руководителями, организаторами внеклассной работы, родителями, библиотекарем, социальным работником и т.д. Комплекс можно представить в виде схемы, на которую учитель географии должен постоянно ориентироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка инструментария достижения результатов развития личностных качеств учащихся на уроках химии»

Выступление на городском методическом круглом столе «Проектирование образовательной деятельности учащихся по химии в условиях реализации ФГОС основной школы»...

Личностные результаты учащихся на уроках географии.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.География обладает большими возможн...

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Выступление учителя географии Мисуновой С.Г. на Всероссийском семинаре учителей естественно-научного цикла 27.02.2014 по теме: «Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»

Обеспечение преемственности цели, задач и содеражание образования  проходит сложный путь реализации от дошкольного образования до выпускника школы. Формирование личности ребенка выстраивается чер...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Развитие образного мышления обучающегося как элемент методической компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС

В презентации дан обзор   развития образного мышления у учащихся по разным  темам 7-9 кл. по географии...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...