Исследовательская деятельность обучающихся
статья по теме
Исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_issledovat_deyatelnost.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Иволгинское районное управление образования
МОУ «Сужинская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская деятельность обучающихся
(выступление на районном совещании заместителей директоров школ)
Учитель: Шаракчинова Дулма – Сурун
Дашидоржиевна, учитель английского языка
2010г
Исследовательская деятельность обучающихся
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.
В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия и т д в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной, старшей школы
I . НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО
Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.
1.Формирование коммуникативных навыков;
2.Вовлечение учащихся младших классов в активную творческую деятельность: обучение их работе со справочной литературой,
ресурсами Интернета,
каталогами библиотечного фонда
организация быстрого чтения.
Формы работы: тематические уроки;
выставки работ учащихся;
конкурсы книжных эрудитов;
фестивали знаний, конкурсы «Почемучка»
походы, экскурсии, ведение дневника наблюдений, исследовательская работа (редкие растения, растения нашей местности)
II.СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Получение прочных, устойчивых знаний основ наук, применение их в учебно-исследовательской, творческой деятельности, приобретение навыков культуры умственного труда
На втором этапе предполагается обучение учащихся навыкам научной организации труда, расширение их кругозора при изучении элективных курсов, участие в предметных проектах.
Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но ив других видах деятельности.
Например, в курсе биологии проект «Животные нашего края», в курсе истории Отечества – проект «Петровское время» или по истории Бурятии – проект – конкурс «Банзаровские чтения», по герграфии – «Мы – синоптики» и т д.
III. СТАРШИЕ КЛАССЫ
Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.
Освоение фундаментальных основ наук. Развитие специальных и практических способностей, овладение навыками научно- исследовательского труда. Умение ориентироваться в мире профессий. (6 слайд)
Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Таким образом, что дает нам исследовательская деятельность , каков конечный результат . Учащиеся должны научиться
- организовывать свою деятельность, определять его цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с учетом собственных интересов и возможностей;
Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества
. Ключевые компетенции подразделяются на 3 вида:
Элементарные:
- Информационная
- Коммуникативная
- Кооперативная
- Проблемная
Составные:
- Самообразовательная
- Исследовательская
- Организационная
- Прогностическая
- И др.
Комплексные:
- Социальная
- Гражданская
- Личностная
- готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе проф. образования
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).
Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...