Исследовательская деятельность обучающихся
статья по теме

Исследовательская деятельность учащихся, связанная с решением  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_issledovat_deyatelnost.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Министерство образования и науки Республики Бурятия

Иволгинское районное управление образования

МОУ «Сужинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская деятельность обучающихся

(выступление на районном совещании  заместителей  директоров школ)

                                     Учитель: Шаракчинова Дулма – Сурун

 Дашидоржиевна, учитель английского языка

2010г

             Исследовательская деятельность обучающихся                      

 Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

   Школьное образование сегодня является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

   От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

 

Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты,

  творческие занятия, спортивные мероприятия и т д в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать  интересы и  осознавать возможности.

     При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации   начальной, основной, старшей школы

I . НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО

    Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

1.Формирование коммуникативных навыков;

2.Вовлечение учащихся младших классов в активную творческую деятельность: обучение их работе со справочной литературой,

                         ресурсами Интернета,

                         каталогами библиотечного фонда

                         организация быстрого чтения.

Формы работы: тематические уроки;

                            выставки работ учащихся;

                            конкурсы книжных эрудитов;

                           фестивали знаний, конкурсы «Почемучка»

                      походы, экскурсии, ведение дневника наблюдений, исследовательская работа (редкие растения, растения нашей местности)

II.СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

    Получение прочных, устойчивых знаний основ наук, применение их в учебно-исследовательской, творческой деятельности, приобретение навыков культуры умственного труда

    На втором этапе предполагается обучение учащихся навыкам научной организации труда, расширение их кругозора при изучении элективных курсов, участие в предметных проектах.

   Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но ив других видах деятельности.

 Например, в курсе биологии проект «Животные нашего края», в курсе истории Отечества – проект «Петровское время» или по истории Бурятии – проект – конкурс «Банзаровские чтения», по герграфии – «Мы – синоптики» и т д.

                               III. СТАРШИЕ КЛАССЫ

Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

 Освоение фундаментальных основ наук. Развитие специальных и практических способностей, овладение навыками научно- исследовательского труда. Умение ориентироваться в мире профессий. (6 слайд)

                                             

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.                  

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Таким образом, что дает нам  исследовательская деятельность , каков конечный результат . Учащиеся должны научиться

- организовывать свою деятельность, определять его цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

                               

- ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности  (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с учетом собственных интересов и возможностей;                                                             

Ключевые компетенции - универсальные компетенции, применимые в различных типах жизненных ситуаций и необходимые каждому члену современного общества

                                      . Ключевые компетенции подразделяются на 3 вида:

Элементарные:

  • Информационная
  • Коммуникативная
  • Кооперативная
  • Проблемная

Составные:

  • Самообразовательная
  • Исследовательская
  • Организационная
  • Прогностическая
  • И др.

Комплексные:

  • Социальная
  • Гражданская
  • Личностная

- готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе проф. образования

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей).

    Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...