Учебные модули образования
презентация к уроку

Стрельцова Елена Олеговна

Учебные модули образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_streltsova.doc75 КБ
Файл seminar.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Учебные модули образования

                                                                        Образование – это то, что

                   остаётся после того, как

                    всё выученное забудется.

                                        Макс Теодор Феликс фон Лауэ,

лауреат Нобелевской премии

 по физике за 1914 год

Эти строки Макса Лауэ, произнесённые 100 лет тому назад, звучат современно и своевременно в свете сегодняшних изменений в области образования. Подтверждение этому можно найти в словах президента РФ Д.А.Медведева: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства….»

 В настоящее время продолжается модернизации образования. Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

Основным образовательным результатом  является формирование мотивированной компетентной личности. А  главным  предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения качества российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями.

  Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать

в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей

способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет,5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка справил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуетсяпроисходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний; стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками; особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира; процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»; обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста); изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности должны быть связаны с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

Важнейшим этапом модернизации общего образования является переход массовой школы на новые стандарты образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – принципиально новый для отечественной школы документ.

Что же меняется с введрением ФГОС ООО? Остановимся на одном новшестве. Это часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.

Она обеспечивает реализацию социального образовательного заказа и индивидуальное развитие обучающихся. Соотношение часов учебных предметов инвариантной и вариативной частей составляет 70% - 30%. Данное соотношение достигается путём введения внутри-, надпредметных  и межпредметных модулей.

Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. Такое соотношение может быть выражено как в конкретных цифрах (часах) относительно учебного плана, так и в содержании каждой отдельной программы, входящей в основную образовательную программу основного общего образования как составная часть.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность.

Решение задачи развития универсальных учебных действий(УУД) происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (более раннее название - факультативы, кружки, элективы).

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции — (походы, поездки, экскурсии); факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета; ученическое научно-исследовательское общество; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных.

Кроме того важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов основной школы, а также социализация подростков.

Чтобы понять различие между внутрипредметных, надпредметных и межпредметных модулей, необходимо знать, а что же означает термин модуль?

В традиционном понимании. Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру. Внутри модуля как целевого функционального узла содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Поэтому его можно рассматривать как индивидуализированную по способу, уровню самостоятельности, темпу программу обучения. Модульная структура состоит из взаимосвязанных системных элементов, имеет «входы-выходы» в надсистемы и подсистемы. Базовыми характеристиками модуля являются:

  • относительная полнота,
  • нормированность,
  • автономность,
  • преемственность,
  • способность к вариативному сочетанию с другими модулями.

Я сейчас зачитаю определение , а вы попытаетесь ответь, какой же это модуль?

Учебные модули образования - это разделы курсов учебных предметов, органически связанные друг с другом и вводимые в учебный процесс единым, целостным блоком. Каждый модуль строится на основе какой-либо учебной дисциплины, сохраняет ее логику, вместе с тем используя материал смежных дисциплин. В качестве методологической основы учебных модулей можно использовать информатика. Информатика обслуживает внутренние межпредметные связи, позволяет формализовать учебный материал, использовать некоторые общие методы решения. Информатику нельзя преподавать изолированно, она должна соединяться с другими учебными предметами, обогащаясь их содержанием и поставляя им эффективные методы исследований. (межпредметный образовательный модуль).

Итак подведем итог

Под надпредметным или межпредметным образовательным модулем понимается учебный предмет, расширяющий и интегрирующий содержание предметных областей, либо имеющий отдельное от других предметов содержание для достижения планируемых результатов. Надпредметные и межпредметные образовательные модули должны быть оформлены отдельными программами, а также отдельными рабочими программами учителей.

Под внутрипредметным образовательным модулем понимается раздел учебного предмета (смежных предметов, предметной области), дополняющий или расширяющий содержание предмета, а также формы и виды учебной деятельности для достижения планируемых результатов. Внутрипредметные образовательные модули должны быть зафиксированы в программах учебных предметов, а также в рабочих программах учителей. Указанные модули могут быть выделены как отдельные предметы в данной предметной области. За счет внутрипредметных модулей достигается вариативность.

Рассмотрим на примере.

Предметные области

название

часы

Учебные предметы

Внутрипредметные модули (включаются в рабочую программу по предмету)

Учебные предметы

Внутрипредметные модули

Итого часов

Часы в год

70%

30%

100%

Филология

Русский язык

Внутрипредметный модуль  

Литература

Внутрипредметный модуль  

Иностранный язык

Внутрипредметный модуль  

Математика и информатика

математика

«Геометрия  и основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

140

15

175

«Математическая мозаика»

20

Естественные науки

Природоведение

Внутрипредметный модуль  

История

Внутрипредметный модуль  

Искусство

Изобразительное искусство

Внутрипредметный модуль  

музыка

Внутрипредметный модуль  

Технология

Технология

Внутрипредметный модуль  

Физическая культура

Физическая культура

Внутрипредметный модуль  

Выполняется ли соотношение 70/30?

Определите к каким модулям относятся следующие модули и почему?

1.«Природоведение  и основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

2.«Практика русского языка на основе краеведения».

3. «В поисках янтарной комнаты»

Ответ. Межпредметные(надпредметные)

К данным модулям необходимо писать отдельную программу.

Подведем итог

  • надпредметным  - расширение одного предмета - своя  отдельная программа
  •  межпредметным образовательным модуль – предмет, объединяющий несколько предметов - своя  отдельная программа
  • внутрипредметным образовательным модуль – часы заложены в программе учебного предмета какой либо образовательной области.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебные Модули Образования

Слайд 2

Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется. Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии по физике за 1914 год конкурентное общество важнейшие качества личности

Слайд 3

Основной образовательный результат Учебная деятельность Вне учебная деятельность мотивированная компетентная личность

Слайд 4

11—13 лет , 5—7 классы 14—15 лет, 8—9 классы Он уже не ребенок Появление субъективных трудностей и переживаний

Слайд 5

Активная позиция учителя Адекватность построения учебного процесса Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Слайд 6

Что же меняется с внедрением ФГОС ООО? 70 % 30 %

Слайд 7

Надпредметные модули Внепредметные модули Межпредметные модули Факультативы, кружки, элективные курсы Исследовательская практика учащихся, образовательные экспедиции, участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и конференциях Основная цель: координация учебных предметов основной школы

Слайд 8

Что такое модуль? Базовыми характеристиками модуля являются: относительная полнота, нормированность, автономность, преемственность,

Слайд 9

Предметные области название часы Учебные предметы Внутрипредметные модули (включаются в рабочую программу по предмету) Учебные предметы Внутрипредметные модули Итого часов Часы в год 70% 30% 100% Филология Русский язык Внутрипредметный модуль Литература Внутрипредметный модуль Иностранный язык Внутрипредметный модуль Математика и информатика математика «Геометрия и основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» 140 15 175 «Математическая мозаика» 20 Естественные науки Природоведение Внутрипредметный модуль История Внутрипредметный модуль Искусство Изобразительное искусство Внутрипредметный модуль музыка Внутрипредметный модуль Технология Технология Внутрипредметный модуль

Слайд 10

Подведем итоги Надпредметный модуль - расширение одного предмета - своя отдельная программа. Межпредметный образовательный модуль – предмет, объединяющий несколько предметов - своя отдельная программа. Внутрипредметный образовательный модуль – часы заложены в программе учебного предмета какой либо образовательной области.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс

Учебный модуль по теме Диффузия, 7 класс...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 9 класса по учебнику "L\'oiseau bleu"

Разработано для учеников 9 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "L\'oiseau bleu"...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 10 класса по учебнику "Objectif"

Разработано для учеников 10 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "Objectif"...

Структура информационно-дидактической поддержки учебного модуля.

Данный материал сопровождает презентацию "Модульная технология планирования учебной темы"....

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...