Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"
материал по теме

Кондря Ирина Николаевна

Доклад "Библиотека-центр диалога культур и территория толерантности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka-territoriya_tolerantnosti.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

      В 21 век мировое сообщество вошло с Декларацией принципов о толерантности.

     Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

      Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

      «Библиотека – центр диалога культур и территория толерантности». В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем Приставкин А. и Проханов А., Бунин И. и Бунич И., которых в любом другом помещении трудно даже представить себе стоящими бок о бок. В библиотеке мечта В. Маяковского - пусть шутливая: «Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на Ща», - не проходит, как теперь говорится, по умолчанию.

     Уместно здесь вспомнить слова Я.Л. Шрайберга: «Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку».

      Академик Лихачев писал, что к своей культуре обязательно для каждого грамотного человека такое же отношение как к культуре других народов. «Нельзя уважать себя, не уважая соседа». Книги — незаменимый и неисчерпаемый источник духовного богатства каждой нации, каждого человека.

       Библиотека – дом, где ждут всех: больших и маленьких, пожилых и молодых, работающих и безработных.

Библиотека – центр воспитания толерантного сознания у детей через книгу, потому что культуру мира, толерантности надо воспитывать с детства.

Два мира есть у человека:

Один – который нас творит,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Воспитайте в себе толерантность.

     «Библиотека – территория толерантности» – такой лозунг можно услышать часто в последние годы, хотя ничего нового для демократического библиотечного дела в этом лозунге нет. С древнейших времён и до наших дней библиотеки сохранили статус особого общественного института, определяющей ценностью которого являлась бесплатность и доступность, куда можно войти просто так – провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями. Здесь тепло и уютно, есть газеты, журналы и книги.

 В лице библиотекаря все должны найти собеседника, друга, с которым можно посоветоваться.

      В числе читателей любой библиотеки могут оказаться не только «люди, приятные во всех отношениях», но и инвалиды – слабовидящие и слабослышащие, передвигающиеся с трудом, с различными нарушениями речи и психики. А среди здоровых – могут оказаться представители различных национальностей, представляющих не только нашу страну, но и ближнее и дальнее зарубежье, читатели, которые плохо владеют языком, на котором работаем мы (или вовсе его не знают). И с ними, для кого русский язык – не родной, библиотекарю надо наладить контакт, найти возможность общения. Хорошо ещё, если наш гость будет европейцем. А если это представитель Востока? Мы не готовы к такой встрече – уже потому, что не знаем, как надо поздороваться, поблагодарить, выразить свои чувства…

     Вы замечали, как реагирует ребёнок на иностранцев, особенно, если среди них есть, африканцы или цветные (запомните, если кто не знает, слово «негр» - почти нецензурное!). Теперь подумайте, каково наблюдать эту картину человеку с другим цветом кожи? Что он подумает о нас, о наших детях, о нашей стране, наконец – о нашей толерантности?

      Чтобы быть достойным нашей профессии, надо много знать. Не всегда, однако, можно заранее предположить, какие знания понадобятся. Выручает открытость, улыбка на лице, добрый взгляд. Это – инструменты толерантности. Научитесь ими пользоваться. Кто бы ни вошёл в библиотеку, сначала улыбнитесь и поздоровайтесь: любой человек достоин благодарности уже за то, что он вошёл в вашу дверь. Дальше многое зависит от вас, вашей наблюдательности. Надо знать: самый трудный экзамен в своей жизни библиотекарь сдаёт в общении со своим читателем. Всегда и везде надо быть наблюдательным, стараться ничем не выделяться, особенно в тех случаях, когда оказываешься в непривычной обстановке. Надо быть искренним, любить людей, понимать их. Достичь успеха можно только путём настойчивого самообразования и самовоспитания. Опасность представляем только мы сами: своим непониманием, нежеланием разобраться в ситуации, неумением всегда оставаться человеком. Терпимость (а она, между прочим, может выражаться на лице весьма негативно, например выражением брезгливости) нам не поможет.

       Но воспитать в себе толерантность мало. Надо поработать и со своими читателями. Здесь много интересных направлений, и по каждому из них инициативный библиотекарь может придумать и провести серьёзную работу. Возьмём, например, религию. Не секрет, что основательными познаниями читательская масса не обладает. Можно и нужно заниматься просветительской деятельностью, но при этом соблюдать «равновесие», объективность в отношении к разным религиям, чтобы не ущемлять чувств верующих читателей. Коллеги, если вы сами уважаете ту, или иную религию, на работе придётся забыть об этом, сохраняя «баланс». Толерантность в действии – это когда за столом при проведении мероприятия в библиотеке сидят рядом деятели различных церквей. Тогда и читатели подумают, как строить отношения с соседями-верующими, которых они раньше называли иноверцами.

     Каковы же основные идеи и принципы воспитания толерантности?

«Толерантность – важный фактор культуры». В ней, опираясь на предостережение древних философов – «Трёх вещей следует избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения» – формулируем основные идеи и принципы, которыми следует руководствоваться в воспитании толерантности в детях:

1.  Создание системы условий (социальных, педагогических, социокультурных), способствующих формированию толерантных взглядов и навыков толерантного поведения в обществе, согласно основным документам о правах человека.

2.  Выработка образовательной стратегии, которая должна предотвращать любые проявления расизма, шовинизма и экстремизма, посредством создания благожелательной атмосферы в любых детских коллективах, где акцент делался бы на различные объединяющие моменты: культурное наследие, вклад в развитие науки и искусства, положительные черты национальных характеров.

3.  Реализация идеи воспитания в детях открытых и уважительных отношений к другим людям, то есть учить детей видеть и принимать различия культур, религиозных убеждений и быта других народов.

4.  Создание благоприятного микрокосмоса культурного и межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребёнок, независимо от национальной принадлежности, чувствует себя защищённым и способным к открытому взаимодействию с миром.

Реализаций вышеперечисленных идей осуществляется согласно следующим принципам:

·  развитие социальных качеств ребёнка с учётом его личностных качеств;

·  использование позитивного социально-культурного опыта наций;

·  создание условий для позитивного взаимодействия детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп в процессе межнационального общения;

·  принятие ребёнка таким, какой он есть, то есть признание его самоценности.

Однако основополагающим принципом является принцип безопасности («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия и издевательств в детском коллективе. Ведь дети от природы бывают склонны к неосознанной агрессии, к унижению других.

     Толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства. Только благодаря добровольному самоограничению личности и можно строить по-настоящему толерантные отношения в обществе.

      Государственная молодёжная политика сегодня реализует приоритеты, которые могут быть сформулированы в виде тезисов, одним из которых является «Толерантность взамен агрессии и насилия». Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность, это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

       Актуальность темы формирования толерантного сознания – бесспорна. «Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

        Подростковый период развития личности характеризуется особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа «Я», незащищённость, бескомпромиссность.

       Помощь подростку в преодолении трудностей в период интолерантности, воспитание с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире – одно из направлений в работе специалистов библиотек детей. Библиотека – открытая система, куда может прийти любой и каждый. Именно поэтому библиотека, сегодня имеет возможность вести соответствующий уважительный рассказ о культурах, традициях, взглядах других людей на примерах мировой художественной культуры, литературы и искусства, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, делающие их доступными. Любая библиотека – территория толерантности.

       Для нас всех важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Воспитание толерантности – это проблема десятилетий, и в этой проблеме малых дел не бывает.

Литература.

1. Коновалова М. Терпимость – ключ к благополучию общества: Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы. /Коновалова М. // Библиотечное дело – 2006 – №2 – С.27-28.

2. Краюшкина Н. "Ты знаешь - я рядом" / Н. Краюшкина // Библиополе. – 2007. – N 9. – С. 11-14

3. (Овчинникова Ю. В. Единство разных/ Ю. В. Овчинникова //Школьная библиотека. – 2004. – №2,3,5)

4. Потрясова, С. Ю. Идеи толерантности - в практику деятельности юношеских библиотек / С. Ю. Потрясова // Новая библиотека. – 2006 – N 7. – С.38-44.: фот.

5. Сукиасян Э. Р. Воспитайте в себе толерантность /Сукиасян Э. Р. // Школьная библиотека – 2007 – №2 – С.35-37.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

Доклад

«Библиотека-центр диалога культур

и территория толерантности»

Подготовила и выступила

на городском

методическом заседании

библиотекарь

Кондря Ирина Николаевна

23.10.2012 г.

Гуково, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог культур. Игры для воспитания толерантности

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ КРИСТАЛЛ»Задачи игры:Помочь детям осознать различия в их отношении к тому, кого они считают близким человеком и кого - чужим.Дать детям опыт личного проживания ситуации общения с...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

материал предназначен для учителей иностранного языка средних школ...

Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации

В статье отражается опыт работы по формированию толерантности......

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".

Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....

конспект урока Толерантность, как основа диалога культур

Данный урок рассчитан, на формирование толерантности, но при этом раскрывается на основе практики умение работать и формулировать понятия, учит детей навыкам анализа информации и ее критического осмыс...

Презентация к уроку Толерантность, как основа диалога культур

Данная презентация расположена в формате ЗВА и носит ознакомительный характер...