Экологический марафон
методическая разработка по теме

Донкова Елена Павловна

Интеллектуальная игра "Экологический марафон" с элементами проектирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_ekologicheskiy_marafon.docx31.55 КБ
Файл ekologicheskiy_marafon.pptx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Айлино

Разработка мероприятия на тему

«Экологический марафон»

Разработала и провела:

педагог-организатор

Донкова Е.П.

2013 г.

Цель:  Формирование у учащихся бережного отношения к природе, любви к малой родине, практическое использование полученных знаний.

Задачи:

образовательная:  сформировать у учащихся знания по  экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

воспитательная: побудить их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привить любовь к родному краю;  воспитать культуру правильного поведения в природе;  воспитать культуру общения;

развивающая: развивать творческие способности школьников, умение работать в группах, способствовать развитию памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширению словарного запаса и кругозора.

Оборудование. Мультимедийный проектор,   раздаточный материал ( таблицы,  бумага, ручки, пластилин, клеенки, салфетки, древесный уголь, вата)


Форма – коллективное творческое дело с элементами проектирования.   Эта форма позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников, направить усилия детей на поиск решения глобальных и локальных проблем. Кроме того, такая форма активизирует жизненную позицию, побуждает к действиям по охране природы. Применение местного материала не только углубляет знания о родном крае  природе, но и формирует позитивные нравственные ценности.

Ход классного часа:

Добрый день, ребята!  

Демонстрация  видеоролика  о природе  Саткинского района,  чтение  стихотворения  Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России»  

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня   с вами поговорить?

Наступивший 2013 год объявлен Президентом России  годом охраны окружающей среды. Наш классный час  будет посвящен этой актуальной теме.   Сегодня мы поиграем в игру  «Экологический марафон». Об охране окружающей среды мы слышим едва ли не с детского сада.  Мне хочется, ребята, чтобы сегодня вы узнали для себя что-то новое.

 Вы поделились на три команды. Предлагаю сейчас придумать названия каждой команде, отражающие тему охраны природы и выбрать командира команды.

Ребята, мы часто слышим словосочетание «Окружающая среда». Что это такое, на ваш взгляд, из чего состоит окружающая среда? (ответы детей: воздух, вода, земля, животные и растения и т.д.)

Молодцы, ребята! (слайд 2)

Прежде чем начать играть, хочу представить вам мою помощницу Никонову Татьяну. Она будет вручать командам жетоны за правильные ответы.  Первой будет отвечать та команда, у которой я увижу поднятую руку. Прежде чем дать ответ, посовещайтесь.

А теперь начинаем игру «Экологический марафон». (Слайд 3)  Первая рубрика называется «Воздух».  (Слайд 4)   Посмотрите внимательно  на таблицу, изображенную на слайде. Здесь перечислены некоторые промышленные предприятия Челябинской области и количество выбросов, которые попали  в атмосферу в 2011 году. Несмотря на то, что предприятия стараются уменьшить количество выбросов при помощи фильтров, полностью защитить атмосферу от ядовитых газов невозможно.

 Наименование предприятия

Ед. изм.

Объем валовых выбросов за 2011 год

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

тыс. тонн

220,521

Филиал ОАО «ОГК-2» — Троицкая ГРЭС

тыс. тонн

106,290

ОАО «Челябинский металлургический комбинат»

тыс. тонн

64,350

ОАО «Уфалейникель»

тыс. тонн

50,077

Филиал ОАО «ОГК-3» — Южноуральская ГРЭС

тыс. тонн

30,926

ОАО «Фортум», филиал Аргаяшская ТЭЦ

тыс. тонн

22,598

ООО «Группа Магнезит»

тыс. тонн

20,690

ЗАО «Карабашмедь»

тыс. тонн

13,246

ЗАО «Катавский цемент»

тыс. тонн

12,601

ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»

тыс. тонн

9,221

ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-2

тыс. тонн

9,020

ОАО «Комбинат Магнезит»

тыс. тонн

7,625

Златоустовский агломерационный цех ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат»

тыс. тонн

6,349

ООО «Равис — Птицефабрика Сосновская» (основная площадка)

тыс. тонн

6,216

ОАО «Челябинский цинковый завод»

тыс. тонн

6,008

ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-1

тыс. тонн

5,679

 (Слайд 5)   Вопрос 1. Назовите количество выбросов в городе Сатка

 (Слайд 6) Ответ: Количество выбросов в Сатке:

 Комбинат Магнезит 20,690 тыс. тонн + Группа Магнезит 7, 625 тыс. тонн

Всего: 28, 315 тыс. тонн

 (Слайд 7) Вопрос 2: Исходя из данных таблицы перечислите 5 наиболее неблагополучных городов Челябинской области    

 (Слайд 8) Ответ: Магнитогорск, Челябинск,  Троицк, Уфалей, Южноуральск

 (Слайд 9)  Следующая рубрика «Вода»

Представьте такую ситуацию: вы в туристическом походе и у вас закончились запасы воды. Поблизости есть только река. Но вода в реке непригодна для питья. Как вы решите проблему питьевой воды?

Предположительные ответы детей.

 (Слайд 10) Ответ: От растворенных в воде примесей воду можно очистить при помощи фильтра, сделанного из подручных материалов.  От микробов воду избавит кипячение.

 Предлагаю вам сделать сейчас практическую работу. У вас на столах пакеты с раздаточным материалом. Вы должны подумать и сделать фильтр для воды из подручных материалов и проверить как он работает.

(Слайд 11-12) У следующей рубрики  пока нет названия, (Слайд 13) но на иллюстрациях вы видели последствия явления, которое оказывает негативное воздействие на  здоровье человека, животных, растений.

  •   Назовите  это явление

(Слайд  14) Ответ: радиация.

Отправляемся дальше. Следующую рубрику я назвала «Отходы». К сожалению, различные отходы стали неотъемлемой частью окружающей среды. Мусор в живописных уголках природы, мусор на улицах сел и городов, опасные захоронения промышленных отходов и так далее… Проблемы защиты окружающей среды решают предприятия и природоохранные организации. А чистота наших улиц зависит от нас самих.

 (Слайд ) Вопрос: Сколько мусора в среднем накапливается в год от одного жителя города?

А. 50 – 100 кг.

Б. 100 – 600 кг.

В. 10 - 50 кг.

Г. 600 - 1000 кг.

 (слайд ) Ответ Б. 100 – 600 кг.

(Слайд) Я предлагаю вам выполнить практическое задание: сделайте из пластилина  модель  урны,  мусорного контейнера.  Модель должна быть удобной, практичной, необычной по виду, чтобы у окружающих возникало желание выбросить мусор именно в этот контейнер.

(во время выполнения задания фоном звучит музыка)

(Слайд   ) А теперь рубрика «Растительный и животный мир» Блиц-игра. Вы отвечаете на вопросы и за правильные ответы получаете жетоны.

 1)Какое растение не относится к так называемым «взломщикам асфальта»?

  1. А. Одуванчик лекарственный.
  2. Б. Подорожник большой.
  3. В. Марь белая.
  4. Г. Пырей ползучий.

Ответ:  Марь белая

2) Какие ветки в городе у деревьев лишние?

 (Слайд )   Ответ: В городе у деревьев нет лишних веток, т.к. все они выполняют звукоизоляционную и пылеулавливающую функции.

3)   (Слайд )  Вопрос: Одним из лучших пылеуловителей является:

А. Тополь.

Б. Вяз.

В. Берёза пушистая.

Г. Ива плакучая.

(слайд )

Ответ: Б. Вяз

4)  Вопрос: Какие причины вызывают исчезновение  видов животных?

Ответ:   Разрушение мест обитания, чрезмерная добыча, влияние вселённых видов, действие природных факторов, беспокойство.

5)   Вопрос:   Почему нельзя шуметь в лесу?

Ответ: Потревоженные птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет

6)   Вопрос: Что Вы предложите сделать ребенку, увидевшему гнездо с яйцами и птенцами?

Ответ: Надо осторожно отойти, чтобы насиживающая птица смогла быстро вернуться к гнезду.

7)  Какова роль муравейников в лесу?

Ответ: Один большой муравейник охраняет 1 га леса от насекомых, большинство которых – вредители.

8) Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

Ответ:    5 граммов  бензина и других нефтепродуктов затягивают тонкой пленкой 50м² водной поверхности и нарушают жизнь обитателей водоёма.

9) Как можно сохранить жизнь взрослого (50-80 лет) дерева?

Ответ: Собрать 60 кг макулатуры.

10) Вопрос: Из древесины изготавливают мочало, из коры – лыко. В плодах этого дерева содержится масло, в листьях много витаминов А и С, но наиболее оно знаменито медом, который производят пчелы, посещающие цветки этого дерева. Что это за дерево?  (Липа)

11) Вопрос: Корни это дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. С латинского его название “ пинус”, что означает “ скала ”. Очень любит свет. (Сосна)

12)  Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц  уничтожает за год 10 тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Правильный ответ: Сова

 13) Какое  травянистое растение зацветает первым (мать и мачеха)

Открываем еще одну страничку марафона «Экологический Календарь»:
Вы получили листочки с табличками. Нужно с помощью стрелок правильно соединить содержание первого и второго столбика

Ответ:

 22 марта – Всемирный день воды;

1 апреля – Международный день птиц;

22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ;

5 июня – всемирный день охраны окружающей среды;

4 октября – Всемирный день животных.

А сейчас еще одно и последнее творческое задание. Сочините синквейн, созвучный теме нашего классного часа.

Примеры  синквейнов:

Природа.

Животворящая, хрупкая.

Живёт, борется, страдает.

Человек! Сохрани свою землю!

Жизнь…

Человек.

Умный, сильный.

Ест, спит, наслаждается.

Скоро грянет гром!

Не опоздай!

А сейчас подведем итоги нашей игры. Награждение.

Ребята! Вы большие молодцы! Замечательно проявили свои знания и творческие способности. Мне понравилось работать с вами

Рефлексия

Что на сегодняшней игре вам больше всего понравилось и  запомнилось? Узнали ли вы что-то новое?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический марафон Разработал и провёл: Педагог-организатор Донкова Елена Павловна Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Айлино Классный час 2013 год

Слайд 2

Цель : Формирование у учащихся бережного отношения к природе, любви к малой родине, практическое использование полученных знаний. Задачи: образовательная : сформировать у учащихся знания по экологии, теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; воспитательная : побудить их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привить любовь к родному краю; воспитать культуры правильного поведения в природе; воспитать культуру общения; развивающая : развивать творческие способности школьников, умение работать в группах, способствовать развитию памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширению словарного запаса и кругозора.

Слайд 3

Окружающая среда Вода воздух Отходы Растительный мир Радиация Животный мир

Слайд 4

Воздух

Слайд 5

Наименование предприятия Ед. изм . Объем валовых выбросов за 2011 год ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» тыс. тонн 220,521 Филиал ОАО «ОГК-2» — Троицкая ГРЭС тыс. тонн 106,290 ОАО «Челябинский металлургический комбинат» тыс. тонн 64,350 ОАО «Уфалейникель» тыс. тонн 50,077 Филиал ОАО «ОГК-3» — Южноуральская ГРЭС тыс. тонн 30,926 ОАО «Фортум», филиал Аргаяшская ТЭЦ тыс. тонн 22,598 ООО «Группа Магнезит» тыс. тонн 20,690 ЗАО «Карабашмедь» тыс. тонн 13,246 ЗАО «Катавский цемент» тыс. тонн 12,601 ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 9,221 ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-2 тыс. тонн 9,020 ОАО «Комбинат Магнезит» тыс. тонн 7,625 Златоустовский агломерационный цех ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 6,349 ООО «Равис — Птицефабрика Сосновская» (основная площадка) тыс. тонн 6,216 ОАО «Челябинский цинковый завод» тыс. тонн 6,008 ОАО « Фортум », филиал Челябинская ТЭЦ-1 тыс. тонн 5,679

Слайд 6

Вопрос 1 Назовите количество выбросов в г. Сатка

Слайд 7

Наименование предприятия Ед. изм . Объем валовых выбросов за 2011 год ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» тыс. тонн 220,521 Филиал ОАО «ОГК-2» — Троицкая ГРЭС тыс. тонн 106,290 ОАО «Челябинский металлургический комбинат» тыс. тонн 64,350 ОАО «Уфалейникель» тыс. тонн 50,077 Филиал ОАО «ОГК-3» — Южноуральская ГРЭС тыс. тонн 30,926 ОАО «Фортум», филиал Аргаяшская ТЭЦ тыс. тонн 22,598 ООО «Группа Магнезит» тыс. тонн 20,690 ЗАО «Карабашмедь» тыс. тонн 13,246 ЗАО «Катавский цемент» тыс. тонн 12,601 ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 9,221 ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-2 тыс. тонн 9,020 ОАО «Комбинат Магнезит» тыс. тонн 7,625 Златоустовский агломерационный цех ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 6,349 ООО «Равис — Птицефабрика Сосновская» (основная площадка) тыс. тонн 6,216 ОАО «Челябинский цинковый завод» тыс. тонн 6,008 ОАО « Фортум », филиал Челябинская ТЭЦ-1 тыс. тонн 5,679

Слайд 8

Ответ: Количество выбросов в Сатке : Комбинат Магнезит 20,690 тыс. тонн + Группа Магнезит 7, 625 тыс. тонн Всего: 28, 315 тыс. тонн

Слайд 9

Вопрос 2 Исходя из данных таблицы перечислите 5 наиболее неблагополучных городов Челябинской области.

Слайд 10

Наименование предприятия Ед. изм . Объем валовых выбросов за 2011 год ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» тыс. тонн 220,521 Филиал ОАО «ОГК-2» — Троицкая ГРЭС тыс. тонн 106,290 ОАО «Челябинский металлургический комбинат» тыс. тонн 64,350 ОАО «Уфалейникель» тыс. тонн 50,077 Филиал ОАО «ОГК-3» — Южноуральская ГРЭС тыс. тонн 30,926 ОАО «Фортум», филиал Аргаяшская ТЭЦ тыс. тонн 22,598 ООО «Группа Магнезит» тыс. тонн 20,690 ЗАО «Карабашмедь» тыс. тонн 13,246 ЗАО «Катавский цемент» тыс. тонн 12,601 ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 9,221 ОАО «Фортум», филиал Челябинская ТЭЦ-2 тыс. тонн 9,020 ОАО «Комбинат Магнезит» тыс. тонн 7,625 Златоустовский агломерационный цех ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» тыс. тонн 6,349 ООО «Равис — Птицефабрика Сосновская» (основная площадка) тыс. тонн 6,216 ОАО «Челябинский цинковый завод» тыс. тонн 6,008 ОАО « Фортум », филиал Челябинская ТЭЦ-1 тыс. тонн 5,679

Слайд 11

Ответ: Магнитогорск, Челябинск, Троицк, Уфалей, Южноуральск

Слайд 12

Представьте такую ситуацию: вы в туристическом походе и у вас закончились запасы воды. Поблизости есть только река. Но вода в реке непригодна для питья. Как вы решите проблему питьевой воды? Вода

Слайд 13

Очистка воды От растворенных в воде примесей воду можно очистить при помощи фильтра, сделанного из подручных материалов. От микробов воду избавит кипячение.

Слайд 16

Вопрос: На иллюстрациях вы видели последствия явления, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека, животных, растений. Назовите это явление?

Слайд 17

Ответ: Радиация

Слайд 18

Отходы

Слайд 19

Отходы

Слайд 20

Вопрос: Сколько мусора в среднем накапливается в год от одного жителя города? А. 50 – 100 кг. Б. 100 – 600 кг. В. 10 - 50 кг. Г. 600 - 1000 кг.

Слайд 21

Ответ: Б. 100 – 600 кг.

Слайд 22

Практическое задание Выполнить из пластилина модель урны, мусорного контейнера. Модель должна быть удобной, практичной, необычной по виду, чтобы у окружающих возникало желание выбросить мусор именно в этот контейнер.

Слайд 23

Растительный и животный мир

Слайд 24

1. Какое растение не относится к так называемым «взломщикам асфальта»? А. Одуванчик лекарственный. Б. Подорожник большой. В. Марь белая. Г. Пырей ползучий.

Слайд 25

Ответ: В. Марь белая.

Слайд 26

2. Какие ветки в городе у деревьев лишние?

Слайд 27

Ответ: В городе у деревьев нет лишних веток, т.к. все они выполняют звукоизоляционную и пылеулавливающую функции.

Слайд 28

3. Одним из лучших пылеуловителей является: А. Тополь. Б. Вяз. В. Берёза пушистая. Г. Ива плакучая

Слайд 29

Ответ: Б. Вяз

Слайд 30

4. Какие причины вызывают исчезновение видов животных?

Слайд 31

Ответ: Разрушение мест обитания, чрезмерная добыча, влияние вселённых видов, действие природных факторов, беспокойство.

Слайд 32

5. Почему нельзя шуметь в лесу?

Слайд 33

Ответ: Потревоженные птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет

Слайд 34

6. Что Вы предложите сделать ребенку, увидевшему гнездо с яйцами и птенцами?

Слайд 35

Ответ: Надо осторожно отойти, чтобы насиживающая птица смогла быстро вернуться к гнезду.

Слайд 36

7. Какова роль муравейников в лесу?

Слайд 37

Ответ: Один большой муравейник охраняет 1 га леса от насекомых, большинство которых – вредители.

Слайд 38

8. Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

Слайд 39

Ответ: 5 граммов бензина и других нефтепродуктов затягивают тонкой пленкой 50м² водной поверхности и нарушают жизнь обитателей водоёма.

Слайд 40

9. Как можно сохранить жизнь взрослого (50-80 лет) дерева?

Слайд 41

Ответ: Собрать 60 кг макулатуры.

Слайд 42

10. Из древесины изготавливают мочало, из коры – лыко. В плодах этого дерева содержится масло, в листьях много витаминов А и С, но наиболее оно знаменито медом, который производят пчелы, посещающие цветки этого дерева. Что это за дерево?

Слайд 43

Ответ: Липа

Слайд 44

11. Корни это дерева в 12 раз длиннее, чем у ели, в 24 раза длиннее, чем у пихты. Поэтому они хорошо удерживают почву. С латинского его название “пинус”, что означает “ скала ”. Очень любит свет.

Слайд 45

Ответ: Сосна

Слайд 46

12. Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц уничтожает за год 10 тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

Слайд 47

Ответ: Сова

Слайд 48

Экологический календарь с помощью стрелок правильно соедините содержание первого и второго столбика

Слайд 49

Ответ: 22 марта – Всемирный день воды; 1 апреля – Международный день птиц; 22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня – всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября – Всемирный день животных.

Слайд 50

Синквейн – пятистишие, короткая нерифмованная поэма. Как писать: 1-я строка - одно существительное, обозначающее тему. 2-я строка – два прилагательных, раскрывающих тему. 3-я строка – три глагола, описывающих действие. 4-я строка- фраза, при помощи которой автор высказывает свое отношение к теме (не более 4-х слов). 5-я строка - одно слово, которое является интерпретацией темы Синквейн

Слайд 51

Примеры синквейна : Природа. Животворящая, хрупкая. Живёт, борется, страдает. Человек! Сохрани свою землю! Жизнь… Человек. Умный, сильный. Ест, спит, наслаждается. Скоро грянет гром! Не опоздай!

Слайд 52

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-ученический проект «Экологический марафон»

Ученики МБОУ СОШ № 15 ведут внеурочную проектную деятельность экологической направленности. Результатами их работы является этот проект. В проекте «Экологический марафон» описаны выявленные и исследов...

"Экологический марафон"

В статье описаны выявленные и исследованные учащимися МБОУ СОШ № 15 экологически загрязненные объекты станицы Роговской, перечислены предполагаемые пути решения экологический проблем в данной мес...

Экологический марафон

Интеллектуальная игра для обучающихся 9-11 классов по экологии....

Игра-путешествие по станциям «Экологический марафон» 6 класс

Цель мероприятия направлена на то, чтобы учить ребят доброму и бережному отношению к природе и друг другу. Плюсом является и то, что игру можно проводить на свежем воздуже....

Общешкольный экологический марафон"Авиафауна г.Луги"

Цель: привлечь внимание школьников к вопросу охраны и привлечения  птиц в г.Луга...

Экологический марафон "Мы -дети земли"

Данное мероприятие можно использовать для проведения внеклассного мепроприятия во время недели химии, эколгии, биологии в 8-9 классах. Цели: изучение экологических проблем современности; воспитан...

Сценарий торожественного закрытия экологического марафона

Есть на удивительной  планете Земля  страна, площадь которой составляет семнадцать миллионов квадратных километров, а население свыше ста пятидесяти миллионов человек. Самая большая страна в...