Экологический марафон "Мы -дети земли"
план-конспект занятия по экологии (8 класс) на тему

Ногина Оксана Николаевна

Данное мероприятие можно использовать для проведения внеклассного мепроприятия во время недели химии, эколгии, биологии в 8-9 классах. 

Цели: изучение экологических проблем современности; воспитание бережного отношения  к природе   и рационального использования природных ресурсов; развитие творческих способностей учащихся.

 

Задачи:

  1. изучить  экологические проблемы  современности
  2. сформировать правильную экологическую позицию учащихся
  3. развивать познавательные и творческие способности учащихся

 

Оборудование: презентация, дидактические карточки, ПК, медиапроектор, МР 3 проигрыватель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_marafon.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 4 им. Б.Б. Городовикова»

 

Методическая разработка сценария

внеклассного мероприятия

        

               

Подготовили и провели:

                            Плещенко Марина Николаевна,  учитель биологии

                Ногина Оксана Николаевна, учитель химии

Городовиковск, 2013

Тема: «Мы - дети Земли »

Цели: изучение экологических проблем современности; воспитание бережного отношения  к природе   и рационального использования природных ресурсов; развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. изучить  экологические проблемы  современности
  2. сформировать правильную экологическую позицию учащихся
  3. развивать познавательные и творческие способности учащихся

Оборудование: презентация, дидактические карточки, ПК, медиапроектор, МР 3 проигрыватель.

Ход внеклассного мероприятия:

На фоне музыки выходят 3 учащихся, читают стихи. Презентация  «

Чтец 1:  Мы бережём моря, озёра, реки

               Мы берёжём поля, луга, леса.

               Каждый цветочек на нашей планете

               Нам скажет: «Прекрасна Земля!»

Чтец 2:  Но всё лишь во сне, не чиста наша совесть

               О чём можно думать: природа больна.

               Она бы и рада была быть здоровой

               Но против бездушья бессильна она

Чтец 3: Никак не заставишь, ни чем не поможешь

              Исправить ошибки твои и мои

              Одумайтесь люди! Пока ведь не поздно,

              А то всё погибнет и, может быть, мы!

Учитель 1: Здравствуйте уважаемые участники экологического марафона «Мы - дети Земли». Мы сегодня собрались в этом зале поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной.

Учитель 2: Вы, наверное, догадались, что наш разговор пойдет о нашей колыбели, о нашем общем доме - планете Земля.

Вед. 1: Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет..

Вед. 2: Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух – это наш отец,

Вед. 1. Вода – мать,

Вед. 2. Земля – дом,

Вед. 1. Роса – национальное богатство

Вед. 2. Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты этого мира.

Вед. 1. Изуродованные плотинами реки, загрязненные их воды, в том числе озерные; разграбленные и разрушенные как при страшной бомбардировке, леса; сработанное наполовину плодородие черноземов, которые, как язвой, изрыты оврагами.

Вед. 2. Отравленные ядохимикатами поля и луга; удушливый воздух в городах и промышленных центрах; пораженные радиоактивностью огромные пространства исторических областей государства; больные люди и дети;

Вед. 1. Заброшенные сотни тысяч сел и деревень да сотни древних городков и посадов, – всё это картина духовно-нравственного опустошения нашей Родины.

Вед. 2. Погибнуть человечество и природа могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры.

Песня    Жестокость

Однажды весной на зеленом лугу
Лосиха с лосенком щипали траву.
Как вдруг из-за сосен, стоявших рядком
По ним полыхнуло тяжелым свинцом.

Лосиха упала - "Спасайся беги!
Беги мой детеныш! Подкрались враги!
Нам больше с тобой не ходить по лугам,
Беду или радость узнаешь ты сам."

Лосенок умчался, попробуй - лови!
Лосиха лежала в багряной крови, -
Прикрытыми были большие глаза,
Прикрытыми были уже навсегда...

Когда же не будет жестоких людей!
Хочу чтобы не было их поскорей!
Пусть лоси гуляют на сочном лугу
И выстрелов взрывы не рвут тишину.

Когда же не будет жестоких людей!
Хочу чтобы не было их поскорей!
Пусть лоси гуляют на сочном лугу
И выстрелов взрывы не рвут тишину.

Вед. 2. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах»,  искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной.

Вед. 1. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

Вед. 2. Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека

Вед. 1. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.

Вед. 2. Указ Петра I от 1718 г. предписывал  построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.

Вед.  1. Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Вед.  2.Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось.

Выходят учащиеся

Ученик . 1.  Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.

Ученик . 2  За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.

Ученик.  3. 63% всех сельскохозяйственных земель планеты подвержено эрозии.

  Каждый год общая площадь пустынь расширяется на 27 миллионов гектаров. Из-за этого человечество теряет 25 миллиардов тонн плодородной почвы ежегодно.

Ученик 4. С лица Земли ежегодно исчезает около 30 000 видов живых организмов. К концу этого столетия Земля лишится около половины своего  биоразнообразия.

Вед. 1. Ежедневно мы слышим пугающие факты вторжения человека в окружающую среду. Если мы сегодня не задумаемся  и  не опомнимся, мы уничтожим не только планету, но и самих себя.

Песня  «Раненая Птица»

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!

Презентация №2

Учитель 1:  Уважаемые ребята!  Вы слышите? ветер истории доносит до нас эхо битвы греков с персами. Сражение длится уже не первый день. Свобода и родина для греков превыше всего. Битва происходит в местечке Марафон.

Учитель 2:  Вот, кажется, окончен бой. Да! Греки отправляют гонца в Афины с радостной вестью о победе. Путь от Марафона не близок – 42 км. Но воин преодолел его без остановки, а прибыв в Афины, воскликнул: « Мы победили!»

Учитель 1:  Так в историю вошёл самый легендарный вид спорта – бег на самую длинную дистанцию.

Сейчас мы предлагаем вам принять участие в экологическом марафоне. В нашем марафоне будут принимать участие 3 команды: команда 8а класса «Симбионты», 8б – «Травоядные» и  9 а  класса – «Хищники». Сейчас вам предстоит  преодолеть дистанцию в 42 вопроса. А оценивать ваши ответы будет компетентное жюри в следующем составе:

  • Карпенко Анастасия – президент школьной детской организации «Шин дольган»
  • Кузьмина Александра  - министр по экологическим проблемам школьной детской организации
  • Плещенко Александр – министр образования  школьной детской организации

     

Учитель:  Итак, мы начинаем !  И первый конкурс ПРИВЕТСТВИЕ. Максимальная оценка – 3 балла.

    На сцену приглашается команда «Симбионты»       

Гриб:   «Мы гифы гриба»

Водоросль: «А мы зеленые водоросли. Гриб дает нам воду и минеральные вещества, защищает от страшного внешнего мира»

Гриб: «А водоросли дают нам готовые органические вещества, ведь мы гетеротрофы и не можем создавать их сами».  

(Хором) Друг без друга мы жить не можем.   (Угадайте кто я?)  

Девиз  «Мы изучили тему сообща, и отвечать здесь будем не ропща»

    На сцену приглашаются команда «Растительноядные»

Мы – команда «Травоядных»,  Все красивы и стройны.

Ну а шансы на победу  У нас очень велики!

     На сцену приглашается команда «Хищники»   

Волк: «Сейчас я тебя догоню и съем, должен же я что-то есть?!»

Заяц: «Обидно быть жертвой, но обычно он отлавливает самых слабых и больных, тех которые и без него скоро погибли бы».        

Девиз    «Всех порвем и покусаем, поражений мы не знаем»  

Учитель 2: Итак, 2 наш конкурс называется « Сигнал SOS»

Задание для первой команды: 

Наша планета серьёзно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает благополучию и жизни самого человека.

Вопрос: Какие меры принимаются человеком для охраны окружающей среды?

Задание для второй команды:

SOS – международный радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще и чаще звучит в природе SOS. Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу спасения природы.

Вопрос: Назовите их. Расшифруйте название одной из них.

Задание для третьей команды:

Один сантиметр почвы образуется  в природе за 250-300 лет. 20 сантиметров – за 5 – 6 тысяч лет.

Вопрос: Почему почву можно сравнить с тоненькой плёнкой жизни, покрывающей сушу нашей планеты? Что защищает почву от разрушения?

Учитель:  Третий  конкурс:  «Чёрный ящик» 

Вопрос 1. Вам попался вопрос из области химии. (На столах лежат указанные предметы).

Перед вами  лежат: деревянная линейка, пластмассовый треугольник, клубок шерсти, бумага. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.

Ответ: дерево, шерсть, бумага – природные вещества, а пластмассовый треугольник - синтетическое. В черном ящике № 1 находится пластмассовый треугольник.

Вопрос 2. В чёрном ящике находится материал природного происхождения. Он экологически чистый до тех пор, пока его ничем не покрыли. При этом он может легко возгораться, к тому же подвержен воздействию грибков, бактерий и плесени. Если домовый грибок своевременно не уничтожить, то за полгода он может «проесть» его насквозь. Что это за материал (Древесина)

Вопрос 3. Это весьма распространенное и необыкновенное вещество на Земле. Оно практически не бывает абсолютно чистым. К сожалению, в настоящее время оно сильно подвержено антропогенному воздействию. Это вещество входит в состав не только всех живых организмов, но и объектов неживой природы. (Вода)

Учитель: Спасибо, ребята! Молодцы! Следующий наш  конкурс «Спринт эрудитов». В распоряжении команд по 1 минуте, за которую команда должна правильно ответить на максимальное число вопросов как можно быстрее. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопрос появляется на экране и команда сразу как можно быстрее дает ответ. Если ответа у команды нет, она говорит слово «дальше». За минуту вы должны ответить на максимальное число вопросов. Итак, команды готовы? Время!!!

  1. Самое важное качество почвы (Плодородие)
  2. Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов (Фтор)
  3. Как иначе называется почва (Литосфера)
  4. Мероприятия, направленные на улучшение почв (Мелиорация)
  5. Цвет лакмуса в кислой среде (Красный)
  6. Что такое смог? (Ядовитый туман)
  7. Неметалл, являющийся лесом (Бор)
  8. Заказник на территории Городовиковского района? (Лесной)
  9. Атмосфера – это всем известный нам? (Воздух)
  10.  Как иначе называют растительный мир (Флора)
  11.  Оксид водорода (Вода)
  12.  Почва с большим содержанием гумуса? ( Чернозём)
  13.  Самая маленькая птица в нашей стране (Королек)
  14.  Цвет метилового оранжевого в кислой среде (Красный)
  15.  Хобот – это нос или губа? (Губа)
  16.  Когда самый длинный день в году? (22 июня)
  17.  По способу питания растения называются? (Автотрофы)
  18.  Наружный слой клеток кожи (Эпидермис)
  19.  Заболевание, при котором нарушается цветоощущение (Дальтонизм)
  20.  Пресмыкающихся иначе называют? (Рептилиями)
  21.  Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету (Фотосинтез)
  22.  Самая редкая группа крови (Четвертая)
  23.  Прибор для измерения давления человеку (Монометр)
  24.  Сложная система, образованная живыми организмами  и окружающей средой называется? (Экосистемой)
  25.  Другое название болотного газа (Метан)
  26.  Главная река Европейской части России? (Волга)
  27.  Влияние деятельности человека на природу (Антропогенный фактор)
  28.  Главная артерия кровеносной системы (Аорта)
  29.  Газ, поддерживающий горение (Кислород)
  30.  Это растение родом из Америки называют «Вторым хлебом» (картофель)
  31.  Какая кислота содержится в желудочном соке? (Соляная)
  32.  Самый легкий газ (Водород)
  33.  Самое распространённое растение пустыни (Полынь)
  34.  Двуцветковый, Биберштейна, Шренка -  это? (Тюльпан)
  35.  Как переводится слово экология? (Наука о доме)
  36.  Любимое лакомство аистов (Лягушка)
  37.   Корень жизни, дающий человеку богатырскую силу и долголетие        (Женьшень)
  38.  Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге? (Нет)
  39.  Растение, изображённое на флаге нашей республики? (Лотос)
  40.  Животные, спящие с открытыми глазами (Змеи, рыбы)
  41.  Формула воды? (Н2О)
  42.  Животное, символ пустыни? (Верблюд)
  43.  Реакция между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
  44.  Наука о взаимоотношениях живых организмов и взаимодействия их  со средой обитания называется? (Экология)
  45.  Что используют пчелы для строительства сот? (Воск)

Учитель:  Пятый  конкурс « Сочини частушку»

Вам необходимо придумать частушку из предложенных слов  на экологическую тему  и спеть её.

Для первой команды: винегрет, запили, молочко,  мы, доктора, ходили, поели, разные, долго.

Для второй команды:  молоко, химзавод, ели, коровёнки, пили, берёт, дорога, травка, вода.

Для третьей команды:  птицефабрика, помёт, льется, зовется, у нас, речка, куры.

Учитель: Ребята все жители Земли живут по календарю. В нашем календаре есть определённые дни, которые мы  отмечаем: Например 8 Марта, 23 февраля,  5 апреля – день Степного Уложения, 8 февраля –День Российской науки, но есть в календаре ещё и другие дни – День Земли, День Воды, День окружающей среды. Что их объединяет? Как они называются?  И следующий наш конкурс  «Экологический календарь»

Вам необходимо назвать памятные экологические даты, отмечаемые в нашей стране и во всем мире.

Учитель: И последний конкурс нашего марафона «Экоанаграммы»  У вас на столах лежат зашифрованные экологические термины. Попробуйте их угадать.

  • Первая команда:

                                    а е р з н е я н з и г   (Загрязнение),

                                          т е ы д у р ц е н  (Редуценты)

                                          я к э л г о и о  (Экология)

                                          н т к ы с о и  (Токсины)

                                          а с о ь о п с т н  (Опасность)

  • Вторая команда:

                                     а н и з в е д п о к (Заповедник)

                                     р а о п р и д  (Природа)

                                     з и з п а м р т и а (Паразитизм)

                                     ф г а и р д о е с р (Гидросфера)

                                     а р о т а с т а ф к (Катастрофа)

                     

  • Третья команда:

                                      а у а н ф (Фауна)

                                      и к з н з а к а (Заказник)

                                           ч в и и щ о н е с х т (Хищничество)

                                           с л р т о ф и е а  (Литосфера)

                                           с и к а с а л п о и п  (Апокалипсис)

Учитель 1.  А сейчас давайте подведём итоги. Слово предоставляется председателю жюри – президенту детской организации «Шин Дольган» Карпенко Анастасии.

Награждение.

Музыкальный фон «Песня о Земле»

Учитель 1:

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть  чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

 

Учитель 2:

Богатство у Природы отбирая,

Пора бы человечеству понять.

Она, как мы, такая же – живая!

И Землю нужно тоже охранять!

Учитель 1:  Мы думаем, что проведённое мероприятие не оставило равнодушным каждого из вас. Давайте же всегда будем помнить о том, что мы дети нашей  Земли.

Учитель 2: Спасибо всем за участие!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция «Прости Земля»

Важную роль в системе экологического просвещения учащихся играют Дни защиты от экологической опасности, которые ежегодно проходят в нашей школе  с 15 апреля по 5 июня.Девиз Дней защиты: «Эк...

Экологический вечер-игра: Земля – наш Дом, но не мы одни в нем живем!

Эти проблемы еще в ХХ в. стали глобальными, т.е. проблемами всего человечества, а значит, решать их можно, только объединив усилия всех людей....

Программа по экологическому воспитанию школьников "Земля-живая планета"

    Содержание программы направлено на достижение  цели экологического воспитания   младших школьников – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место ...

Экологическое мероприятие "Берегите землю, берегите..."

Внеклассное мероприятие для обучающихся разных возрастов, призванное воспитывать любовь и  бережное отношение к природе....

Экологическое воспитание детей средствами детского экологического общественного движения

Показателем эффективности формирования экологической культуры является не столько осознанность, глубина и прочность знаний, сколько реальное следование экологическим нормам и правилам в поведении и де...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...