Школу делает школьный учитель
статья по теме
В данной статье представляю философские рассуждения о педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolu_delaet_shkolnyy_uchitel.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философия
Талантливы люди многих профессий,
Но мы к педагогам свой взор обратим.
Для НАС нет работы трудней, интересней.
Не зря говорят: «На работе горим»….
Т.Ю. Бекасова
Часто задаю вопрос: «А что было бы со мной, если бы я выбрала другую профессию?». Задача моей профессии - не стоять на месте, а особенно с развитием информационных технологий. Постоянное совершенствование, профессиональный рост, учеба. Я – человек разумный. А если стоять на месте – это деградация. Именно дети побуждают меня к развитию (их пытливый ум, интересы …).
Наверно, каждый педагог мечтает об идеальной педагогике и идеальном управлении. Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не сможет ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам. Но это только мечты. Всегда должен быть тот, кто укажет верный путь. И таким путеводителем является учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов (и я ими восхищаюсь). Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя, тремя «секретами».
«Я знаю, что ничего не знаю», - говорил мудрый грек.
«Я хорошо знаю химию, литературу и историю», - звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности и уж совсем в тумане – границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой всякое обучение лишь воспитание исполнителей.
МЫ ДОЛЖНЫ не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного курса.
Настоящее достояние образования: не только сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов, но и развитие жадности к познанию и саморазвитию! Ибо «образование не достигнет точки насыщения».[1]
В школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б…), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А жизнь ставит перед человеком открытые задачи, имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие, (как найти себе работу? спутника жизни? и т.п.), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор между задачами «закрытыми» и «открытыми» зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия. Наша задача - использовать в обучении открытые задачи (что и осуществляется в нашей школе).
Еще академик А.Л. Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Поэтому наша цель – освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности. Эту цель можно реализовать на уроках информатики.
Наша цель - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы гармонично согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнавать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность, и САМИ захотят ее подчеркнуть. А еще наша профессия предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ будут обучать друг друга.
В современной системе обучения возможно в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
В нашей профессии столько целей и задач! А если у человека есть цель, он будет искать разные методы их решения. А значит постоянное движение и движение вперед, только вперед.
ШКОЛА – вечный двигатель!
[1] Слова высеченные на камне у входа в Центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Дела школьные
Данный материал содержит разработки внеклассных мероприятий и будет полезен классным руководителям....
«Что делает хорошего учителя великим?»
Мастер - класс в рамках конкурса Учитель года 2019...
Проект "Учимся делать школьную газету".
Проект обучает навыкам создания школьной газеты ....
Урок – проект по теме «Школа и школьная жизнь» (“A Good Start in Life”) в 8 классе, учебник « Starlight» 8 (Создание и презентация плаката о своей школе)
Тема: «Школа и школьная жизнь»Тип урока: обобщение изученного материала.Цели урока Обучающие: 1. Тренировка произносительных навыков при декламации стихо...
Издательское дело. Школьная газета
Цель проекта´- дать представление обучающимся о сфере массовой коммуникации,- познакомить учеников с основами журналистской этики и мастерства,- создать условия для социальной и творческой самор...
Сценарий на День учителя. Флэш-моб поздравления для педагогов школы ко Дню учителя «Строгим и ласковым. Мудрым и чутким»
Учитель – одна из наиболее сложных профессий в мире, потому что быть учителем – это больше, чем просто уметь что-то делать. Учитель – это состояние человека, его желание и готовность...