Беседа «Правила хорошего тона»
классный час на тему

Трофимова Татьяна Борисовна

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

                                                                                         Р.Эмерсен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_pravila_horoshego_tona.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  «Правила хорошего тона»

Участники: ученики 7 класса, классный руководитель.

Задачи:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оформление, оборудование и инвентарь: 

  • Свод правил воспитанного человека
  • Плакат

                «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

                                                                                         Р.Эмерсен

 Форма проведения: беседа

                                             Ход беседы.

Учитель. Будьте вы человеком, какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.
Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому –
этикет. Какое слово по звучанию оно вам напоминает?

Ответы учащихся.

Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?
Многие правила поведения пришли к нам из далекой древности. Например: мальчикам пропускать девочек впереди себя. Откуда этот обычай?

Ответы учащихся и слова учителя о разнице в значении мужчины и значении женщины для первобытного племени.

Учитель. Обычай остался, но мы вкладываем в него иное содержание. Многие правила зародились в средневековье: снимать шапку или перчатку. (Учитель рассказывает о рыцаре и средневековом этикете). Где сейчас мы видим продолжение этой традиции?

Ответы учащихся.

Учитель. С какой стороны должен мужчина сопровождать женщину? Где должен находиться мужчина, сопровождающий женщину по ступенькам?

Ответы учащихся. Учитель помогает школьникам, исправляет и уточняет их ответы.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVIII века, и под ним понимали лишь свод правил, принятых при дворе монархов. Вначале этикет использовался как придворный церемониал. В Древнем Китае при дворцах только для императора насчитывалось более 30 тысяч церемоний. Церемониал существовал даже при казни. Отрубленную голову выставляли на всеобщее обозрение:

  • особа, приближенная к императору – на золотом подносе;
  • человек среднего достатка – на серебряном подносе;
  • мелкий служащий – на медном подносе;
  • крестьянин, ремесленник – на деревянном подносе.

Соблюдение правил доходило до абсурда. Поэтому существовала поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

Учитель рассказывает о королеве при Филиппе II в Испании, ногу которой из стремени сбруи освободил простой человек и вынужден был скрыться.

Учитель. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Ответы учащихся.

Учитель. Вот как приветствуют друг друга в разных странах: древние греки – “Радуйся!”, современные греки – “Будь здоровым!”, арабы – “Мир с тобой!”, индейцы – “Все хорошо!”, англичане и американцы – пожимают друг другу руку, китайцы – пожимают руку себе самому, лапландцы – трутся носами, латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку, японцы – кланяются. А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы, таким образом желают выздоровления; мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо. Многое могут сказать жесты:

  • у нас большой палец, поднятый вверх  – все хорошо, а у шведов – остановите машину;
  • у нас поглаживание подбородка  – удовольствие, а у итальянцев – разговор затянулся;
  • у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. Ученики жестом отвечают на вопросы учителя.

Учитель. Зачем нужно следовать этикету?

Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам инсценировать отношения гостя и хозяина.
После сценок школьники разбираются в отношениях своих героев.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку более воспитаны. Человек  может обойтись без многого, но не без человека. Именно поэтому люди так ценят друзей. Но тот, кто хочет иметь друзей должен научиться дружить! А значит не конфликтовать по мелочам. Давайте проверим, насколько  вы конфликтный человек.

Тест.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) Не принимаю участия;

Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

В) активно вмешиваюсь.

2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства.

А) нет;

Б) иногда, если имею для этого основания.

В) всегда и по любому поводу.

3. Часто спорите с друзьями?

А) только в шутку или если люди не обидчивы;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры - моя стихия.

4. вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

А) возмущаюсь в душе, но молчу;

Б) делаю замечания;

В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

А) не замечу;

Б) молча возьму солонку;

В) не удержусь от едких замечаний.

6. В транспорте вам наступили на ногу.

А) с возмущением посмотрю на обидчика.

Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравиться.

А) промолчу;

Б) ограничусь коротким замечанием;

В) выскажу все, что об этом думаю.

8. Не повезло, вы проиграли в лотерею. Как вы к этому отнесетесь?

А) постараюсь быть равнодушным, но дам слово больше не играть;

Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором;

В) подумаю,  как отомстить обидчику.  

«А»- 4 балла,      «Б» - 2 балла,     «В» - 0 баллов.

22-32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома.

12-20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, если нет другого выхода. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам ваших товарищей.

До 10 очков. Споры и конфликты ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, но если не услышите замечания в свой адрес, можете съесть человека живым. Ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер.

               

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Весёлый переполох в стране Хорошего тона"

Являясь классным руководителем постоянно провожу работу по привитию культуры поведения, речи, внешенго вида, общения между людьми, воспитанию умения работать в коллективе, созданию дружелюбной обстано...

Круглый стол: «Правила хорошего тона»

«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))

Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна обще­ственная формация н...

Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"

Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...

Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"

Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона....

Беседа "Правила этикета и хорошего тона в обществе."

Цель данной беседы: формирование у воспитанниц правил хорошего тона....