Урок музыки в 7 классе тема "Драматические образы"
план-конспект урока (7 класс) по теме
Данная тема урока построена на произведении "Лесной царь" Ф.Шуберта, стихи И.В.Гёте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dramaticheskiy_obraz.doc | 39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки
в 7 классе
Тема: « Драматический образ в музыке»
Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)
Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера. На предыдущем уроке дети прослушали «Прелюдию» С.В. Рахманинова, смотрели фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко» и узнали, что в музыке есть различные музыкальные образы – лирические, эпические.
Цель урока: - формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
Тип урока: Изучение нового материала
Задачи урока:
1.Образовательные:
а) продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность,
б) выйти на новое понятие «баллада».
2. Развивающие:
а) дальнейшее развитие слушательской культуры,
б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,
в) развивать навыки кантиленного пения.
3.Воспитательные:
а) вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гете.
Методы и приёмы:
Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (портреты, иллюстрации)
Слушание музыки
Пение
Наглядность:
Презентация, фрагменты выступлений. Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете, иллюстрации.
Ход урока
Организационный момент
I. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя музыкальным приветствием
II. Актуализация опорных знаний:
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность (мелодия, темп, регистр, динамика).
- С какими музыкальными образами вы знакомились на предыдущих уроках?
(лирическими, эпическими)
Основная часть
Учитель: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Что такое музыкальный образ? Нам поможет ответить на этот вопрос одно из произведений австрийского композитора Франца Шуберта.
Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. О жизни композитора мы посмотрим фильм, который так и называется «Франц Шуберт».
Просмотр фильма
Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это – неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц.
Прослушивание баллады «Лесной царь» на немецком языке
Задание:
- В каком исполнении прозвучало произведение ?
( мужской голос в сопровождении ф-но)
- Характер – взволнованный, тревожный Темп - быстрый Лад – минорный - - - Регистр – низкий
- Динамика – f , mp
Учитель: Сколько действующих лиц в этой балладе?
Ученики: Четыре.
Учитель: Какие интонации вы услышали?
Ученики: Рассказчик – взволнованный;
Отец – встревоженный;
Сын – испуганный, задыхающийся;
Лесной царь – сладостно-завлекательный.
Учитель: Что вы услышали в аккомпанементе?
Можно ли это увидеть?
Ученики: Стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)
Учитель: Музыка выразительная или изобразительная?
Ученики: И выразительная и изобразительная.
Учитель: Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского – великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете.
(на фоне иллюстраций прочитать балладу в переводе В. Жуковского)
Прослушивание баллады на русском языке
Учитель: Сегодня на уроке часто звучит слово «баллада». На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы.
Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт.
Подведём итоги: Цель нашего урока было - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа?
Ученики:
Композитор – с помощью средств музыкальной выразительности;
Художник – гаммой красок;
Поэт – созданием сюжета, различных интонаций.
Учитель: Значит, мы можем сделать вывод.
Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных действующих лиц.
Учитель: Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре – примером может послужить песня «Эх, дороги».
Исполняется песня.
Домашнее задание: Подобрать материал для составления кроссворда «Музыкальные образы»
Учитель: На этом наш урок закончен.
Спасибо вам за работу. (Вставление оценок)
Прощаются с учителем, выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки 7 класс. Драматический образ.
Методическая разработка урока музыки по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состо...
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Урок музыки 7 класс "Музыкальные образы"
Открытый урок по музыке 7 класс по теме "Музыкальные образы"...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
урок музыки в 6 кассе" Образ мира и образ войны в творчестве Сергея Прокофьева и Тотурбека Хосроева."
Пронаблюдать учащимися, как музыка раскрывает два важных образа-образ мира и войны, в которых слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба народов....
урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"
Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...