урок музыки 7 класс. Драматический образ.
методическая разработка (музыка, 7 класс) на тему
Методическая разработка урока музыки по теме "Драматический образ" в 7 классе. знакомясь с произведением Ф.Шуберта "Лесной царь", мы убеждаемся в том, как может музыка влиять на внутреннее состояние человека. Форма урока - мастерская. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_muzyke7_kl._dramaticheskiy_obraz.doc | 49 КБ |
prezentaciya_lesnoy_car.ppt | 281.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по музыке
(мастерская)
Тема: Драматический образ.
Москвитина Евгения Ефимовна, учитель музыки. МОУ СОШ №2
Цель: Понимание и восприятие образа музыкального произведения, его интонационной сферы.
Какие задачи вы поставите на этот урок?
Я узнать (я хочу узнать, что такое драматический образ?)
Я научиться (Я хочу научиться отличать драматический образ от лирического)
Я понять (какими выразительными средствами этого можно добиться)
Задачи:
1.Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная
баллада.
2. Определять характерные черты музыкального образа, уметь размышлять о музыке.
3. Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души.
Форма занятия: урок – мастерская.
Формы работы:
Диалоговое взаимодействие – работа в парах, групповая деятельность, межгрупповое общение, индивидуальная работа.
Оборудование: портреты композитора Ф.Шуберта, В. Жуковского, Иоганна Вольфганга Гете, краски, бумага формата А-4, распечатки текстов на число учащихся, ватман, конверты по количеству сформированных групп, фото – ряд «Лесной царь», картинки с инструментами для формирования групп.
Музыкальный ряд: «Аве Мария», баллада «Лесной царь», «Песня туристов» К.Молчанова из оперы «А зори здесь тихие…».
Ход урока:
1. организационный момент (Посадка в группы и распределение ролей:
Капитан, выступающий (может меняться), хранитель времени, секретарь.
- приветствие.
- мотивация: Мы сегодня проведем мастерскую музыки и цвета.
2. Индуктор:
Какую ассоциацию вызывает слово «романтизм»? (индивидуальные высказывания)
3. сообщение темы
а)- звучит Аве Мария
Произведение, которое только что прозвучало достаточно известно. Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (индивидуальные высказывания).
- Сегодня на мастерской я предлагаю познакомиться с музыкой композитора 19 века.
Францем Шубертом
б) Откройте конверт №1.
(Работа в группах. Обсуждение прочитанного)
Конверт №1
«Как много прекрасного ни принесло бы время. Второго Шуберта даст оно не скоро. Р.Шуман»
«Поистине в этом Шуберте живет искра божья.
Л.Бетховен»
(1797–1828)- годы жизни.
Это имя - одно из самых известных в мире, и одновременно одно из самых таинственных. Музыку Франца Шуберта ныне знают все, от мала до велика. Во всём мире распевают его песни - и не только музыканты профессионалы! Кто не знает шубертовской "Аве Мария"? Вряд ли сейчас найдутся такие... Бернард Шоу, замечательный английский драматург, написал рассказ, посвящённый шубертовской "Серенаде". А его остальные сочинения - "Форель", "Баркарола" и множество других - настоящие шедевры! За свою жизнь Шуберт написал более 600 песен, и каждая из них - частичка удивительно чистой и в чём-то абсолютно наивной души композитора. Внимая музыке Шуберта, любой "тугоухий" непрофессионал может испытать настоящее душевное потрясение, душевное очищение - вплоть до слёз, а любой взыскательный профессионал останется в восхищении от безупречной композиторской техники письма, кристальной чистоте и строгости музыкальной формы.
Шуберт - основоположник романтизма в музыке. Его творчество можно сравнить с искусством Генриха Гейне и Рафаэля Санти, ибо у каждого из них присутствует - в каждом звуке, штрихе или фразе - тонкая и хрупкая романтическая душа.
Тем большее недоумений и вопросов вызывает личная жизнь Франца Шуберта. Из "официальных источников" мы узнаём одно и то же: вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова, куска хлеба и долгие годы жил вообще в каком-то лесу у ручья, в полном уединении. Был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. Близких друзей у него практически не было, за редким исключением. Какое-то время, однако, жил в Вене, близ отчего дома (Шуберт родился в этом городе в 1797 году), крайне редко, чуть ли не "из-под палки" появлялся в светском обществе, ещё более редко принимал участие в музыкальной жизни Вены. Жил где попало: чаще всего на каком-нибудь чердаке, где писал днём и ночью, при тусклом свете лучинки, на каких-то замасленных клочках бумаги, испещряя их нервным и мелким почерком. Его совершенно не заботило - будут ли изданы его сочинения или погибнут в забвении. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя. Музыкой Шуберта восхищались все вокруг, однако он ни разу не воспользовался всеобщим признанием для того, чтобы сделать себе карьеру. Его песни распевали все вокруг, его музыка звучала в салонах и концертных залах - а он в это время сидел на своём убогом чердаке, одинокий, голодный и беспомощный, и мечтал о кусочке хлеба, которого вот уже несколько дней у него не было и в помине. Все гроши, которые перепадали ему в качестве гонорара, почти полностью уходили на бумагу и перья, чтоб продолжать писать дальше.
Ф.Шуберт за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные циклы, фортепианные пьесы и т.д.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень. Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.
Ф.Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге…В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»
Как вы думаете:
1. Основоположник какого направления в музыке был Шуберт? (романтизм)
2. Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня)
3. Сегодня на уроке звучит слово баллада. Что это за жанр?
4. Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остродраматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
- Прослушав произведение на немецком языке, постарайтесь услышать,
- сколько действующих лиц?
(4)
- Охарактеризуйте темы, интонации героев.
Звучит баллада «Лесной царь». (групповая работа)
(Рассказчик – взволнованный,
Отец – встревоженный,
Сын- безумно испуганный, задыхающийся,
Лесной царь – сладостно – завлекательный.)
- Что вы услышали в аккомпанементе?
(стремительное драматическое напряжение, движение.)
- Музыка выразительная или изобразительная?
(и выразительная и изобразительная).
Если мнения разделяются, то можно открыть конверт №2.
Конверт №2
ЛЕСНОЙ ЦАРЬ (русский перевод В.Жуковского)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой».—
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит».—
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей».—
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».—
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Повторное высказывание представителей групп.
6. А теперь представив себя группой художников, обсудите и изобразите в творческой работе, используя всю палитру цветов, ваши ощущения от прослушанной музыки.
Выполнение групповой творческой работы.
Поделитесь своими ощущениями с окружающими, разместив свои работы на учебной доске. Анализ представленных работ (лично своих, либо соседней группы).
Так увидели, ощутили, почувствовали музыку мы с вами. Сравните свое видение, чувство с описанием И.Кошминой первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем:
Конверт №3
«…с первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочущие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…»
7. Рефлексия:
Я узнал (а) :
Я научился (лась) :
Я понял (ла) :
8.Вывод: (делается учителем) Как видим, в стихах и в музыке нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединенный стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
В заключение урока предлагаю исполнить «Песню туристов» К.Молчанова. из оперы «А зори здесь тихие…»
Как вам работалось на этой мастерской? Могут высказаться все желающие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Понимание и восприятие образа музыкального произведения, его интонационной сферы Задачи: Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная баллада. Определять характерные черты музыкального образа, уметь размышлять о музыке. Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души.
Какие задачи вы поставите на этот урок? Я –хочу узнать Я –хочу научиться Я –хочу понять
Посадка : выбирая музыкальный инструмент, садимся в группы.
- мы сегодня проведем мастерскую музыки и цвета.
2. Индуктор Какую ассоциацию вызывает слово «романтизм»?
Ф.Шуберт – (конверт №1)
Иоганн Вольфганг Гете – автор текста «Лесной царь» ( конверт №1)
Как вы думаете, 1. Основоположник какого направления в музыке был Шуберт? 2. Какой жанр занимал главное место в его творчестве? Сегодня на уроке звучит слово баллада. Что это за жанр?
Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Произведение исполняется на немецком языке. Постарайтесь услышать:
сколько действующих лиц? Охарактеризуйте темы, интонации героев. Рассказчик – Отец –, Сын - Лесной царь – Что вы услышали в аккомпанементе? Музыка выразительная или изобразительная?
Василий Андреевич Жуковский автор литературного перевода баллады «Лесной царь» (конверт №2)
Выполнение групповой творческой работы - А теперь представив себя группой художников, обсудите и изобразите в творческой работе, используя всю палитру цветов, ваши ощущения от прослушанной музыки.
Лесной царь -репродукции к песне –балладе разных художников
рефлексия Я узнал (а) : Я научился (лась) : Я понял (ла) :
В заключение урока предлагаю исполнить «Песню туристов» К.Молчанова. из оперы «А зори здесь тихие…»
Как вам работалось на этой мастерской ? Могут высказаться все желающие.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....
конспект урока музыки "Вечная тема - образ матери"
На уроке идет разговор об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означае...
Урок музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке". Презентация.
Презентация к уроку музыки в 7 классе "Драматические образы в музыке"...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
Идея урока: Голос, голос, Кто тебя не слышит,...
Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс
Презентация позволяет расширить представления учащихся по изучаемой теме.......
Комментарии
Спасибо за интересное
Спасибо за интересное изложение материала.Творческих успехов)))