Урок-экспедиция 6 класс по самопознанию "Природа бесценный дар"
план-конспект урока (6 класс) по теме

Ковалёва Раиса Викторовна

Цель урока:

углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы

 

Задачи:

Образовательная:  раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о  «малой родине», природе родного края;

Развивающая: развитие  способности к эмоционально- чувственному  восприятию природы  Казахстана  как источника любви и вдохновения;

Воспитывающая: воспитание  заботливого и бережного  отношения

 к природе родной земли

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-eksped.v_6_klasse.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Пески  орта мектебi» КММ

КГУ « Пескинская  средняя школа»

Тақырыбы: Табиғат-әсемдік әлемі

(өзін-өзі тану сабағы, 6 сынып )

Тема: Природа- бесценный дар

(урок самопознания, 6 класс)

Сабақ түрі: сырттай саяхат

Вид урока: заочная экспедиция

Мұғалім / учитель: Ковалёва Раиса Викторовна

Тема урока: Природа- бесценный дар

Цель урока:

углубить представления учащихся о ценности и красоте природы и роли человека в сохранении богатств природы

Задачи:

Образовательная:  раскрытие сущности взаимосвязи человека и природы, расширение знаний о  «малой родине», природе родного края;

Развивающая: развитие  способности к эмоционально- чувственному  восприятию природы  Казахстана  как источника любви и вдохновения;

Воспитывающая: воспитание  заботливого и бережного  отношения

 к природе родной земли

Ресурсы:

презентация к уроку, карта экспедиции со станциями; видеоролик «Музей под открытым небом»; видеофильм о  посёлке Новоишимском  ;  аудиозаписи песен«С чего начинается Родина?», «Здравствуй, столица!» живые звуки леса;  слайды поля пшеницы, леса, гор, реки Ишим, городов Алматы,Астаны; обращение «Хранительницы леса»;  памятки по охране природы (раздаточный материал)

Ход урока

Мы хозяева нашей планеты,

И она для нас кладовая солнца

с великими сокровищами жизни.

И охранять природу –

значитохранять Родину

(М.Пришвин)

1.Позитивный настрой

Учитель приглашает учащихся  в Круг радости и предлагает улыбнуться друг другу.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Представьте, что к нам в гости из дальнего зарубежья приехал друг, который никогда ещё не был в Казахстане. Вы хотите показать и раскрыть всю красоту природы Казахстана – нашей Родины.  Я предлагаю всем вместе  отправиться в заочную экспедицию в удивительный, прекрасный, загадочный мир  природы Казахстана. Вы согласны?

Тогда давайте дружно скажем:

Руку дружбы протяните

(учащиеся подают руку соседу справа и слева)

В глаза друг другу посмотрите

( повороты головы в одну и другую стороны)

Пусть любовь всегда в сердцах звучит,

( в воздухе обрисовывают сердце)

Природа всех объединит!

(все, взявшись за руки, поднимают руки вверх)

2. Беседа

-Кто догадался, какова тема урока? ( о природе Казахстана, слайд1)

 Тема урока: Природа- бесценный дар (слайд1).

Перед вами, ребята,  карта экспедиции «Природа  Казахстана»

 ( на магнитной доске карта Казахстана).Сегодня мы будем расширять знания о природе Казахстана, о взаимосвязи природы и человека, будем вновь и вновь учиться беречь природу родной земли. Мы обычно на уроках самопознания много рассуждаем, читаем. А сегодня цель нашего урока несколько иная: расширить свои знания о природе нашей Родины, мысленно побывать в различных природных зонах Казахстана,прочувствовать всю её красоту и бесценность. Давайте встретим своего друга в аэропорту города Алматы и отправимся в заочную экспедицию на север, конечная наша остановка – посёлок Новоишимский.

-А что значит заочная экспедиция?(т.е.мысленно будем двигаться по Казахстану и наблюдать за природой)

-Какой знаменитый город находится в горах? (Алматы)

-Где находится Алматы?( на юге Казахстана)

-Как переводится название этого города?(город яблок)

( слайды об Алматы)

 - Жители города Алматы считают символом своего города яблоко. Этот символ изобразили художники Владимир и Виктор Гвоздевы ( слайд).А как  бы вы изобразили  символ своего родного края? Подумайте и вернёмся к этой теме  на следующем уроке

1 остановка- Горы(учитель прикрепляет название станции на карту экспедиции близ города Алматы)

Существует видеофильм   «Музей под открытым небом», в котором рассказывается об интереснейших местах природы Казахстана

( на слайдах -Чарынский каньон, Медео)

Наша экспедиция продолжается. А куда же мы направимся? Ответьте на вопрос.

-Какая природная зона будет находиться севернее пустынь, полупустынь?

( степи)

2 остановка- Степи ( появляется на карте)

( слайды о казахстанских степях)

-Назовите главное богатство Казахстана? (хлеб)

(видеофильм о казахстанской пшенице).

В прошлом году  благодаря хорошим погодным условиям Северо-Казахстанская область засыпала в закрома Родины большой урожай  пшеницы. Этот урожай кормит хлебом всё государство. И много тонн зерна уходит на экспорт, в другие страны

- Ребята, люди каких профессий участвуют в хлебной промышленности?

( комбайнёры, трактористы, пекари, продавцы, наладчики)

- Кто знает, какое  событие Великой Отечественной войны помнят люди  нашей страны? (блокада Ленинграда)

69 годовщину  победы  встретит наша страна  9 мая2014 года. Среди всех кровопролитных битв Великой Отечественной войны  блокада Города Ленинграда занимает особое место.Ленинград оказался полностью блокированным с суши. В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом. Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими: рабочие получали вдень 250 гр. суррогатного хлеба, а остальные жители по 125 гр. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей и целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. Блокада принесла ленинградцам  тяжелейшие испытания. В документальном сборнике «Стояли со взрослыми рядом» есть воспоминания Ольги Николаевны Полевой, бывшей в блокадные дни школьницей. «Мне запомнилось, - рассказывает Ольга Николаевна, - как в страшную зиму 1941 года стояла в уголке булочной на Социалистической маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 гр., а ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для нее».

Беседа учителя о бережном отношении к хлебу

Продолжим нашу экспедицию. Мы приближаемся к главному городу нашей Родины-столице Казахстана( городу Астане)

3 остановка-город Астана

Разминка

Учитель приглашает учащихся  исполнить  песню «Здравствуй, столица!» под фонограмму и посмотреть видеофильм о городах Казахстана

Минутка тишины.Закройте на минуту глаза, вслушайтесь в неповторимые звуки.Догадайтесь, где мы находимся(Фонограмма с пением птиц, звуками  леса)

- Что вы себе представили?

4 остановка -Лес

- Были ли вы в лесу?Трудно представить Землю не только без цветов, но и без лесов. Лес – чудесное творение природы.А.П.Чехов писал: «Лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение».

-Какова главная польза леса и других зелёных насаждений?(они дают кислород)

- Чем богаты наши леса?( ягодами, грибами, животными)

-Какие правила необходимо помнить, находясь в лесу?

- Не разоряйте птичьи гнёзда

- Не обижайте лесных насекомых

-Не рвите полевые цветы

-Не разжигайте в лесу костёр

-Не оставляйте мусор после себя

Чтение.РедБредбери «Зелёное утро( учебник, стр.94-97)

Беседа

-Почему Бенджамин Дрискол считал своё дело самым важным на свете?

-Как изменилась жизнь планеты, когда на ней поднялись зелёные деревья?

Выводы учителя: Появление зелёных насаждений стало бесценным даром планеты Марс, и это сделало возможным жизнь на ней человека. При всей фантастичности рассказа эта мысль отражает значение природы в жизни человека и человека в облагораживании природы. И когда человек взаимодействует с природой, он не только использует богатства леса в своих целях, но и сам ответственен за состояние природы, за преумножение её богатства

Обращение «Хранительницы леса» к учащимся

- Ребята! Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветок. Не рубите деревья без нужды, не ломайте их. Убирайте мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не разоряйте птичьего гнезда, не уничтожайте насекомых и зверей, а, наоборот, боритесь с браконьерами.

«Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Беседа

 Существуют   понятия «большая родина», «малая родина».

-Как вы  понимаете эти понятия?(ответы учащихся)

Учитель: С любви к малой родине всё начинается. Если человек любит свою малую родину, любит своих родителей, то когда он вырастет, обязательно станет настоящим защитником и патриотом своей страны.

Проверка выполнения индивидуального опережающего домашнего  задания:  сочинение «Красота природы  родного  края» (2 уч-ся  зачитают сочинения

- Какая речка протекает через нашу малую родину?

5 остановка- река Ишим

(слайд с изображением реки  Ишима)

- Отдыхали ли вы на реке, что делали? ( ответы детей)

- Какие правила поведения на реке должны соблюдаться?(ответы детей)

Учитель зачитывает сочинение-эссе ученика 7 класса Новоишимской средней школы № 1 Вагнера Артура «Природа просит о помощи», напечатанное в газете «Новости Приишимья»24 июня 2013 года

Чтение.ДукенбайДосжанов «Родник» ( учебник, стр.98-99)

6 станция- п.Новоишимский

На фоне  песни «С чего начинается Родина» видеофильм о  родном селе

Домашнее задание

Задание 2, стр.80   тетради по самопознанию

Представьте, что деревья, цветы  и птицы решили написать пожелания людям . Запишите эти пожелания

Обобщение

- Животные не могут жить без растений, чистого воздуха и воды. Растения не могут жить без почвы и чистой воды. Человек тоже не может жить без природы. Неумелое обращение с природой, неправильное поведение человека может привести к гибели природы.Человеку нужно стремиться жить в гармонии с природой

Б.Заходер

Про всех на свете

Все, все на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

- Чтобы сохранить красоту родного края, нужно его любить и беречь. Посадите дерево, очистите от мусора ближайший сквер, набережную вместе с одноклассниками, разбейте во дворе вашего дома цветочную клумбу.

Вы знакомы с разными планетами, каждая по своему прекрасна, но учёные до сих пор не нашли такую красивую и жизненную планету, как наша.

Круг «От сердца к сердцу»

- Я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце – добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её

На память об экспедиции дарю памятки

Давайте мы будем природу беречь

 Для очень приятных у озера встреч,

Для встреч на поляне, купаний в реке,

 Для отдыха дома, а не вдалеке.

 Чтоб было природу кому охранять,

Нам нужно все четко и верно понять-

 Природы король человек и венец,

 Но все ж без нее человеку - конец!

Рефлексия

( с помощью трёх выражений лица: улыбающееся, нейтральное, грустное)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали на уроке, спасибо за урок!

ГОРЫСТЕПИ

АСТАНА          

 ЛЕС

р.ИШИМ

п.Новоишимский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

разработка открытого урока по теме "Дрожжевое тесто" (Урок- экспедиция. Нетрадиционный)

Развивая познавательный интерес, главный этап урока  поделен на маршрут экспедиции: историю, географию, биологию, химию и физику, производство, литературу и искусство....

Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"

Разработка открытого урока в 8 классе по теме: "Бесценный дружеский союз"...

Интегрированный урок - экспедиция в 8 классе "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия)

Интегрированный урок - экспедиция "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия),8 класс....

Урок- Экспедиция "Город, где живут морфемы" 6 класс(Урок обобщения изученного по теме).

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию, самоанализ урока, приложения к уроку интерактивный тренажёр, включающий физкультминутку,...