Проект урока: «Природные и архитектурные мотивы родного края»
проект по теме
Развитие творческих способностей – важная задача начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для показа открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» выбрана тема «Природные и архитектурные мотивы родного края», которая относится к разделу «Работа с бумагой». В этой программе работе с бумагой отводится значительное количество часов. Чаще всего это конструирование каких-либо объектов, выполнение апплика- ции.
На открытом уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» учащиеся выполняют коллективную работу. В ходе урока в рамках данной темы дети учатся выделять пространствен- ные образы и создавать их с помощью аппликации и приема худо- жественного конструирования – симметричного вырезания. Это способствует развитию образного мышления. У школьников появ-ляется художественное видение природы, складывается представ-ление о гармонии природной и архитектурной красоты, легкость извлекаемой из памяти информации. Высокий уровень такого вида мышления способствует успешному обучению многим дисципли-нам. Занятия аппликацией активизируют наблюдательность, вни-мание, развивают мелкую моторику, глазомер, цветоощущение, творческое воображение, а также способствуют совершенствова-нию представлений о таких средствах выразительности компози-ции, как линия контура, форма пятна, контрастные цвета, а также развитию чувства формы, соотношения частей и целого. Вырезание силуэта развивает пространственное воображение, абстраги-руясь от несущественных деталей, помогает выявлять форму объекта. Симметричное вырезание развивает у детей логическое мышление, чувство гармонии, наблюдательность, образное мышле-ние. Используя данную технику, ребенок может создать свой силу-эт постройки (неповторимый). Итак, такие виды работы имеют большое значение для гармоничного развития учащихся и благо-приятствуют формированию творческих способностей, которые надо развивать как можно раньше. В противном случае творческое начало может угаснуть.
Коллективная работа по теме «Природные и архитектурные мо- тивы родного края», выполненная с помощью аппликации и приема художественного конструирования – симметричного вырезания, создает максимально благоприятные условия для творчества уча-щихся, дает выход их эмоциям, позволяют проявить знания, способности и талант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirod._i_arkh-e_motivy_rod.kr_._no3.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
прогимназия №421
Проект урока
по художественному труду
по программе «Изобразительное искусство и
художественный труд»,
разработанной авторским коллективом
под руководством доктора педагогических наук,
профессора Т.Я. Шпикаловой
для 4 класса
Тема: «Природные и архитектурные мотивы родного края»
Учитель изобразительного
искусства Е.А. Иванова
Нижний Новгород
2009 год
Актуальность
Развитие творческих способностей – важная задача начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для показа открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» выбрана те- ма «Природные и архитектурные мотивы родного края», которая относится к разделу «Работа с бумагой». В этой программе работе с бумагой отводится значительное количество часов. Чаще всего это конструирование каких-либо объектов, выполнение апплика- ции.
На открытом уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» учащиеся выполняют коллективную работу. В ходе урока в рамках данной темы дети учатся выделять пространствен- ные образы и создавать их с помощью аппликации и приема худо- жественного конструирования – симметричного вырезания. Это способствует развитию образного мышления. У школьников появ-ляется художественное видение природы, складывается представ-ление о гармонии природной и архитектурной красоты, легкость извлекаемой из памяти информации. Высокий уровень такого вида мышления способствует успешному обучению многим дисципли-нам. Занятия аппликацией активизируют наблюдательность, вни-мание, развивают мелкую моторику, глазомер, цветоощущение, творческое воображение, а также способствуют совершенствова-нию представлений о таких средствах выразительности компози-ции, как линия контура, форма пятна, контрастные цвета, а также развитию чувства формы, соотношения частей и целого. Выреза-
ние силуэта развивает пространственное воображение, абстраги-руясь от несущественных деталей, помогает выявлять форму объекта. Симметричное вырезание развивает у детей логическое мышление, чувство гармонии, наблюдательность, образное мышле-ние. Используя данную технику, ребенок может создать свой силу-эт постройки (неповторимый). Итак, такие виды работы имеют большое значение для гармоничного развития учащихся и благо-приятствуют формированию творческих способностей, которые надо развивать как можно раньше. В противном случае творческое начало может угаснуть.
Коллективная работа по теме «Природные и архитектурные мо- тивы родного края», выполненная с помощью аппликации и прие- ма художественного конструирования – симметричного вырезания, создает максимально благоприятные условия для творчества уча-щихся, дает выход их эмоциям, позволяют проявить знания, спо-собности и талант.
Психолого-педагогический аспект
Для открытого урока выбран 4 класс, в котором 23 человека: 6 мальчиков, 17 девочек. Это дети младшего школьного возраста с разным уровнем сформированности навыка симметричного выреза-ния. Среди них есть дети с заниженной с социальной неуверен-ностью, с недостаточно развитым образным мышлением и мелкой моторикой рук.
На уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» используется прием художественного конструирования – техника симметричного вырезания. Она имеет большие ресурсы для работы с разными категориями детей. Симметричное выреза- ние не может быть полностью репродуктивным, а значит, позволя- ет ученику создать свой («посильный») силуэт постройки. Данная техника развивает механизм произвольной регуляции движений, совершенствует тактильномоторные координации. На уроке уча-щиеся складывают бумагу, используют технику симметричного вырезания, разные способы наклеивания, в результате чего проис-ходит формирование комплекса сенсорных координаций.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются та-
кие познавательные процессы, как восприятие, воображение, мыш- ление, речь. Задумка композиционных объектов, планирование деятельности по их созданию, поэтапное создание - являются ус-ловиями развития абстрактно-логического мышления. Урок по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» позво- ляет создать условия овладения способами репродуктивного и творческого воплощения замысла, для развития чувства симмет- рии, глазомера, цветовосприятия (для развития сенсомоторного восприятия).
В младшем школьном возрасте основными видами деятельности являются: учение, общение, игра и труд. Об учении здесь можно говорить как о развивающем виде деятельности. Ему предстоит со- вершенствоваться в течение долгих лет жизни. Что касается тру- довой деятельности, то в ней младшие школьники должны нахо-
дить отражение и применение тех знаний, которые они приобрета- ют на других уроках в школе. На данном уроке учащиеся исполь-зуют знания и умения, полученные на уроках музыки (умение слушать музыкальные произведения), литературного чтения (уме-ние подбирать выразительные эпитеты к словосочетаниям), изоб-разительного искусства (знания законов линейной и воздушной перспективы, построения композиции). Это сделает учение более осмысленным, необходимым на практике, раскроет детям полезность знаний по другим предметам. Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Для младших школьников учителя служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4 класса на данном уроке выбрана коллективная форма работы с дифференциацией заданий. Она позволяет ребенку почувствовать уверенность в своих силах. Такая форма работы решает одну из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у школь-ников способности к восприятию прекрасного в себе самом, в дру-гом человеке и в окружающем мире. Но для понимания и приня-тия чужого эстетического опыта, для апробации личных эстети-ческих суждений и результатов художественного творчества, надо обладать коммуникативными способностями. В процессе совмест-ной деятельности на данном уроке ученики приобретают и совер-шенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее обще-ние на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувст-венными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче ста-новится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Цель урока: уметь составлять композицию из вырезанных образов деревьев, силуэтов построек, для этого иметь представления о природной и архитектурной красоте родного края.
Задачи урока
Обучающие:
- учить работать над композицией;
- расширять знания детей о линейной и воздушной перспективах;
- совершенствовать навык симметричной «вырезанки» силуэтов построек из бумаги;
- формировать умение передавать красоту образов природы в технике апп -ликации, используя условный язык силуэтов.
Развивающие:
- развивать образное мышление, пространственное и творческое воображе- ние.
Воспитывающие:
- формировать умение сотрудничать в ходе коллективной работы;
- прививать чувство любви к родной природе;
Методы:
Словесная группа – беседа, объяснение, поощрение, совет, художествен- ное слово.
Наглядно – практическая группа – демонстрация, самостоятельная ра- бота.
Законы композиции, линейно – воздушной перспективы.
Форма урока:
групповая с дифференциацией заданий.
Тип урока:
комбинированный, с элементами беседы и литературным, зрительным, музы- кальным рядом.
Межпредметные связи:
Музыка, литературное чтение, изобразительная деятельность.
Оборудование для ученика:
ножницы, цветная бумага или тонированная, 1 лист ватмана, простой каран- даш, ластик, дырокол.
Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: Литературный ряд: Музыкальный ряд: |
Ф. Савинов «На родной почве» Музыка П. Чайковского, фонограмма «Голоса природы» |
Мотивация
В ходе урока особое внимание уделяется мотивации учащихся. На каждом этапе урока она своя и зависит от темы данного урока.
Особый эмоциональный фон создается с первых минут урока при помощи музыкальных зарисовок и поддерживается благодаря составлению ассоциативного, литературного и зрительного ряда. Способствует расширению впечатлений, представлений об изоб- ражаемом объекте. В результате обсуждения хода работы (реали- зации образов) ребятам предлагается попытаться создать свой уго- лок природы, в котором красота природная и архитектурная долж- ны быть гармоничны. Тем самым предоставим возможность ребя- там проявить свое творчество и полученные знания на других уро- ках. В ходе урока у детей происходит осознание того, что компо- зицию можно не только составлять на уроках изобразительного ис- кусства с помощью карандашей и красок, но и на уроках художест- венного труда – с помощью бумаги, используя технику апплика-
ции и прием художественного конструирования (симметричное вырезание). Все это стимулирует интерес к деятельности по дан-
ной теме.
В конце урока фиксация внимания учителя на достоинствах ра- боты, выполненной учащимися 4 класса, создает условия для раз- вития у социально-неуверенных детей ощущения успеха, помогает ребятам по-новому увидеть свою работу, предусмотреть варианты ее использования. Работу можно будет подарить дошкольникам, либо использовать для оформления зала к весенним праздникам.
Прогнозируемый результат
В ходе урока могут возникнуть проблемные ситуации:
1. ребенок забыл необходимое оборудование для урока – предложу классу выручить одноклассника;
2. на этапах вводной беседы и осуждения хода работы, реализации образов могут возникнуть паузы (факторы их возникновения – волнение, свойства памяти, темперамент учащихся). Мои действия: пока ученик думает над ответом, спрошу другого.
3. Во время распределения заданий один из учащихся (Вова А.) может отказаться выполнять задание (аппликацию неба и земли),
тогда я ему предложу вырезать силуэт дома, либо как его друг Андрей К., создать образ деревьев.
4. Во время самостоятельной работы могут возникнуть ситуации:
- школьник забыл с чего начать выполнять задание- положу ему на стол технологическую карту;
- не успевают вырезать постройку, деревья – предложу шаблон;
5. Во время составлении композиции, если вдруг школьники забудут с чего начинать работу, то я им напомню, что сначала заполняем дальний план, затем средний, потом – первый.
В конце урока должно получиться коллективное панно, соответствующее теме урока «Природные и архитектурные мотивы родного края».
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1 | Организационный момент. Звучит фонограмма «Голоса природы» | |
2 | Вводная беседа (определение способов создания образов – ассоциативный, литературный ряд).
В образах природы человек черпает вдохновение для создания стихов, произведений декоративно – прикладного творчества, песен. Цитирую строки из песни Ф.П.Савинова, выстраиваю зрительный ряд. К строчкам из песни подобранны репродукции картин И.Шишкина, И.Левитана. Ребята, « Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля… Это русское раздолье, Это русская земля! Вижу дубы вековые, А вот там сосновый бор… Это признаки родные, Это родины простор!... Вижу всюду трепет жизни, Где ни брошу только взор… Это Матушки – отчизны Нескончаемый простор…» Кто автор слов этой песни? .
Чьи репродукции картин представлены перед вами? Кто помнит их названия? Какое время года изображено в этих произведениях? Какой предстает перед нами природа в произведениях Левитана? Что сумел передать Шишкин в своих картинах? Кроме природной красоты есть еще и архитектурная. Архитектурная красота, а какая она? Кто ее создает? Какие архитектурные сооружения нашего города поражают вас своей красотой? Что придает выразительность их облику? Но есть и природная красота, созданная руками человека (например, парк). Он тоже по-своему хорош, особенно для тех, кто живет в городе. Но все же, какую красоту природы больше ценят, любят, берегут русские люди, воспевают в своих стихах, картинах художники слова и живопи-си. Почему? | Трогательная, нежная, суровая, красивая, чудесная, лиричная... в прошлом веке эти слова написал Ф.П.Савинов. Песня долгое время считалась народной. И.Левитана, И.Шишкина весна тонкой, лиричной, нежной, мягкой размах и мощь, и красоту русской природы. Архитектурная красота – рукотворная. Человек, своими руками. Нижегородский Кремль, Нижегородский Государственный Банк на Покровке, Собор Александра Невского… Башни, маленькие окна, массивные стены, арки. Красоту села, деревни. Естественная, первозданная. |
3 | Обсуждение хода работы, реализации образов: Сегодня вы все вместе попробуете составить коллективную композицию, изобразив в ней сельский уголок природы в весеннее время года.
Перечислите их.
Какую технику будем использо- вать для изображения неба, обла- ков, земли, формы деревьев? Какие виды аппликации вы знае- те? В чем их различие?
Что строят рядом? Из какого материала должны быть сделаны постройки, чтобы сочетались с естественной природой села? Итак, в нашей композиции на фоне природы должны быть деревянные постройки. Дерева и топоров у нас нет, только бумага и ножницы, что делать, как их «построить»? Вырезать, используя какую технику? Как добиться того, чтобы силуэты построек смотрелись деревянными? Кто помнит последовательность работы в технике «симметричное вырезание»?
апликацию неба и земли, другие вырезать образ деревьев, третьи – силуэт построек. (задания дифференцированы: высокий уровень – группа №3, средний уровень – группа №2, низкий уровень - группа №1) За 10 минут до конца урока будем составлять композицию из вырезанных вами элементов. Для этого мы должны вспомнить: Из каких элементов состоит любая композиция? Где в композиции располагают главные элементы? Как определить композиционный центр. Что будет располагаться в центре нашей композиции? Как по отношению к ней должны располагаться элементы? Как по отношению друг к другу? Для передачи пространства в композиции, о чем надо помнить?
Ваша группа выполняет аппликацию неба и земли. Вы – деревья для первого и дальнего плана. Каждый по два дерева. Для первого плана должны быть размером с вашу ладонь.
Кто выполнил задание садиться правильно, я вижу с кем работаю дальше. ! Но прежде, чем приступить к работе, вспомним правила безопасности работы с ножницами. Приступаем к выполнению заданий. | теплых желтый, коричневый, зеле-ный Весеннее небо, лес, деревья, поле, речку. технику аппликации накладную, обрывную, про-резную Церковь
дома Из дерева Вырезать их из бумаги, используя технику симметричного вырезания. Приклеить тоненькие полоски или вырезать узор .
Из главных и второстепенных В центре или на первом плане. Точка пересечения диагоналей. Церковь на фоне деревьев. Вокруг нее уравновешивать Законы линейно – воздушной перспективы: 1.определить линию горизонта; 2. выделить первый, дальний, средний план 3. На первом плане элементы больше размером и изображаются подробнее, в дальнем плане цветовыми пятнами 4. На первом плане элементы темнее, контрастнее, на дальнем плане светлее, бледнее. Надо использовать разные оттенки или цветовые пятна. Передавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперёд. Не держи конца -ми вверх. Не оставляй в раскрытом виде. |
4 | Самостоятельная работа, обогаще- ние музыкальными ассоциациями. Помогаю, консультирую, подбадриваю. Тихо звучит музыка. В середине самостоятельной работы физкультурная пауза. Особое внимание уделить флегматикам – Варе Баженовой, Яне Слащевой, Гере Мичурину |
|
5 | Составление композиции:
| |
6 | Итоги и рефлексия:
режьте дома и дополните ими работу.
Домашнее задание. |
Рефлексия
Рефлексия и цели урока неразрывно связанны между собой.
В конце урока дети должны уметь составлять композицию из вырезан-ных силуэтов деревьев и построек, для этого иметь представления о природной и архитектурной красоте родного края.
В конце урока на доске должно появиться коллективное панно, соответствующее теме данного урока – «Природные и архитектур-ные мотивы родного края», выполненное с помощью техники аппликации и приема художественного конструирования – симметричного вырезания, вызывающее чувство радости и гордости у ребят 4 класса. На данном уроке происходит осознание школьниками своей сопричастности к настоящему «произведению искусства» и того, что работу можно использовать для украшения интерьера прогимназии к весенним праздникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края
"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич...
Урок музыки "Григорий Пономаренко – певец родного края"
Тип урока: интегрированный урок.Форма урока: музыкальная гостинная.Цель урока: формирование у учащихся представлений о музыкальной культуре родного края.Задачи урока:Популяризация творчества Г.Ф.Поном...
Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"
Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....
Урок в 11 классе "Мой родной край"
Разработка урока в 11 классе "Мой родной край" с использованием интерактивной доски...
конспект урока по истории и культуре родного края
Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....
мероприятие "Осенние мотивы родного края"
Общешкольное мероприятие "Осенние мотивы родного края", посвященное 77-летию Хабаровского края....
Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"
Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...