Ручной труд в детском саду
статья по теме

Хаматшина Светлана Рамилевна

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется в рисовании, аппликации и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

В процессе аппликации ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Все выше описанное я применяю в кружковой работе, ее актуальность на данное время возросла в связи с тем, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Именно эти вопросы помогут решить бумагопластика и оригами — одни из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребенку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

Значение конструирование и моделирование из бумаги влияет на развитие речи детей; моторики рук детей; познавательных процессов – память, внимание, мышление; учит детей анализу и синтезу; развивает творческое воображение; навыки самоорганизации; умение планировать свою деятельность.

Цель :развитие воображения и творческих способностей детей.

Задачи:

1. Формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности (образовательная область «Труд») .

2. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности (образовательная область «Коммуникация») .

3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы (образовательная область «Познание») .

4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность (образовательная область «Художественное творчество») .

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Труд», «Познания», «Коммуникация»

Предполагаемый результат:

1. Дошкольники освоят разные техники аппликации нетрадиционными способами.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

3. У детей сформируется познавательный интерес к процессу творчества, появится чувство гордости за результат собственной деятельности.

4. У детей улучшатся показатели мелкой моторики, а так же умение ориентироваться на плоскости, выстраивая творческие композиции.

Кружковая работа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Занятия проводятся подгруппой по 9-10 человек, два раза в месяц, во второй половине дня. Продолжительность деятельности не более 25 – 30 минут. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

Учебный план работы кружка «Бумажная пластика» на 2010 –2011 учебный год.

Название кружка Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

Бумажная пластика

-

2

16

25 - 30

10

Календарно – тематический план кружка «Бумажная пластика» Старшая группа (5 –6) лет.

п/п тема

Задачи Количество часов

1. Аппликации из салфеток. Вызывать у детей интерес к аппликации. Развивать умение детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

2

2. Аппликация способом обрыва бумаги. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; познакомить детей с выполнением аппликации способом обрыва бумаги.

2

3. Аппликация с элементами оригами. Познакомить детей с техникой оригами. Развивать моторику рук.

2

4. Аппликация с элементами рисования. Развивать умение детей работать с трафаретом.

2

5. Аппликация из сыпучих материалов. Знакомить детей с сыпучими материалами и способами работы с ними.

3

7. Изготовление мозаик. Рассказать детям «Что такое мозаика? », о материалах и техниках используемых в мозаиках.

3

8. Аппликация «Разноцветное настроение» Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. 2

Итого: 16

Календарно – тематический план по разделу «Бумажная пластика»

подготовительная группа (6-7 лет)

п/п

тема Задачи Количество часов

1. Поделки из бумажной «гармошки». Развивать зрительно-моторную координацию. Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.

2

2. Аппликация из салфетки.

Продолжать развивать умение детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

3

3. Аппликация способом обрыва бумаги. Развивать творческое воображение, тонкие движения пальцев рук.

2

4. Оригами. Упражнять детей делать игрушки способом оригами. Развивать моторику рук.

2

5. Аппликация из сыпучих материалов. Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп (пшено, манная крупа). 3

6

7. Аппликация из ваты.

Аппликация «Разноцветное настроение» Развивать умение детей создавать композицию из ваты на бархатной бумаге.

Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, умение составлять коллективную компазицию.

2

2

Итого : 16

Рефлексивный отчет по работе кружка «Бумажная пластика»

В соответствии с разработанным учебно- тематическим планом кружковая работа проводится в два этапа:

1этап – работа в старшей группе с детьми 5 - 6 лет,

2 этап – работа в подготовительной группе с детьми 6 -7 лет.

На первом этапе дети знакомятся с различными техниками выполнения: оригами, творческая мозаика, обрывание бумаги, скручивание салфетки в последовательности от простого к сложному. На данном этапе используется метод синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог налаживает устойчивый эмоциональный интерес. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения.

У детей появляется увлечение темой, желание выполнить красиво, внести что-то свое.

Материалом на занятиях служат бумага разного вида, текстуры, картон, сыпучие материалы, салфетки, вата.

На втором этапе занятия с детьми проходят с усложнением. Научившись делать простейшие элементы из бумаги, дети придумывают и изготавливают сказочные изделия, а затем украшают их затейливыми узорами, вырезанными или сложенными из бумаги, применяя нетрадиционные материалы.

Мы с ребятами делали подарки для мам и пап, организовывали для родителей выставки, что позволило родителям увидеть, как творчески выросли их дети. Работы, которые вызвали эмоциональный отклик у родителей: «Ветка рябины», «Угости Федору чаем», «Бабочка», «Зайка в зимней шубке», «Разноцветное настроение».

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, наши родители! Дети стали чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Я считаю, что творческие способности следует целенаправленно и последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Выводы:

1. В процессе изготовления у детей формируется эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение, фантазия, пространственные ориентировки.

2. У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно и в коллективе.

3. Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

Таким образом, кружковая работа углубляет и расширяет умения и навыки детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности, тем самым способствуя формированию основных интегративных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_ruchnomu_trudu.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется в рисовании, аппликации и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

В процессе аппликации ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Все выше описанное я применяю в кружковой работе, ее актуальность на данное время возросла в связи с тем, что формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?

Именно эти вопросы помогут решить бумагопластика и оригами — одни из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Ребенку дают возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т. п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций, различных форм, величин.

Значение конструирование и моделирование из бумаги влияет на развитие речи детей; моторики рук детей; познавательных процессов – память, внимание, мышление; учит детей анализу и синтезу; развивает творческое воображение; навыки самоорганизации; умение планировать свою деятельность.

Цель :развитие воображения и творческих способностей детей.

Задачи:

1. Формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности (образовательная область «Труд») .

2. Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности (образовательная область «Коммуникация») .

3. Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы (образовательная область «Познание») .

4. Развивать художественный вкус, образное восприятие, произвольность (образовательная область «Художественное творчество») .

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Труд», «Познания», «Коммуникация»

Предполагаемый результат:

1. Дошкольники освоят разные техники аппликации нетрадиционными способами.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

3. У детей сформируется познавательный интерес к процессу творчества, появится чувство гордости за результат собственной деятельности.

4. У детей улучшатся показатели мелкой моторики, а так же умение ориентироваться на плоскости, выстраивая творческие композиции.

Кружковая работа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Занятия проводятся подгруппой по 9-10 человек, два раза в месяц, во второй половине дня. Продолжительность деятельности не более 25 – 30 минут. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

Учебный план работы кружка «Бумажная пластика» на 2010 –2011 учебный год.

Название кружка Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Длительность занятий, мин. Кол-во воспитанников

Бумажная пластика

-

2

16

25 - 30

10

Календарно – тематический план кружка «Бумажная пластика» Старшая группа (5 –6) лет.

п/п тема

Задачи Количество часов

1. Аппликации из салфеток. Вызывать у детей интерес к аппликации. Развивать умение детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

2

2. Аппликация способом обрыва бумаги. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; познакомить детей с выполнением аппликации способом обрыва бумаги.

2

3. Аппликация с элементами оригами. Познакомить детей с техникой оригами. Развивать моторику рук.

2

4. Аппликация с элементами рисования. Развивать умение детей работать с трафаретом.

2

5. Аппликация из сыпучих материалов. Знакомить детей с сыпучими материалами и способами работы с ними.

3

7. Изготовление мозаик. Рассказать детям «Что такое мозаика? », о материалах и техниках используемых в мозаиках.

3

8. Аппликация «Разноцветное настроение» Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие. 2

Итого: 16

Календарно – тематический план по разделу «Бумажная пластика»

подготовительная группа (6-7 лет)

п/п

тема Задачи Количество часов

1. Поделки из бумажной «гармошки». Развивать зрительно-моторную координацию. Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.

2

2. Аппликация из салфетки.

Продолжать развивать умение детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки.

3

3. Аппликация способом обрыва бумаги. Развивать творческое воображение, тонкие движения пальцев рук.

2

4. Оригами. Упражнять детей делать игрушки способом оригами. Развивать моторику рук.

2

5. Аппликация из сыпучих материалов. Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп (пшено, манная крупа). 3

6

7. Аппликация из ваты.

Аппликация «Разноцветное настроение» Развивать умение детей создавать композицию из ваты на бархатной бумаге.

Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, умение составлять коллективную компазицию.

2

2

Итого : 16

Рефлексивный отчет по работе кружка «Бумажная пластика»

В соответствии с разработанным учебно- тематическим планом кружковая работа проводится в два этапа:

1этап – работа в старшей группе с детьми 5 - 6 лет,

2 этап – работа в подготовительной группе с детьми 6 -7 лет.

На первом этапе дети знакомятся с различными техниками выполнения: оригами, творческая мозаика, обрывание бумаги, скручивание салфетки в последовательности от простого к сложному. На данном этапе используется метод синхронной работы, так как, работая вместе с детьми, педагог налаживает устойчивый эмоциональный интерес. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения.

У детей появляется увлечение темой, желание выполнить красиво, внести что-то свое.

Материалом на занятиях служат бумага разного вида, текстуры, картон, сыпучие материалы, салфетки, вата.

На втором этапе занятия с детьми проходят с усложнением. Научившись делать простейшие элементы из бумаги, дети придумывают и изготавливают сказочные изделия, а затем украшают их затейливыми узорами, вырезанными или сложенными из бумаги, применяя нетрадиционные материалы.

Мы с ребятами делали подарки для мам и пап, организовывали для родителей выставки, что позволило родителям увидеть, как творчески выросли их дети. Работы, которые вызвали эмоциональный отклик у родителей: «Ветка рябины», «Угости Федору чаем», «Бабочка», «Зайка в зимней шубке», «Разноцветное настроение».

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к изобразительному искусству, они стали более уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, наши родители! Дети стали чуткими, внимательными, отмечается положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Я считаю, что творческие способности следует целенаправленно и последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

Выводы:

1. В процессе изготовления у детей формируется эмоциональный отклик на восприятие творчества, развивается воображение, фантазия, пространственные ориентировки.

2. У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно и в коллективе.

3. Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.

Таким образом, кружковая работа углубляет и расширяет умения и навыки детей, полученные в ходе непосредственной образовательной деятельности, тем самым способствуя формированию основных интегративных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Сценарий предназначен для проведения  и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...

Труд детей в детском саду

Труд детей в детском саду. Дети дошкольного возраста с удовольствием участвуют в труде, если взрослые поощряют его, хорошо организуют труд. То, что ребята выполняют разнообразную работ...

Конспект внеклассного общешкольного мероприятия по трудовому обучению: подготовка МОП, сельскохозяйственный труд, ручной труд.

Данное мероприятие направлено на закрепление трудовых компетенций в учебных дисциплинах: подготовка младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственный труд (5-9кл), ручной труд (1-4кл)....

Презентация "Формирование детского коллектива на занятиях по ручному труду и рисованию"

В презентации обобщен опыт работы педагога дополнительного образования ГУ ЯО "Рыбинский детский дом за год работы по теме "Формирование детского коллектива на занятиях по ручному трузу и рис...

Презентация «Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома в процессе ручного труда»

Развитие творческой активности и интереса у воспитанников детского дома проходит в практической деятельности, особенно на занятиях ручного труда. Работа с различным материалом позволяет ребенку непоср...

Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"

Рабочая программа  "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей  с ОНР, ФФН"...