образовательная программа по дополнительному образованию "Мир творчества" Михайлова Людмила Анатольевна
рабочая программа на тему
программа по дополнительному образованию для дошкольного возраста 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_tvorchistva_programma.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАЙЛОВА Л.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ №11 ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ детский дом №11: ________________О.К. Тимофеева Протокол педсовета №_________ От «_____»___________20___г. | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МИР ТВОРЧЕСТВА» | |
Возраст детей: 3 -7лет Срок реализации программы: 4 года Составитель: педагог дополнительного образования Михайлова Людмила Анатольевна | |
Санкт – Петербург |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа имеет художественно - эстетическую направленность.
Художественно – эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщении к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуре, фактор художественно-эстетического формирования и развития личности ребенка.
Актуальность и новизна программы.
В современных условиях развития общества очень важно помочь ребенку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, реализовывать себя в творческой деятельности. Особое внимание в программе уделяется духовному обогащению детей, формированию их культурных потребностей, развитие творческих способностей, создание условий для ощущения чувства комфорта в коллективе, защищенности.
Программа предназначена для детей с задержкой психического развития и для детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
Детям, поступающим в детский дом из социально неблагоприятных семей, характерны такие особенности как трудности восприятия учебного материала, агрессивность, неразвито воображение, мышление, плохо развита мелкая моторика рук, занижена самооценка.
Организуя, занятия, педагог реализует следующие функции:
- Индивидуально – личностный подход;
- Создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
- Эмоциональная поддержка ребенка.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности детей, позволяют развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
На занятиях дети учатся работать с красками, кистями, ножницами, трафаретами и лекалами, текстильными материалами, нетрадиционными материалами; дети учатся вырезать детали, составлять несложные композиции, подбирать материал по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, получают первоначальные навыки работы с иголками.
Программа разработана преподавателем для воспитанников дошкольного возраста с учетом требований «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» и направлена на:
- реализацию разделов «Художественно-эстетическое воспитание» и «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»;
Цель программы.
Цель данной программы – формирование художественно – творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности развитие эстетических чувств и представлений образного мышления и воображения.
Задачи программы.
Обучающая.
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, картоном, тканью, нитками и инструментами (ножницами, иглами);
- Формирование специальных знаний по предмету (основы композиции; основы цветоведения; художественные термины);
- Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого процесса в художественной деятельности;
Развивающая.
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении;
- Развивать интереса к различным видам искусства;
- Развивать практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
Воспитательная.
- Формировать нравственно – личностные качества ребенка;
- Расширение представления об окружающим мире;
- Развивать у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
- Социальная адаптация детей сирот.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года обучения и распределена по возрастным категориям детей:
- младшая группа 3 - 4 года
- средняя группа 4 – 5 лет;
- старшая группа 5 – 6 лет;
- подготовительная группа 6 – 7 лет.
Занятия проводятся как индивидуально, так в мини-группах (3-6 человек) 108 учебных часов на учебный год (3 раза в неделю).
Структура проведения занятий
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятий, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминутик педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы и методы проведения занятий
Формы проведения занятий различна:
- занятия - игра;
- практические занятия;
- сказка;
- викторина;
Методы проведения занятий:
1.Теоретические методы обучения:
- рассказ педагога;
- беседа с детьми;
- рассказы детей;
2.Наглядные методы обучения:
- показ педагогам наглядных материалов;
- показ иллюстраций;
- работа по образцу;
3. Практические методы обучения:
- подготовка и проведение выставок детских работ;
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Все формы и методы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развивать внимание, мышление, творческое воображение.
Ожидаемые результаты
Итогом работы по данной программе является развитие у воспитанников способностей к самовыражению по средствам художественной деятельности. Овладение комплексом знаний, умений и навыков художественного творчества, установление базы для дальнейшего трудового и художественно-эстетического развития творческого потенциала ребенка по средствам художественной деятельности.
Диагностика
В начале учебного года проводится обязательная диагностика знаний, умений и навыков детей. Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольное обследование 3 раза в год. Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.
Диагностика знаний, умений и навыков детей проводится с помощью диагностических карт.
Формы проведения итогов:
Результаты, получаемые в ходе реализации программы, демонстрируются на открытых уроках, выставках детских работ в детском доме, участие в городских выставках, презентациях детских работ сотрудникам, друзьям детского дома.
Критерии оценки выполнения программы.
- Выполнение поставленной цели.
- Уровень реализации поставленных задач.
- Анализ знаний и умений детей, согласно требованиям программы.
- Анализ используемых методических разработок.
Учебно-тематический план
(ориентировочно – младший дошкольный возраст)
1 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Диагностика | 6 | 1 | 5 | |
Рисование | 26 | 6 | 20 | |
Аппликация | 26 | 6 | 20 | |
Лепка | 18 | 4 | 14 | |
Работа с природным материалом | 15 | 3 | 12 | |
Работа с тканью, нитками, бусинками | 15 | 3 | 12 | |
ИТОГО | 108 | 24 | 84 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности.
Рассказ о творческом объединении. Информация о материалах и инструментах, необходимых для работы. Организация рабочего места.
Рисование.
Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания.
Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: "Дождик, чаще кап-кап-кап!", Бегут ножки по дорожке - топ - топ - топ!")
Учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы.
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.
Аппликация.
Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный педагогом предмет, а затем наклеить полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Лепка
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (пластилин, соленое тесто, песок), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес), возможностями своего воздействия на материал.
Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук).
создать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их - преобразовывать в иные формы
(шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, бублики, баранки)
Учить лепить пальцами (не только ладонями) - соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; защипывать края формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков)
Знакомить детей с основными правилами работы с пластичными (лепить на дощечке, вытирать руки салфеткой, мыть руки после лепки)
Работа с природным материалом.
Познакомить детей с разнообразием природного материала.
Научить детей делать поделки из разных природных материалов (листья, кора деревьев, веточки, мох, ягоды, шишки, сухоцвет, соломка, семечки).
Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.
Примерный перечень упражнений: «Золушка», «Путешествие по лабиринту», Игры и упражнение с орехами, «Волшебные спички».
Работа с тканью, нитками и бусинками.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Педагог раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Познакомить детей с видами ткани, видами ниток, бусами.
Учить выполнять аппликацию из ткани, ниток. Учить скатывать нитки в клубок, нанизывать бусины на нитку.
Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.
Дидактические упражнения «Разноцветные косички», «Клубочек», «Бусинка за бусинку», «Сплети узор».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ориентировочно – младший дошкольный возраст)
1 год обучения
В рисовании:
- Знать и называть материалы, предметы и приспособлениями, необходимыми для рисования, их названия и правила;
- Знать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый;
- Уметь рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые)
В лепке:
- Уметь отделять от большого куска небольшие комочки;
- Уметь раскатывать комок прямыми движениями;
- Уметь раскатывать комок круговыми движениями;
- Уметь сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- Уметь соединять концы;
- Уметь сплющивать между ладонями комок теста;
- Уметь соединять 2-3 знакомые формы;
- Уметь защипывать краев формы кончиками пальцев.
В аппликации:
- Знать правила организации рабочего места;
- Уметь работать с ножницами как художественный инструментом;
- Создавать из кусочков рваной и комочков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, цветы в букете, пушистые тучки, жучки-паучки на листиках и т.д.)
- Прикладывать и приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая выразительные образы.
В работе с природным материалом:
- Уметь видеть образ в природном материале, составлять образ из частей;
- Уметь использовать для закрепления частей клей, пластилин;
- Уметь творчески дополнять изображение деталями;
- Уметь замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения, планировать работу;
- Уметь работать вдвоём, втроём дружно;
В работе с тканью, нитками, бусами:
- Знать правила организации рабочего места;
- Уметь выполнять аппликацию из ткани, ниток;
- Уметь скатывать нитки в клубок;
- Уметь нанизывать бусины, пуговицы, макароны на нитку.
Учебно-тематический план
(ориентировочно – средний дошкольный возраст)
2 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Диагностика | 6 | 1 | 5 | |
Рисование | 26 | 6 | 20 | |
Аппликация | 26 | 6 | 20 | |
Лепка | 18 | 4 | 14 | |
Работа с природным материалом | 15 | 3 | 12 | |
Работа с тканью, нитками и бусинками | 15 | 3 | 12 | |
ИТОГО | 108 | 24 | 84 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие.
Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности.
Рассказ о творческом объединении. Информация о материалах и инструментах, необходимых для работы. Организация рабочего места.
Рисование.
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Учить детей подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету.
Аппликация.
Приобщать к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом детали разной формы, величины, цвета, раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный педагогом предмет, а затем наклеить полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Лепка.
Заинтересовать детей лепкой объёмных фигурок и простых композиций из глины, пластилина, соленого теста; показать взаимосвязь характера движений рук с получаемой формой; обучить приёмам зрительно и тактильно обследования формы; поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места их соединения).
Работа с природным материалом.
Познакомить детей с разнообразием природного материала. Научить детей делать поделки, аппликации из разных природных материалов (листья, кора деревьев, веточки, мох, ягоды, шишки, сухоцвет, соломка, семечки).
Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.
Примерный перечень упражнений: «Золушка», «Путешествие по лабиринту», Игры и упражнение с орехами, «Волшебные спички».
Работа с тканью, нитками и бусинками.
Познакомить детей с видами ниток: швейные, вышивальные, вязальные, штопальные. Дидактические упражнения «Разноцветные косички», «Клубочек», «Бусинка за бусинку», «Сплети узор».
Работу с тканью и другими волокнистыми материалами (аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, ваты, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись).
Нанизывание бус, пуговиц, макарон разного размера и цвета. Аппликации из пуговиц, бус, рожков, макарон.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ориентировочно – средний дошкольный возраст)
2 год обучения
В рисовании:
- Знать и называть материалы, предметы и приспособлениями, необходимыми для рисования, их названия и правила;
- Знать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый;
- Уметь рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые)
В лепке:
- Уметь скатывать прямыми движениями;
- Уметь скатывать круговыми движениями;
- Уметь расплющивать;
- Уметь соединять в виде кольца;
- Уметь защипывать края формы;
- Уметь лепить из нескольких частей;
- Знать пропорции;
- Уметь оттягивать части от основной формы;
- Уметь сглаживать поверхности формы;
- Уметь присоединять части;
- Уметь прижимать;
- Уметь примазывать;
- Уметь вдавливать для получения полой формы;
В аппликации:
- Знать правила организации рабочего места;
- уметь работать с ножницами как художественный инструментом.
В работе с природным материалом:
- Знать названия и особенности используемых природных материалов;
- Знать названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
- Уметь правильно обращаться с изученными видами природного материала;
- Уметь пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;
- Уметь изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
- Уметь проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность
В работе с тканью, нитками, бусами:
- Знать правила организации рабочего места;
- Уметь выполнять аппликацию из ткани, ниток;
- Уметь скатывать нитки в клубок;
- Уметь нанизывать бусины, пуговицы, макароны на нитку.
Учебно-тематический план
(ориентировочно – старший дошкольный возраст)
3 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Диагностика | 6 | 1 | 5 | |
Рисование | 26 | 6 | 20 | |
Аппликация | 26 | 6 | 20 | |
Лепка | 18 | 4 | 14 | |
Работа с природным материалом | 15 | 3 | 12 | |
Работа с тканью, нитками и бусинками | 15 | 3 | 12 | |
ИТОГО | 108 | 24 | 84 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное.
Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности.
Рассказ о творческом объединении. Информация о материалах и инструментах, необходимых для работы. Организация рабочего места.
Рисование.
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по траве) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег т.д.)
Формировать и закреплять представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении их частей.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках. К уже цветам и оттенками добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветные мелок, использовать их при создании изображения.
Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти.
Познакомить детей с простейшей графической техникой рисования (кляксография). Вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, изменениям. Развивать фантазию, творчество, тонкое и глубокое воображение.
Аппликация.
Совершенствовать умение детей работать с клеем при выполнении аппликации из готовых форм.
Закреплять умение детей составлять изображение путем наклеивания готовых форм
Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезанию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос.
Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).
Учить детей вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов. Использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и п.т.
Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.
Учить детей приемам рваной аппликации.
Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.
Лепка
Закреплять у детей умение оттягивать детали из целого куска; соединять части , прижимая и примазывая их.
Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
Продолжать формировать умение детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
Продолжать развивать у детей умение использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.
Работа с природным материалом.
Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из листьев, цветов, плодов
Развивать умение делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.
Развивать умение делать игрушки - самоделки из природного материала ( скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала ( пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
Развивать умение выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам,
Работа с тканью, нитками и бусами.
Познакомить детей с видами ниток: швейные, вышивальные, вязальные, штопальные. Дидактические упражнения «Разноцветные косички», «Клубочек», «Бусинка за бусинку», «Сплети узор».
Ознакомление детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования.
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
Учить делать аппликацию, используя лоскутки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманный сюжетом.
Учить детей наносить контур на ткани с помощью трафарета, аккуратно вырезать и наклеивать детали на основу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ориентировочно – старший дошкольный возраст)
3 год обучения
В рисовании:
- Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн).
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
В лепке:
- Уметь лепить с натуры;
- Уметь лепить по представлению;
- Уметь лепить из целого куска;
- Уметь сглаживать поверхности формы;
- Создавать устойчивое изделие;
- Создавать выразительные образы;
- Уметь лепить из нескольких частей;
- Знать пропорции;
- Уметь пользоваться стеки.
В аппликации:
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.
- Знать виды аппликации (аппликация способом обрывания, аппликация из деталей, полученных путем сложения, объемная аппликация, аппликация из бумажных комочков, аппликация из сыпучих материалов, аппликация из нитей и т.д.);
- Знать правила организация рабочего места при работе с бумагой и клеем при выполнении ручных работ;
В работе с природным материалом:
- Знать названия и особенности различных природных материалов;
- Знать названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
- Знать технологию подготовки материалов для работы.
- Уметь правильно обращаться с используемым природным материалом;
- Уметь пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику безопасности;
- Уметь изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
- Уметь проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении коллективных работ;
- Уметь планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций;
- Уметь показать высокое качество исполнения.
В работе с тканью, нитками и бусами:
- Знать основы техники безопасности при работе с бусами, пуговицами, бисером, проволокой, ножницами, леской.
- Знать правила организации рабочего места.
- Уметь использовать в своих работах приемы низания на проволоку, нитку: параллельное плетение, объёмное плетение, петельное плетение и др,
- Уметь работать в соответствии с инструкцией взрослого
- Замечать красивое вокруг себя;
- Уметь организовывать свое рабочее место;
- Уметь вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;
- Уметь делать аппликацию, используя лоскутки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманный сюжетом;
- Уметь наносить контур на ткани с помощью трафарета, аккуратно вырезать и наклеивать детали на основу.
Учебно-тематический план
(ориентировочно – подготовительный к школе дошкольный возраст)
4 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Диагностика | 6 | 1 | 5 | |
Рисование | 26 | 6 | 20 | |
Аппликация | 26 | 6 | 20 | |
Лепка | 18 | 4 | 14 | |
Работа с природным материалом | 15 | 3 | 12 | |
Работа с тканью, нитками и бусинками | 15 | 3 | 12 | |
ИТОГО | 108 | 24 | 84 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное.
Педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности.
Рассказ о творческом объединении. Информация о материалах и инструментах, необходимых для работы. Организация рабочего места.
Рисование.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов и др.
Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавность перехода одного цвета в другой.
Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.
Познакомить детей с простейшей графической техникой рисования (кляксография). Вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, изменениям. Развивать фантазию, творчество, тонкое и глубокое воображение.
Аппликация.
Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в 2-4 треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.).
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формировать навыки аккуратного и бережного отношения к материалам.
Оригами. Увлекательный вид работы с бумагой. Пришел к нам с Востока. Что только нельзя выполнить в технике оригами, пожалуй, почти все. И это на основе простого квадрата. Очень полезная, развивающая моторику рук работа.
Организация занятий в перечисленных выше техниках предполагает от педагога детальной подготовки. Это и изготовление шаблонов с различными фигурами, геометрическими формами, заготовленный заранее природный материал (сухие листья, цветы и т.д.), раздаточный материал, а именно, схемы по оригами, таблицы для зрительного ряда.
В самом начале необходимо приготовить все для работы: клей, кисти, губку, ножницы, бумагу. Это сразу настроит детей на рабочий лад. Хорошим стимулом к работе будет показ готового изделия, выполненного детьми, и его вариантов.
Лепка
В лепке пробуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции. Работать с различными материалами (глина, пластилин, соленое тесто).
Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. В процессе работы в технике пластилинография у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений, способствует развитию биологически активных точек, расположенных на пальцах рук.
Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм.
Формировать умение создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение, частей, путём, примазывания, одной части к другой.
Работа с природным материалом
Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.
Развивать умение делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.
Развивать умение делать игрушки - самоделки из природного материала ( скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала ( пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.
Развивать умение выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам,
Работа с нитками и тканью.
Познакомить детей с видами ниток: швейные, вышивальные, вязальные, штопальные. Дидактические упражнения «Разноцветные косички», «Клубочек», «Сплети узор». Создавать аппликацию, используя нитки разной длинны (короткие, длинные) разнообразной фактуры, расцветки.
Ознакомление детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования.
Рассказать детям, что ткани могут бать натуральные, состоящие из растительных волокон (лен, хлопок), или животного происхождения (шерсть, шелк).
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить простейшие изделия швом «вперед иголку».
Учить делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры, наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ориентировочно – подготовительный к школе дошкольный возраст)
4 год обучения
В рисовании:
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, дизайн, декоративно – прикладное искусство;
- Называть основные выразительные средства;
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства;
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы;
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
- Уметь лепить с натуры;
- Уметь лепить по представлению;
- Создавать выразительные образы;
- Уметь лепить скульптуры из 2-3 предметов;
- Знать пропорции;
- Знать разные способы лепки;
- Уметь сплющивать;
- Уметь защипывать, соединение краев соленого теста;
- Уметь оттягивать;
- Уметь сглаживать;
- Уметь вдавливать;
- Уметь прижимать;
- Уметь примазывать;
- Уметь раскатывать;
- Уметь присоединять мелкие налепы;
- Создавать устойчивость в поделках;
- Создавать рельефные поделки;
- Уметь росписывать поделки из глины и соленого теста;
- Уметь использовать в работе стеки.
В аппликации:
- Уметь создавать изображения различных предметов
- Уметь используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;
- Уметь создавать сюжетные и декоративные композиции.
В работе с природным материалом:
- Знать названия и особенности различных природных материалов;
- Знать названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.
- Знать технологию подготовки материалов для работы.
- Уметь правильно обращаться с используемым природным материалом;
- Уметь пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику безопасности;
- Уметь качественно изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
- Уметь проявлять чувство товарищества, взаимопомощи в коллективных работах;
- Уметь планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций;
- Уметь проявлять фантазию и самостоятельность при выполнении работы.
В работе с тканью, нитками и бусами:
- Знать элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами;
- Уметь разрезать ткать по намеченным меткам;
- Уметь делать бахрому на салфетке;
- Уметь закреплять ткань на пяльцах;
- Уметь пришивать пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями;
- Уметь выполнять разные виды швов: «вперед иголка», «двойной шов», «шов через край», «строчка», «змейка», «барашек», «стебельчатый шов», «петельный шов», «тамбурный шов» и «веревочка»;
- Уметь использовать ручные умения в повседневной жизни;
- Уметь экономно расходовать материал, бережно относиться к инструментам, поддерживать порядок на рабочем месте.Материально-техническое обеспечение
Занятия проводится в специально оборудованном помещении. Потолки, стены и полы в помещении безопасны для пребывания детей и окрашены в голубой цвет. Специальное оборудование и мебель: столы, стеллажи отвечают всем требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию. Столы можно расставлять по–разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия. При этом свет должен падать слева. Наглядные пособия демонстрируются на уровне глаз ребенка.
Материал для рисования
- Альбомные листы
- Цветной картон
- Карандаши цветные
- Карандаши
- Фломастеры
- Восковые мелки
- Акварель
- Гуашевые краски
- Палитра
- Кисть для рисования
Материалы для аппликаций
- Цветной картон
- Цветная бумага
- Бумага разной фактуры
- Клей ПВА
- Кисть для клея
- Любые виды семян (тыква, арбузы, дыни)
- Крупы (греча, рис, пшеница)
- Плоды бобовых культур (фасоль, горох, бобы)
- Грецкие орехи
- Ножницы
Материал для работы с пластилином и соленым тестом
- Пластилин
- Соль, мука, вода
- Стеки, формочки, зубочистки
- Доска для лепки
- Краска акриловая, кисти
- Лак для покрытия поделок
Материалы для работы с нитками и тканью
1. Бусы (разноцветные, разные по размеру), шнурки
2. Нитки катушечные цветные
3. Клубки ниток
4. Ножницы
5. Поднос, тряпочки
6. Иглы (№2 и №3)
7. Игольница
8. Булавки
9. Наперсток
10. Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов
11. Текстильные материалы (ткань, мех, поролон, вата)
12. Глазки Пластмассовые глазки
13. Мягкие цветные шарики
14. Перья разного размера, цветов
Методическое обеспечение
Занятия проводится в форме:
- рассказ педагога,
- беседа с детьми,
- рассказы детей,
- показ педагогам наглядных материалов,
- показ иллюстраций,
- работа по образцу,
- подготовка и проведение выставок детских работ.
Педагог использует на занятиях:
- Наглядные пособия
- Образцы работ
- Иллюстративные материалы
- Фотоматериалы
- Видеоматериалы
- Книги
- Пособия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В. Б. Амоков. Искусство аппликации. – М., « Школьная Пресса» 2002.
- Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепка, аппликации в игре. – М., 2004.
- Т. Г. Казакова. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. - М., «Просвещение» 1996.
- Т.С. Комарова. Народное искусство в воспитании детей. – М., 2000.
- Т.С. Комарова. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
- О.С. Соломенникова. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2005.
- А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. Аппликация в детском саду. – Ярославль «Академия холдинг». 2004.
- А. Н. Малышева. Работа с тканью старшая и подготовительная группы. - Ярославль «Академия холдинг». 2002
- Сборник авторских программ дополнительного образования – М., 2000.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолёте и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008. – 192 с.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под. ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
- Программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И.А. Лыковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой.
Презентация: "Индивидуальная образовательная программа педагога дополнительного образования Натальи Николаевны Фоминой"...
Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"
Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии "ЛЕГО - дизайн"
Програ мма составлена для занятий в студии "ЛЕГО - конструирование" в 2014 году срок реализации 3 года....
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии Посиделки"
Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии Посиделки"составлена в 2014 году...
Образовательная программа по дополнительному образованию детей. 6 класс, математика.
Образовательная программа по математике для дополнительного образования 6 класс....