Дополнительная образовательная программа "Современная хореография"
рабочая программа по теме
Рабочая программа Образцового театра современной хореографии "Премьера" г.Микунь, Республика КОМИ на 5 лет обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
premera_-_rabochaya_programma_aykino.doc | 490 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА ________________________________________________________________ Протокол № __ от __ сентября 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД «Детско-юношеский центр __________________Е.А.Аллаберганова |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
с.Айкино, МР «Усть-Вымский»,Республика КОМИ
Дополнительная образовательная программа
«Современная хореография»
Участники:
Театр современной хореографии «Премьера»
Возраст: 7-18 лет.
Сроки реализации : 5 лет
Автор-составитель :
Сергей Владимирович Фёдоров,
художественный руководитель коллектива
с.Айкино, 2010 год
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1. Информационная справка. 2. Содержание программы 3. Танцетерапия (dancetherapy) 4. Учебно-тематический план 4.1. Практические занятия
4.2. Содержание работы по этапам подготовки обучающихся 4.3. Хореографическая подготовка в структуре отдельного учебно-тренировочного занятия 5. Методическое обеспечение 5.1. Описание форм занятий 5.2. Место хореографической подготовки в структуре многолетней танцевальной практики 5.3. Дидактические принципы подготовки 5.4. Возрастные особенности обучения и тренировки на разных этапах многолетней подготовки 5.5. Техническое оснащение занятий 5.6. Дидактический материал 6. Заключение 7. Литература 8.Приложения | Стр.3 Стр.4 Стр.8 Стр.10 Стр.15 Стр.16 Стр.19 Стр.23 Стр.24 Стр.25 Стр.27 Стр.29 Стр.30 Стр.31 Стр.33 Стр.34 |
ВВЕДЕНИЕ.
1. Пояснительная записка.
Программа предназначена для детей школьного возраста, для театра современной хореографии «Премьера» МОУ «СОШ №1» г. Микунь (до 2007 года эстрадно – циркового коллектива «Чудики»).
Внимательно изучив выписку из протокола заседания комиссии при Министерстве образования и высшей школы РК по рассмотрению материалов для представления документов в комиссию по присвоению звания «Образцовый детский коллектив» Федерального агентства по образованию от 30.05.2007 г., а так же ознакомившись с опытом работы действующих в нашем регионе Образцовых детских коллективов современного эстрадного танца было принято решение о преобразовании творческой деятельности коллектива и тщательной доработке дополнительной образовательной программы.
С Сентября 2007 года на базе МОУ «СОШ №1» г. Микунь начал свою работу обновленный детский коллектив с новым названием. Дополнительная образовательная программа коллектива была тщательно доработана в соответствии с рекомендациями комиссии, а также рассмотрена и утверждена на заседании административного Совета школы. И уже сегодня мы можем говорить о положительных результатах деятельности нового коллектива.
1.1 Информационная справка
Название: Театр современной хореографии «Премьера»
Художественный руководитель:
Сергей Владимирович Фёдоров
Количество групп и участников:
Старшая группа ( 14 – 18 лет) - 18 человек, староста Фёдорова Александра
Средняя группа ( 10 – 14 лет) - 22 человека, староста Симановская Влада
Младшая группа ( 8 – 9 лет) - 10 человек, староста Хохлова Снежанна
Общее количество участников: 50 человек
Подготовительная студия:
Подготовительная студия (6 – 7 лет) – 15 человек.
Место проведения занятий:
МОУ «СОШ №1»,
балетный класс, актовый зал, видео - зал, тренажерный зал.
Расписание занятий:
Дни недели | Старшая группа | Средняя группа | Младшая группа | Подготовительная студия |
понедельник | 16.30 – 18.00 | 15.00 – 16.30 | ||
вторник | 15.00 – 16.30 | 16.30 – 18.00 | ||
среда | 16.30 – 18.00 | 15.00 – 16.30 | ||
четверг | 15.00 – 16.30 | 16.30 – 18.00 | ||
пятница | 16.30 – 18.00 | 15.00 – 16.30 | ||
суббота | 15.00 – 16.30 | 16.30 – 18.00 | ||
воскресенье | Индивидуальная постановочная работа | |||
Общее количество часов | 4 ч. 30 мин. | 4 ч. 30 мин. | 4 ч. 30 мин. | 4 ч. 30 мин. |
Общее количество часов недельного тренировочного цикла: | 18 ч. | |||
Общее количество часов за учебный год: | 612 ч. |
Родительский комитет:
председатель | Бахтигозина Наталья Михайловна |
Матушкина Елена Геннадьевна | |
Лицкевич Павел Владимирович | |
Данченко Юрий Геннадьевич | |
Аболмасова Томара Яковлевна | |
Симановская Марина Сергеевна | |
Яблонская Ирина Сергеевна |
2. Содержание программы.
Хореография – искусство, любимое детьми. В самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но и раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Важное место в хореографии занимают такие виды искусства как современная пластика и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный вкус, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Пластика учит красиво двигаться, развивает двигательные способности детей.
Направленность. Основная направленность программы – спортивно-оздоровительная, развивающая. Цель - гармоничное развитие детей и подростков, всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия. Хореография учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятие о красоте тела и гармонии, развивает чувство прекрасного.
Развивающие занятия по данной программе представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизированной акробатики (полуакробатики).
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна. Разработка программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом в современном обществе требований к уровню подготовки танцевального коллектива.
Современная хореография предъявляет высокие требования не только к технике выполнения сложнейших элементов, но и к умению донести образ, характер композиции, гармонию движения тела, предмета и музыки. Это требует от исполнителя владения всеми средствами выразительности, навыками сценического движения, актерского мастерства.
Новизну данной программы по хореографической подготовке определяет синтез классической, современной хореографии и циркового искусства. Классический экзерсис является фундаментом для изучения всего комплекса танцевальных дисциплин. Техники современного танца позволяют расширить координационные возможности, учат правильному дыханию, умению целесообразно распределять энергию, шире использовать природные возможности тела. Цирковое искусство дополняет процесс изучением основ эквилибра, соло акробатики, позволяет использовать в хореографии предметы и цирковую атрибутику, что делает творческие программы коллектива еще оригинальней, а подготовку детей более разносторонней и обширной. Учащиеся вовлекаются в творческий процесс, учатся не просто исполнять данное движение, но и создавать собственное. Все это необходимо современным танцовщицам для достижения высших результатов.
Нельзя забывать, что исполнитель несет свое исполнительское мастерство зрителям. Владение несколькими танцевальными техниками , а так же синтез хореографии и циркового искусства при подготовке школьников повышает уровень владения телом танцовщиц, повышает их физическую подготовку в целом.
Таким образом, предметом данной программы является искусство выразительного движения. В раздел хореографической подготовки входят элементы классического, современного и народно-характерного танцев, исполняемых в виде экзерсиса у опоры и на середине, музыкально-ритмическая подготовка (упражнения на согласованность движений с музыкой), элементы пантомимы, занятия по актерскому мастерству и основам циркового искусства.
Спортивная хореография объединяет элементы общей хореографии, а также упражнения, направленные на совершенствование двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств.
Хореографическая подготовка – многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания обучающихся.
Данная программа намечает максимальный объем материала, который может быть использован тренером-преподавателем с учетом в каждом конкретном случае состава группы, физических данных и возможностей учащихся.
Цели и задачи программы. Сроки реализации. Главная цель – создание условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения их технического мастерства и выразительности.
Задачи:
- гармоничное развитие обучающихся,
- оздоровление детей,
- развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести, функции равновесия),
- формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в хореографии,
- воспитание морально-волевых и нравственно-этических качеств,
- развитие эстетических качеств (музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма).
- достижение высокого уровня результатов выступлений на городских, районных, республиканских, российских мероприятиях, концертно – конкурсных программах.
Урок хореографии должен быть для ребенка процессом творчества. Большое значение имеет детское сочинительство, составление самими детьми танцевальных и учебных комбинаций, простейших композиций и этюдов. Личное участие в творчестве углубляет и обогащает восприятие искусства. Навыки творчества, которые развиваются у детей в процессе таких занятий, способствуют формированию творчески-активной личности.
Освоение программы должно опираться кроме дидактических на следующие основные принципы: поступенность в развитии природных данных учащихся, строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность процесса, который направлен на создание условий для гармонического развития творческой личности.
Программа рассчитана на 5 лет. Исходя из учебного плана на хореографическую подготовку отведено 141 - 161 час в год для каждой конкретной учебно-тренировочной группы театра современной хореографии «Премьера».
Ожидаемые результаты. Многолетние систематические занятия современной хореографией обеспечат формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни, воспитание потребности в непрерывном совершенствовании и самообразовании, осознание ее общественной и личностной значимости, т.е. максимальное развитие личности.
Реализация программы обеспечит эффективные сдвиги в совершенствовании спортивной подготовки обучающихся. Овладение цирковым искусством поможет достичь художественного совершенства в исполнении творческих программ, так как очарование выступления танцовщиц не только в сверкающей технике, но и в стремлении через нее и музыку, сопровождающую движение, передать зрителям поэзию человеческих чувств. Все это в конечном итоге повлияет на результативность выступлений.
Формы подведения итогов реализации. В хореографии система предъявления результатов образовательной деятельности представлена в виде участия в танцевальных конкурсах и фестивалях.
Конкурсы, проводимые среди хореографических коллективов, классифицируются по следующим признакам:
- Направление хореографии (классический танец, народный танец, современный танец, современная пластика, модерн, джаз-модерн и др.),
- Количество исполнителей (соло, дуэт, трио, продакшен, формейшен (малые и большие формы),
- Возрастные категории (дети 5-7 лет, 8-10 лет, подростки 10-12 лет, подростки 13-15 лет, взрослые 16-25 лет),
- Масштаб (открытый городской, районный, республиканский, всероссийский, международный)
Танцевальные коллективы соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных хореографических комбинаций, уровне постановки танцевальных композиций.
Жюри конкурса оценивает уровень подготовки танцевального коллектива, исполнительское мастерство, оригинальность костюмов и музыкального сопровождения танцевальной композиции, артистизм и соответствие заявленной конкурсной номинации.
Участие в конкурсных и фестивальных программах разных уровней положительно влияет на работу коллектива. Захваченный духом соревнования, борьбы за лидерство коллектив становится единой дружной выносливой командой, объединенной общей идеей добиться успеха. По итогам конкурсных испытаний, просматривая видеоматериалы и изучая хореографические работы, у детей появляется стимул самосовершенствования, изучения более сложных комбинаций при постановке нового материала. Так же появляется возможность, в дни фестивалей, поучаствовать в мастер – классах по хореографии ведущих мастеров России. Театр современной хореографии «Премьера» в разное время при участии в конкурсных и фестивальных программах разных уровней принял участие в мастер – классах:
- Павла Самохвалова (Самарская государственная академия культуры и искусства) «Современная хореография»,
- Татьяны Саворовской ( г. Санкт – Петербург) «Современная пластика, ритмопластика»,
- Анны Четвериковой ( старший тренер – преподаватель СДЮШОР №1
г. Киров) «Специальная физическая подготовка»,
- Василия Герела (Цирковой аттракцион «Черный Лотос») «Эквилибр, экстремальная пластика, йога»,
- Евгения Шевцова (г. Москва) «Джаз – модерн».
3. Танцетерапия (dancetherapy)
Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению в школе за партой и у телевизора. В лучшем случае вечером прогулка. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.
Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - вот основные причины практически всех заболеваний.
Человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Энергия - накапливается!
Существует ряд различных методик применения танцетерапии. Это, например, эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, развитая в школах Рудольфа Штейнера для детей с целью обучения ритму, и Пять Танцев в вольном стиле Габриэллы Рота. Обе эти формы терапии разработаны специально, чтобы поощрить самовыражение и творческий потенциал.
Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания.
Танцетерапия стремится дать возможность каждому ребенку реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.
Самый широкий круг разнообразных жизненных ситуаций тесно связан с этой терапией. При этом музыка вовсе не является обязательным компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных. Физические симптомы, связанные с различного рода стрессами,
также могут быть сняты танцетерапией.
Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.
Танец - это огромная сила, пробуждающая творческую энергию! Танцы - это не эликсир бессмертия, танцы - это эликсир вечной молодости!
4. Учебно-тематический план
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |
1. Классический танец | 116 | 100 | 66 | 66 | 70 |
1. экзерсис у станка Позиции ног
Battements:
| 84 + + + + + + + + + | 68 + + + + + + + + + + | 32 + + + + + + + + + + + + | 32 + + + + + + + + + + + + + + | 36 + + + + + + + + + + + + + |
2. экзерсис на середине I Позиции рук
II Позы и танцевальные шаги
Танцевальные шаги:
| 12 + + + | 12 + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + + + |
III. Прыжки Прыжки с двух ног на две ноги:
Прыжки с двух ног на одну:
Прыжки с одной ноги на две ноги:
Прыжки на одной ноге:
| 10 + + + | 10 + + + + + | 12 + + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + | 10 + + + + + + + + + + + + |
IV. Вращения Элементарные движения в повороте:
Позы в повороте:
Малые вращения:
Большие вращения:
| 10 + | 10 + | 10 + + + + + + + + + | 10 + + + + + + + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
2. Современный танец | 16 | 16 | 36 | 36 | 40 |
экзерсис Изоляция
Грудная клетка:
Бедра:
Руки:
Ноги:
Упражнения для позвоночника
Уровни
| + + + + + + | 6 + + + + + + + | 12 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + | 10 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + | 10 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
упражнения в партере | 4 | 10 | 12 | 12 | |
перемещения в пространстве
| 3 + | 3 + | 6 + + | 6 + + | 10 + + + |
комбинация или импровизация | 3 | 8 | 8 | 8 | |
3. Народно – характерный танец | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 |
народно – характерного танца | + + | + + | + + | + + | + + |
4. Основы циркового искусства | 15 | 15 | 33 | 41 | 33 |
| + + | + + | + + + | + + + + | + + + |
5. Теоретические занятия | 5 | 5 | 5 | 8 | 8 |
| + | + + | + + | + + | + + |
ИТОГО: | 141 | 141 | 150 | 161 | 161 |
4.1. Практические занятия.
В содержание хореографической подготовки входят:
Техническая подготовка
- элементы классического танца
- элементы современного танца
- элементы народно-характерного танца, исполняемые в виде экзерсиса у опоры и на середине.
Теоретическая подготовка
- основы музыкальной грамоты
- основы композиции и методика составления произвольных комбинаций
КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.
Основной задачей начального обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Далее на уроках классического танца решаются следующие задачи:
- Развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у станка и увеличения количества упражнений
- Развитие и закрепление устойчивости
- Развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе
- Выработка навыков правильности и чистоты исполнения, выразительности поз
- Развитие координации
Урок классического танца состоит из экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, прыжков и вращений. Для изучения на уроках классического танца в группах рекомендуется следующий материал:
I. Элементарные движения классического танца
- Позиции ног I, II, III, IV, V, VI.
- Relevé на полупальцы
- Plié
- Battements: battement tendu, battement tendu jeté, battement relevé lent, grand battement jeté, battement frappé, battement fondu, battement soutenu, battement développé.
- Rond de jambe: rond de jambe par terre, rond de jambe en l’air, grand rond de jambe en l’air, grand rond de jambe jeté.
- Позиции рук
- Port de bras: первая форма port de bras, вторая форма port de bras, третья форма port de bras, четвертая форма port de bras, пятая форма port de bras, шестая форма port de bras.
II. Позы и танцевальные шаги
- Малые позы: croisée вперед, croisée назад, effacée вперед, effacée назад, écartée вперед, écartée назад, первый arabesque, второй arabesque, третий arabesque, четвертый arabesque.
- Большие позы: croisée вперед, croisée назад, effacée вперед, effacée назад, écartée вперед, écartée назад, первый arabesque, второй arabesque, третий arabesque, четвертый arabesque, attitude croisée назад, attitude effacée назад, attitude croisée вперед, attitude effacée вперед.
- Танцевальные шаги: pas dégagé, pas tombé, pas coupé, pas glissé, pas de bourée, pas balancé.
III. Прыжки
- Прыжки с двух ног на две ноги: temps sauté, changement de pied, pas échappé.
- Прыжки с двух ног на одну:sissonne simple, sissonne tombée, sissonne fermée.
- Прыжки с одной ноги на две ноги: pas assemblé, pas jeté, pas glissade, pas chassé, pas coupé.
- Прыжки на одной ноге: temps levé, pas ballonné, cabriole.
IV. Вращения
- Элементарные движения в повороте: battement tendu, grand battement jeté, battement développé, round de jambe par terre, round de jambe en l’air, grand rond de jambe, battement soutenu, battement frappé, battement fondu.
- Позы в повороте: tour lent, повороты fouetté, повороты renversé.
- Малые вращения: вращения со II позиции, вращения с IV позиции, вращения с V позиции, вращение с grand plié, вращение с малой или большой позы, вращение с pas dégagé, вращение с pas coupé, вращения-fouetté на 45º.
- Большие вращения: вращения в attitude, вращения в arabesque, вращения в позу с раскрытой ногой вперед на 90º.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
В уроке современного танца нет такой определенной последовательности движений, как это существует в классическом танце. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направлений.
Разделы урока:
- Разогрев
- Изоляция
- Упражнения для позвоночника
- Уровни
- Кросс. Перемещения в пространстве
- Комбинация или импровизация
I. Разогрев.
Задача – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной последовательностью упражнений в современном танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы упражнений. Первая – упражнения стрэтч-характера. Вторая группа связана с наклонами и поворотами торса. Третья группа упражнений связана с разогревом ног.
II. Изоляция .
Изоляция подразумевает, что каждая часть тела, центр двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начинающих, т.к. по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головой, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако, изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз танцу.
Изоляции подвергаются все центры – от головы до ног. Однако, возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно плечами, одно грудной клеткой и т.д. При исполнении подобных цепочек очень важно использовать принцип управления, т.е. из одного центра передавать импульс в другой. Первоначально движения изучаются в «чистом» виде. На следующем этапе – соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Далее движения соединяются в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. На последнем этапе обучения соединяются движения нескольких центров.
Виды движений
- Голова: наклоны вперед, назад, вправо, влево, sundari вперед-назад и из стороны в сторону.
- Плечи: движения вверх-вниз вперед-назад, твист плеч, шейк плеч.
- Грудная клетка: движение из стороны в сторону, вперед-назад, подъем и опускание, твист.
- Бедра: движение из стороны в сторону, вперед-назад, hip lift – подъем бедра вверх, спиральные скручивания.
- Руки: основные позиции(аналогичны положениям классического танца), v-положения, и др.
- Ноги: основные позиции (аналогично классическому танцу) и варианты: параллельное положение и ин-позиция. положения point и flex. Plié по всем параллельным и выворотным позициям. Изменения (динамика, сочетание с сокращенной стопой, координация с движением других изолированных центров, координация с руками) относятся и к другим движениям классического экзерсиса: battement tendu, battement tendu jeté, rond de jambe par terre, rond de jambe en l’air, battement fondu.
III. Упражнения для позвоночника.
Главная задача – развить подвижность позвоночника во всех его отделах.
Виды движений:
- наклоны,
- спирали,
- твист торса,
- roll (волны),
- contraction,
- release,
- tilt.
IV. Уровни.
Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи использования уровней многообразны. В различных уровнях выполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, т.к. нет необходимости держать вес тела, все центры двигаются более свободно). В уровнях сидя и лежа много упражнений на contraction, release, спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой – дополнительный тренаж на координацию.
V. Кросс. Передвижение в пространстве.
Задачи этого раздела – развить танцевальность, приобрести манеру и стиль современного танца. Виды движений: шаги, прыжки и вращения, сочетания этих элементов.
VI . Комбинация или импровизация.
Завершающим разделом урока современного танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога, его балетмейстерских способностей. Комбинации могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений.
Могут быть комбинации в партере, связанные с положением contraction и release, спиралями и твистами торса, а так же с нетрадиционными передвижениями на полу с использованием элементов акробатики и т.д. комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии.
Однако, главное требование к комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.
Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Также могут использоваться для разучивания элементы импровизации самих учащихся.
Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта. Затем комбинации усложняются и совершенствуются. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца.
Примерные задания по импровизации представлены в приложении 1.
УРОКИ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
Контактная Импровизация, Перфоманс (КИ) — это вид физического взаимодействия между людьми в свободном импровизационном танце. Этот вид творческой деятельности на занятиях предлагается только старшей возрастной группе обучающихся ( 17 – 18 лет).
Я не знаю более совершенного вида танцевальной деятельности, который бы развивал ваш внешний и внутренний миры одновременно; который к старости только укрепляет, а не калечит ваши тело и ум, который не отрывает вас от реальности, а погружает в нее и показывает ее потенциал. Все может быть сияющим, богатым и безграничным, полным свободы, радости и смысла; все прекрасно просто потому, что может быть.
Перфоманс – как глина. Мягкий и пластичный материал, из которого можно вылепливать любые формы. Если говорить о хореографии, то это огромное количество новых физических возможностей, движений, идей, сюжетов и тем. Во всем цивилизованном мире КИ уже давно введена в программу фестивалей и обучающих программ, способствующих развитию современного танца и театра.
Перфоманс – это когда двое (или больше) человек, находясь в открытом и свободном пространстве, начинают импровизационный танец, в котором они стараются находиться здесь и сейчас, оставаться рядом, взаимодействовать физически и осознавать то, что происходит. Оба импровизируют вместе, и выглядит это так, что они друг другу не только не мешают, но наоборот, дополняют, помогают, поддерживают, опираются, отталкиваются, подстраховывают, носят, перекатываются, трутся, кувыркаются, обнимаются, направляют, играют и вдохновляют. Их танец становится намного легче, богаче и разнообразнее, не приходится много думать о том, чему происходить, а каждый просто отвечает своими действиями на то, что предлагает ему партнер, который, в свою очередь, делает то же самое. С другой стороны, если возникают хорошие идеи, то всегда есть тот, кому можно их предложить. Можно предлагать, следовать предложениям, соглашаться с ними и не соглашаться. Партнер во время танца воспринимается на внеличностном уровне и является продолжением нас самих. Благодаря этому, мы получаем доступ к безграничному потоку творчества и вдохновения, где мы сами, наш партнер и наше взаимодействие становятся одним целым.
Само название «Контактная Импровизация» уже о многом говорит, оно состоит из двух слов: «контакт» и «импровизация». Первое означает взаимодействие, соприкосновение, общение, диалог, чувствование, открытость и понимание. Второе означает настоящий момент, пребывание здесь и сейчас, все свежее и новое, полное сюрпризов и неожиданностей. Первое все обогащает и приумножает, делает более значимым и наполненным смысла, второе демонстрирует безграничность, потенциал, спонтанность, пребывание в состоянии без усилий, где все происходит само по себе. Благодаря первому возникает удовольствие, наслаждение и радость, благодаря второму – спонтанная игра всевозможных явлений, выражающих потенциал пространства.
«Контактная импровизация» – это танец радости и спонтанной игры пространства, в котором участвуют двое и более людей, где сам танцор, его партнер и их взаимодействие становятся одним целым – проявляющим себя в бесконечном многообразии форм и различных вариаций взаимодействия партнеров, где каждый естественным образом начинает переживать открытость, бесстрашие, радость, а также наслаждаться свежестью и новизной каждого момента, в котором оказывается. Танцуя, никто не придумывает чему происходить, а, сохраняя концентрацию и внимание, расслабляется и просто следует за потоком логичности выполнения каждого следующего движения, предлагаемого вам сложившейся ситуацией. То есть вы делаете то, что «ближе к вам», то, что естественнее для данного конкретного момента. И все, что вам надо для этого – это всецело оказаться в данном моменте, успеть оценить его и принять необходимое решение, руководствуясь интуицией, здравым смыслом и четким осознаванием всей ситуации, в которой находишься».
Одним из важнейших факторов КИ является способность в любой ситуации сохранять ясность ума, то есть чистое, лучезарное состояние сознания. Какие бы внутренние переживания нас ни посещали, мы наслаждаемся ими, но не придаем слишком большого значения. Не привязываемся и не западаем на них – это всего лишь картинки, которые непостоянны, их не было раньше, не будет потом, и они постоянно меняются сейчас. Поэтому они не являются для нас целью. Мы же стараемся достичь ясного осознавания ума, из которого рождаются все эти явления, играют в нем, и в нем же растворяются. Поэтому важным становится не начать втыкать в пространство, не пребывать в состоянии прострации (отрешенности) и замороченности. Наше сознание действительно будет расширяться, перед нами будут открываться множество миров и фантазий с их великолепными картинкам, но нам стоит оставаться нормальными, естественными и адекватными в нашем общем мире. Это залог успешного и быстрого развития в КИ.
Следующий фактор – это простота. В простоте гениальность. Мы не стараемся выглядеть как-то странно или необычно, мы не таим в себе никаких загадок, мы открыты, прозрачны, честны и стараемся быть как можно понятнее для других. Мы ничего не преувеличиваем и не преуменьшаем, а главное - не драматизируем. Разыгрывать драмы – это не наш стиль. У нас все легко и просто. Прекрасно просто потому, что может быть.
На первом месте на уроках перфоманса не то, как дети сейчас танцуют (со временем все, все равно, всему научатся), а какая царит атмосфера. Важно то, какими дети приходят и уходят. Если процесс приносит радость и обучающиеся, протанцевав 2 часа, чувствуют себя окрыленными, полными сил и приятных ощущений, то этому, пожалуй, стоит посвятить свою жизнь, потратить все свое время и силы. Танец, творчество, искусство – это то, что мы вкладываем в понятие КИ, то, о чем мы постоянно говорим на занятиях, это то, к чему мы часто стремимся. Но это далеко не все, что есть в КИ. И это далеко не главное в ней. Гораздо важнее уметь находиться «здесь и сейчас», научиться осознавать все, что с вами происходит в каждом моменте времени и места, становиться свободными, счастливыми, радостными и делать такими других.
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТАКТНОЙ ИПРОВИЗАЦИИ.
- Движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобладает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляется ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.
- Чувствовать кожей. Почти постоянный физический контакт между партнерами направлен на использование всех поверхностей тела для поддержки собственного веса и веса партнера..
- Перетекание. Внимание направлено на сегментацию тела и движение одновременно в нескольких направлениях. Последовательное включение частей тела в сочетании с их посылом в нескольких различных направлениях. Постоянное смещение веса на соседние сегменты расширяет возможности импровизации и смягчает падения и перекаты. Сегментация тела и множественность направлений создает эффект суставчатости движения. В отличие от традиционных модерн - техник, где так же используются подобные приемы, но акцент делается на одном направлении или простой противофазе, в контактной импровизации часто используется свободный поток инерции вне жесткого контроля.
- Ощущение движения изнутри. Ориентация и внимание на внутреннем пространстве тела. Вторичное внимание на форме тела в пространстве. Контактные импровизаторы большую часть времени проводят, концентрируя внимание внутри тела с целью восприятия тончайших изменений веса и обеспечения безопасности себя и партнера. Мастера, для которых восприятие гравитации стало частью их натуры, могут чаще, чем начинающие, сознательно проецировать свое тело в пространство. В то же время, даже в соло импровизации "контактер" часто сохраняет внутренний центр внимания и поглощенность движением.
- Использование сферического пространства.(360 градусов)
Трехмерные траектории в пространстве, спиральные, искривленные округлые линии тела. Эти траектории тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге уменьшает удар. - Следование за инерцией, весом и потоком движения.
Свободный, набирающий силу поток движения в сочетании с попеременным активным и пассивным использованием веса. Контактные импровизаторы часто делают ударения на непрерывности движения, когда заранее не известно куда оно может привести их. Они могут активно тянуть, толкать или поднимать следуя порыву энергии или пассивно позволять инерции увлекать их. - Подразумеваемое присутствие зрителей. Сознательная неформальность презентации, в форме практики или джема. Приближенность к аудитории, сидящей обычно в кругу без формально обозначенной сцены. Особенно в ранние годы танец контактной импровизации уже происходил, когда зрители только входили в зал, так что начало представления было неопределенным. Перформанс напоминает контактный джем, здесь отсутствует специальный сценический свет, декорации, мизансцены, отсутствие сценической одежды.
- Танцор - это обычный человек. Принятие поведенческого или естественного положения вещей, танцоры, как правило избегают движений, четко идентифицируемых с традиционными техниками танца и не делают различий между повседневными движениями и танцевальными. Они поправляют одежду, смеются. Кашляют, причесываются, если это необходимо прямо на сцене, они как правило не смотрят на зрителей.
- Позволить танцу случиться. Хореографические структуры организованные в последовательность дуэтов, иногда трио или больших групп, и почти непрерывное физическое взаимодействие танцоров. Такие элементы хореографии, как организация пространства, выбор темы движения, использование драматических жестов очень редко используются намеренно. Но хореографические формы возникают все же из динамики смены участников и неизбежно возникающих настроений и состояний в процессе импровизации.
- Каждый должен быть одинаково важен. Отсутствие внешних знаков различия между танцорами ,таких как порядок выхода, продолжительность танца, костюм. Качество движения в контактной импровизации усиливает этот эффект.
НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ
Народно-характерный танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Характерный танец приобщает ребенка к богатству танцевального и музыкального народного творчества.
На занятиях групп театра современного танца изучение элементов народно-характерного танца носит обзорный характер и используется как составляющий элемент урока классического танца. Он рассматривается как стилизация отдельных элементов классической базы. Т.е., например, одно или несколько движений классического экзерсиса могут выполняться в народном характере. Это добавляет яркость, эмоциональную окраску уроку, что, в свою очередь, способствует созданию положительной мотивации учащихся.
В программу обучения входит знакомство с основными характерными стилями и изучение элементов следующих танцев:
- Коми – национального;
- русского,
- украинского,
- польского,
- венгерского,
- грузинского,
- итальянского,
- цыганского,
- испанского и других танцев народов мира.
В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения.
ОСНОВЫ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА
Работая по данной программе хореографической подготовки стараюсь использовать синтез классической, современной хореографии и циркового искусства. Классический экзерсис является фундаментом для изучения всего комплекса танцевальных дисциплин. Техники современного танца позволяют расширить координационные возможности, учат правильному дыханию, умению целесообразно распределять энергию, шире использовать природные возможности тела. Цирковое искусство дополняет процесс изучением основ эквилибра, соло акробатики, позволяет использовать в хореографии предметы и цирковую атрибутику, что делает творческие программы коллектива еще оригинальней, а подготовку детей более разносторонней и обширной. Учащиеся вовлекаются в творческий процесс, учатся не просто исполнять данное движение, но и создавать собственное. Все это необходимо современным танцовщицам для достижения высших результатов.
На разных этапах хореографической подготовки предоставляю возможность обучающимся изучить приемы работы (манипуляции, броски, жонгляж, вращения), попробовать свои силы и совершенствовать приобретенные навыки при работе с :
- хула-хупами (обручи разных размеров),
- цирковыми скакалками,
- булавами,
- шалями (цветные ткани, платки),
- гимнастическими лентами,
- венками и другими предметами.
Танцевальная композиция с использованием предметов рассматривается как более совершенное, законченное произведение, требующее от исполнителя владения не только навыками и приемами работы с предметом, но и владения всеми средствами выразительности, навыками сценического движения, актерского мастерства.
На индивидуальных уроках по основам циркового искусства, либо при работе с малыми формами особо талантливым и увлеченным из обучающихся предоставляется возможность изучения древнейшего из видов циркового искусства, каучука (современное название данного жанра «Экстремальная пластика»). В зависимости от уровня подготовки, обучающимся предлагается разный уровень нагрузки при изучении отдельных элементов каучука в партере либо на опоре (эквилибр, стулья).
В соответствии с программой теоретических занятий обучающиеся знакомятся с работой различных цирковых трупп мира, посещают цирковые представления, знакомятся с артистами.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Основы музыкальной грамоты.
- Значение музыки в постановке концертных номеров.
- Понятие о содержании и характере музыки.
- Свойства музыкального звука. Метр, такт, размер.
- Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика, регистровая окраска. Форма и фразировка.
- История музыки и музыкальная литература. Жизнь и творчество композиторов-классиков.
- Прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций.
- Посещение и просмотр хореографических и музыкальных спектаклей.
Знакомство с основами музыкальной грамоты помогает детям лучше чувствовать музыкальное сопровождение концертных номеров. Перевоплощаться и передавать музыкальные образы. Особую важность знание музыкальной грамоты приобретает при составлении учащимися произвольных комбинаций на уроках импровизации в современной хореографии. Хореографические работы детей становятся более разносторонними, разнохарактерными, несущими театральные образы в соответствии с предложенными для работы музыкальными фрагментами.
4.2. Содержание работы по этапам подготовки обучающихся.
Этап начальной подготовки
(1 год обучения, 7-8 лет):
- Укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма обучающихся.
- Формирование правильное осанки и хореографического стиля («школы») выполнения комбинаций.
- Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
- Специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации.
- Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов.
- Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
- Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку.
- Привитие интереса и потребности к регулярным занятиям хореографией, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
- Участие в школьных, городских мероприятиях и концертно – конкурсных программах.
Этап освоения нового материала
(2 год обучения, 9-11 лет):
- Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
- Совершенствование специально-двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
- Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок.
- Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней и высшей групп трудности, освоение специфических (фундаментальных) групп.
- Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
- Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
- Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.
- Начальная теоретическая и тактическая подготовка.
- Регулярное участие в концертных программах коллектива и творческих мероприятиях города.
Этап углубленной тренировки
(3 год обучения, 12-13 лет):
- Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и силовых качеств.
- Достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок.
- Совершенствование базовой технической подготовленности – повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
- Освоение сверхсложных и рискованных элементов и соединений экстремальной пластики.
- Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
- Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
- Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к конкурсным испытаниям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
- Углубленная теоретическая и тактическая подготовка.
Этап дополнительного хореографического образования
(4 год обучения, 14 – 15 лет):
- Изучение инновационных танцевальных техник (джаз, модерн, хип – хоп, брейк – данс и др.),
- Участие в работе мастер – классов ведущих мастеров хореографии России,
- Совершенствование сверхсложных и рискованных элементов и соединений экстремальной пластики, хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
- Совершенствование музыкально-двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
- Активная концертно - конкурсная практика, с множеством занятий по инновационно - импровизационным танцевальным техникам.
Этап совершенствования
(5 год обучения, 16 лет и старше):
- Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности.
- Периодическое достижение высочайшего уровня тренированности, освоение максимальных тренировочных нагрузок.
- Совершенствование базовой и фундаментальной технической подготовленности, достижение высокого уровня надежности выступлений, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов.
- Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижение высокого уровня исполнительского мастерства (виртуозности и артистизма).
- Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психологической готовности к тренировочному процессу и выездным концертным турам.
- Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки.
- Достижение максимально возможных результатов по итогам конкурсных программ российского и международного уровней.
4.3. Хореографическая подготовка в структуре отдельного
учебно-тренировочного занятия
1. Подготовительная часть.
1 фрагмент – упражнения «по кругу»:
1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени),
2-я серия – специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий),
3-я серия – танцевальные шаги, соединения и комбинации.
2 фрагмент – упражнения у опоры и на середине:
4-я серия – общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отделов позвоночника («сверху вниз»),
5-я серия – хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб партер, батманы фондю, фраппе и сутеню, девлопе и релеве лян, гран батман жете.
3 фрагмент – упражнения на середине:
6-я серия – упражнения для рук: классические, специфические, народно-характерные, современные,
7-я серия – специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления),
8-я серия – упражнения в равновесии,
9-я серия – повороты на двух и одной,
10-я серия – соединения наклонов, равновесий, поворотов, волн и взмахов.
4 фрагмент – прыжки:
11-я серия – упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки),
12-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.),
13-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные),
14-я серия – прыжковые соединения,
15-я серия – соединения прыжков с другими движениями.
2. Основная часть.
5 фрагмент – специально-двигательная подготовка, «предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций в целом с использованием предметов (платков, шалей, венков, обручей, скакалок и др.) .
6 фрагмент - изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и комбинаций.
3. Заключительная часть.
7 фрагмент – общая физическая подготовка: упражнения преимущественно на развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.)
8 фрагмент – музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
9 фрагмент – задания на контактную импровизацию. Изучение основных принципов перфоманса.
10 фрагмент – подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.
5. Методическое обеспечение
5.1. Описание форм занятий
Основной, наиболее действенной и эффективной формой занятия является урок, называемый учебно-тренировочным занятием или тренировкой.
Теоретические занятия проводятся в форме лекций, тематических бесед, видеопросмотров, семинаров. Эти занятия имеют относительно небольшой удельный вес в общем процессе подготовки и проводятся, главным образом, с занимающимися старшего возраста и, в меньшей степени, среднего возраста.
Практические занятия являются основной формой подготовки. Они классифицируются по следующим признакам:
По педагогическим задачам | По величине нагрузок | По организации |
- обучающие, - тренировочные, - контрольные, - восстановительные, - постановочные, - комплексные. | - ударные, - оптимальные, - умеренные, - разгрузочные. | - фронтальные, - групповые, - индивидуальные. |
Структура учебно-тренировочного занятия должна быть четкой, со строгим переходом от одной части к другой в соответствии с поставленными задачами.
Учебно-тренировочное занятие принято делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть предполагает подготовку учащихся к предстоящей работе. В основной части решаются главные учебно-тренировочные задачи занятия. Заключительная часть предназначена для плавного завершения занятия.
5.2. Место хореографической подготовки
в структуре многолетней танцевальной практики.
Хореографическая подготовка – это процесс управления формированием знаний, умений и навыков. Она охватывает все организационно-методические формы, связанные с обучением. Под технической подготовленностью подразумевается совокупность необходимых (программных) или фактически приобретенных в процессе тренировки двигательных навыков, а также степень овладения ими. Задача технической подготовки – сформировать такие навыки выполнения действий, которые позволили бы танцовщице с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность, а также оригинальность и сложность танцевальных комбинаций в единстве с музыкальным сопровождением, обеспечить дальнейший рост технического мастерства в процессе многолетних занятий хореографией. Чем выше техническая подготовленность танцовщицы, тем больший арсенал стилевых решений тех или иных движений, соединений, продиктованных музыкальным произведением.
Условно можно выделить четыре компонента технической подготовки:
- хореографическую подготовку,
- подготовку с предметом,
- силовую подготовку,
- музыкально-ритмическую подготовку.
5.3. Дидактические принципы подготовки.
Под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». К числу принципов, отражающих идейные основы системы образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания; с практической жизнью общества.
В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.
Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения».
Таким образом, в системе физического воспитания используются в качестве руководящих положений как общесоциальные и общепедагогические, так и общеметодические и специфические принципы.
Общеметодические принципы
Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания
- воспитывающего обучения,
- сознательности и активности обучающихся,
- наглядности,
- систематичности,
- доступности,
- индивидуализации,
- прочности и прогрессирования.
Специфические принципы физического воспитания:
- Принцип непрерывности процесса физического воспитания.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.
- Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.
- Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания.
Рассмотренные принципы отражают различные закономерности и стороны целостного процесса физического воспитания. Они составляют не сумму, а единство принципиальных методических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесполезным большой труд преподавателя и его учеников.
5.4. Возрастные особенности обучения и тренировки
Воз-раст | Возрастные особенности | Методические особенности обучения и тренировки |
7-11 лет | Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие. | |
1.Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств. 2.Значительного развития достигает кора головного мозга. Вторая сигнальная система, слово имеют все большее значение. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление, лучше воспринимаются кратковременные силовые упражнения. | Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости. Все большее значение в обучении должны приобретать словесные методы. В тренировке целесообразно соблюдать силовой режим, статические нагрузки давать в ограниченном объеме. | |
11-15 лет | С физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма. | |
1.Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры. 2.Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств. 3.Неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости. 4.В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. | Чтобы избежать чрезмерного повышения роста и веса тела, необходимо неуклонно, но осторожно повышать тренировочные нагрузки. Тем не менее можно и нужно осваивать новые и сложные упражнения, комбинации и повышать специальную физическую подготовку, развивать активную гибкость и силовые качества. Необходимо больше терпения и упорства. Необходимо осторожно и индивидуально дозировать нагрузку, заботиться о полноценном отдыхе и восстановлении, регулярно осуществлять контроль за здоровьем обучающихся. Одной из важнейших задач воспитания является «воспитание тормозов», необходима спокойная обстановка, доброжелательность и понимание. | |
15-18 лет | Для юношеского возраста характерна высокая степень функционального совершенства, сердечно-сосудистая система готова к значительным нагрузкам. В этом возрасте можно ожидать самых высоких результатов. |
5.5.Техническое оснащение занятий
Важную роль в обеспечении качества учебно-тренировочного процесса имеют:
- специальное оборудование (ковры для занятий, фортепиано, станок для хореографии, настенные зеркала),
- инвентарь (обручи, скакалки, цирковое оборудование),
- технические средства обучения (звуковое оборудование, диски, видео оборудование),
- тренировочное оборудование (тренажеры) .
5.6. Дидактический материал
- видеозапись мастер – классов по современной хореографии
- видеозаписи танцевальных спектаклей
- видеозапись цирковых представлений ведущих цирков мира (Дю Солей и др.),
- видеозаписи балетных спектаклей российских и зарубежных балетмейстеров
- видеозаписи всемирной танцевальной олимпиады разных лет.
- База музыкальных фонограмм и музыкальных произведений для концертных программ и тренировочного цикла,
- буклеты с фотографиями ведущих танцовщиц и танцевальных ансамблей мира.
- Учебно – методическая литература по различным направлениям хореографии
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ноябре 2009 года театр современной хореографии «Премьера» будет отмечать 15 лет творческой деятельности. За эти годы школу хореографии и циркового искусства, радости, добра и взаимопонимания, целеустремленности и единства закончили сотни ребят. Считаю, что это первый важный юбилей. И так как я являюсь создателем коллектива и его бессменным художественным руководителем можно говорить о системе хореографической подготовки и многолетней хореографической практике.
Работая по данной программе, дети научились слушать и слышать музыкальное сопровождение учебно – тренировочных занятий и концертных программ, передавать образы, что не мало важно для артистов театра танца. Научились составлять произвольные комбинации, импровизировать, что активно используется при индивидуально – постановочной работе.
Так же нужно отметить рост уровня тренированности, физической выносливости обучающихся. Театр активно гастролирует, показывая до трех представлений в день на различных концертных площадках республики. В результате активных тренировок снизился уровень заболеваемости среди воспитанников коллектива, дети научились планировать свой день, графики занятий, рассчитывать свои силы, вследствие чего вырос уровень успеваемости в школе.
Особо ярко детьми воспринимаются поездки на фестивали и конкурсы хореографического и циркового творчества юных. Участвуя в конкурсных испытаниях дети, объединенные духом соревнования, становятся единой, сильной, целеустремленной командой. Так же любимы детьми поездки в плавательный бассейн, в театры, на выставки, в летний учебно – тренировочный лагерь.
Просматривая с детьми хореографические спектакли различных танцевальных направлений, изучая творческие работы лучших цирковых трупп мира, обучающиеся получают дополнительный стимул и мотивацию к изучению сложнейших цирковых элементов и хореографических комбинаций. Возрос уровень активности и увлеченности среди детей. Заметно вырос количественный состав коллектива.
Так же обновился репертуарный план коллектива. В программе появились творческие работы, подчеркивающие индивидуальный стиль соло исполнителя, танцевальные композиции с использованием инновационных танцевальных техник.
Продолжая работу по данной программе, ожидаю роста у обучающихся уровня исполнительского мастерства, актерских навыков и способностей, а так же совершенствования техники исполнения хореографических и цирковых элементов.
7. Литература.
- Классический танец. Н. Тарасов, М: «Искусство», 1971г
- 100 уроков классического танца. В. Костровицкая, Ленинград, «Искусство», 1981 г.
- Программа для подготовительных классов. Методические разработки для хореографических отделений школ искусств. Москва, 1981 г.
- Азбука хореографии. Т. Барышникова, СПб., «Респект», «Люси», 1996г.
- Я вхожу в мир искусства. Модерн-джаз танец. В.Ю. Никитин, Москва, 1998 г.
- Роман с танцем. М. Еремина, СПб., «Танец», 1998 г.
- Класс композиции. Эдвард Труйтт, США, 2000 г.
- Методическое пособие по класситческому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. Г.Прибылов Москва «Галерия» 1999 г.
- Народный танец. Методическая разработка для учащихся и преподавателей хореографической специализации КПУ. Москва, 1987г.
- Дополнительное образование детей. Учебное пособие для вузов под редакцией О.Е. Лебедева. Москва, ГИЦ «Владос», 2000г
- Методика работы педагога дополнительного образования. И.И. Фришман, Москва, «Академия», 2001г
- Дополнительное образование детей. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. Москва, ГИЦ «Владос», 2002г
- Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах: учеб.-метод. пособие / М.С. Боголюбская .- М., 1982.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно .- М.: Екатеринбург, 1999.
- Власенко Г.Я. Сочинение танцевальных комбинаций / Г.Я.Власенко .- М.,1998.
- Енджеевский М. Тусовка / М. Енджеевский .- М., 1990.
- Конорова Е. Методическое пособие по ритмике: вып. 1 / Е.Конорова .- М.,1972.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина .- М.: Воронеж, 1997.
- Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе .- Л., 1972.
- Народный танец: метод. пособие для самодеят. танцевальных коллективов .- М.: Сов. Россия, 1969.
- Никитин В.Ю. Модерн-танец: начало обучения / В.Ю. Никитин .- М., 1999.
- Никитин В.Ю. Модерн-танец / В.Ю. Никитин .- М.: РАТИ (ГИТИС), 2000.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис .- СПб., 2000.
- Руднева С. Ритмика, музыкальное движение / С. Руднева, Э. Фиш.- М.: Просвещение, 1972.
- Ткаченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом / Т.С. Ткаченко .- М.: Искусство, 1985
- Шаховская Т. Некоторые проблемы хореографической самодеятельности / Т.Шаховская // Мастера эстрады и самодеятельности .- М.: Искусство, 1977.
- Шереметьевская Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская .- М.: Искусство, 1985.
8. Приложения
Приложение 1
Примерные задания по импровизации на уроках
современного танца
Импровизация
Задание№1 (2 этюда по 10-15 секунд каждый)
А. Этюд «пространство»
Определить размер движения, противоположности и контрасты, перспективу в размере, развитие в пространстве. Для этого использовать элементы пространства: направление, центр, плоскости, плотность.
В. Этюд «время»
Внимание к скорости и изменению скорости движения. Использовать определения: спешный, падающий, бездельничающий, ускоряющийся, стремительный, настойчивый и т.д.
Задание №2 (15-20 секунд)
Окрасить один из этюдов в эмоции (веселый, встревоженный, восторженный, печальный, скучающий и т.д.)
Развить амплитуду движения
Задание №3
А. Убрать эмоциональную окраску из одного этюда, изменить порядок тех же элементов; добавить или убрать что-нибудь, придать определенный контраст, подчеркнуть разницу.
В. ввести 5 образов (поз), включая уровни
Уделить внимание:
- Характерным чертам замысла – линия, плотность, объем, количество используемых плоскостей.
- размер – большой или компактный, угольный или круглый, симметричный или асимметричный
Задание №4
Взять эти 5 образов (поз) и поместить их в 5 разных мест в зале.
Соединить эти точки с помощью различных локомоторных движений. Все перемещения должны быть совершенно разными по образу, характеру, уровню (например, активно, пассивно, легко, тяжело, высоко, низко и т.д.)
Задание №5
Создание темы
Создание основной темы
Тема – это законченная мысль. Она должна иметь начало, середину и конец. Это четкая последовательность движений, которая может быть использована в качестве базы для различных вариаций.
Основная тема – доминирующий элемент в композиции. Фундаментальная форма – простая модель движения, которая имеет в себе что-то для дальнейшего развития.
Основная тема и тема часто взаимосвязаны. Для решения задач данного класса основная тема понимается как наиболее фундаментальный аспект темы.
В основной теме движения не должны повторяться. Содержание движений должно иметь индивидуальность и выразительность. Основная тема должна быть сжато изложена, но должна быть достаточно длинной, чтобы быть законченной.
Задание №6
Вернуться к основной теме.
Изменить ее, используя и комбинируя любые методы, указанные ниже.
16 способов изменить тему
1.Повторение. Повторить основную тему несколько раз
2.Ретрограция. Повторить основную тему от последнего движения к первому, как будто перекручивая кинопленку
3.Инверсия. Сверху вниз (то что было становится) или горизонтальная (становится). Для вертикальной инверсии нужно лечь на пол или встать на голову. (Это может быть опасно и не всегда возможно, но не стоит забывать об этом пути.)
4.Размер. Сжатый или расширенный. Сделать основную тему такой короткой, на сколько это возможно. Попробовать сделать еще короче. Сделать тему больше, на сколько это возможно.
5.Скорость. Быстрая, медленная, остановка. Сделать тему очень быстрой. Внимание: при этом тема не должна стать меньше. Сделать тему как можно медленнее. Сохранять при этом пространство и размер. Найти место для «безмолвия» в теме.
6. Ритм. Измените ритм, но не темп. Может быть изменена вариация и модель ударов, но не скорость или время.
7. Качество. Изменить качество движения. Попробовать те же движения выполнить активно, пассивно, с дрожанием, с разным напряжением и т.д.
8. Инструментовка (пользование инструментом). Представить движение с дополнительным использованием различных частей тела (одной или нескольких одновременно)
9. Сила. Изменить количество силы, с которой выполняется движение. Например, сделать с большой силой от начала до конца. Повторить еще раз с очень маленькой силой, нежно, слабо. Нужно быть уверенным, что изменяется только сила.
10. Фон. Изменить положение других частей тела и повторить основную тему. Позволить этим частям тела делать что-нибудь в то время, когда идет основная тема. Можно использовать партнеров.
11. Инсценировка. Показать тему в разных местах зала и/или развернуться лицом, боком или по диагонали к основному направлению.
12. Орнамент (украшение). Может быть украшением само движение или часть тела, вовлеченная в движение, может придавать орнамент.
13. Изменение плана/уровня. Изменить тему в различном плане: в горизонтальном, вертикальном, сагиттальном. Сделать тему на другом уровне: верхнем, среднем или нижнем.
14. Добавление и изменение. Добавление: во время исполнения основной темы одновременно выполнить любой вид прыжка, поворота или локомоторного движения (бег, скольжение). Изменение: переделать главную тему в прыжок, поворот или локомоторное движение. Можно использовать перемещения.
15. Фрагментация. Использовать только часть темы (любую часть).
16. Комбинация. Использовать любые варианты из приведенных выше, применяя их одновременно. Можно комбинировать сходные (быстрее и меньше) и различные (быстрее и больше). Можно комбинировать три или четыре манипуляции одновременно (фрагментация, инверсия, украшение или инверсия, ретрограция, замедление и изменение фона).
Приложение 2
МЕТОДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В современной хореографии широко применяются разнообразные методические приемы общепринятых словесного, наглядного и практического методов, а также вспомогательные методы: страховки и помощи, идеомоторный и музыкальный.
Методы | Методические приемы | Примечание |
1. Словесный | Команды и распоряжения. Указания и инструктаж. Описания и объяснения. Пояснения и сравнения. Обсуждение и оценка. Убеждение и принуждение. Самоотчеты и самооценки. Лекции и беседы. | Эффективны эмоциональные сигналы. Максимально кратко и точно. Объяснения предпочтительнее описания. Целесообразны образные сравнения. Убеждение предпочтительнее принуждения. Эффективны графические отчеты. |
2. Наглядный | Показ тренера и танцовщиц. Фото и видео показ. Графическое изображение. | Виды показа: целостный, фрагментарный, имитирующий, контрастный, утрированный, разноракурсный. |
3. Практический | Целостного и расчлененного танца Упрощенного и усложненного танца Стандартных и переменных комбинаций Игровой, круговой и соревновательный. | Эффективен контроль исходных и промежуточных положений. У опоры, с поддержкой, за лидером, «с горки», «в горку» и др. Меняются условия и количественные компоненты движений. По принципу: кто больше, дальше, быстрее, лучше. |
4. Страховки и помощи | Физической помощи:
| Виды: фиксация,
|
Ориентировочной помощи:
| Виды: зрительные ориентиры,
| |
5. Идеомоторный | Представление. Мысленное воспроизведение. Мысленная тренировка. | При разучивании, отработке, перед оценкой, в период вынужденной неподвижности. |
6. Музыкальный | Выполнение заданий в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты. | Позволяет правильно расставить акценты в движениях, подсказывает время приложения усилия и относительного расслабления мышц. |
Приложение 3
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности танцовщицы как гражданина и как целеустремленной воспитанницы, преданной своему любимому виду творчества. Отсюда — задачи, решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера-преподавателя: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в хореографии, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование здоровых интересов и потребностей, привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности, других гражданских качеств.
Процесс воспитания – это процесс непрерывного систематического взаимодействия педагога и обучающихся. Это проявляется и в процессе обучения и во внетренировочной работе. Яркие массовые мероприятия не могут изменить поведение обучающихся, нужна непрерывная, кропотливая работа тренеров-преподавателей, чтобы выработать устойчивые привычки.
Цель воспитательной работы – правильно сориентировать формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций обучающихся
Воспитательная работа с юными танцовщицами проводится в соответствии с планом и программой, утвержденным директором школы, в процессе тренировочных занятий, концертных программ, а также в свободное от учебных занятий время.
Нравственное воспитание включает в себя формирование коллективизма, дружбы и товарищества, достоинства и чести, чувства долга и ответственности, дисциплинированности, скромности и требовательности к ce6e, культуры поведения.
Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, в том числе творческого, стремления добиваться высокого качества труда, социальной активности и самостоятельности.
Эстетическое воспитание служит гармоническому развитию личности, тонко чувствующей прекрасное в жизни, спорте, хореографии.
Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя,
- высокая организация учебно-тренировочного процесса,
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества,
- дружный коллектив обучающихся,
- бережное и вдумчивое отношений к традициям коллектива,
- система морального стимулирования,
- наставничество опытных мастеров - хореографов.
Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступающих,
- проводы выпускников,
- просмотр (в том числе и телевизионный) ярких танцевальных событий и их обсуждение,
- концертная деятельность учащихся и ее анализ,
- регулярное подведение итогов учебной и творческой деятельности учащихся,
- проведение тематических праздников,
- встречи со знаменитыми мастерами хореографии,
- экскурсии, культпоходы в театр, музеи, бассейны, на выставки,
- тематические диспуты и беседы,
- трудовые сборы, субботники,
- оформление стендов, стенгазет.
Приложение 4
Педагогический мониторинг
образовательного процесса
Контроль за уровнем подготовленности обучающихся
В хореографии система предъявления результатов образовательной деятельности представлена в виде концертно – конкурсных программ и фестивалей разных уровней.
Педагогический контроль за подготовкой танцовщиц является средством обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности.
Контроль за состоянием тренированности обучающихся - одно из главных звеньев в системе подготовки. Выделяют три состояния воспитанника:
- этапное (перманентное) состояние, сохраняющееся относительно долго - недели, месяцы,
- текущее состояние, изменяющееся под влиянием одного или нескольких занятий и определяющее характер ближайших тренировок и величину нагрузок,
- оперативное состояние, крайне преходящее, изменяющееся под влиянием однократного выполнения физических и хореографических комбинаций и упражнений.
В соответствии с этим выделяют три основные разновидности контроля за состоянием спортсмена:
- этапный контроль - оценка этапного состояния (подготовленности) танцовщицы,
- текущий контроль - определение повседневных колебаний в состоянии,
- оперативный контроль - экспресс-оценка состояния воспитанника в данный момент.
Особое внимание уделяется результатам этапных контрольных испытаний, т.к. на их основе определяется направленность тренировочного процесса на длительные отрезки времени. Основная задача этапного контроля - определение уровня подготовленности учащихся, на основании которого составляются перспективные (этапные) планы подготовки. Этапный контроль предполагает регистрацию результатов в конкурсных испытаниях в начале и в конце определенного этапа (периода) тренировочного процесса. Длительность этапа колеблется от 2-5 микроциклов до 1 года.
Кроме этого, этапный контроль осуществляется с помощью тестов, результаты которых мало зависят от повседневных колебаний в состоянии учащихся. В целях объективного определения перспективности юных танцовщиц и своевременного выявления недостатков в их подготовке в коллективе ежегодно в конце учебного года проводится комплексное тестирование.
Программа комплексного обследования должна включать оценку:
- морфотипических (внешних) данных,
- хореографической подготовленности,
- физической подготовленности,
- технической подготовленности,
- композиционно-исполнительской подготовленности,
- функциональной подготовленности.
В процессе обследования все учащиеся должны находиться в равных условиях: иметь возможность размяться, начинать по жребию, при необходимости получить дополнительную попытку.
Осуществлять оценку должны наиболее квалифицированные, опытные и, что очень важно, объективные специалисты.
Диагностика воспитанности
Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, необходимо изучать воспитанность личности обучающихся.
Воспитанность обучающихся – показатель эффективности и качества образовательного процесса. Ее повышение есть одновременно и задача и результат.
Под воспитанностью подразумевается свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие. Качества личности представляют устойчивые состояния деятельности, в обобщенной форме выражают и характеризуют ее отношение к обществу, коллективу, общественно полезному и учебному труду, к товарищам, к самому себе. Качества личности являются показателями воспитанности.
Определение уровня воспитанности представляет собой тестирование, где тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение обучающегося в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.
Признаки разных уровней воспитанности качеств являются ключом для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности.
Очень низкий уровень воспитанности характеризует нравственную невоспитанность обучающегося: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, самоорганизация и саморегуляция не развиты.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативны.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по группе еще не проявляется.
Показателем высокого уровня является наличие устойчивого положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением активной позиции.
При диагностике воспитанности обучающихся можно использовать методы опроса, наблюдения, беседы, анкетирования, столкновения взглядов и позиций, социометрического выбора, ранжирования, интервью и др.
Через диагностику тренер-преподаватель может установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Эта работа побуждает тренера-преподавателя вникнуть в вопросы психологии личности, лучше понимать воспитанников и помогает развивать у обучающихся стремление к самовоспитанию.
Процедура диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных признаков изучаемых объектов (обучающихся) и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Для анализа воспитанности обучающихся предлагаю диагностическую программу по методике В.П.Лариной.
Диагностическая программа
изучения уровня воспитанности обучающихся
Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
1.Решительность | 1.Умение своевременно принять обоснованное решение, при необходимости немедленно 2.Умение прекратить осуществление принятого решения по объективной причине. 3.Деятельность подчинена общественно значимой цели. | Выполняет первое и второе требование, но требует помощи во втором в поиске объективной причины. | Не выполняет второе и третье требование |
2.Самостоятельность | 1.Умеет найти решения задачи, выполняет задание (дела) без помощи со стороны. 2.Готов взять на себя ответственность при выполнении задания (дела). 3.Независим в принятии решения. | Присутствуют первое и второе, но в первом требует помощи со стороны. | Слабо проявляется или совсем не проявляется второе или третье. |
3.Инициативность | 1.Способен выдвигать идеи и предположения для выполнения общественно значимых заданий (дел). 2.Включается энергично, быстро в любое задание (дело). 3.Побуждает к деятельности других. | Отсутствует третье требование. | Слабо проявляются первое или второе требование. |
4.Отзывчивость | 1.Помогает людям по своей инициативе. 2.Сочувствует беде. 3.Понимает состояние другого. | Присутствуют первое и третье требование, в первом оказывает помощь по указанию. | 1.Оказывает помощь по указанию. 2.Вообще не учитывает состояние другого. |
5.Правдивость | 1.Всегда выполняет обещания. 2.Добровольно признается в проступках. 3.Требует правдивости с других. | Выполняет первое и третье требование, но не всегда второе. | 1.Не всегда выполняет обещания. 2.Признается только вынужденно. 3.Не искренен. |
6.Скромность | 1.Одежда соответствует виду деятельности. 2.В общении не высокомерен. 3.Требует эти качества с других. | Выражено слабо или отсутствует. | 1.Не скромен в одежде. 2.Держится высокомерно. |
7.Сообразительность | 1.Быстро находит решение в нестандартной ситуации. 2.Находит выход из любого положения. 3.Быстрое протекание мыслительных операций. | Третий показатель выражен слабо или отсутствует. | Требует помощи при первом и втором. |
8.Эрудиция | 1.Проявляет интерес к различным видам деятельности. 2.Применяет знания в этих областях. | Выполняет первое и второе не полностью. | Выполняет первое и второе незначительно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Русский народный танец" объединения "Хореография"
Программа рекомендована детям 7-12 лет. Направленность художественно - эстетическая.Уровень образования основное общее. Срок реализации 3 года....
Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе"
Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер...
Образовательный модуль к основной дополнительной образовательной программе «Грузинская народная хореография» на летний период. 2015 г.
Основная цель данного модуля - организация досуговой деятельности детей в период летних каникул, удовлетворение воспитательных и образовательных потребностей воспитанников, обучающихся по программе &l...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9-х классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9 -х классов...