Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования
статья по теме

Кузнецова Валентина Сергеевна

Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ios_sootvetstvuyushchey_fgos.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Валентина Сергеевна, МБОУ Тюменцевская СОШ

Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ООО. Проблемы.

      За основу понятия ИОС  возьмем ее определение в Стандарте (Фрагмент федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. № 1897):

 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, 
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

                            ИОС должна также включать:

  • компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных  задач с применением ИКТ,
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной  информационно-образовательной среде,
  •  службу поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная  среда образовательного учреждения должна обеспечивать: 

  • информационно-методическую поддержку образовательного  процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного  обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

ИОС – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования.

ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивидуальности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации. Информационно-образовательная среда – это педагогическая система  

плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы: финансово-экономическая, материально-

техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.        Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго

поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды

учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства.

В новых Стандартах прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования). Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:

  • обеспечивающей достижение целей основного общего образования,
  • его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

         Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность перехода на новые образовательные стандарты, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса. Важную роль в этом процессе играет информационная образовательная среда школы, которую можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Информационная образовательная среда создает условия для:

  • индивидуализации учебного процесса,
  • создания ситуации успешности учащихся,
  • реализации деятельностного подхода,
  • организации коллективной деятельности и работы в учебном сотрудничестве,
  • ориентации  на самообразование,
  • социализации учащихся,
  • обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса,
  • обеспечения разноуровневости содержания образовательного ресурса,
  • обеспечения гибкости организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

ИОС образовательного учреждения (в контексте ФГОС) включает:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

  • Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. 

Отличительная черта ИОС, создаваемой в современных условиях:

  • «автономность» учащихся в процессе учения (настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д.)
  • возможность организации  процесса учения вне класса и даже школы.

Проблемы и затруднения при создании ИОС

  • На первый план ставятся современные средства и ресурсы ИКТ, а традиционные (бумажные) средства отодвигаются на задний план
  • Не обоснованное использование современных средств и ресурсов ИКТ на каждом уроке
  • Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета требований СанПина (по времени, оформлению, содержанию).
  • Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета их возможностей.
  • Не умение грамотно организовать на уроке работу учеников с бумажными и электронными ресурсами, как с единым целым.
  • Выявляется не умение учителями правильно оформлять, создаваемые ими ресурсы (не учитываются технические требования к создаваемым документам, презентациям,  электронным рабочим страницам)
  • Создаваемые в школе электронные ресурсы используются только  в пределах данного учебного учреждения, без учета возможностей глобальной сети.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но её конечный результат принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное – мы вырастим образованного и достойного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике ( 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Рабочая программа по математике (5 класс,  УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов). Составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования

Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...