Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей ФГОС основного общего образования
статья по теме
Данная статья содержит определение ИОС основного общего образования, перечень условий, которые создает ИОС, проблемы и затруднения при создании ИОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ios_sootvetstvuyushchey_fgos.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова Валентина Сергеевна, МБОУ Тюменцевская СОШ
Развитие информационно-образовательной среды, соответствующей требованиям ФГОС ООО. Проблемы.
За основу понятия ИОС возьмем ее определение в Стандарте (Фрагмент федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897):
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
ИОС должна также включать:
- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ,
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде,
- службу поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
ИОС – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования.
ИОС школы – это сочетание конкретных условий и индивидуальности учащихся, особенностей их развития и саморазвития, интересов и мотивации. Информационно-образовательная среда – это педагогическая система
плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы: финансово-экономическая, материально-
техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента. Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго
поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды
учебного заведения, которая в свою очередь станет элементом регионального образовательного пространства.
В новых Стандартах прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования). Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
- обеспечивающей достижение целей основного общего образования,
- его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
Основополагающим фактором, обеспечивающим успешность перехода на новые образовательные стандарты, является системность подготовки и комплексность всех видов обеспечения введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование и сопровождение всех участников образовательного процесса. Важную роль в этом процессе играет информационная образовательная среда школы, которую можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.
Информационная образовательная среда создает условия для:
- индивидуализации учебного процесса,
- создания ситуации успешности учащихся,
- реализации деятельностного подхода,
- организации коллективной деятельности и работы в учебном сотрудничестве,
- ориентации на самообразование,
- социализации учащихся,
- обеспечения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса,
- обеспечения разноуровневости содержания образовательного ресурса,
- обеспечения гибкости организационной структуры обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
ИОС образовательного учреждения (в контексте ФГОС) включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
- Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Отличительная черта ИОС, создаваемой в современных условиях:
- «автономность» учащихся в процессе учения (настойчивость, целеустремленность, развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы и т.д.)
- возможность организации процесса учения вне класса и даже школы.
Проблемы и затруднения при создании ИОС
- На первый план ставятся современные средства и ресурсы ИКТ, а традиционные (бумажные) средства отодвигаются на задний план
- Не обоснованное использование современных средств и ресурсов ИКТ на каждом уроке
- Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета требований СанПина (по времени, оформлению, содержанию).
- Использование современных средств и ресурсов ИКТ без учета их возможностей.
- Не умение грамотно организовать на уроке работу учеников с бумажными и электронными ресурсами, как с единым целым.
- Выявляется не умение учителями правильно оформлять, создаваемые ими ресурсы (не учитываются технические требования к создаваемым документам, презентациям, электронным рабочим страницам)
- Создаваемые в школе электронные ресурсы используются только в пределах данного учебного учреждения, без учета возможностей глобальной сети.
Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа, в ходе которой могут возникнуть трудности и проблемы. Но её конечный результат принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное – мы вырастим образованного и достойного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике ( 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов) в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.
Рабочая программа по математике (5 класс, УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов). Составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
Рабочая программа по математике 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.
Программа расчитана на работу по учебнику "Математика-5" под редакцией Виленкина Н.Я. ....
Презентация "Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования"
Схема построения рабочей программы по математике для 5 класса...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования
Рабочая программа по физике для 7-9 классов в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования...
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...