Доклад на педагогический совет
материал по теме

Небесная Ольга Владимировна

Доклад на тему: "Создание условий для успешной адаптации учащихся с учётом требований ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc84 КБ
Office presentation icon pedsovet2013.ppt871 КБ

Предварительный просмотр:

ГОАУ НПО СПЛ № 2 отделение №2.

Доклад на педагогический совет

«Создание условий для успешной
адаптации и профессиональной мотивации обучающихся с учетом требований ФГОС».


                        Докладчик:  Небесная О.В. преподаватель спец.дисциплин.

с. Тамбовка,2013.

   В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу отмечено, что сложившаяся система образования в стране не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

   В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Кризис системы профессионального образования вызван целым рядом факторов, выделяют особо значимые:

-возросший спрос на качество  профессионального образования;

-постоянно меняющиеся условия жизни;

-необходимость формирования профессионального мышления, активности, ответственности, устойчивой профессиональной мотивации будущих специалистов для обеспечения их готовности к профессиональной мобильности и социальной адаптивности;

-инертность и консерватизм сферы профессионального образования, ее неадаптированность к социокультурной динамике;

-неэффективность педагогического труда;

- слабая разработанность технологий профессионального обучения.

Модернизация  образования требует подготовки нового поколения исследователей, высококвалифицированных специалистов, способных к осуществлению практической деятельности в условиях рыночной экономики. Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.

Компетентностный подход в основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

   В 1992 году в системе образования Российской Федерации впервые появилось понятие «государственные образовательные стандарты» (ст.7 Закона РФ «Об образовании») , представляющие собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание профессиональных образовательных программ и создающих основу для обеспечения требуемого качества подготовки специалистов.

В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке:

 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки выпускников.

появились ГОС первого (1994 г.) и второго (2000 г.) поколений. Для новой системы  образования разработаны новые (третьего поколения) государственные образовательные стандарты, названные Федеральными – ФГОС.

Условно весь процесс стандартизации системы образования можно разделить на:

- стандарты первого поколения - 1994-2001 г.г.

- стандарты второго поколения - 2002-2008 г.г.

- стандарты третьего поколения - с 2009 г.

На основании изучения литературы по стандартизации образовании, к существенным изменениям стандартов третьего поколения можно отнести:

  •  Изменение процедуры принятия стандартов.
  •  Смену знаньевой парадигмы на компетентностную, в дополнение к деятельности «понимать», «знать», «уметь» добавлены профессиональные действия, основанные на компетентностном подходе.
  • Скорректированы формы обучения.
  •  К основным видам деятельности выпускника добавлены основные виды профессиональной деятельности.
  •  Внесены изменения в минимум содержания основной образовательной программы: сокращен перечень обязательных к изучению предметов, обязательным для изучения являются курсы психологического общения и безопасности жизнедеятельности.
  •  Обучение предложено по циклам с одновременным представлениям в рамках одного стандарта базового и повышенного уровней.
  •  Изменены требования к  педагогическим кадрам, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
  •  Расширен перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, к перечню добавлены - полигоны, студии, читальные залы.
  •  Изменены формы итоговой аттестации обучающихся и выпускников.

В июне 2007 г. по указанию Президента был разработан и утвержден макет профессионального стандарта. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь ФГОС должны включать 3 вида требований:

 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС  принципиально отличаются от своих предшественников. Основное отличие ФГОС от ГОС в том, что в них прежде всего определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общие и профессиональные) выпускника. ФГОС  определяют необходимость разработки компетентностно-ориентированных образовательных и учебных программ, результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых компетенций.

На основе анализа литературных источников мы выделили основные принципы, заложенные в макет Федерального государственного образовательного стандарта:

  •  ФГОС разрабатывается по направлению подготовки в целом (направление подготовки рассматривается как совокупность образовательных программ различного уровня и типа, объединяемых на базе общности их фундаментальной части). В зависимости от профиля образовательной программы выпускнику по окончании вуза присваивается квалификация.
  •  ФГОС не предусматривает деления на федеральный, национальный и  региональный  компоненты.
  •  Требования к результатам освоения ООП подготовки специалистов устанавливаются в форме компетенций.
  •  Вместо требований к обязательному минимуму содержания ООП устанавливаются требования к их структуре. Циклово-модульная структура ООП ориентирована на результаты обучения и должна иметь четкую связь с компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся.

Сущность понятия компетенция заключается в его комплексном характере - интеграции знаний, умений, ценностей, установок и отношений, которые являются равнозначно важными для осуществления трудовой деятельности. Центральный аспект компетенции - способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе  единства знаний, умений, опыта, отношений и т.д.

Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности. Знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом существования в обществе, основанном на знаниях, в котором нам предстоит жить.

Умение предполагает целенаправленное выполнение действия (задания).

Под отношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать только тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Таким образом, понятия компетенций значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Во ФГОС нового поколения в основные термины включены положения, определяющие понятия «компетенции», «общекультурные» и «профессиональные» компетенции. Учитывая данный категориальный аппарат ФГОС нового поколения, следует обратить внимание и на категории, являющиеся органическим его продолжением.

Общие (общекультурные)  компетенции - совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Профессиональные компетенции - способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентностью специалиста - это интегральная характеристика, которая определяет его умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях.

Создание условий для успешной адаптации обучающихся с учетом требований ФГОС.

   Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

    Профессиональное обучение приходится преимущественно на подростковый и юношеский возраст, в этот период идет активный процесс социализации, то есть процесс включения в структуру общества. Развитие обучающихся  связано, прежде всего, с реализацией их потенциалов. Реализация возможностей происходит в деятельности - учебе, ориентированной на выполнение обучающимися  практических заданий, которые формируют профессиональные навыки.

Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося, которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития обучающихся

Однако необходимо подчеркнуть, что система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития обучающихся  является эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития. Приоритетные направления работы связаны с определенными периодами профессионального обучения. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими не только личностное, но и профессиональное развитие обучающихся

Работа по сопровождению проводится в учреждениях профессионального образования и разворачивается по следующим направлениям:

1 направление - адаптация первокурсников.

Усилия педагогических работников, направленные на обеспечение профессиональной адаптации учащихся и студентов, в основном носят эпизодический, нецеленаправленный характер, формирование норм профессиональной деятельности и поведения, как правило, не рассматривается в качестве целей профессионального обучения и воспитания.

Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников.

Задачи:

1.выявление уровня актуального психологического развития обучающихся

2.оценка уровня мотивации к выбору данной профессии и потенциальных способностей;

3.формирование устойчивой мотивации учебной деятельности;

4.содействие социально-психологической адаптации в новом коллективе;

5.сплочение коллектива учебной группы.

Формирование мотивации и ценностных ориентаций в период профессионального обучения является неотъемлемой частью развития личности учащегося. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту, выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Учебно - профессиональная мотивация в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает новое, приоритетное значение.

сильные и слабые учащиеся отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система  отбора, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей.  Те, кто попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации. Одну из ведущих ролей в формировании личности учащихся начинает играть система внутренних побуждений  к учебно-познавательной деятельности. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.

Содержание работы: психологическая диагностика; социологические опросы;

проведение часов общения в группах; консультации для классных руководителей  первокурсников на тему:

«Психологические особенности подросткового и/или юношеского возраста», «Социально-психологическая дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; выступления на педагогическом совете и родительских собраниях по проблеме. Консультативная работа, которая может проводится как после диагностики, так и по запросу, и направлена на решение вопросов в индивидуальном плане. Данный вид работы на данном этапе направлен на создание оптимального взаимодействия в системе преподаватель - обучающийся.

2 направление - жизненное самоопределение.

Цель: формирование продуктивного стиля жизни.

Задачи:

1.отслеживание уровня эмоциональной комфортности в профессиональном обучении;

2.создание условий для более полного раскрытия индивидуально-психологических возможностей каждого обучающегося  при реализации программы подготовки к профессиональной деятельности;

3.развитие психологической компетентности у обучающихся (студентов)

4.профилактика отклоняющегося поведения;

5.содействие ориентации в способах достижения жизненных целей.

Содержание работы: Развивающая работа - направлена на развитие групповой сплоченности, полноценные групповые отношения, а также развитие коммуникативных навыков.  Данный вид работы представлен освещением важных психологических вопросов обучающимся, данная информация поможет ускорить процесс развития групповых навыков работы, организации бесед о проблемах зависимостей; участии в работе совета профилактики; реализации программы курса «Психология здоровья».

3 направление - профессиональное самоопределение. Вся деятельность  направлена на помощь в формировании профессионального опыта. Особенное внимание уделяется именно сопровождению в профессиональной деятельности, происходит отработка уже полученных навыков и умений.

 Цель: дальнейшая профессионализация.

Задачи:

1.содействие формированию профессиональных целей и способностей к их реализации;

2.развитие профессиональных компетенций;

3.создание условий для реализации психологических индивидуально - личностных возможностей;

4.отслеживание формирование профессионального опыта и профессиональных качеств у конкретных учащихся;

5.отслеживание процессов самореализации в процессе и процесс возникновения трудностей при этом.

Содержание работы: мероприятия состоят в реализации программы курса «Психология конкурентоспособности» и участии в педагогических советах по вопросу динамики социально-психологической комфортности обучающихся в период обучения, тренинговые работы с коллективами, направленные на выработку навыка работы в команде.

4 направление - работа по повышению конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования на рынках труда, содействие их трудоустройству,

Цель: способствовать адаптации выпускников к жизненным изменениям, работа проводится на последних этапах обучения или после процесса обучения.

Задачи:

1.помощь в построении портфолио;

2.информирование студентов, выпускников о состоянии рынка труда и трудоустройстве бывших обучающихся (студентов);

3.сотрудничество с работодателями для определения требований к выпускникам

Содержание работы: проведение ярмарок вакансий и дня открытых дверей; презентации специальностей; проведение тренингов эффективного общения: тренинг уверенного поведения в межличностном общении; тренинг личностного роста; коммуникативные тренинги; тренинги постановки целей и их достижения.

Мы выделили задачи психолого-педагогического сопровождения  в соответствии с требованиями ФГОС:

1.Социальные:

- учить осознанию значимости самостоятельности в жизни;

 -помогать усвоению инновационных норм и образцов социального опыта (общения, способов действия, поведения и т.д.);

 -помогать формированию самостоятельности как механизма социальной адаптации.

2. Педагогические:

учить оптимистическому преодолению затруднений в процессе обучения;

закреплять у учащихся преобладание стремления к успеху над стремлением избегать неуспеха;

нацеливать на академическое самообразование и самовоспитание не только в учебном заведении, но и в процессе всей жизни;

обеспечивать эмоциональную насыщенность жизни обучающихся,  стиль жизни коллектива

3. Психологические:

-формировать положительную учебную мотивацию, познавательный интерес;

-побуждать к проявлению субъектной позиции;

-учить всем видам рефлексии;

-ориентировать в реальном учебном процессе на перспективу с позиции самореализации;

-изменять позицию по отношению к учебной деятельности.

4. Организационные:

-создавать условия для успешного взаимодействия;

-создавать условия, обеспечивающие освоение, усвоение и присвоение  продуктивных приемов учебной деятельности;

-развивать методы, средства, приемы познавательной деятельности;

-развивать творческий подход к усвоению опыта самостоятельности.

5. Дидактические:

-развивать общеучебные умения и навыки, способствующие осознанию технологических процедур интеллектуального труда;

-обучать  приемам самостоятельной учебной деятельности;

-помогать в приобретении опыта в сфере профессиональной компетентности.

6. Технолого-методические:

-отбирать эффективные  методы и приемы  учебной деятельности;

-обучать приемам и техникам самореализации;

-создавать атмосферу доброжелательного взаимодействия;

-совершенствовать компьютерно-программные навыки.

Команда преподавателей образовательной программы с учетом требований ФГОС:

·определяет цели самостоятельной работы на основе компетентностного подхода;

·планирует самостоятельную работу учащихся в рамках образовательной программы по модулю;

·согласовывает виды самостоятельной работы в рамках различных учебных курсов;

·устанавливает связь материала со смежными теоретическими курсами, между теоретическими знаниями и практикой;

·устраняет дублирование учебного материала и заданий;

·разрабатывает технологическую карту выполнения самостоятельной работы;

·составляет методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельной работы;

Таким образом, вслед за другими исследователями, мы считаем, что повышения роли организации самостоятельной работы предполагает следующие направления деятельности преподавателя:

-переработку учебных планов и программ с целью увеличения доли самостоятельной работы учащихся над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств;

-оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность труда преподавателей, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

-совершенствование системы текущего контроля работы студентов, введение кредитно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

-совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Учебные программы проектируются по модулям и сопровождаются учебно-методическими пособиями, которые составляют комплект материалов для каждого учебного модуля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Доклад к педагогическому совету Итоговая аттестация: что день грядущий нам готовит?

Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование...

Доклад к педагогическому совету

Этот материал поможет шире узнать об экологическом воспитании в дошкольных учреждениях.....

доклад на педагогическом совете

Технология проектирования социально-значимых дел на опыте  проведения акций милосердия...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...