ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"
статья по теме
Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современный подход преподавания в воспитании конкурентоспособного специалиста
За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Если раньше были востребованы узко специализированные умения и навыки, то сегодня необходимы специалисты, владеющие широким спектром видов профессиональной деятельности, способные пользоваться компьютерными программами, владеющие знаниями по экономике, готовые к изменению характера и содержания труда.
В концепции российского образования отмечается необходимость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе профессиональных рабочих и специалистов среднего звена.
В условиях динамизма, комплексности, масштабности и неопределенности функционирования общества остро встает вопрос об изменении целей образования. В последние десятилетия, как отмечают специалисты, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «востребованность» на понятия «компетенция», «компетентность» и звучит призыв использовать в образовательном процессе компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования, выражающемся в способности человека действовать при различных проблемных ситуациях, а не просто иметь сумму усвоенной информации.
Ни начальное, ни среднее профессиональное образование пока еще не осуществили переход на компетенции, которые позволяют измерить соответствие работника требованиям рабочего места, учет которых обеспечивает гибкость образовательных траекторий, возможность более оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения работников при переходе их с одного рабочего места на другое. Ныне используемые для обучения стандарты и образовательные, материалы не ориентированы на результат обучения, не соответствуют современным требованиям, не отражают запросам работодателей. Поэтому реально встает проблема модернизации структуры и содержания существующих учебных материалов (стандартов, программ) и переходу к учебным материалам нового поколения на модулъно-компетентностной основе, ориентирующим подготовку специалистов на результат.
Принципами эффективной системы профессионального образования (ПО) в наше время должны стать следующие.
1. Ориентированность на спрос со стороны рынка труда. Содержание обучения должно отвечать потребностям работодателей и основываться на анализе потребностей в умениях.
2. Гибкость. В современной ситуации уже невозможно освоить какую-либо профессию или специальность раз и навсегда. Постоянно сокращается жизненный цикл профессий и специальностей, знаний и умений, которые постоянно обновляются и совершенствуются. В результате резко возрастает потребность в программах повышения квалификации и переподготовки. Нужны технологии, позволяющие быстро разрабатывать требуемые программы/курсы или вносить изменения в действующие программы обучения. Гибкая система ПО позволит самим обучающимся учитывать результаты предыдущего обучения.
3. Прозрачность. Система должна быть прозрачной и понятной для работодателей. Только в этом случае они смогут активно участвовать в ее развитии. Прозрачность означает, что программы обучения следует ориентировать на освоение компетенций, т.е. на результат обучения, поскольку указание на количество часов для изучения дисциплины не отражает, что же реально будет уметь делать человек, освоивший программу.
Особенности традиционного ПО и ПО, основанного на компетенциях
В таблице 1 показаны основные различия между традиционным ПО и ПО,
основанном на компетенциях и ориентированном на результат.
Таблица 1
Характеристика | ПО, основанное на компетенциях | Традиционное ПО |
Стандарты (основное содержание) | Ориентированность на потребности сферы труда (на реальную трудовую деятельность) | Требования, устанавливаемые системой образования (количество часов). |
Учебная программа | Модульная программа строится гибко в виде горизонтального и/или вертикального набора модулей на базе теоретической подготовки в данной области компетенции или на основе предыдущего трудового опыта в соответствии с потребностями обучения. | Целостная программа по профессии (специальности) обучения. Строится как набор теоретических . и практических дисциплин, ориентирована на общие подходы и методы в профессиональной деятельности. |
Методы обучения | Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, включая и проектную работу. Преподаватель становится организатором процесса обучения и консультантом в ходе выполнения работ студентами; он заинтересован быть в курсе изменений и тенденций развития предметной области. | Лекции, демонстрации, объяснение. Преподаватель является транслятором знаний, излагающим информацию, предложенную учебниками; у преподавателя отсутствует стимул обновлять программу обучения, повышать собственную квалификацию. |
Оценка | «Умеет/не умеет делать что-то» -оценка освоенных компетенций. Может быть проведена с участием внешних экспертов или на рабочем месте. Методика позволяет выявить несоответствие (недостаточные умения) демонстрируемых компетенций задачам модуля в конкретной области. | Отметки, зачеты, «неуды», оценка посещаемости занятий. Методика не позволяет вернуть обучающегося к дополнительной подготовке в области конкретных умений. |
Продолжитель ность програм мы обучения | Гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося. | Строго установленная продолжительность курса обучения. |
Реализация обучения | Разнообразие методов и мест освоения. | В основном на базе учебного заведения. |
В таблице 2 эти особенности представлены по классификационным параметрам для трех периодов становления ПО: традиционные, современные и новые педагогические технологии.
Таблица 2
Классифика ционные параметры | Традицион ные педагоги ческие технологии | Современные педаго-гические технологии | Новые педагогические технологии | |
1. Целевое на значение | Дать готовые знания. | Дать готовые знания, сформировать умения, навыки. | Развивать познавательные, творческие способности уча щихся, формировать знания, умения, навыки, привычки, качества личности, поведение. | |
2.Особенности деятельности учителя | Объясняет, рассказывает, приводит примеры, контролирует. | Объясняет, рассказывает, приводит примеры, дает задания для самостоятельной работы, организует ее и контролирует выполне ние заданий и знания. | Обеспечивает методически работу учащихся, управляет их деятельностью, формирует потребность в приобретении знаний, умений, навыков, желание учиться всю жизнь. | |
3. Особенности деятельности учащихся | Деятельность репродуктив ная: слушают, читают, запоминают, пересказыва ют (воспроизводя т инфор мацию). | Деятельность репродуктивная и частично поисковая, поисковая, исследо вательская | Деятельность репродуктивная, исследовательская и проектировочная (анализируют, моде лируют, конструируют, изобретают). | |
4.Преобладающие организационные формы обучения | Фронтальные (лекции, классические уроки). | Групповые фронтальные (активные формы обуче ния) | Парные, групповые, коллективные, индивидуально-обосоленные. | |
5 .Преобладающие методы преподавания | Объяснительн о-иллюстра-тивный (лекция, | Проблемные, проблемно-поисковые. | Эвристические | |
объяснение, рассказ, сообщающая беседа). | ||||
6.Преобладающие методы учения | Репродуктивн ый (воспроиз ведение, лабораторные работы по заданным описаниям порядка их выполнения. | Частично поисковый, поисковый. | Исследовательский, поисковый, моделирования, конструирования, изобретения. | |
7.Преобладаю-щие формы контроля | Фронтальная контрольная работа, устный опрос. | Дифференцированный зачет, дифференцирован-ные контрольные задания. | Индивидуальные задания. | |
8.Преобладающие принципы обучения | Научности, последователь ности, систематично сти, доступности, наглядности, от простого к сложному и т.д. (по ЯЛ. Коменскому) | Дифференциации, гума низации обучения и все прочие, соответствующие традиционным педагогическим технологиям. | Здоровьесбережения, личностно ориентированного образования, развивающего обучения, принципы дифференциации, индивидуализации, гуманизации обучения. | |
^Предполагаемый результат | Знания | Знания, умения, навыки. | Умение проектировать, конструировать, изобретать, самос тоятельно находить новые способы решения задач, самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. |
В таблице 3 даны особенности традиционного и развивающего обучения
Таблица 3
Параметры сравнения | Традиционная педагогика | Развивающая педагогика | |||
1 .Цель. Интеграционная характеристика | Передача знаний, умений и навыков, вооружение знаниями, умениями и навыками. | Развитие способностей. | |||
2. Девиз | Школа памяти. | Школа мышления. «Не навреди», «Я вместе с вами». | |||
3. Характер и стиль взаимодействия | «Делай как я», «Я над вами». | Субъект-субъектный, демократичность, открытость, | |||
диалогичность, рефлексивность. | |||||
4. Формы организации | Субъект-объектн ый, авторитарность, закрытость, монологичность, отсутствие рефлексии. | Групповые, коллективные. | |||
5. Методы обучения. Формула обучения. | Фронтальные, индивидуальные. Знание деятельность репродуктивная | Проблемные, рефлексивные. Знание деятельность поисковая. | |||
6. Функции учителя | Информационные, репродуктивные. | Поисковая, создание ситуации успеха. | |||
7. Позиция ученика | Заучивание, репродукция, деятель-ность по алгоритму. | Мыслительная деятельность. | |||
8. Позиция ученика | Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций; пассивность, отсутствие интереса. | Организатор сотрудничества, консультант, управленец, помощник; активность, наличие мотивации и интереса. | |||
9. Ведущий принцип | «Продавливания» | «Выращивания» |
В трех выше приведенных таблицах наглядно" показаны преимущества новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности, на формирование специалиста для новых условий жизни. При этом следует подчеркнуть, что ничего принципиально нового в педагогической науке не открыто. Нужно точно и разумно учитывать объективные закономерности для организации учебно-воспитательного процесса, провозглашенные еще Я.А. Коменским. Жизнь заставляет их соблюдать точно и неукоснительно, если хотим иметь хороший и прогнозируемый результат обучения.
В таблице 4 представлена краткая сущностная характеристика современных обобщенных педагогических технологий. Она позволит педагогу в обозримом виде оценить достоинства каждой из них и сделать для себя разумный выбор.
Таблица 4
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие | Последовательно и | Поисковые |
познавательной | целенаправленое | методы, | |
активности. | выдвижение перед | постановка | |
творческой | учащимися | познавательных | |
самостоятельности | познавательных задач, | задач, проблемные | |
обучаемых. | разрешая которые они | вопросы и | |
активно усваивают знания. | задания. | ||
Концентрированное обучение | Создание структуры уче бного процесса с учетом естественных психологи-ческих особенностей человеческого восприягия. | Глубокое изучение пред-метов за счет объединения взаимно связанных тем учебного материала в блоки. | Методы обучения, учи-тывающие психологиче-ские особенности человека и динамику работо способности учащихся. |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости обучения, приспособле-ние его к индивидуаль ным потребностям личности, уровню ее базо-вой подготовки. | Сам остоятельн ая работа учащихся с индивидуальной учебной программой по заданиям препо давателя и под его контролем. | Деятельностный, системный и инвариантный подходы, проблемный метод. |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебно-воспитательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. | Вовлечение обучаемых в различные виды деяте-льности. |
Дифференцированное обучение | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития инте-ресов и способностей. | Усвоение программного материала на разных планируемых уровнях, но не ниже обязательно-го (стандарт). | Методы индивидуально-го обучения. |
Активное (контекстное) обучение | Организация активности учащихся | Моделирование предметного и социального со держания будущей профессиональной деятельности. | Методы активного обучения. |
Игровое обучение | Обеспечение личностно- деятельностного характера усвоения знаний, формирования умений и навыков. | Самостоятельная позна-вательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации. | Игровые методы вовле-чения учащихся в творческую деятельность, приближенную к его будущей работе. |
Из выше приведенных таблиц видно, как меняется характер деятельности, педагога, его поведение и взаимоотношения с обучающимися. В таблице 5 показана роль совместных форм деятельности педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе с использованием новых, активных методов обучения.
№ п/п | Форма совместной деятельности | Психологическая функция |
1. | Введение в деятельность | Обеспечивает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности. |
2. | Разделенные между учителем и учеником дейст-вия | Вовлекают ученика в посильное осуществление операционально-исполнительной стороны решения задач и в выполнение некоторых не-обходимых для достижения результата действий, ведущих к получению продукта деятельности. |
3. | Имитируемые действия | Подвигают учеников к совместному поиску решения задач, к большей инициативе в ориентировочной и исследовательской сферах, ведущих к достижению продуктивного результата. |
4. | Поддержанные действия | Расширяют инициативу учеников, включая их в сферу контроля и оценки процессов и результатов решения, ставят перед выбором выдвигаемых учителем целей и определением смысла продуктивных задач. |
5. | Саморегулируемые действия | Направлены на достижение учениками взаимо- и самоконтроля по отношению ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач, включая и целеполагание в рамках спектра задач, заданного ранее учителем. |
6. | Самопобуждаемые действия | Связаны с выдвижением, обсуждением действия и принятием учениками новых целей и осознанным целеполаганием, а также с редукцией внешних и процессуальных форм контроля за достижением результата. |
7. | Саморегулируемые действия | Связаны с выдвижением и апробированием способов конструктивного сотрудничества и общения между всеми участниками решения продуктивных и творческих задач с активным изменением позиций участников во взаимодействиях. |
8. | Партнер | Определяется переходом к качественно новым отношениям с учителем и сверстниками на основе саморегуляции всех компонентов в структуре творческой деятельности организационно-исполнительскихщнтеллектуально коммуникативных и мотивационно-смысловых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста
В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации научно-исследователь...
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Влияние профессиональных и гражданских качеств...
Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"
Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья подготовлена дл выступления на областной конференции "Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда"....
Формирование конкурентоспособного специалиста через научно-исследовательскую работу
В методической разработке рассмотрены возможности развития способностей обучающихся и овладения ими профессиональными компетенциями при выполнении учебно-исследовательских работ...
Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого процесса. Семья является для ...
Выступление с докладом на педагогических чтениях педагогов Советского района на тему "Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка. Формирование коммуникативной компетенции».
quot;Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка. Формирование коммуникативной компетенции»....