Планы-коспекты показательных занятий
материал на тему
Знакомство с музыкальным искусством Мородовии.Осень в музыке,поэзии,живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany-kospekty_pokazatelnykh_zanyatiy.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Музыка Мордовии».
Цель: - сформировать представление школьников об особенностях мордовского музыкального искусства;
Задачи
Обучающая:
- познакомить с музыкой мордовского народа и ее своеобразным звучанием, народными музыкальными инструментами и традиционным костюмом мордвы - мокши Зубово – Полянского района.
Развивающая:
- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию в понимании музыкального образа ;
- развивать вокально-хоровые навыки и навыки выразительного исполнения;
- воспитывать чувства национальной гордости, интереса, любви и уважения к родному краю, мордовскому музыкальному искусству.
Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции учащихся, отличные от собственной.
Регулятивные:
- оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Материал: Г. Барков «Живи, Мордовия моя», Частушки «Вай, дувада!», мордовская народная песня «Луганяса келуня», «Левженский танец», видео мордовского танца, И.Сургаев «Семань ульцясь».
Ход урока.
1.Организационная часть.
Приветствие, посадка.
2. Сообщение темы и целей урока.
У. Мы продолжаем изучение темы четверти «Музыка моего народа». Ну, а какая тема сегодняшнего урока, расскажет следующая песня.
Барков Г. «Живи, Мордовия моя!» - слушание.
- О чем нам рассказала эта песня? (о большой любви к своей Мордовии)
- Какие чувства у вас возникли при слушании этого произведения? (чувство нежности, любви к своей малой родине)
Тема урока: «Музыка Мордовии».
3. Ознакомление с новым материалом.
У. Совсем недавно наша республика отметила 1000- летие единения Мордовии с Россией. В настоящее время Мордовия развитая республика в области сельского хозяйства, промышленности (машиностроение), даже полезные ископаемые есть - железная руда, известняк. Наше правительство большое внимание уделяет спорту, образованию и культуре.
В Мордовии живут народы разных национальностей: русские, татары, чуваши и др. национальности, но большинство населения – мордва (мокша и эрьзя). В Зубово-Полянском районе в основном проживает мокша со своими обычаями, традициями, со своей богатой историей. В нашем районе родился, жил, учился и работал великий композитор, педагог Леонтий Петрович Кирюков (1895-1965). Им написано очень много замечательных произведений, в которых воспета наша Мордовия. Его именем названо музыкальное училище в г.Саранске. Все мы очень любим песни заслуженной артистки Мордовии Нины Марковой, Александры Куликовой - они тоже являются нашими земляками.
У мордвы очень богатая история, отсюда такое разнообразие мордовских народных песен: календарно-обрядовые (колядки, заклички весны, дождя, , масляничные песни вербные, троицкие), а также много лирических, шуточных, плясовых песен.
На сегодняшнем уроке мне бы хотелось остановиться на музыке плясового характера. Я предлагаю вспомнить частушки, которые мы разучили на прошлом уроке. Но прежде ответьте на вопрос – какие вы помните особенности частушки? ( быстрая, короткая, много куплетов)
Частушки «Вай, дувада» - исполнение ( работа над произношением, чистотой интонирования, пением с солистами, что является особенностью исполнения мордовской народной песни).
«Луганяса келуня» - слушание, разучивание.
Беседа о прослушанном произведении.
- Ребята, кто из вас понял, о чем нам рассказала эта песня? ( о березе, под которой сидит девушка и о ее мордовских нарядах)
- В каком характере она прозвучала? ( танцевальный, веселый, задорный…)
- Какие «киты» встретились в этой песне? (песня, танец)
Эту песню мы прослушали в исполнении заслуженного Государственного ансамбля «Умарина» - «Яблонька».
Разучивание песни. (Разучиваю песню по фразам, обращаю внимание на правильное произношение текста, на повторение мелодии и небольшие изменения ритмического рисунка, артикуляцию, дикцию…..)
У. В старину люди любили петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Народная музыка звучала везде: во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздниках. Радовались мокшане и эрьзяне, и песни пели веселые, озорные; горевали – и песни звучали протяжные, грустные. Народные песни в основном пелись женщинами, а мужчины играли на разных музыкальных инструментах.
Краткое сообщение о мордовских музыкальных инструментах (показ слайда с музыкальными инструментами).
Нюди (дудочка) – духовой музыкальный инструмент, шавома –ударный музыкальный инструмент, свистульки, кальцемат - ударный музыкальный инструмент.
Исполнение первого куплета песни с инструментальным сопровождением (ложки, бубен, маракасы), работа над выразительностью исполнения.
У. К какой сфере музыки можно отнести следующее произведение?
Обратите внимание на своеобразное звучание музыки?
«Левженский танец» - слушание.
Беседа о прослушанном произведении.
У.- К какой сфере музыки можно отнести следующее произведение? (танец)
- В каком характере прозвучала музыка? (весело, задорно, легко, энергично, бойко..)
Название танца произошло от названия села Левжа, которое уютно расположилось в Рузаевском районе. Танец так и называется «Левженский танец», а прозвучал он в исполнении Рената Валиева.
У мордвы как пели так и плясали в основном женщины, а мужчины, как я уже говорила , играли на музыкальных инструментах. Движения женщин очень красивые. Я назову некоторые из них и покажу: «кштимс-топамс»(плясать, топать), «шалгамс ласькозь»-«ступать бегом»( мелко подпрыгивать с пятки на носок), «чавомс-тапамс»-«бить-топтать» (удары всей стопой по полу).
Отработка движений: притопы, хлопки, движения плечами, выставление ноги на пятку (обращаю внимание на разное положение рук во время исполнения движений).
Повторное слушание музыкального произведения и включение в исполнение танцевальных движений (работа над выразительностью и артистичностью исполнения).
У.А сейчас мы посмотрим концертное выступление детского танцевального коллектива. Обратите внимание на костюмы и элементы танцевальных движений (просмотр видео).
Сообщение о мордовском костюме Зубово – Полянского района (показ слайда).
В старину повседневная и мужская одежда отличалась простотой, но праздничная одежда была очень сложной. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания длился очень долго.
Традиционный костюм включал следующие элементы:
- широкая рубаха – панар подпоясывалась шерстяным поясом – каркс с кисточками на конце, поверх рубахи надевалось подобие платья;
- головной убор – панга, златной мягкий чепец трапециевидной формы, а также платки;
- нагрудные украшения – бусы, гайтан из серебряных монет и бисера;
- женская застежка - сюлгам, которой закалывают ворот рубахи.
Верх сапог сделан как меха баяна или гармошки.
У.Вы знаете, что композиторская музыка, выросла из народной. В заключении урока я предлагаю послушать песню современного композитора И. Сургаева «Семань ульцясь».
Слушание.
Беседа о прослушанной песне.
- Какое настроение вызвала у вас эта песня? (радости, веселья)
- Кто из вас понял текст песни? О чем она нам рассказала? (как весело на улице Семена).
Подробнее с этой песней познакомимся на следующем уроке.
Вывод. Мы сегодня познакомились с музыкой мордовского народа, оценили ее своеобразие и красоту; а также познакомились с народными музыкальными инструментами, элементами мордовского народного танца и традиционным костюмом мордвы.
Домашнее задание. Придумайте и нарисуйте свой узор мордовского костюма.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Тема: «Осень в музыке, поэзии, живописи».
Цель: формирование нравственно – эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубление и расширение понятий «художественный образ», « прекрасное» в музыке, поэзии, живописи.
Задачи.
Обучающие:
- формирование представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование умения слышать и анализировать музыкальные произведения, сравнивать их с другими произведениями искусства;
- совершенствование уровня исполнения песен; закрепление навыков правильного звукообразования, свободного и ровного пения.
Развивающие:
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности;
- развитие образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкальной памяти и слуха;
- развитие творческого потенциала учащихся.
Воспитательные: - воспитание художественного вкуса, нравственных, эстетических чувств.
Материал: И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень. Усадьба»;
П.Чайковский «Осенняя песня» / «Времена года»/, Ф.Шопен «Осенняя мелодия», песня «Ах, какая осень!» (неизв. авт) ; А.Пушкин «Осень», И.Бунин «Листопад».
Ход урока.
- Организационная часть.
Приветствие, посадка.
- Сообщение темы урока.
Чтение стихотворения.
У.«Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе?
Хотите, вам об этом сейчас расскажу?
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье» (И.Бунин)
- О каком времени года рассказывают нам эти строки?
- Какие приметы осени вы знаете?
- Кто любит осень?
- Приносит ли осень радость?(ответы детей)
(сообщается тема урока)
- Ознакомление с новым материалом..
У. Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень? Каждый из них ответит по своему: поэту – слова, художнику – краски, композитору – музыка.
О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты, художники, композиторы словно соревнуются между собой – кто лучше расскажет об этом времени года.
Наверное, трудно найти на нашей планете местечко, куда осень совсем не заглядывает. Самая красивая и такая разная осень в России.
Великий русский композитор П.И.Чайковский очень любил природу и сочинил целый фортепианный цикл, который назвал «Времена года»; 12 месяцев в году - 12 музыкальных пьес. Пьеса «Осенняя песня» сочинена композитором для месяца «Октябрь». При слушании музыкального произведения обратите внимание, какие чувства композитор выражает в своем произведении?
П.Чайковский «Осенняя песня» - слушание.
Беседа о прослушанном произведении.
- какие чувства у вас возникли при слушании этого произведения? (чувство грусти, печали)
У.Правда иногда мы слышим светлое звучание – словно луч солнца вырывается из-за облаков, но настроение все- же остается печальным. В мелодии мы слышим грустные интонации, вздохи, но в конце произведения снова светлое звучание музыки, которая говорит о том, что жизнь всегда побеждает и в природе все будет хорошо.
Музыка не только выражает чувства людей, она может нарисовать картину природы, только музыкальными звуками. Какую же осень нарисовал Чайковский в своем произведении – раннюю или позднюю? (ответы детей)
Да, позднюю, серую, пасмурную, дождливую, когда листьев на деревьях совсем не остается, в воздухе сыро и холодно.
Работа по картинам И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень. Усадьба».
У.Посмотрите на эти две картины, которые написал великий русский художник – пейзажист Исаак Левитан.
- Как вы понимаете слово пейзажист? (ответы детей).
В своих картинах художнику удалось передать не просто изображение природы, а ее живое дыхание.
- Как вы думаете, какая из картин больше подходит к прослушанному произведению? («Поздняя осень. Усадьба»)
- Почему вы так думаете? Какие чувства вызывает у вас эта картина? Что вы видите на ней? (ответы детей)
У. При первом взгляде на картину, бросаются деревья, которые уже сбросили листву. Только голые изящные ветки, поднимаясь высоко вверх, кажется, касаются небосвода. Чуть дальше, в глубине усадьбы стоит одиноко дом, который готов укрыть от любой осенней непогоды. Краски на картине серые, темно – синие, только холодная земля укрыта большим слоем желто- красной листвы.
И снова у нас в классе звучит музыка, только теперь уже польского композитора Фридерика Шопена.
Ф.Шопен «Мелодия осени» - слушание.
У.- Какие чувства передает эта музыка? (Чувство огромной любви, красоты, нежности)
Фридерик Шопен величайший мелодист. В его музыке порой видны светлые парки, березовые рощи, журчащие ручьи. Это дивная и чудная музыка. Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы. Он сочинял музыку только для фортепиано. Творчество Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты.
- К какой же картине подходит эта музыка? («Золотая осень»)
- Почему вы так думаете? Что вы видите на картине? Какие чувства она у вас вызывает? (ответы детей)
У. Да, наше внимание приковывает «Березовая рощица» с желтыми листьями, которые переливаются как золото в солнечном свете. Здесь нет грусти, а наоборот, настроение умиротворенное, спокойное, даже вызывает чувство восторга и восхищения. Она очаровывает нас красотой.
Повторное слушание музыкального произведения Ф.Шопена «Мелодия осени» ( видео запись).
Ребята, а какие стихотворения вы знаете, созвучные этим картинам? ( ответы детей)
Чтение стихотворений учителем.
Александр Пушкин Осень (отрывок) Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? ( Чувство грусти, печали. Все тускло, уныло, безрадостно). К какой картине и музыкальному произведению созвучно это стихотворение? («Осенняя песня». «Поздняя осень. Усадьба»). |
Иван Бунин
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Понравилось ли вам это стихотворение? Какой картине и какому произведению созвучно это стихотворение и почему вы так думаете? (ответы детей)
В заключении урока мы исполним песню «Ах, какая осень!» (работа над выразительностью исполнения, артистичностью)
Вывод. Мы сегодня прослушали удивительно – красивые музыкальные произведения разных авторов – русского композитора П.Чайковского и польского композитора Фридерика Шопена. Познакомились с картинами русского художника И. Левитана и услышали стихотворения русских поэтов. Какая разная осень выражена в этих произведения искусства; различные состояния осени и различные настроения человека. Золотая осень - это неповторимый праздник красок. Поздняя осень - холодная, неуютная и в то же время наша, настоящая, такая родная, такая хорошая.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение
Тема урока: Спрос и предложение Цели урока: обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
План-коспект урока "Уэльс и Уэльсцы"
План-конспект по английскому языку в 9 классе (5-й год обучения) на тему «Уэльс и Уэльсцы» (урок знакомства с культурой и традициями Уэльса)...
План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."
План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....
Презентация и план-коспект к уроку "П. А. Федотов" 7 класс
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫТОВОГО ЖАНРАВ РУССКОМ ИСКУССТВЕ.РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСИ В РОССИИ:П. ФЕДОТОВ (7 класс)Цели:Познакомить учащихся с творчеством русских художников: П. Фед...
план-коспект урока по физике "Законы распространения света" 8 класс
подробный план урока по физике в 8 классе по теме "Законы распространения света"...
План-коспект урока по французскому языку в 6 классе по теме "Достопримечательности Парижа. Эйфелева башня"
Данный урок проводится при прохождении Unite 12 “Bonjour, Paris!” учебника «Синяя птица -6» авторов Н.А. Селивановой и А.Ю. Шашуриной. Невозможно говорить о Париже, не видя его. Использованные в уроке...