Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.
рабочая программа по теме

    Программа деятельности
   школьного  музея
 Умаханова Магомед-Салама Ильясовича 
 Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.
 
                                                                                                             Пояснительная записка.
  Школьный музей (музейная комната) обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности, на основе исторических событий ,а также  на примере жизни и деятельности  выдающихся личностей.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, встреч способствует заполнению их досуга. Кроме того, они учатся выбирать и формулировать темы    исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой,  формулированием предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью.      Изучая биографию выдающихся личностей, историю войны, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых тем, знакомясь с документами, дети учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.  Таким образом,  музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся МБОУ лицея №8 Г.Махачкалы. Программа деятельности музея рассчитана на учащихся с 1 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанные с жизнью и деятельностью М-С.И.Умаханова,а также его сослуживцев и других участников ВОВ. Центральной идеей программы является идея патриотизма  и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего родного края, своей  школы. 
                            
 
                                Методы работы школьного музея:
1.Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
2.Наглядные – фотоматериалы, карты, схемы, плакаты, газеты.
5.Эвристический метод – поисковые задания.
6.Исследовательский метод – исследование, изучение документов.
7.Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8.Практический метод – оформление собранного материала.
                               
                                        Цель  реализации программы:
Деятельность  нашего музея  направлена на воспитание  гражданско-патриотических качеств личности, на основе изучения жизни и деятельности  выдающегося политического деятеля Магомед-Салама Ильясовича Умаханова,а также  в последующем на пополнение имеющегося  материала не только о нем ,но и  о его сослуживцах, участниках ВОВ. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения.
 
                                        Задачи реализации программы:
1.Создание благоприятной среды  для формирования нравственных качеств личности и  на развитие  умения ставить приоритеты при самовоспитании.
2.Направить учащихся на правильный путь при выборе достойного места в жизни и сознательного использования своего потенциала. 
 2.Активизация  работы  школьного самоуправления.
3.Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
        4.Развитие творческих способностей, коммуникативности через                    
          дифференцируемый подход к учащимся.
 
 
Принципы построения программы.
• принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося; 
• принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
• принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
• принцип системности;
• принцип самовыражения участников образовательного процесса.
                            Ожидаемые результаты реализации программы.
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края. Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.Внешний результат:  
     • постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых  материалов, разделов; 
     •  становление школьного музея как базового методического центра. 
  Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте. 
Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота. 
Повышение интереса к деятельности школьного музея .
Формирование благоприятной среды для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей. 
Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
• собеседование с учащимися,
• методики сочинений, незаконченного предложения,
•  наблюдения,
• анкетирования.Обеспечение программы.
 Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
    1.  Комната-музей.
 2.  Методическое руководство школьным музеем, руководство практической деятельностью музея.          
    3.  МО классных руководителей школы, МО учителей  истории.       
    4. Актовый зал (для прочтения лекций).
   5.   Компьютерный класс и выход в Интернет.
   6.   Копировальное оборудование.
   7.   Совет музея 
РАЗДЕЛЫ ЭКСПОЗИЦИЙ
1.Военная одежда М-С.И.Умаханова(военная одежда)
2.Награды(ордена и медали) М-С.И.Умаханова
3.Лична переписка М-С.И.Умаханова
4.Вырезки из газет и журналов со статьями об М-С.И.Умаханове
5.Книги разных авторов,посвященные М-С.И.Умаханову
6.Стенды с фотографиями М-С.И.Умаханова «Остаюсь солдатом Родины»,
«Здесь в горах Дагестана, жил такой человек», «Мгновения прекрасной судьбы».
 
                               Перспективный план работы музея  
                                          МБОУ лицея № 8 г.Махачкалы 
                                                  на 2013 - 2017 годы.
 
 
  Направле-ния
деятель-
ности Мероприятия Срок Форма подведения итогов Ожидаемые результаты
1. Фондовая работа. Сбор документов, 
Работа с фондовыми материалами. 2013 -2017гг. Оформление фондовых документов – книги учета основного и вспомогательн-ого фондов и др.
Овладение знаниями по данному вопросу.
2. Организация работы  актива музея Организация группы, 
составление плана работы на очередной учебный год. В начале
каждогоучебно-
го  года План работы актива Заинтересован-ность обучающихся
 в работе  поисковой группы, вовлечение других ребят 
в эту работу.
 
3. Проведение теоретичес-
ких занятий. Дни учёбы актива экскурсоводов, с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п. 2013-2017 гг. Положения по описанию объекта. Освоение теоретически-
ми знаниями  по  данной проблеме.
4. Исследова-тельская работа Внеурочная и урочная деятельность (посещение родственников Умаханова ветеранов ВОВ,писателей, мест трудовой славы с целью накопления материала). 2013 -2017гг. Стенды,  альбомы, папки-раскладушки,  
 
презентации, 
Расширение кругозора, умение общаться с людьми, 
брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции. 
 
5.
 
6.
Методичес-
кая  работа.
 
Просвети-тельская работа
Помощь активам классов, , классным руководителям в организации и проведении экскурсий,
бесед.
 
Проведение экскурсий, тематических классных часов,
лекций,
викторин,
бесед по разделам экспозиций музея. 
Создание виртуального музея.
2009-2013 гг.
 
2013-2017 гг.
Отчёт о проделан-
ной работе
 
создание «копилки музея»
Постоянная связь с активами классов.
 
 
 Формирова-ние нравственных качеств,творче-ских и социальной активности.
 
6.
Экспозици-
онная работа.
Сбор и оформление новых материалов о сослуживцах и близких друзьях М-С.И.Умаханова
2013-2015 гг.
Альбомы, стенды, презентации  
 
Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление.
 
7.    
Проведение конкурса на тему ВОВ.
Организация конкурсной работы.
 
2013-2014 гг.
Пополнение экспонатов музея.
Активизация работы классного самоуправле-
ния,  воспитание  гражданско-патриотичес-
ких качеств личности ребёнка.
 
                              
                                                Этапы реализации программы:
 I этап -2013-2014 учебный  год: 
• продолжение  сбора  материала об М-С.И.Умаханове ,а также о его сослуживцах-  ветеранах Великой Отечественной войны. 
• сбор материала об истории создания памятника  М-С.И.Умаханову.
  II этап - 2014-2015 учебный год:
•создание раздела «Награды ветерана рассказывают»
• создать в музее раздел о сыне М-С.И.Умаханова.
III этап - 2015-2016учебный год:
 • создание виртуального музея;
• мы потомки  М-С.И.Умаханова.
   IV этап - 2016-2017 учебный год:
• семейная реликвия;
• история семей по фотографиям семейного альбома. 
Паспорт школьной музейной комнаты
Наименование  - школьная музейная  комната
Профиль – краеведческий
Наименование образовательного учреждения, в котором  действует музей  – МБОУ лицей №8 г.Махачкалы
Почтовый адрес –367015,Аскерханова 12/А
Телефон –63-47-24
Дата открытия  музея -20.10.2010 г.
Характеристика помещения:  кабинет (две большие окна),площадью 42 м2, расположена на 2 этаже школы.
Материальное обеспечение школьной музейной комнаты.
Столы, витрины,  стенды, видеокамера, фотоаппарат.
                                    Совет музейной комнаты:
 
• Кантулова Э.Р., заместитель директора по воспитательной работе;
•Генералова  М.Р.,  старшая вожатая;
• Сапарова М.ВЫ., руководитель МО преподавателей истории; 
• Атавова  П.Ш., учитель истории;
• Салахудинова Р.Р.,руководитель МО крлассных руководителей.
Актив музейной комнаты:
Бартыханова Шамсият (ученица 11 класса)– председатель актива, Тагривердиев Абдул (11 класс), Курбанова Патимат (10 класс), Магомедова Патимат (10 класс),Абасова Ася(9 класс),Магомедгаджиева Патимат (9 класс),Хака Айя (9 класс).
Работа актива музейной комнаты.
  Ребята,входящие в состав актива, совместно с руководителем музейной комнаты ведут работу по обустройству, организации музейной комнаты, накоплению материалов, организации и проведению экскурсий, бесед. Ежегодно организуют и проводят встречи с родственниками М-С.И.Умаханова ,ветеранами и очевидцами Великой Отечественной войны.  
Актив музейной комнаты ежегодно пополняет фонды музея путем: 
• налаживания переписки, личных контактов  с родными и друзьми 
М-С.И.Умаханова;
• сбора материалов соответствующей тематики;
          • обеспечения учета и хранения материалов;
          • оформления постоянных и сменных экспозиций;
          • проведения экскурсий, подготовки экскурсоводов;
          • обеспечения использования экспонатов в учебном процессе;
          • оформления запросов в другие организации и поручений от частных лиц и организаций.
                                        Экскурсионно - массовая работа.
          Год 2011 2012 2013
Количество посетителей 165 270 126
Количество экскурсий 11 15 11
Количество лекций, бесед
4
6
5
 
Количество уроков, проведен¬ных в музее
4
3
2
 
Массовые мероприятия музея (линейки, встречи и т. п.)
3
1
2
 
Количество походов, экспеди¬ций по заданию музея
7
7
6
 
                     Документация школьного музея:
• Книга учета экскурсий; 
• Положение о школьной музейной комнате;
• Программа работы школьной музейной комнаты;
• Книга «Отзывы и пожелания».
 
                                     План работы 
                 школьного музея Умаханова М-С.И. 
                          на 2013-2014 учебный год.
 
№ п/п Направления работы Содержание работы Сроки осуществления плана.
 
1.2 Наши находки.
 
 
Подготовка музея к празднованию дня школы - Подведение итогов летней работы, связанных с поиском материалов для экспозиций музея.
- Оформление собранных материалов.
- Фондовая работа с найденным материалом.
 
Составление сценария Сентябрь
 
Сентябрь – октябрь
В течение учебного года.
 
Октябрь
 
2. Поисково – исследовательская  работа.
- Исследование родословного древа М-С.И.Умаханова. Сбор материалов.
Работа в местном архиве 
- Оформление полученных материалов.
- Участие в школьном  конкурсе «Юный экскурсовод».
-  Поиск материалов о знаменитых  друзьях и сослуживцав М-С.И.Умаханова. В течение года .
 
Декабрь – май.     В течение года
3 Работа по созданию виртуального музея. - Систематизация имеющегося в музее материала, касающегося истории самого музея и его экспонатов.
- Подготовка материалов для презентации. Сентябрь-май
4 «Памяти павших будем достойны». - Урок мужества на тему «Он герой Великой Отечественной войны».
- Знакомство с боевым путем 
М-С.И.Умаханова и его наградами ,которые  хранятся в музее.
-- Проведение экскурсий, посвященных Великой Отечественной войне.
-Проведение в рамках музея открытого урока «Он защищал Родину».
Февраль.
 
 
Март.
 
 
Апрель-май
 
Май
 
 
8 Наши планы. - Планирование работы на новый учебный год.
- Подведение итогов работы за год.
- Планирование летней работы. Май.
 
Май.
 
Начало июня.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность школьного музея в рамках городской программы "Наследники Великого города"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках городской комплексной краеведческой программы "Наследники Велико...

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Роль кружковой работы в деятельности школьного музея.

 Основной формой внеклассной работы по краеведению является кружок.Кружок играет важную роль в формировании познавательного интереса учащихся к школьным предметам, развивает творческий пот...

Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"

Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе...

Положение "О деятельности школьного музея"

Положение о деятельности деятельности школьного музея "Набат времени", разработанное в 2009 году, существуед до настоящего времени...

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.

Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....