Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"
рабочая программа по краеведению на тему
Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_shkolnogo_kompleksnogo_muzeya_istoki.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю.
Директор школы ___________/Т.В.Мосичук/
ПРОГРАММА
деятельности краеведческого комплексного
музея «Истоки»
Составила Туркина Л.В.
– руководитель музея
с.Ахтырка
2016 г.
Пояснительная записка
Краеведение и музееведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у обучающихся любви к родному краю, патриотическому воспитанию. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач является организация деятельности краеведческого музея.
Педагогическая целесообразность программы деятельности краеведческого музея обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.
Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа», в которой проводится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, ИКТ, музыкой, географией. Будет осуществляться обратная связь, когда экспонаты и документальный материал, собранные обучающимися, будет использоваться на уроках и во внеклассной работе.
История Колпнянского края тесно связана с историей Орловщины, которая является частью нашей великой России. Сельские жители сильны своими корнями, историей своих предков, а жизнь россиянина в недавнем прошлом гораздо больше зависела от судеб родного края, чем теперь.
Именно поэтому познание истории родного края обучающимися должна начинаться через знакомство с прошлым своего села, района – той малой Родины, которая наиболее близка им. Изучение местного краеведения поможет сформировать и сохранить познавательный интерес к истории, будет способствовать воспитанию у обучающихся чувства уважения к традициям своего народа, любви к малой Родине.
История всегда была богата явлениями и личностями, которые бы послужили им примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину. Сейчас необходимо и важно воспитывать в молодёжи патриотизм, гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине, окружающей природе. Сохранить и преумножить их – задача новых поколений, наша задача.
Наша многолетняя практика по организации краеведения и использованию местных материалов в учебной деятельности и воспитательной работе показала, что эти материалы можно и нужно использовать на уроках географии, литературы, истории, биологии, изобразительного искусства.
Музей из года в год пополняется, в результате кропотливой, длительной работы обучающихся, их творческого поиска под руководством педагогов. Практическое осуществление межпредметной связи положительно сказывается на организации школьного краеведческого музея, в который поступают краеведческие материалы по всем предметным направлениям.
Цели:
- улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе;
- комплектование музейных фондов;
- осуществление экспозиционной работы;
- создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств музейной педагогики;
- ведение фондовой работы;
- привития детям бережного отношения к историческим ценностям, героической славе русского народа;
- развитие творческих способностей, оформительских навыков, приобретение навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста;
- расширение кругозора и увеличения объема знаний учащихся в области истории, географии, культуры.
- активизировать работу по комплексному изучению родного края;
- развивать познавательные и творческие способности.
Задачи:
- привлечение внимания обучающихся и педагогов, общественности к поисковой, исследовательской работе по военно-патриотическому воспитанию;
- формирование объективного подхода к историческим событиям в жизни страны;
- выявление, обобщение и распространение поисковой деятельности, развитие интереса к историко-архивному делу;
Реализовать цели и задачи помогут методические принципы:
- принцип единства обучения, развития, воспитания;
- принцип преемственности и непрерывности;
- принцип общедоступности и адаптированности;
- принцип учёта индивидуальных возможностей обучающихся;
- принцип ориентации на личностные интересы и способности ребёнка.
Для реализации программы есть следующие условия:
- Организация работы краеведческого комплексного музея «Истоки».
- Поддержка администрации.
- Сотрудничество с работниками районного краеведческого музея, встреча с интересными людьми.
- Наличие материально-технических средств: помещение, краеведческий материал.
Основные направления
в деятельности краеведческого комплексного музея:
- изучение истории родного края и села;
- оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея «Истоки».
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в школьных, муниципальных и региональных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях;
- выставки краеведческого материала.
Прогнозируемый результат и способы определения результативности
В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы школьного краеведческого музея.
Обучающиеся должны знать: историю Орловской области, Колпнянского района, села Ахтырка, своей школы.
Обучающиеся должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности, организовывать экспозиции.
Характеристика фондов музея
Фонды школьного музея «Истоки» делятся на основные и вспомогательные.
Основной фонд:
- Предметы быта - 38
- Предметы одежды - 9
- Мебель - 2
- Фотографии - 77
- Книги - 11
К материалам основного фонда музея относятся:
- гончарная посуда дарственная жителями села,
- предметы быта XIX- пер.пол. XX в.: сундук, самовары, металлические утюги, серпы, прялки, посуда, ухваты и др.;
- предметы обмундирования советских и немецких солдат: пулеметные и минометные гильзы,
- документы: удостоверения личности, орденские книжки, комсомольские билеты, грамоты, письма и др.
- нумизматические материалы: монеты и бумажные деньги советского периода;
- книги, рукописи, периодика;
Вспомогательный фонд:
- Фотографии - 124
- Стенды – 7
- Альбомы - 31
- Игрушки - 28
Связь музея
государственными и общественными организациями
- Центральный архив Министерства обороны РФ,
142100, г.Подольск, ул.Кирова, д.74
- Главное управление кадров Российской армии,
103160, г.Москва, К-160
- Архив военно-медицинских документов,
Г.Санкт-Петербург, Лазаретный переулок, д.2
- Районный военкомат
- Архив Колпнянского района
- Районный краеведческий музей
Совет музея «Истоки»
Туркина Людмила Валентиновна - руководитель музея, учитель истории
Сапронова Александра, 7 класс – ответственная за фондовую секцию
Ревякин Андрей, 8 класс – ответственный за экспозиционно-выставочную секцию
Туркин Ярослав, 9 класс - ответственная за экскурсионно-просветительскую секцию, экскурсовод
План работы Совета музея
на 2016 – 2017 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Создание программы деятельности музея «Память» | Сентябрь | Туркина Л.В., совет музея |
2 | Заседания Совета музея | 1 раз в четверть | Туркина Л.В., |
3 | Пополнение фондов | В течение года | Туркина Л.В., совет музея, обучающиеся школы |
4 | Показ результатов поисковой деятельности | Май | Туркина Л.В., |
5 | Организация обзорных и тематических экскурсий (учебно-тематический план прилагается) | В течение года | Туркин Ярослав |
6 | Отчёт экспозиционно-выставочной секции | Апрель | Туркин Ярослав |
7 | Отбор и систематизация экспонатов | В течение года | Туркина Л.В., совет музея |
8 | Отчёт фондовой секции | Апрель | Ревякин Андрей |
9 | Проведение семинара для классных руководителей | Май | Туркина Л.В. |
10 | Уроки мужества, уроки нравственности | В течение года | Совет музея |
11 | Подготовка и выпуск буклета | Май, | Туркина Л.В., совет музея |
12 | Отчет экскурсионно-просветительской секции | Апрель | Туркин ярослав |
План работы
краеведческого комплексного музея «Истоки»
на 2016-2017 уч.г
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
| |||
1 | Работа с документацией. Составление плана работы на год | Август | Руководитель музея |
2 | Подготовка экспозиции к проведению экскурсий в новом учебном году | В течение года | Руководитель музея |
3 | Формирование актива музея | Сентябрь | Руководитель музея |
4 | Опись музея, сбор новых экспонатов | Сентябрь–октябрь | Руководитель музея, актив |
5 | Утверждение плана работы | Сентябрь | Совет музея |
6 | Создание групп по направлениям | Сентябрь | Руководитель музея |
7 | Поздравление ветеранов-учителей с государственными праздниками | В течение года | Руководитель музея, классные руководители |
8 | Уход за братскими захоронениям и на территории сельского поселения | В течение года | Руководитель музея, актив |
| |||
1 | Ведение документации школьного музея | В течение года | Руководитель музея |
2 | Посещение школьных музеев в целях изучения опыта их работы | По графику | Руководитель музея |
3 | Обновление экспонатов музея | В течение года | Актив музея |
4 | Оформление краеведческого материала | В течение года | Актив музея |
| |||
1 | Сбор и оформление материалов по темам:
| В течение года | Руководитель музея, актив музея |
2 | Обмен историко-краеведческим материалом со школьными музеями | Ноябрь, март | Руководитель музея |
| |||
1 | Подготовка и проведение выставок:
| Октябрь Ноябрь В течение года Февраль Апрель | Актив музея |
| |||
1 | Подготовка и проведение уроков истории экскурсий:
| В течение года | Совет музея, актив музея |
2 | Организация экскурсии в библиотеку села Ахтырка
| Сентябрь, июнь Октябрь Декабрь Апрель, июнь | Руководитель музея, актив музея |
3 | Предоставление материала для ведения странички музея на школьном сайте | В течение года | Руководитель музея |
4 | Оказание методической помощи при проведении уроков, внеклассных мероприятий | В течение года | Руководитель музея |
Уроки памяти, мужества и нравственности на базе музея «Истоки»
Тема | Время проведения | Форма проведения и его содержание |
1 | 2 | 3 |
Страницы истории | сентябрь | Музейный урок на тему «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, своего края, своей школы» |
Всё начинается со школы | Октябрь | Музейный урок, на который приглашаются ветераны педагогического труда, бывшие выпускники школы, которые расскажут ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников. |
Служил, исполняя долг | Ноябрь | Урок нравственности по материалам музея из раздела «Необъявленные герои войны». На урок приглашаются участники боевых действий в Чечне Куприянов В.В., Миронов В.А. |
Отчизны верные сыны | февраль | Урок мужества «Этих дней не смолкнет слава» Урок мужества на тему «А сердце память бережет» |
Детство, опалённое войной | Февраль, май | Урок памяти, посвященный юным героям-антифашистам Урок памяти – встреча с людьми, пережившими ужасы военного времени, будучи детьми. |
Поклонимся великим тем годам | Май | Урок нравственности на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне» Акция «Свеча памяти» |
ПАСПОРТ
школьного краеведческого музея
Наименование музея Истоки
Профиль музея краеведческий комплексный
Район Колпнянский
Область Орловская
Образовательное учреждение МБОУ «Ахтырская ООШ»
Дата открытия музея 1986 г.
Характеристика помещения музея расположен в комнате творчества,
общая площадь комнаты 27 кв.м.
Разделы экспозиции
1. Этих дней не смолкнет слава
2. Орловщина - начало всех начал
3. Край мой родной
4. Народные промыслы
5. Крестьянская изба
Руководитель музея Туркина Людмила Валентиновна, учитель истории;
образование – высшее, ОГУ, 1996 г.;
Количество и краткая характеристика экспонатов основного фонда
Количество экспонатов | 298 |
Из них основной фонд | 137 |
Из них вспомогательный фонд | 161 |
Наличие книги учёта экспонатов | Да |
Экскурсионно-массовая работа
2016 г | |
Количество посетителей в год | 32 |
Количество экскурсий | 4 |
Количество массовых мероприятий | 7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами...
Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.
Программа деятельности школьного музея Умаханова Магомед-Салама Ильясовича Любой музей есть память о веках.Творенья от начала мирозданьяЛюбое человечест...
комплексная программа "Экологизация школьного образования"
Важность экологического образования в современном мире переоценить невозможно. современный человек в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. главная цель программы: ...
программа деятельности школьного спортивного клуба "Чайка"
модифицированная программа внеурочной деятельности спортивного клуба "Чайка"...
Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.
Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....
Программа деятельности школьного спортивного клуба
Программа деятельности ШСК ориентирована на укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование системы ценностей с приоритетом здорового образа жизни, воспитание морально-...