Программа деятельности школьного комплексного музея "Истоки"
рабочая программа по краеведению на тему

Цель программы - улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа»

                                                         Утверждаю.

Директор школы ___________/Т.В.Мосичук/

ПРОГРАММА

деятельности краеведческого комплексного

музея «Истоки»

Составила Туркина Л.В.

 – руководитель музея

с.Ахтырка

2016 г.

Пояснительная записка

 Краеведение и музееведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у обучающихся любви к родному краю, патриотическому воспитанию. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач является организация деятельности краеведческого музея.  

Педагогическая целесообразность программы деятельности краеведческого музея обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  

 Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании,  вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность  для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа», в которой проводится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, ИКТ, музыкой, географией. Будет осуществляться обратная связь, когда экспонаты и документальный материал, собранные обучающимися, будет использоваться на уроках и во внеклассной работе.

   История Колпнянского края тесно связана с историей Орловщины, которая является частью нашей великой России. Сельские жители сильны своими корнями, историей своих предков, а жизнь россиянина в недавнем прошлом гораздо больше зависела от судеб родного края, чем теперь.

Именно поэтому познание истории родного края обучающимися должна начинаться через знакомство с прошлым своего села, района – той малой Родины, которая наиболее близка им. Изучение местного краеведения поможет сформировать и сохранить познавательный интерес к истории, будет способствовать воспитанию у обучающихся чувства уважения к традициям своего народа, любви к малой Родине.

История всегда была богата явлениями и личностями, которые бы послужили им примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину. Сейчас необходимо и важно воспитывать в молодёжи патриотизм, гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине, окружающей природе. Сохранить и преумножить их – задача новых поколений, наша задача.

Наша многолетняя практика по организации краеведения и использованию местных материалов в учебной деятельности и воспитательной работе показала, что эти материалы можно и нужно использовать на уроках географии, литературы, истории, биологии, изобразительного искусства.

Музей из года в год пополняется, в результате кропотливой, длительной работы обучающихся, их творческого поиска под руководством педагогов. Практическое осуществление межпредметной связи положительно сказывается на организации школьного краеведческого музея, в который поступают краеведческие материалы по всем предметным направлениям.

Цели:

  • улучшить деятельность краеведческого музея «Истоки», повысить его роль в учебно-воспитательном процессе;
  • комплектование музейных фондов;
  • осуществление экспозиционной работы;
  • создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств музейной педагогики;
  • ведение фондовой работы;
  • привития детям бережного отношения к историческим ценностям, героической славе русского народа;
  • развитие творческих способностей, оформительских навыков, приобретение навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста;
  • расширение кругозора и увеличения объема знаний учащихся в области истории, географии, культуры.
  • активизировать работу по комплексному изучению родного края;
  • развивать познавательные и творческие способности.

Задачи:

  • привлечение внимания обучающихся и педагогов, общественности к поисковой, исследовательской работе по военно-патриотическому воспитанию;
  • формирование объективного подхода к историческим событиям в жизни страны;
  • выявление, обобщение и распространение поисковой деятельности, развитие интереса к историко-архивному делу;

Реализовать цели и задачи помогут  методические принципы:

  • принцип единства обучения, развития, воспитания;
  • принцип преемственности и непрерывности;
  • принцип общедоступности и адаптированности;
  • принцип учёта индивидуальных возможностей обучающихся;
  • принцип ориентации на личностные интересы и способности ребёнка.

Для реализации программы есть следующие условия:

  1. Организация работы краеведческого комплексного музея «Истоки».
  2. Поддержка администрации.
  3. Сотрудничество с работниками  районного краеведческого музея, встреча с интересными людьми.
  4. Наличие материально-технических средств: помещение, краеведческий материал.

Основные направления

в деятельности краеведческого комплексного музея:

  • изучение истории родного края и села;
  •  оформление и пополнение экспозиций школьного краеведческого музея «Истоки».

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

- участие в школьных, муниципальных и региональных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях;

- выставки краеведческого материала.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности

В ходе реализации программы обучающиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы школьного краеведческого музея.

Обучающиеся должны знать: историю Орловской области, Колпнянского района,  села Ахтырка, своей школы.

Обучающиеся должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности, организовывать экспозиции.

Характеристика фондов музея

Фонды школьного музея «Истоки» делятся на основные и вспомогательные.

Основной фонд:

  1. Предметы быта  - 38
  2. Предметы одежды - 9
  3. Мебель - 2
  4. Фотографии - 77
  5. Книги  - 11

К материалам основного фонда музея относятся:

  • гончарная посуда дарственная жителями села,
  • предметы быта XIX- пер.пол. XX в.: сундук, самовары, металлические утюги, серпы, прялки, посуда, ухваты и др.;
  • предметы обмундирования советских и немецких солдат: пулеметные и минометные гильзы,
  • документы: удостоверения личности, орденские книжки, комсомольские билеты, грамоты, письма и др.
  • нумизматические материалы: монеты и бумажные деньги советского периода;
  • книги, рукописи, периодика;

Вспомогательный фонд:

  1. Фотографии - 124
  2. Стенды – 7
  3. Альбомы - 31
  4. Игрушки - 28

Связь музея

государственными и общественными организациями

  • Центральный архив Министерства обороны РФ,

142100, г.Подольск, ул.Кирова, д.74

  • Главное управление кадров Российской армии,

103160, г.Москва, К-160

  • Архив военно-медицинских документов,

Г.Санкт-Петербург, Лазаретный переулок, д.2

  • Районный военкомат
  • Архив Колпнянского района
  • Районный краеведческий  музей

Совет музея «Истоки»

Туркина Людмила Валентиновна - руководитель музея, учитель истории

Сапронова Александра, 7 класс – ответственная за фондовую секцию

Ревякин Андрей, 8 класс – ответственный за экспозиционно-выставочную секцию

Туркин Ярослав, 9 класс - ответственная за экскурсионно-просветительскую секцию, экскурсовод

План работы  Совета музея

  на 2016 – 2017 учебный год

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1

Создание программы деятельности музея «Память»

Сентябрь

Туркина Л.В.,

совет музея

2

Заседания Совета музея

1 раз в четверть

Туркина Л.В.,

3

Пополнение фондов

В течение года

Туркина Л.В., совет музея,

обучающиеся школы

4

Показ результатов поисковой деятельности

Май

Туркина Л.В.,

5

Организация обзорных и тематических экскурсий

(учебно-тематический план прилагается)

В течение года

Туркин Ярослав

6

Отчёт экспозиционно-выставочной секции

Апрель

Туркин Ярослав

7

Отбор и систематизация экспонатов

В течение года

Туркина Л.В.,

совет музея

8

Отчёт фондовой секции

Апрель

Ревякин Андрей

9

Проведение семинара для классных руководителей

Май  

Туркина Л.В.

10

Уроки мужества, уроки нравственности

В течение года

Совет музея

11

Подготовка и выпуск буклета

Май,

Туркина Л.В., совет музея

12

Отчет экскурсионно-просветительской секции

Апрель

Туркин ярослав

План работы

краеведческого комплексного музея «Истоки»

на 2016-2017 уч.г

Содержание работы

Сроки

Ответственные

  1. Организационная работа

1

Работа с документацией. Составление плана работы на год

Август

Руководитель музея

2

Подготовка экспозиции к проведению экскурсий в новом учебном году

В течение года

Руководитель музея

3

Формирование актива музея

Сентябрь

Руководитель музея

4

Опись музея, сбор новых экспонатов

Сентябрьоктябрь

Руководитель музея, актив

5

Утверждение плана работы

Сентябрь

Совет музея

6

Создание групп по направлениям

Сентябрь

Руководитель музея

7

Поздравление ветеранов-учителей  с государственными праздниками

В течение года

Руководитель музея, классные руководители

8

Уход за братскими захоронениям и на территории сельского поселения

В течение года

Руководитель музея, актив

  1. Учет и хранение фондов

1

Ведение документации школьного музея

В течение года

Руководитель музея

2

Посещение школьных  музеев  в целях изучения опыта их работы

 По графику

Руководитель музея

3

Обновление экспонатов музея

В течение года

Актив музея

4

Оформление краеведческого материала

 В течение года

Актив музея

  1. Поисково-исследовательская деятельность

1

Сбор и оформление материалов по темам:

  • История города Орла
  • История Орловской области

В течение года

Руководитель музея,

актив музея

2

 Обмен историко-краеведческим материалом со школьными музеями

Ноябрь, март

Руководитель музея

  1. Экспозиционная деятельность

1

Подготовка и проведение выставок:

  • «Нашей школе - 50»;
  • Фотовыставка «Край наш родной»;
  • «История наших достижений»
  • «Орёл – город воинской славы»
  • «Памятные места Орловщины»

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Февраль

Апрель

Актив музея

  1. Просветительская деятельность.

1

Подготовка и проведение уроков истории экскурсий:

  • «История села Ахтырка»
  • «Орловская область и Колпнянский район  в начале XX века»
  • « Коллективизация села Ахтырка»
  • «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
  •  «Образование Орла и Орловской области»
  • «Растения и животные родного края»
  • «Народные промыслы Орловщины»
  • «Юные герои-антифашисты»
  • «Освобождение села от немецко-фашистских захватчиков»
  • «Этих дней не смолкнет слава»
  • «Всё начинается со школы»
  • «Наши славные односельчане»,

В течение года

Совет музея,

актив музея

2

Организация экскурсии в  библиотеку села Ахтырка

  • «Знакомство с библиотекой»
  • «Народные промыслы»,
  • «Наше село в дни оккупации»,
  •  «Предметы, хранящие память»

Сентябрь, июнь

Октябрь

Декабрь

Апрель, июнь

Руководитель музея,

актив музея

3

Предоставление материала для ведения странички музея на школьном сайте

В течение года

Руководитель музея

4

Оказание методической помощи при проведении уроков, внеклассных мероприятий

В течение года

Руководитель музея

Уроки памяти, мужества и нравственности на базе музея «Истоки»

Тема

Время проведения

Форма проведения и его содержание

1

2

3

Страницы истории

сентябрь

Музейный урок на тему «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, своего края, своей школы»

Всё начинается со школы

Октябрь

Музейный урок, на который приглашаются ветераны педагогического труда, бывшие выпускники школы, которые расскажут ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников.

Служил, исполняя долг

Ноябрь

Урок нравственности по материалам  музея из раздела «Необъявленные герои войны». На урок приглашаются  участники боевых действий в Чечне Куприянов В.В., Миронов В.А.

Отчизны  верные сыны

февраль

Урок мужества «Этих дней не смолкнет слава»

Урок мужества на тему «А сердце память бережет»

Детство, опалённое войной

Февраль, май

Урок памяти, посвященный юным героям-антифашистам

Урок памяти – встреча с людьми, пережившими ужасы военного времени, будучи детьми.

Поклонимся великим тем годам

Май

Урок нравственности  на тему «Величие подвига народа-победителя в Великой Отечественной войне»

Акция «Свеча памяти»

ПАСПОРТ

школьного краеведческого музея

Наименование музея   Истоки

Профиль музея   краеведческий комплексный

Район Колпнянский

Область Орловская

Образовательное учреждение  МБОУ «Ахтырская ООШ»

Дата открытия музея 1986 г.

Характеристика помещения музея расположен в комнате творчества,            

                                                            общая площадь комнаты 27 кв.м.

Разделы экспозиции

1. Этих дней не смолкнет слава

2. Орловщина - начало всех начал

3. Край мой родной

4. Народные промыслы

5. Крестьянская изба

Руководитель музея Туркина Людмила Валентиновна,  учитель истории;  

                                    образование – высшее, ОГУ, 1996 г.;

        

Количество и краткая характеристика экспонатов основного фонда

Количество экспонатов

298

Из них основной фонд

137

Из них вспомогательный фонд

161

Наличие книги учёта экспонатов

Да

Экскурсионно-массовая работа

2016 г

Количество посетителей в год

32

Количество экскурсий

4

Количество массовых мероприятий

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»

        В городе Нягани  сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают  основами...

Программа деятельности школьного музея Умаханова М-С.И.

  Программа деятельности   школьного  музея Умаханова Магомед-Салама Ильясовича  Любой музей есть память о веках.Творенья от начала мирозданьяЛюбое человечест...

комплексная программа "Экологизация школьного образования"

Важность экологического образования в современном мире переоценить невозможно. современный человек в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. главная цель программы: ...

программа деятельности школьного спортивного клуба "Чайка"

модифицированная программа внеурочной деятельности спортивного клуба "Чайка"...

Программа деятельности школьного историко-краеведческого музея.

Программа, на основе которой осуществляется работа школьного музея....

Программа деятельности школьного спортивного клуба

Программа деятельности ШСК ориентирована на укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни, формирование системы ценностей с приоритетом здорового образа жизни, воспитание морально-...