Проект "Чистый родник"
проект (9 класс) на тему

Рычагова Наталья Валерьевна

Проект "Чистый родник" направлен на изучение родников города Куртамыша и Куртамышского района. Деятельность участников проекта осуществляется в рамках работы летнего экологического лагеря "От экологии природы к экологии души".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodniki.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Чистый родник».

Аннотация проекта. Родники дают жизнь рекам, на берегах которых стоят города, поселки, деревни, живут люди. Почему были выбраны родники в качестве объекта исследования? Бытует мнение, что родниковая вода безупречно чиста и всегда пригодна для питья. К сожалению, в последние годы все чаще отмечаются факты загрязнения источников в результате возникновения стихийных свалок, огородов, строительства гаражей, что является причиной накопления в воде токсичных веществ. Тем не менее,  большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего.

Актуальность проекта. Проект «Чистый родник» направлен на изучение родников города Куртамыша и Куртамышского района, их обследование, паспортизацию. Деятельность участников проекта осуществляется в рамках работы летнего  экологического лагеря  «От экологии природы к экологии души». При изучении родников воспитанницы узнают исторические сведения о родниках – как человек осваивал и взаимодействовал с ними, какие экологические связи устанавливались между человеком и природным компонентом.  В ходе реализации проекта обучающиеся  получат практические навыки по исследованию, изучению и  благоустройству родников.

Цель проекта. Педагогическая цель – формирование экологической культуры  обучающихся  в процессе изучения, исследования родников.  Формирование умений и навыков взаимодействия с природой,  основы природоохранительных навыков, обогащение жизненного опыта  позитивным взаимодействием с окружающей средой;

Практическая цель – составление паспорта на родники, определение экологических критериев состояния родников, степень загрязненности, получение опыта практических действий по улучшению экологической ситуации, связанной с родниками, практическая  деятельность по защите объекта, пропаганда его ценности и необходимости сохранения.

Задачи проекта:

  • Привлечение внимания к проблеме сохранения родников
  • Формирование у населения ответственного отношения к родникам, их охране.
  • Практическое участие воспитанниц в исследовательской и природоохранной деятельности.
  • Повышение уровня экологической культуры.
  • Организация экологического мониторинга  родников по изучению их состояния.

Сроки выполнения проекта: два месяца (15.06.2013 – 15.08.2013)

Характеристика проекта: среднесрочный, исследовательский, внутри училищный, групповой, с открытой координацией.

Формы работы воспитанниц: лекции, семинары, практикумы, экскурсии.  

Прогнозируемые результаты проекта:

Восстановление, благоустройство и охрана  природных родников. Овладение членами  экологического проекта практических навыков ухода за родниками.

Представление итогов деятельности: выступление с презентацией  на закрытии летнего лагеря,

Продукт проекта: буклет 

Этапы реализации проекта.

Первый этап –подготовительный.

  • Знакомство с  литературой, другими источниками информации.
  • Получение  теоретических  знаний  по изучению родников,
  • Знакомство с приборами, которые необходимы для исследований (компас, водный термометр, плоскодонная колба, планшет, рулетка, нивелир, секундомер, спиртовка, емкость (1-2л)).
  • Сбор  информации о количестве и местонахождении родников на территории города Куртамыша и Куртамышского района

Второй этап – основной (практический)

  • Оценка  экологического  состояния  родников,
  • Составление  паспорта  на данный родник,
  • Мероприятия по благоустройству родников.

Третий этап – пропагандистский.

  • Оформление полученных материалов в результате исследований, 
  • Знакомство всех  обучающихся с полученной информацией о родниках,
  • Подготовка  материала в газету «Куртамышская нива».

На каждый изучаемый родник составляется паспорт. Паспорт – это документ с цветными фотографиями источника, описанием геологических условий выхода на поверхность воды, ее физических свойств, интенсивности использования родников, особенностей животного и растительного мира, прилегающей территории. (Приложение 1).

Что сделать?

Когда?

1.Организационно-подготовительный этап:

  • Сформировать проектную группу
  • Обозначить цель и задачи проекта
  • Провести конкурс эмблем «Вода -  это жизнь»
  • Изучить материал об истории родников, легендах,  народных поверьях и т.д.

2. Основной:

  • Забор образцов родниковой и водопроводной воды для проведения анализа
  • Выезд проектной группы в с. Косулино, Кочарину гору, Осиновку  для проведения анализа химического состава родниковой воды.
  • Интервью с местными жителями
  • Проведение сравнительного анализа воды
  • Очистить территории родников от мусора.
  • Отсыпать тропинки к родникам.
  • Отсыпать сток родниковой воды гравием
  • Установить скамейки, изготовить берестяные кружки и ковши.
  • Установить  знак «Внимание! Родник».

3 Заключительный :

  • Обработка собранных материалов и оформление текста проекта
  • Оформление паспортов родников
  • Подготовка презентации
  • Выпуск продукта

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма, руб.

1.

2.

3.

4.

Пиломатериал:

Транспортные расходы

Инструменты: Гвозди

Канцелярские товары

Песок

Щебень

Термометр

Рулетка

Бутылки с этикетками

Итого:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Паспорт родника.

Название источника_________________________________________________

Дата заполнения___________________________________________________

Область___________________________________________________________

Район_____________________________________________________________

Населенный пункт__________________________________________________

Местонахождение родника___________________________________________

Геологические условия выхода воды

1) Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода (известняк, песок, глина и др.) ________________________________________________

2.Тип родника (нисходящий, восходящий) _____________________________

3.Характер истечения (напорный донный ключ, выход из стенки, безнапорное донное подпитывание) ___________________________________

4.Высота источника над уровнем воды в водоеме (реке, ручья и др.)________

5.Расстояние до ближайшего водоема.__________________________________

6.Размеры и конфигурация родника____________________________________

Растительность вблизи родника_____________________________________

Животный мир вблизи родника_______________________________________

Физические особенности воды родника.

  1. Прозрачность воды_____________________________________________
  2. Запах_______________________________________________________
  3. Вкус________________________________________________________
  4. Цветность__________________________________________________
  5. Температура воды_____________________________________________
  6. Температура воздуха (указать время)____________________________
  7. Дебит источника (литров в сек.)_________________________________

Химический анализ

  1. Содержание солей___________________________________________
  2. Среда_____________________________________________

Состояние благоустройства родника (каменная кладка, труба, деревянный сруб)___________________________________________________________

Интенсивность использования (0-10 баллов)__________________________

Химический анализ воды.

1.Содержание солей. Содержание карбонатов. ПДК содержания карбонатов 100 мг/л .В пробирку наливают 10мл. воды, добавляя туда 5-6 капель фенолфталеина. Если окраска не появляется, то считается, что карбонат ионы отсутствуют.

Определение наличия сульфатов. ПДК сульфатов в воде 500 мг/л.Содержание сульфатов в природных поверхностных и подземных водах обусловлено выщелачиванием горных пород, биохимическими процессами. Сульфаты попадают в водоемы также со сбросами сточных вод. Налить в пробирку 10 мл.воды, 0,5 раствора.

Определение железа.

В начале опыта я в пробирку поместила 2,5 мл исследуемой воды, добавила 2 капли концентрированной азотной кислоты. Затем к полученному раствору добавила 2 капли перекиси водорода  и примерно  0,1 мл.раствора роданида калия.

      Провела наблюдение за полученным результатом. При содержании 0,1 мг/л железа появляется розовое окрашивание, а при более высоком - красное.

      ПДК железа, не влияющая на санитарный режим водоема и родниковой воды - 0,5 мг/л, ПДК в питьевой воде 0,3 мг/л.

2. Определение кислотности родниковой воды.

Растительность вблизи родника.

Растительность вокруг родников зависит от их типа:

  1. лесные,
  2. речные,
  3. луговые родники.

Описание растительности дается по их типам:

  1. древесная,
  2. кустарниковая,
  3. травянистая,
  4. мохово-лишайниковая.

В переувлажненной местности древесно-кустарниковая растительность обычно представлена ольшаниками, ивняками, березняками, ельниками.

Луговые родники окружены травянистой растительностью (крупнотравной, разнотравной) и болотно-луговой.

Лесные родники и ручьи, которым они дают начало окружены древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.

Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофитов (купающих корни в воде): сердечник, луговой чай, чистяк весенний, осоки, мхи и некоторые другие.

Животный мир вблизи родника.

О том, кто из млекопитающих посещает родник и как часто можно судить по их следам, которые хорошо видны на влажной земле вблизи воды. Видовой состав птиц определяем по голосам и при визуальных наблюдениях с помощью бинокля. С познавательной точки зрения интересно познакомиться с обитающими около родника земноводными.

Физические особенности воды.

Полную информацию о качестве воды в роднике мы можем получить, сделав ее химический анализ. Но в условиях сельской школы полный анализ сделать невозможно. О состоянии родника можно судить и по его внешнему виду, и по физическим характеристикам воды. Вода может быть прозрачной или мутной. Степень прозрачности зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Для определения прозрачности питьевой воды используется следующая шкала оценки:

  1. прозрачная,
  2. слобо-мутная,
  3. мутная,
  4. очень мутная.

Для питья пригодна только прозрачная вода.

Одним из показателей качества воды является запах. Запах зависит от содержания в воде химических веществ, наличия живых и отмирающих микроорганизмов. Для определения запаха в колбу отбирают 100 мл воды, закрывают стеклянной пробкой, затем нагревают до температуры 200 С . После этого колбу взбалтывают и, открыв пробку нюхают. В паспорт родника вносят характер запаха и его интенсивность, оцениваемую в баллах. Для определения интенсивности запаха используется следующая таблица.

Шкала оценки интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Описание запаха

Оценка (баллы)

Нет запаха

Запах не ощущается

             0

Очень слабая

Запах обнаруживается только опытным наблюдателем

             1

Слабая

Запах обнаруживается если обратить на него внимание

             2

Заметная

Запах, который вы сразу замечаете

             3

Отчетливая

Запах привлекает внимание и заставляет отказаться от питья

              4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

               5

В питьевой воде интенсивность запаха не должна превышать 2 балла. По характеру запах может естественного и искусственного происхождения.

Запахи естественного происхождения (от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв и т.п.)

Характер и род запаха естественного происхождения.

     Характер запаха

        Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тенистый

Гнилостный

Фекальный, сточной воды

Древесный

Мокрой щепы, древесной коры

Землистый

Прелый, свежее вспаханной земли, глинистый

Плесневый

Затхлый, застойный

Рыбный

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Скошенной травы, сена

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

 Запахи искусственного происхождения (от промышленных выбросов, от обработки воды реагентами) называются по соответствующим веществам:

  • хлорфенольный
  • камфорный,
  • бензиновый,
  • хлорный и т.п.

Важное значение при определении качества воды имеет также ее вкус. Доброкачественная вода должна быть приятной по вкусовым качествам. Вкус различают по ощущениям, набирая в рот воды маленькими порциями, не проглатывая, задерживая ее во рту на 5-10 сек. Определению вкуса обязательно должен предшествовать процесс оценки интенсивности запаха, так как воду, оцененную по шкале запахов на 4-5 баллов, пробовать на вкус нельзя. Пробу на вкус проводят при полной уверенности в безопасности воды.

Шкала интенсивности вкуса.

Интенсивность вкуса

Описание вкуса

Оценка в баллах

Нет

Вкус не ощущается

              0

Очень слабый

Вкус обнаруживается только опытным наблюдателем, а вы его не чувствуете

              1

Слабый

Вкус обнаруживается, если обратить на него внимание

               2

Заметный

Вкус, который вы сразу замечаете и он вызывает неодобрительный отзыв о воде

                3

Отчетливый

Вкус привлекает внимание и заставляет отказаться от питья

               4

Очень сильный

Вкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

                5

Цветность зависит от присутствия в воде солей железа и других химических веществ. Цветность можно определить путем сравнения с дистиллированной водой. Два стакана из бесцветного стекла заполняют водой: один -дистиллированной водой, другой – исследуемой. Цвет воды рассматривают, сравнивая стаканы на фоне листа белой бумаги при дневном освещении, сбоку, затем сверху, положив лист белой бумаги под дно стакана. Наблюдаемый цвет записывается по интенсивности окраски:

  • бурый,
  • светло – коричневый,
  • желтый,
  • светло – желтый,
  • бесцветный.

Температура прямо или косвенно оказывает влияние на все процессы, происходящие в водоеме. Для измерения температуры рекомендуется использовать термометр со шкалой до 1000С. Температуру воды источника мы определяем при погружении термометра на 3-5 мин в сосуд с водой сразу после его наполнения или непосредственно в стекающую струю воды. Для питьевой воды определяется температурный предел 7-120С.

Последняя физическая характеристика, которая вносится в паспорт, является дебит родника.

 Дебит источника – это его мощность т.е. расход воды. Он определяется следующим образом. При отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление на дне. В срез углубления ставится литровая банка. В срез углубления вдавливается кусок жести, согнутой в форме желоба. Под желоб ставится литровая банка и по секундомеру определяется время заполнения ее водой. Следует вычислить расход воды: за час, и за сутки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Плюсы родниковой воды: 

Пить родниковую воду полезно, потому что:

  1. Благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои природные качества, структуру и свойства;
  2. Ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и всевозможные добавки;
  3. В ней много кислорода;
  4. Она является «живой водой» и ее не надо кипятить.

Минусы родниковой воды:

  1. Пить воду только из проверенных, т.е. безопасных родников;
  2. Многие родники расположены далеко от населенного пункта и в неудобном месте – в оврагах, низинах…;
  3. Некоторые родники бьют из земли слабой струйкой, и емкости набираются сложно и слишком долго;
  4. Родниковую воду нельзя хранить дольше недели, так как она теряет свои органо-лептические качества.

Как расчищать родники?

Мусор погрузите на тележку и отвезите на свалку. Окопайте землю вокруг родника, снимите накопившуюся грязь. Чтобы к источнику было удобно подойти, обложите его мытыми крупными камнями. У спуска к источнику можно установить табличку с названием ключа, указать фамилии ребят, взявших над ним шефство. Следующий этап расчистки некоторых заиленных родников более серьёзный. Сначала нужно отвести воду, чтобы не мешала земляным работам. Затем расчистить родник, выкопав (обязательно вручную!) яму глубиной 1-1,5 метра и диаметром 2-3 метра. Это если, конечно, родник бьёт сосредоточенно, из одной точки. Если же подземная вода выбивается на поверхность рассеянно – на площадке в несколько метров, то копают канаву. Откосы ямы или канавы покрывают так называемым «обратным фильтром», т.е. сначала кладут слой песка, а потом более крупный фильтрующий материал – гравий и щебень. На него устанавливают железобетонное кольцо-колодец, деревянный сруб или просто плетёную корзину. На дно колодца для пригрузки фильтра укладывают слой камня-булыжника. Вокруг колодца – слой глины, её хорошо утрамбовывают. Нельзя изменять русло родника, нарушать его выход.

Для глубоких, водообильных родников после расчистки оплывшей земли в грунт забивают металлическую трубу длиной 2-3 метра, диаметром 25-30 сантиметров

Календарно- тематический план

№ п/п, дата

Тема занятия

Форма проведения

Результат

Вводное занятие

(цель, задачи проекта, распределение ролей, планирование, конкурс эмблем «Вода – это жизнь».

Лекция

План работы проектной группы

Работа с информацией

по истории родников, легендах,  народных поверьях.

Лекция

Экологические проблемы водных ресурсов Курганской области, влияние загрязнителей на здоровье человека.

Лекция

Таблица «Влияние загрязнителей воды на здоровье человека».

Родники города Куртамыша

Экскурсия на Кочарину гору

Интервью с жителями близ лежащих улиц, пробы воды

Анализ родниковых вод.

Практическая работа

Паспортизация родников

Практическая работа

Паспорт родников Кочариной горы

Знакомство с Косулинским родником

Выездная экскурсия

Пробы

Составление паспорта родника

Практическая работа

Паспорт

Благоустройство родников на Кочариной горе

Практическое занятие

Исследование ручья «Крутой» (от устья до истока)

Поход

Подведение итогов работы проектной группы

Практическое занятие

Презентация, буклет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по итогам экологической акции "Живи, родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности. По итогам акции создан бу...

Проект экологическая акция "Живи, родник"

Экологическая акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Презентация экологическая акции "Живи родник"

Акция `Живи, родник` направлена на экологическое воспитание учащихся, на привлечение к экологическим проблемам родного края, на привлечение ребят к волонтерской деятельности....

Родники и святые источники Пензенской области.

Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых  источниках....

"Живой родник моей истории"

Актуальность проекта.История нашей школы ведёт своё начало с 1951 года! Вначале она располагалась в одном здании. Со временем прибавился второй корпус. Постепенно возникла необходимость в дальнейшем р...

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

Родники вы мои, родники...

Статья о работах по очистке и благоустройству одного из многочисленных родников Удмуртии. Она  интересна  тем, что в ней описываются    примеры   удачного...