Родники и святые источники Пензенской области.
статья по краеведению на тему

Кондратюк Галина Владимировна

Данная статья рассказывает о памятниках истории и природы Пензенского края - родниках и святых  источниках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodniki_i_svyatye_istochniki_penzenskoy_oblasti..doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратюк Г.В,

учитель географии,

ГБОУ ПО « Губернский лицей-интернат

для одаренных детей»,ЦДО

(г. Пенза)

РОДНИКИ И СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ПЕЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Все хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива; она бежит или волнуется ветром; она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему... И горные ключи, и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, углубясь в землю, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчанье, а воды не находишь; подойдешь вплоть раздвинешь руками чащу кустарника или навес густой травы — пахнет в разогревшееся лицо свежею сыростью, и , наконец, увидишь бегущую во мраке и прохладе, блестящую, как серебро, струю чистой и холодной воды.

Интерес к воде земных недр человек проявляет давно. Уже древние цивилизации использовали для своих нужд выводимые родниками пресные и минеральные воды. Легенда приписывает Гераклу честь первого человека, осуществившего искусственное получение подземных вод: демонстрируя силу, он глубоко вонзил в землю свою знаменитую дубину, а когда вытащил ее, из возникшего отверстия хлынула вода и образовала целое озеро. Еще в ХIII в. до н.э. древние шумеры - первые обитатели Двуречья - знали, где и как искать подземные воды. На Ближнем Востоке, в Средней Азии, Индии и Китае несколько тысячелетий назад их стали применять для водоснабжения и орошения. Тогда же научились использовать для лечения и минеральные воды. Примерно 3-4 тысячелетия назад для вывода подземных вод стали копать колодцы и бурить скважины. А естественный выход подземных вод на поверхность — это родники, ключи, источники.

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. И нигде — ни в людных местах, ни в глухой тайге - родник не остается незамеченным, к нему всегда есть тропа — он нужен не только людям, но и зверям, птицам.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Вода в них всегда была чище воды рек, озер и любых других поверхностных источников. Поэтому люди издавна стремились пользоваться родниками, селились вокруг них, сохраняли и обустраивали источники. В маловодных местах, где нет поверхностных вод, родники вообще были единственными источниками утоления жажды, оазисами прохлады, центрами сближения людей. Конечно, в современных системах водоснабжения родники играют очень скромную роль. И все-таки родниками продолжают пользоваться до сих пор. Их воду берут для питья, идут с бидонами и ведрами, порой за несколько километров, чтобы отведать самого лучшего напитка, подаренного природой,— чистой воды.

Что же такое родник с точки зрения гидрогеологии? Нередко они дают начало ручьям и речкам. Подземные воды чаще всего пробиваются на поверхность в горных и предгорных областях, образуя родники на склонах местности. В равнинных областях они находят выход в зонах эрозии — по берегам рек и склонам оврагов. Условия питания родников различны. Родники могут питаться верховодкой, грунтовыми и артезианскими водами. В первых двух случаях образуются так называемые нисходящие родники, вытекающие из рыхлых отложений вниз по склону. В местах рассеянного выхода подземные воды увлажняют склон долины на всем протяжении водоносного пласта, нередко образуя заболоченные полосы с характерной влаголюбивой растительностью. По особенностям режима все родники подразделяются на постоянно, сезонно и ритмически действующие.

Наибольшим постоянством отличаются восходящие источники, питающиеся артезианскими водами. Резкие колебания дебита (вплоть до иссякания) характерны для источников, питающихся верховодкой. Верховодка — это неглубоко залегающие (до нескольких метров) подземные воды. Запасы воды в верховодке очень малы, а качество ее низкое. Родники, питающиеся из верховодки, весьма распространены, их можно повсюду наблюдать весной на склонах местности, по берегам рек, при разработке траншей, котлованов и т. д. Летом они быстро иссякают. Для хозяйственно-питьевого водоснабжения такие родники непригодны. Восходящие родники, которые образуются при выходе артезианских вод, истекающих на поверхность по трещинам в твердых породах, наиболее надежны в санитарном отношении. Они питаются из глубинных (от 100 до 500 метров) хорошо защищенных водоносных пластов.

Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их ландшафтов, повышают их эстетические свойства. Родники являются стратегическими объектами природы. При возникновении чрезвычайной ситуации они могут выступать как единственные источники питьевой воды для населения.

В Пензенской области учтено 532 родника. Наибольшее количество родников расположено на северо-востоке региона. Так, в частности, в Лунинском районе известен 71 родник, в Кузнецком — 58, Городищенском — 49, Никольском — 40, Лопатинском — 35, Шемышейском — 29. На территории Пензы обустроено 10 родников. Природа щедро наградила Пензенский край ключами вкусной и кристально прозрачной водой. В Пензенской области насчитывается 115 почитаемых в народе святых родников. Первые чтимые источники на Пензенской земле появились одновременно с русской колонизацией края: Салолейский в 1660 -х, Большеваляевский до 1704, Семиключевский в конце XVII века.

С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения. Воду некоторых родников местное население считает святой, целебной, используемой при лечении различных заболеваний. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

Одной из старейших почитаемых святынь Мокшанского края издавна слывет родник святой Параскевы Пятницы, именуемый в народе Девятая Пятница. Легенда рассказывает, что в стародавние времена у источника близ села Богородское произошло чудесное событие. Благочестивому крестьянину, страдавшему тяжким недугом, явилась святая мученица Параскева и даровала исцеление. С тех пор воды источника почитаются как чудотворные, оберегающие от нечистой силы, спасающие от телесных недугов, изгоняющие бесов. Поскольку чудесное событие произошло в девятую пятницу по Пасхе, православные с особыми молитвами спешат в этот день к святому роднику. Даже в годы безверия, праздник собирал до тысячи паломников. Заботливыми руками водружен простой деревянный крест, сооружен дубовый колодец над целебной водоносной жилой.

Скромная часовенка наполняется в день праздничного молебна благочестивыми прихожанами. Многие стараются окунуться в удобно устроенные купальни, чтобы, с благословения святой Параскевы, обрести желанное здоровье. У православных христиан святая Параскева издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни, почитали как покровительницу полей и скота, ей молились о сохранении скота от падежа. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. 

На правом берегу реки Мокши, в Барабановском лесничестве раскинулась местность удивительной красоты – святые источники Салолейка. Историки и этнографы предполагают, что этот удивительный уголок природы мог почитаться в мордовском народе еще в языческие времена. В 1660-х гг., практически одновременно с крепостью Пенза, появился на Салолейской горе Успенский женский монастырь.

Постепенно собирались инокини, строились деревянные здания, обители выделили земельные угодья. Однако время было неспокойное. В глухих лесах по берегам Мокши встречались нередко и разбойники. С юга совершали набеги кочевники. Поэтому в 1689 году по просьбе настоятельницы перевели монастырь в более защищенное место – в Верхний Ломов. На Салолейку пришли монахи.

По приданию первым сюда пришел с тамбовщины монах Серафим. Он искал место для уединенной отшельнической жизни и пораженный красотой местной природы решил остаться здесь. Вскоре, собрались из окрестных сел иноки и начали строить здесь храм и келью. Много лет простоял уединенным монастырь в тени лесов, пока не был варварски разрушен.

Говорят, произошло это еще во времена Стеньки Разина. Поздним вечером подошел отряд разинцев к воротам обители. Хоть и было испокон веку на Руси в монастырях давать приют всем, кто бы ни пришел, но на этот раз монахи разбойникам отказали. Разозлились разбойники на такой ответ монахов, ворвались в обитель. Лишь нескольким братьям удалось укрыться в пещерах, соединяющих Салолейку с соседним Скановым монастырем.

Разбойники гуляли несколько дней. Потом погрузили награбленные в монастыре драгоценности в лодку и напоследок подожгли остов. Всего от разинских приспешников погибло сорок монахов. Когда невинно убиенные иноки были преданы земле, она заплакала горькими слезами – из нее потекло сорок источников. И все же разбойников настигла кара. На реке Мокше их догнали царские войска, всех перебили, а лодка с награбленным золотом утонула. А там, где забили из-под земли святые источники, поставили часовню.

Однако во времена Разинщины монастырь был женским, а ко времени Пугачева уже упразднили и мужской. Да и в любое другое время число иноков на Салолейке никогда не достигало 40. Поэтому как согласовать предания с историческими фактами неизвестно.

Скрываясь в густом лесу от степных кочевников, время от времени опустошавших в конце XVII века своими набегами сурские земли, один из монахов зашел в густые камыши, где и увидел чудо. В бившем из-под земли роднике лежала небольшая икона Божией Матери, ничуть не повредившаяся от сырости. Припав к источнику, монах стал произносить молитвы, а когда опасность миновала, объявил о найденном образе в деревне Поляны, находящейся в пяти верстах от того места. Жители села, приняв явление иконы за знамение освобождения от врагов, построили над источником небольшую часовню, поместили туда найденный образ и стали чествовать его как явленный. А вскоре и сами переселились на это место.

Именно так, по преданию, более трех сотен лет назад началась история святого родника, дарующего свои воды жителям села Большая Валяевка, что в 12 километрах от областного центра. В 1704 году здесь была выстроена деревянная церковь «Живоносный источник». Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице перед явленным Ее образом и омовение в целебных водах родника стали приносить чудесные исцеления от болезней, и вскоре добрая слава об этом месте разнеслась по всему сурскому краю. В 1799 году рядом с источником появилась каменная церковь — вместо прежней, деревянной, а спустя еще год – каменная часовня. Вера в чудодействие Святого образа была столь сильна, что в страшные холерные 1831 и 1848 годы икону, привозили в Пензу и носили по домам, надеясь на благодатную помощь небесных сил. Рассказывают, что во время обнесения иконы воздух в домах и над городом становился значительно свежее, и губительная хворь сразу отступала. В 1871 году рядом с церковью был возведен красивейший монументальный пятиглавый храм в честь Святой иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Проложенные под храмом трубы (по преданию, серебряные) подвели к часовне, стоящей чуть ниже, откуда и по сей день истекают струи целебной воды.

Жуткие тридцатые годы не пощадили духовной красоты: церкви были закрыты и расхищены, колокольня сломана, иконы изрублены и сожжены. Долгие десятилетия остатки двух некогда величественных храмов представляли собой жалкое зрелище. Но дождались люди начала восстановления святыни. В настоящее время на территории храма ведутся реставрационные работы, а родник дарит паломникам свои целебные воды.

О Семиключье рассказывает следующее предание : однажды кочевники убили семерых монахов, а скит предали огню, но на месте пепелища забило семь ключей — сильных родников. Спустившись с горы вниз, видишь - семь крестов как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого, от старшего к младшему стоят. Справа небольшая гора, из-под нее бьют благодатные источники.

Ключи не раз пытались уничтожить - бензином заливали, пасеку делали, санаторий намеревались построить, даже землю хотели продать, но ничего не вышло. Живы родники. Звучание у всех разное: у одного тихое-тихое, у другого напористое и зычное, есть еще торопливый и шумный, а четвертый журчит нежно, весь залитый солнечным светом. Пятый очень громкий и большой, а шестой родник с первого взгляда и не разберешь, будто прозрачная лужица, но нет - это источник и сияет своими чистыми водами, седьмой же особый. На нем в середине XVIII века явилась Тихвинская икона Божией Матери. Народ православный подивился такому чуду и перенес святыню в церковь, что в селе с удивительным названием - Русская Норка. Но икона чудесным образом вновь оказывалась в Семиключье, ее трижды пытались переносить в храм, но трижды она возвращалась на источник. Потом, в память об этом Божьем чуде, здесь построили храм, который не смог уцелеть в годы атеизма. Теперь этот родник просто облагорожен, сделан по типу колодца, только такого вытянутого, а у его истока, что прямо под горой, большой киот с Тихвинской иконой Божией Матери. Над всем этим благолепием возвышается, как на куполе храма, небольшой крест.

Все семь источников сливаются в общий большой ручей, над которым стоит купальня. Имеются свидетельства чудесных исцелений различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.

Наиболее чтимым источником Лунинского района является Монастырский родник или Молебный ключ на правом берегу реки Вьяс, между Большим и Лесным Вьясами, в возрождающемся Владимирском монастыре. С этим родником связано само возникновение обители. По преданию, в конце XVII века в эти края пришли двое старцев – Иоанн и Тихон, которые принесли Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Они поселились здесь, а над иконой и источником была сооружена часовня. Все эти места принадлежали тогда графу Гавриилу Ивановичу Головкину. Он и “бил челом” царю Петру Алексеевичу, “а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе впусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы”. 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, в 1714 году храм был освящен. Он пришел в ветхость только спустя полтора столетия и тогда, в 1857 г., был заменен новым.

Первый историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: “В пустыни есть еще один предмет, достойный благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была поставлена, принесенная сюда икона Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в пустынь богомольцев. Возле этого родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот источник многие немощные погружают свои болящие члены”. На источник ежегодно, на Владимирскую бывают крестные ходы и водосвятные молебны.

Да, богата Пензенская земля родниками и святыми источниками, которые известны за пределами области. Но есть родники и роднички, ключи и источники, известные и почитаемые жителями города, села или деревни, которые много веков источают свою прозрачную, чистую, как слеза, воду. И у каждого источника есть своя история, легенда, предание. Можно привести немало примеров бережного отношения к родникам, которыми пользуются несколько поколений людей.

В городе Сердобске, в западной части, находится источник, который является историчеким памятником. Он известен еще с тех давних пор, когда существовала Сердобская слобода.

С образованием города и строительством собора место, где находился родник, стало священным. Здесь совершалось благослужение, крещение, праздничные гражданские обряды... Люди верили в целительную силу родника и со всей округи съезжались сюда за водой. И действительно вода источника была кристально чистая и била и бьет ключом уже несколько лет, не истощаясь. Вода очень прозрачная — через двадцатисантиметровый слой воды можно даже читать.

В годы революции, в удаленном от центра месте, проводились революционные собрания — маевки. С тех пор родник получил название «Майский». Позднее был подписан документ о том, что он является памятником природы.

В период послереволюционного воинствующего атеизма, значение Майского родника, как святыни, стал стираться в сознании людей. Произведенная реконструкция железной дороги исказила живописный пейзаж местности, прилегающей к роднику. Холм, у подножия которого бил знаменитый ключ, превратился в бугорок. Однако, несмотря на это, священная реликвия прололжает притягивать к себе сердобчан.

Облик родника постоянно менялся. Ключ, бивший из под горы, был заключен в дубовый сруб стараниями лесников. Ручей был заключен в деревянную колоду. Поляна родника была чиста и суха. Ручей уходил далеко в лес и там терялся в заливном лугу. Любовь горожан к роднику выражалась и тем, что вокруг источника всегда был идеальный порядок. В настоящее время, родник украшен формой самовара, порядок вокруг родника сохраняется, а территория благоустроена.

На территории деревни Ханеневка, Пензенского района находятся два родника во имя иконы Николая Чудотворца. Несмотря на то, что один родник находится в центре деревни, а другой на выезде, почитают и используют оба. Из рассказов сторожил известно, что все дни, посвященные святому Николаю, считались в народе, большими праздниками и с ними связывалось множество обрядов, обычаев и поверий, свято соблюдаемых всеми верующими. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия. К родникам обращались с мольбой о дожде. В родниках ценили силу и очистительную, и целебную. В канун великого праздника, Крещение, люди приходили к Большому роднику, умывались, а самые отчаянные в образовавшейся купели, купались в ледяной воде. Сегодня родники облагорожены местными жителями, продолжают поить речку Лисовку своей чистой, прозрачной, хрустальной водой.

В селе Бессоновка Пензенского района находится родник Ильинский, несет он свою кристально чистую воду в реку Шелдоис. В устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение, мы узнаем историю старинного родника, водой которого пользовались и пользуются в настоящее время многие жители села. В периоды страшно бездожья, когда земля раскалялась и трескалась под жаркими лучами палящего солнца, старые люди у родника просили прощения у Бога за совершенные грехи и великой милости в виде дождя. К святому источнику совершают крестные ходы и молебны с водоосвящением у родника.

Родина, родной, родник: не случайно эти слова имеют один общий корень. Родники - удивительные творения, которые несут нам не только свежую благодатную воду, но и даруют размышления, о силе, истории и красоте нашей пензенской природы.

Источники:

Аксаков С.Картины природы нашей Родины. Издательство «Просвещение» Москва.1964

Анисимова И.О. Родники Пензенского края. Чудотворные православные источники России.2008.

Белохвостиков Е.П. Святые источники Пензенской земли. Издание 2-е дополненное и исправленное. Пенза.2006

Володин А. Пензенская правда.Оберег земли пензенской.2006.

Порядин А. Родники. «Наука и жизнь». 1978, № 8.

Суворов Д. Губернская газета-Пензенские вести.2002

Фото и материалы из личного архива.

http:// pravoslavie58region.ru Информационно – просветительский сайт Пензенской епархии.

http:// inpenza.ru/mokshan/rodnik-pp.php.Родник святой Параскевы Пятницы (Девятая Пятница) Мокшанского района Пензенской области

http://turometr.ru/user/penza/blog/3812. Святые источники Пензенской земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Усадьбы дворянские". Пензенская область.

Презентация может использоваться на уроках краеведения, географии, внеклассных мероприятиях. snimok_ekrana_2011-11-03_v_8.20.45.png...

Общая характеристика хозяйства Пензенской области

изменение в структуре хощяйства области. возможности развития предпринимательсой деятельности на основе использования местных ресурсов...

Внутренние воды Пензенской области

Общая характеристика вод области, крупные реки....

"Историческое развитие Пензенской области.ЭГП Пензенской области"

Конспект используется на уроках географии в 9 кл ( при изучении региональной части )...

Информационный час "Святой источник Новосибирской области"

Рассказ о истории Святого источника в Поселке Ложок Искитимского района...

Топонимы Пензенской области

знакомство с наукой топонимикой;изучение видов   топонимов;знакомство с гидронимией;Некоторые виды топонимов Пензенской области...

Классный час "Святые места и источники Липецкой области. Задонский Рождество – Богородицкий мужской монастырь"

Классный час "Святые места и источники  Липецкой области. Задонский Рождество - Богородицкий мужской монастырь"....