Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.
методическая разработка на тему
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы.
Задачи:
- Ознакомиться с методологией компетентностного обучения.
- Изучить подходы к формированию коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста.
- Проанализировать методы работы на занятиях инструментального ансамбля с точки зрения формирования коммуникативных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabotapiskunova.doc | 130.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Формирование коммуникативных навыков у учащихся подростков в классе инструментального ансамбля ДШИ.
Итоговая работа слушательницы
курсов повышения квалификации
Пискуновой Татьяны Владимировны
МБОУ ДОД ДШИ №3 «Младость»
Промышленного района г.о. Самара
Самара
Введение
В последние годы в России были ознаменованы реформированием многих важнейших отраслей, в том числе и системы образования. Это было обусловлено особенностями развития нашей страны в последние десятилетия. Образование в 90-е годы было брошено в ситуацию выживания – тяжелая экономическая и политическая ситуация в стране, демографический «провал» наступивший к концу 90-х годов, закрытие многих дошкольных учреждений, недостаточное финансирование всех направлений: от мизерной зарплаты учителей до отсутствия средств на создание современной инфраструктуры учебных заведений, закупки учебников, методических пособий и так далее.
Конечно, были и положительные моменты – у педагогов появилась возможность работать по адаптированным, авторским программам, учитывающим особенность развития каждого ученика, например, появились программы углубленного изучения отдельных предметов, вспомним успешно внедряемые в Самаре, так называемые 5 и 6 варианты учебных планов с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Школа ушла от «коллективного» и обратилась к личности. С другой стороны было нарушено единое образовательное пространство, учащиеся сельских школ, дети, переехавшие в другой город или район, не могли быстро включаться в процесс обучения из-за разницы в учебных планах, программах образовательных учреждений, возникали проблемы с поступлением в средние профессиональные и высшие учебные заведения.
К 2000-м годам государственная политика в области образования стала опираться на принципы воссоздания единого образовательного пространства через внедрение единых образовательных стандартов.
Современная модель образования была закреплена в следующих документах:
Закон об образовании в РФ (№273 от 29.12.2012), Национальная доктрина (4.10.2009), Национальная образовательная инициатива «наша новая школа» (4.02.2012.), Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг. (7.02.2011). Правительством Самарской области была разработана Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (приложение к постановлению правительства от 19.05.2004 №24.
В свете принятых государством документов данная работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста в инструментальном ансамбле».
Вопросы, посвященные развитию коммуникативной компетенции, рассмотрены в исследованиях Г.Н. Артемьевой, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Г.М. Андреевой, Г. Уиддоусон, С.В. Знаменской, С.З. Еникеевой, И.П. Кравченко, И.В. Кузьменко и др. Особенности психологии подростков отражены в работах Гальперина Б.Я., Бодалева А.А.
Цель: Изучить особенности формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ, выявить практические методы решения данной проблемы.
Задачи:
- Ознакомиться с методологией компетентностного обучения.
- Изучить подходы к формированию коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста.
- Проанализировать методы работы на занятиях инструментального ансамбля с точки зрения формирования коммуникативных компетенций.
Глава 1. Методологические основы формирования коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста.
- Коммуникация (общение). Коммуникативные компетенции.
Целью введения понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования является возможность решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Содержательная характеристика личностного развития позволяет заключить, что учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обусловливают формирование компетентной личности в современном мире.
Основной задачей определения перечня образовательных компетентностей учащихся является регламентация комплексных процедур, в которых для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
Коммуникация – от лат. «communicatio» – что означает сообщение, передача и от «communicare»т – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать[6, с 23].
Французский ученый А.Н. Перре-Клемон характеризует коммуникацию как общее понимание связей индивидуальных действий относительно коллективного продукта и последующая реализация этих связей в структуре нового совместного действия. Это включает в себе следующие этапы:
- планирование;
- установление контакта;
- обмен информацией;
- рефлексия [1].
Исследователи И.Н. Горелов, В.Р. Житников, Л.А. Шкатова определяют коммуникацию как акт общения (или коммуникативный акт), который включает в себя следующие компоненты:
- коммуниканты (общающиеся, обычно не менее двух человек);
- действие, которое подразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.);
- содержание сообщения, характеризующееся какой-либо формой и смыслом;
- канал связи (органы речи, слуха, зрительный, визуально-вербальный);
- мотивы коммуникантов (цели, намерения, побуждения).
Коммуникация и общение – понятия не тождественные, но, вместе с тем крепко спаянные друг с другом.
Обще́ние – «передача информации от человека к человеку»[1], сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)[2]. Вне общения невозможна человеческая деятельность[14].
В коммуникациях, по средствам её осуществления принято выделять следующие основные её виды: вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, коммуникация с помощью знаков, коммуникация с помощью жестов, коммуникация с помощью символов, коммуникация с помощью других паралингвистических средств (например, мимики, поз, и др.)
Ученые также выделяют следующие основные стадии коммуникации (общения):
- ориентировка в окружающих условиях, дистанция взаимодействия в зависимости от цели, социальный контекст (в зависимости от целей общения);
- формирование смыслового содержания высказываний (подбор лексики, речевых оборотов и т.д.);
- непосредственный ход общения, обмен высказываниями, ориентированными на партнера, речевое взаимодействие (сам коммуникативный акт);
По субъектам коммуникации и типу отношений между ними принято выделять следующие её виды: межличностная коммуникация, межгрупповая коммуникация, публичная коммуникация, массовая коммуникация. [3, С. 89]
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Перечень ключевых компетентностей учащихся:
Ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные компетенции, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.
Необходимо обозначить в качестве приоритета региональной системы общего образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
Остановимся на коммуникативных компетенциях.
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативная компетентность означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.[3]
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
- эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
- когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
- поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Существование человека немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельность
В общении люди раскрывают свои личностные качества. В процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Составляющие коммуникативной компетенции: толерантность, эмпатия, рефлексия, конформность.
Толерантность – или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
Эмпатия (от греч. Empatheia – сопереживание) – индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей.
Рефлексия – философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.
Конформность – способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе). Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.[11]
Представляется важным выработка такой системы форм и методов межличностного взаимодействия на современном уроке, которая позволила бы сформировать у обучающихся комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствовала бы развитию и формированию личности, готовой к продуктивному общению.
Коммуникативные компетенции:
- Умение жить и работать в коллективе, знание понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер – генератор идей, исполнитель, зритель).
- Сформированные представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
- Сформированные навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.). [15]
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:[3]
- Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
- Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
- Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации. [3, 88c.]
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
- . Желание вступать в контакт с окружающими.
- Умение организовать общение; включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. (М.И. Лисина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина).
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели.[3, 65c.]
Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации. Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
- Особенности психологии подросткового возраста. Особенности развития коммуникативных компетенций обучающихся подросткового возраста.
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых.
Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Подросток требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, становится в антагонистические отношения с близкими людьми. Будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых.
Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название “подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза». Подростковый комплекс включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин.
Эстетические увлечения подростков связаны с глубоким интересом к любимому делу. К этой же групп относится стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны.
Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются лидерами в разных группах молодёжи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.
Эгоцентрические увлечения – всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные её формы – участие в любительских эстрадных ансамблях, прежде всего, иногда спортивные соревнования – всё, что даёт возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Все эти занятия преследуют всё ту же цель – демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих.
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят усᴨешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Общение – основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков.
Одна из главных особенностей подросткового возраста - смена значимых лиц и ᴨерестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей ᴨереходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и оᴨеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков
Итак, одна из главных тенденций ᴨереходного возраста – ᴨереориентация общения с родителями, учителями, вообще со старшими, на, более или менее равных, по положению. Роль эмоциональной функции общения проявляется в двух асᴨектах: в приобретении опыта эмоциональных отношений с людьми и в развитии эмоционального приятия окружающей действительности.
Общение со сверстниками очень важный сᴨецифический канал информации. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Сознание групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Хотя общение подростков часто бывает эгоистичным, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих ᴨȇреживаний – выше интереса к чувствам и ᴨереживаниям другого.
Отмечено, что в подростковом возрасте проявляется более острая необходимость в межличностном общении. Общение становится самоцелью, в которой подростки реализуют свои интересы, формируют представления о себе и об окружающем мире.
Основной тенденцией подросткового возраста является ᴨереориентация на общение со сверстниками. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире.
Необходимо отметить, что общение оказывает огромное влияние на становление личности подростка. Так как общение - это не только обмен информацией (например, между учителем и учеником), но и взаимодействие, взаимовлияние. Подросток «ᴨȇреживает» общение не только на интеллектуальном, но и на физиологическом и эмоциональном уровнях.
Возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не усᴨȇвают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у подростка были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Подростки должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации. В частности, в своих исследованиях Г. Уиддоусон стал использовать такое понятие как «коммуникативные функции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к той или иной социальной ситуации. Это делает процесс обучения подростков не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие подростков.
Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.
Исследователи отмечают такое свойство личности как коммуникабельность. Быть коммуникабельным - означает быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлении и поддержании контакта, хотеть и уметь передавать свои мысли. Одним из главных качеств подростка, способного к общению, исследователи называют способность к рефлексии, эмпатию. Подросток должен суметь поставить себя на место другого, проявить свое сопереживание и сочувствие
Одной из принципиальных задач педагога при формировании коммуникативной компетентности является организация таких условий, при которых подростки приобретают навыки и умения, соответствующие высокому уровню общения.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма. Внеситуативно-личностная формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать мысли своего партнера, его переживания, позволяет подростку уточнить представление о самом себе. Таким образом, мы полагаем, что общение подростка - это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а также использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.
Отмечено, что в подростковом возрасте при высокой потребности в общении, уровень коммуникативных навыков и качеств, достаточно низок у подавляющего большинства подростков. Так как в подростковом возрасте общение выдвигается на ᴨȇрвое место, оно играет важную роль в формировании личности. Отсутствие навыков общения заставляет подростка быть угрюмым, недовольным собой. Такие подростки заметно отстают в учебе, нередко конфликтуют со взрослыми и со сверстниками. Не усᴨешность в общении со сверстниками, родителями, ᴨȇдагогами часто приводит к мучительным ᴨереживаниям подростка. Для того, чтобы избежать, такого рода ᴨереживаний, необходимо, именно, в подростковом возрасте развивать коммуникативные и организаторские навыки.
2.1. Особенности работы на уроке инструментального ансамбля в средних классах ДШИ.
Несмотря на большие сложности, подростковый возраст является самым благоприятным для воспитания и развития духовной культуры. В.А. Сухомлинский говорил: «В духовном облике подростка происходят бурные, в определённом смысле противоречивые явления, которые надо направлять в правильное русло здорового нравственного развития».
Один из путей формирования нравственного облика подростка – игра в инструментальном коллективе, в котором он может получать удовольствие от совместного творчества; почувствовать свою необходимость в общем деле; испытать радость и гордость победы, дружбы, уважения со стороны руководителя, товарищей, родителей слушателей; наслаждаться музыкой, которую он сам исполняет.
Использование коммуникативной методики на занятиях в ДШИ – объективная необходимость, продиктованная закономерностями не только обучения музыке, но и любого обучения как такового. Как известно, все, чему обучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности. Сущность коммуникативного общения, заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения.
Коммуникативность, применительно к занятиям искусством означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе.
Коммуникативность – это мотивированность любого действия учащегося совершение его из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.). На данный момент многие учащиеся занимаются в школе искусств не имея профессиональной ориентации, и занимаются, в основном, «для себя», так что очень важно правильно мотивировать таких детей не боязнью получить плохую отметку, а невозможностью подвести своих товарищей, коллектив, Воспитание преданности общему делу для достижения общего результата.
Коммуникативность – это речемыслительная постоянная включенность в процесс решения задач реального (а не учебного!) общения. Конечно, как уже было сказано выше, общение в инструментальном ансамбле, как в любом детском коллективе строится на решении задач не только учебных, но и реальных, нахождение выхода из трудных ситуаций, сложности в межличностном общении подростков и т.д.
Коммуникативность – это связь общения со всеми другими видами деятельности ученика – общественной, художественной и т.п.
Коммуникативность – это общение в ситуациях, понимаемых не как обстоятельства (у кассы, на стадионе и т.п.), а как система взаимоотношений
Коммуникативность – это функциональность, означающая, что любое
действие ученика, производится при наличии и при осознании им речевой функции:
(«Подтверди …», «Спроси …», «Убеди …» и т.п.), а не формального задания, «Встать …», «Измени …» и т.п.). [1]
Для формирования коммуникативных компетенций из многообразия форм речевой коммуникации на занятиях инструментального ансамбля можно выбрать следующие:
Монологические – выступление с неподготовленной или подготовленной речью, например, рассказ о впечатлениях о прослушанном или изученном произведении.
Диалогические – учебная беседа учителя и ученика, учебная беседа в парах, учебная беседа в группах. Например, выбор нового произведения для предстоящего конкурса. Интересно наблюдать, как учащиеся предлагают свои варианты динамических оттенков в разучиваемом музыкальном произведении или распределение партий. И, если предпочтение оказывают их предложению, у обучающихся возникает ощущение сотворчества, сопричастности, они ощущают себя полноценными участниками творческого процесса.
В настоящее время пропаганда основ коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именно коммуникативная методика адекватна такой цели, как обучение общению, во-вторых, потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые должны стать достоянием учителя-практика.
В соответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебный процесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Роль преподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующим концепцию урока.[1], [2].
Основными критериями успешности воспитанников инструментального ансамбля является приобретение ими необходимых вокальных навыков на данном этапе: качество исполнения, собранность и работоспособность на занятиях, эмоциональность и артистизм в концертных выступлениях.
Эффективный результат в деятельности подросткового инструментального ансамбля даёт постоянное изучение его особенностей, наблюдение за психологическим и физиологическим развитием каждого ученика, анализ пройденных занятий и выступлений и тесная связь с другими музыкальными предметами.
Большую помощь коллективу может оказать семья. От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознаётся огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс формирования музыкальной культуры учащегося. Отсюда и необходимость активизации работы с родителями - проведение индивидуальных бесед и консультаций, приглашение родителей на открытые уроки и различные концерты.
Широко развитое детское самоуправление, активизация всех членов инструментального коллектива и работа по принципу «знаешь сам – научи другого» - всё это создаёт предпосылки для успешного воспитания слаженного детского инструментального коллектива.
Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что учащиеся чрезвычайно заинтересованно воспринимают те методы педагогического воздействия, которые предполагают проявление их собственной активности и инициативы.
Такие формы работы, как: беседы о музыке, поэтах, композиторах, совместные культпоходы в концертные залы и театры, слушание музыки, становятся весомым вкладом в осуществление полноценного воспитания детей, делают их жизнь интереснее и содержательнее.
Итогом всей работы коллектива являются конкурсы и концерты. Каждый концерт и конкурс – это не только проверка исполнительского уровня коллектива, его творческий отчёт, но и пропаганда инструментального искусства и важнейший воспитательный и стимулирующий фактор для формирования чувства коллективного единения, источник творческого вдохновения.
2.2. Методы работы на уроке инструментального ансамбля, направленные на развитие коммуникативных компетенций.
На занятиях инструментального ансамбля многие из форм работы направлены на развитие коммуникативных компетенций, т.к. они напрямую осуществляются через коммуникации, через общение. Примером этого может служить беседа о композиторах изучаемых произведений, активное взаимодействие, через общение на учебные, бытовые темы, связанные, например с организацией занятий и т.д.
В работе с инструментальным ансамблем средних школьников ДШИ возникают различные трудности, связанные и с освоением музыкального материала и с психологическими особенностями обучающихся подростков.
Специфика формирования коммуникативных компетенций на уроке инструментального ансамбля состоит в том, что, по сравнению с общеобразовательной школой существует не триада ученик – учитель- учебник (содержание учебной программы), а, ученик – учитель – искусство. Но, на любом уроке, будь то урок в общеобразовательной школе или школе искусств необходимо создавать возможности для общения.
Рассмотрим основные средства создания возможностей общения на уроке ( в общеобразовательной школе) и попытаемся адаптировать их к условиям школы искусств, и так:
- коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
- специальная система ситуативных упражнений;
- использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
- использование учебных ситуаций общения;
- обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
- формирование умений систематизировать материал;
- умение работать в команде, группе и др.
Описанные средства касаются урока в общеобразовательной школе, но, некоторые возможно использовать и на занятиях инструментального ансамбля в ДШИ. Например, целевые установки, организующие деятельность учащихся. Организация работы над произведением в партии, или соло; обсуждение организационных моментов, т.д. Иногда, из-за принадлежности обучающихся к разным общеобразовательным учебным заведениям, в силу разности расписания и территориальной удаленности от школы искусств возникают сложности с составлением расписания занятий и составлением графика репетиций и тогда кому-то из учеников приходится уступать другим, таким образом, они начинают учитывать интересы друг друга, искать пути решения, идти на компромисс.
Приведем пример упражнений с использованием коммуникативных ситуаций.
Рассмотрим примеры коммуникативных ситуаций.
Ситуация 1: Учебный класс, идёт урок. Вдруг ветром открыло форточку, стало холодно, с улицы доносится шум транспорта. Преподаватель обращается к подростку, который сидит недалеко от окна: Андрей, форточку закрой, пожалуйста!
Первая группа условий:
условия способствуют успешному протеканию деятельности коллектива (идёт занятие).
открылась форточка, что вызывало противоречие между успешным осуществлением деятельности и условиями её протекания.
Возникает потребность снять, нейтрализовать обстоятельство, затрудняющее деятельность (в данном случае это потребность в определенном физическом действии).
Как видим, условия своей содержательной стороной определяют не просто потребность в общем виде, а потребность в определённом действии. В совокупности же со второй группой условий речевой ситуации (обусловливающих обращение ко второму лицу) эта потребность может быть реализована только с помощью речевого действия, заключающего волеизъявление говорящего, побуждающего собеседника к определённому физическому действию.
Коммуникативные ситуации различаются, прежде всего, содержанием потребностей. Это могут быть потребности в передаче какой-то информации, в получении определённой информации, в побуждении к совершению действий. В условиях коммуникативной ситуации средством удовлетворения потребностей являются обращенные к собеседнику речевые действия, содержащие сообщение, вопрос или волеизъявление говорящего и соответствующие им реакции (речевые или неречевые) собеседника.
Коммуникативно-ситуативные упражнения.
- Познавательная компетентность.
Ситуация 1.
Вы принимаете участие в Международной конференции, которая исследует влияние молодёжной музыки на стиль жизни подростков. Составьте краткий текст выступления, используя сложноподчиненные предложения.
- Самообразовательная компетентность.
Ситуация 2.
Вас попросили подготовить реферат о композиторе, произведение которого разучивается на занятиях инструментального ансамбля. Расскажите своим товарищам;
а) наиболее интересных (с вашей точки зрения) периодах жизни этого композитора;
б) проинформируйте о месте этого композитора в мировой музыкальной культуре;
в) коротко проинформируйте о самых известных произведениях этого композитора.
- Социальная компетентность.
Ситуация 3.
Наш инструментальный ансамбль собирается поехать на фестиваль в другой город. Позвоните в оргкомитет и спросите о:
а) сроках проведения;
б) финансовых условиях участия и т.д.
- Личностная компетентность.
Ситуация 4.
Представьте, что участники вашего инструментального ансамбля приглашены выступить на очень престижном и ответственном концерте в воскресный день, а это идет вразрез с вашими личными планами. Согласитесь ли вы участвовать или будете настаивать на своем? Аргументируйте свой выбор.
Нельзя не упомянуть о достаточно эффективных упражнениях, направленных на работу над ансамблем в инструментальном классе. Подчас, даже при хорошем звукоизвлечении, у обучаюшихся возникают недостатки в исполнении.
В процессе коммуникации, как уже было сказано ранее важно умение отнестись заинтересованно к своему собеседнику, проявить умение не просто слушать, но, слышать. На занятиях целесообразно использовать следующие упражнения:
Упражнение №1.
Учащиеся садятся в круг лицом друг к другу. Исполняют разучиваемое произведение целиком или его фрагменты, внимательно слушая, и глядя друг другу в глаза. Они наблюдают, прислушиваются, стараются «подстроиться», выравнивают силу звука и, таким образом достигают достаточно стройного звучания.
Упражнение №2.
Учащиеся садятся спиной друг к другу. Исполняют разучиваемое произведение целиком или его фрагменты, внимательно слушая, но не глядя друг на друга. Задача усложняется, они пользуются только слухом. Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом – одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Заключение
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
- Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность;
- От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации обучающегося в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
- Коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
У школьников среднего звена развиваются представления достаточно высокого уровня о коммуникативной компетентности: их обучают ориентироваться на партнера, по возможности управлять ситуацией (особенно с педагогами, родителями, друзьями, родственниками), активно использовать элементы коммуникативной культуры (речевые обороты, интонация, невербальные средства общения: мимика, жесты и др.).
Однако, содержание общеобразовательных и профессиональных специальных дисциплин в средних и высших учебных заведениях предполагает овладение знаниями из различных научных областей и подготовку к конкретным видам деятельности в очень узких рамках, то есть обеспечивает сугубо узкопрофильную подготовку.
Между тем, формирование коммуникативной компетенции является основой профессиональной подготовки специалистов во многих высших учебных заведениях.
Задача учреждений дополнительного образования, наряду с общеобразовательной школой подготовить учеников к взрослой самостоятельной жизни.
Список используемых источников.
- Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Дисс. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2001.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., «Просвещение», 1980. – 56 с.3.
- Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: психология и право. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. — С. 89-134.
- Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – 187 с.)
- Бодалев А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256с.
- Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,. — С.
- Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
- Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение, 1987. - 205с.
- Драгунова Г.В. Подросток. - «Знание», 1976.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 1991. - 142с.)
- Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 194—19)
- Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области (приложение к постановлению правительства Самарской области от 19.05.2004 №24.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (приказ Министерства образования и науки Российской федерации 17.12.2010)
- http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Коммуникация%20(общение)/
- http://hghltd.yandex.net/yandbtm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
"Формирование коммуникативных навыков у учащихся младших классов на логопедических занятиях."
Развитие коммуникативных навыков....
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....
Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-х классов с нарушениями слуха
Цикл тренинговых занятий призван оказать пятиклассникам с нарушениями слуха помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь дру...
Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса.
Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса. Корреционая программа для пятиклассников по адаптации к среднему звену школы....
Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса
Формирование представлений (или актуализация имеющихся знаний) о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности)....
Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
Статья Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС...