«Формирование внутренней мотивации к обучению у учащихся ЦДО»
презентация к уроку по теме

Семинар-практикум для педагогов и сотрудников Центра дистанционного образования детей Камчатского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мотивация к обучению у учащихся 1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование внутренней мотивации к обучению у учащихся ЦДО» Семинар-практикум для педагогов и сотрудников ЦДО 15.11.2013 г.

Слайд 2

Мотив - внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности Мотивация - совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности Потребность — это неосознаваемое желание устранить дискомфорт Мотивационная сфера

Слайд 3

Виды мотивов обучения Оценочный мотив - обусловлен отсутствием полноценной игровой деятельности, не сформированной произвольностью Внешний мотив - мотив подчинения требованиям взрослого, правилам, формальным рамкам. Учебный мотив - сформировано учебное отношение к уроку и учителю, дети готовы к сотрудничеству. Позиционный мотив - ребёнок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию - позицию школьника . Социальный мотив - стремление ребёнка в школу основано на понимании общественной необходимости учения. Игровой мотив - потребность в игре не находит удовлетворения и подкрепления

Слайд 4

Определите тип мотивации учащегося

Слайд 5

Мотивация Внешняя Ее можно соотнести с оценочным, социальным мотивами. Эти мотивы формируются на базе потребности в принятии, общении; потребности занять новое положение, сменить статус; потребности в оценивании, поощрении; в направлении, контроле. Отрицательная Внутренняя Ее можно соотнести с учебным мотивом, формирующимся на базе познавательной потребности Положительная основывается на положительных стимулах основывается на отрицательных стимулах

Слайд 6

Определяются 3 типа отношения к учению: Положительное Отрицательное Безразличное Учебная мотивация

Слайд 7

Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность учеников в учебном процессе

Слайд 8

Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям

Слайд 9

Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов

Слайд 10

Факторы влияющие на учебную мотивацию : Образовательная система, образовательное учреждение; Организация учебного процесса Специфика учебного предмета Особенности педагога (прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу) Особенности обучающегося ( возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с др. учениками и т.д.)

Слайд 11

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя: не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием особенности личности учителя, ( не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся) неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся

Слайд 12

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика: несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие реже - несложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний

Слайд 13

Формирование мотивации учения Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели Формирование адекватной самооценки у учащихся Создание ситуации успеха Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)

Слайд 14

Формирование мотивации учения Нестандартная форма проведения урока Использование игровых технологий Эмоциональная речь учителя Использование коллективных и групповых форм работы Применение поощрения и наказания Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества

Слайд 15

Кинезеологические приёмы способствуют: - развитию мелкой и крупной моторики; -позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления; -повышают работоспособность; -снижают утомляемость; - активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Слайд 16

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Слайд 17

Примеры кинезиологических упражнений Для начала урока: 1. Глазодвигательные упражнения . «Восьмерка». у пражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмерки. Отдохните и откройте глаза. 2. Двигательные упражнения. Развивают тонкую моторику. • «Колечко» Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направления. Выполнение сначала руками поочередно, затем совместно. 8-10 повторений.

Слайд 18

3. Упражнения на дыхание. «Очищение» - «Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать». Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.

Слайд 19

Для середины урока: «Ухо - нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. «Перекрестное марширование» Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

Слайд 20

Для конца урока: 1. Упражнения на дыхание улучшают ритмику Свеча. Исходное положение - сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 2. Релаксация телесная. Огонь и лед. По команде «Огонь» - интенсивные движения телом, по команде «Лед» - замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз.

Слайд 22

Стили педагогической деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. Ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Слайд 23

Стили педагогической деятельности (А.К. Маркова) Демократический Авторитарный Либеральный (попустительский) Ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Слайд 24

Возможные пути формирования положительной мотивации Необходимо в самой деятельности формировать новые, актуальные потребности, находящие полное удовлетворение в предлагаемом занятии Мотивационные беседы - действенный приём, помогающий актуализировать конструктивные мотивы, создать определённую мотивационную среду Важно учитывать возрастные особенности, объясняя материал. Формирование положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело. Формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости.

Слайд 25

Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой) Чувство долга Престижная мотивация Мотив избегания наказания Начальная школа Интерес к определенному предмету Желание иметь высокую отметку Познавательный интерес Подростковая школа Продолжение образования в профессиональных учебных заведениях Выбор предмета с позиции будущего Отметка как критерий качества знаний Внутренняя и собственная мотивация Старшая школа

Слайд 26

Мотив саморазвития Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Это стремление к самоусовершенствованию. Это мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Личность, способная к саморазвитию, имеет огромный воспитательный потенциал. Дети, растущие в атмосфере творчества, получающие достаточно примеров от взрослых, развивают собственные творческие способности. Саморазвитие идет по пути самоутверждения себя в разных видах деятельности. Способность ребенка к саморазвитию формируется путем развития активной и многогранной самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы формирования внутренней мотивации при обучении английскому языку.

В работе раскрывается важность, способы формирования и обеспечения положительной динамики мотивации обучающихся к изучению английского языка.Представлен набор приложений, иллюстрирующих практическую д...

Опыт работы по проблеме:« Формирование положительной мотивации в обучении учащихся иностранному языку»  

Стратегия модернизации образования ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетов развития образования.  Качественное  владение иностранным языком необходимо каждому человеку для вхожд...

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....

Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания

Диагностика процесса формирования внутренней мотивации на уроках истории и обществознания у учащихся 8 классов...

«Повышение качества обучения географии через формирование внутренней мотивации обучающихся»

В ходе своей педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, ...

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка.Современное общество сегодня делает запрос не на таких специалистов, которые храня...