Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания
опыты и эксперименты
Диагностика процесса формирования внутренней мотивации на уроках истории и обществознания у учащихся 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rost_motivatsii_k_izucheniyu_predmeta.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Рост мотивации к изучению предмета
Считаю, что вопрос о мотивации учения – это центральный вопрос в системе образования, т.к. мотив является источником деятельности. Часто, на уроках истории и обществознания я сталкиваюсь с отсутствием интереса к своим предметам. С сентября 2016 года стала работать над методической темой «Формирование внутренней мотивации на уроках истории как средство повышения качества обучения».
От своей работы я ждала следующие результаты: повышение качества знаний на уроках истории и обществознания; осознание учащимися, что исторические знания важны для формирования гражданской позиции; снижение тревожности в учебном процессе.
Первоначально я провела в 2-ух классах (пилотном – 7 «а» и контрольном – 7 «б») диагностику мотивации обучения. Был использован тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» [Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.] Цель: определить тип мотивации смысл учения для учащихся.
Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),
•узколичностные (благополучия и престижа),
•учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
•мотивы избегания неприятностей.
Результаты:
Пилотный класс 7 «а» | Контрольный класс 7 «б» | ||
43% | Социальные мотивы учения, не касающиеся познавательных потребностей | 49% | Социальные мотивы |
6% | Учебно-познавательные мотивы. (они связанны с содержанием процесса учения) | 3% | Учебно-познавательные мотивы |
41% | Узколичные мотивы учения | 33% | Узколичные мотивы |
10% | Отрицательные мотивы (т.е. учиться не хотят) | 15% | Отрицательные мотивы |
Далее, используя метод наблюдения за поведением учащихся во время своих уроков, я определила причины спада школьной мотивации. Причины предоставлены в порядке значимости:
- Личная значимость предмета
- Непонимание целей учения
- Отношение ученика к учителю
- Продуктивность учебной деятельности
- Интеллектуальное развитие школьника
- Страх перед школой.
На базе «пилотного» 7 «а» класса стала продумывать организацию деятельности учащегося на уроке, чтобы она стала для него не просто обязанностью, а радостью. Были подобраны педагогические приемы, обеспечивающие развитие мотивации к изучению истории:
- Вовлечение учащегося в процесс самостоятельного поиска. Для этого я предлагала вопросы проблемного характера.
Акцентирование внимания на актуализацию. Придерживаюсь схемы: хочу – надо – могу.
- Использование исторического материала, который был бы посильным для учащихся.
- Частое проведение оценивания, чтобы школьник видел результат своей деятельности.
- Регулярное использование на уроках наглядности.
- Применение групповых и парных форм работы.
- Создание на уроках ситуации успеха.
В декабре 2016 года я провела текущее диагностическое тестирование
как «пилотном» 7 «а» классе, так и в «контрольном» 7 «б», в котором работала без новаций. Был использован так же тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся».
Результаты роста мотивации представлены в таблице:
Пилотный класс 7 «а» | Контрольный класс 7 «б» | ||
43% | Социальные мотивы учения, не касающиеся познавательных потребностей | 49% | Социальные мотивы |
11% | Учебно-познавательные мотивы. (они связанны с содержанием процесса учения) | 3% | Учебно-познавательные мотивы |
38% | Узколичные мотивы учения | 33% | Узколичные мотивы |
8% | Отрицательные мотивы (т.е. учиться не хотят) | 15% | Отрицательные мотивы |
Вывод: Я привела лишь фрагмент деятельности в рамках своей методической темы. Но результаты диагностики таковы, что уже на протяжении 1- го триместра 2016-2017 учебного года, учебно - познавательная мотивация в «пилотном» 7 «а» классе увеличилась на 4 процента. А учащихся, которые не хотели учиться стало меньше на 2%. Сократилось количество учащихся, которые учатся ради узколичных мотивов на 3%. Конечно, всегда остаются учащиеся, которые учатся ради каких-то социальных целей, не касающихся познавательных потребностей. В «контрольном» 7 «б» классе ситуация за текущий период не изменилась. Если мы сравним сводную таблицу качественных показателей по предмету «история» по итогам 2016-2017 учебного года, то увидим, что в «пилотном» 7 «а» классе и средний балл, и качество обучения выше, чем в «контрольном 7«б» классе.
Наименование учебной дисциплины | Класс | 2016/2017 учебный. год | ||
Средний балл | Качественный показатель, % | Показатель успеваемости | ||
история | 7 а | 4 | 85,7 | 100 |
история | 7 б | 3,8 | 70,3 | 100 |
Перспектива: Продолжить работать над повышением внутренней мотивации учащихся по изучению истории, т.к. проведенные итоговые диагностики показывают, что сохраняется положительная динамика участия школьников по личному желанию и в предметных олимпиадах, и повышается их желание самостоятельно добывать знания, отстаивать свою точку зрения. Я и в настоящее время внедряю свою методическую систему в практику. Я констатирую повышение уровня сформированности познавательных интересов учащихся, снижение тревожности и повышение метапредметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...
Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания
Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...
Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.
«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...
Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"
Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....
Формирование положительной мотивация на уроках истории и обществознания.
Материал содержит примеры форм и методов работы....
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...