Создание творческой среды для развития одарённости
статья по теме

Софоклова Марина Викторовна

Статья посвящена описанию работы по созданию творческой среды для развития одарённости , а также описанию проекта "Одарённые дети". Обозначены основные цели и задачи, рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми. В статье рассматриваются как общетеоретические, так и методические аспектыпедагогического сопровождения процессов развития творческой одаренности обучающихся.

Актуальность работы обусловлена сложностью и недостаточной исследованностью творческой одаренности.

В настоящее время создание творческой среды и развитие одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.

Целесообразность создания творческой среды определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Творческая среда позволяет развивать уникальный творческий потенциал ученика. В статье описаны уформы и методы работы с одаренными детьми, а также условия успешной работы.

Ведь создание творческой среды позволяет легче справляться с различными углубленными, развивающими и экспериментальными программами. В результате организации такой работы, у школьников существенно увеличивается работоспособность и способность усваивать большой объем информации в меньшие сроки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание творческой среды для развития одарённости.

М.В. Софоклова,

учитель математики и физики

первой квалификационной категории

МКОУ Барсовская ООШ

В нашем образовательном учреждении был разработан педагогический проект «Одарённые дети».

Цель проекта – создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала.

Задачи проекта

1. реализация принципа  индивидуального подхода в обучении и    воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

2. создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

3. изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

4. совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

5. внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

6. создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию о  педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;

7. установление сотрудничества в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель.

             Способы реализации этих задач:

1. информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одарённых детей;

2.  обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблемы по выявлению и развитию одарённых детей;

3. создание условий для развития и самореализации одарённых детей;

4. осуществление контроля за процессом развития одарённых детей и обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с детьми.

 

      Модель одарённого ребёнка

- личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Формы и методы работы с одарёнными учащимися.

При выборе форм и методов обучения опора мною была сделана на основные положения:

        -технологии развития индивидуальности личности;

        -технологии саморазвития личности;

        -технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Программа работы с одаренными детьми предусматривает реализацию индивидуальности. Возможности каждого одаренного ребенка зависят от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

1. учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

2. учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

3. учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

4. учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

- увлеченным своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

Рекомендации для учителей по работе с одарёнными детьми

1. Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

2. Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

3. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

4. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.

5. На уроках и во внеурочное время активно использовать проблемно-исследовательский, проблемно - поисковый метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

6. Необходимо создавать приложения к своим рабочим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.

7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ребёнка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

 9. Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

10. Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.

11. Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки.

 12. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

13. Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.

14. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

15. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

16. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

 17. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Результаты проекта. Ожидаемые результаты реализации проекта – своевременное выявление способностей и управления развитием одарённости обучающихся; создание условий реализации потенциальных возможностей всех обучающихся; получение качественно новых результатов образовательной деятельности в плане развития личностных качеств обучающихся и их творческих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.

Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...

Создание творческой среды при обучении математике для развития одаренности.

В статье говорится о качествах, необходимых учителю для работы с одаренными детьми, о этапах работы, о создании творческой среды при обучении математике  для развития одаренности, которая р...

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Школьная газета как создание творческой среды для развития одарённости

В статье представлено описание моей работы в качестве главного редактора школьной газеты. Показано, как пошагово создаётся выпуск газеты....

Создание творческой среды для проявления и развития способностей каждого ребенка в музыкальной школе

В рамках современной парадигмы  образования  создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности у каждого учащегося является одной из приоритетных педагогических задач.Одн...