Программа учебного курса "Занимательная математика" для обучающихся 4-5-х классов
рабочая программа (5 класс) по теме

Савенко Жанна Викторовна

Данная программа учебного курса по математике предназначена для обучающихся 4-5-х классов. Прошла успешную апробацию на базе МОУ лицея  №3 г.Волгограда. Может быть использована для оказания платных дополнительных образовательных услуг, так ка ее содержание не дублирует программу начального и основного общего образования. Специально подобранные задания способствуют развитию логического мышления, математических способностей, повышают интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanim_matematike_na_portale.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс  «Занимательной математики» для учащихся 4-5 классов.

Пояснительная записка.

        «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательнее», - сказал Блез Паскаль.

Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее. Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.

          Развитие логики мышления является основной задачей современного образования. Начальная школа призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую осуществлять поиск и находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить.

Именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления и упущения в работе с учениками этого возраста практически невосполнимы.                         Данная программа используется  для оказания платных дополнительных образовательных услуг обучающимся 4-х классов из школ района и города в «Школе развития». Огромную роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение задач. Задачи на движение, совместную работу, на нахождение доли числа, задачи-ребусы, головоломки, задачи-шутки и т.д. направлены на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями,  как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Занятия в «Школе развития» позволят школьникам 4-х классов преодолеть трудности в решении разнообразных математических задач,  развить логическое мышление.  Учителя смогут выделить тех учащихся, которые готовы к обучению в лицее и усвоению математики  на повышенном и углубленном уровне.

Цели курса:

  • Углубить  теоретическое и практическое содержание курса математики начальной школы;
  • Развить умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;
  • Создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи;
  • Развить интерес и положительную мотивацию к изучению предмета математика через систему логических задач.

Структура курса представляет собой 12 логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса.

Основной тип занятий – практикум. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно. Курс «Занимательной математики» рассчитан на 15 занятий.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения;
  • правильно рассуждать при решении логических задач с шарами, с переливаниями;
  • решать числовые логические задачи;
  • решать логические задачи с использованием таблиц;
  • решать примеры на нахождение последних цифр произведения;
  • применять схемы для решения задач на движение плота, на встречное движение.                                                

Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество уроков

Системы счисления. Цифры и числа. Решение задач.

1

Системы счисления. Цифры и числа. Решение задач.

1

Системы счисления. Цифры и числа. Решение задач.

1

Делимость и остатки. Решение задач.

1

Масса. Единицы измерения массы.  Решение задач.

1

Площадь и периметр. Единицы измерения площади. Решение задач.

1

Объем. Единицы измерения объемов. Решение задач.

1

Скорость, время, расстояние. Решение задач.

1

Работа, производительность, время работы.

1

Сюжетные логические задачи. Решение задач.

1

Принцип Дирихле.         Решение задач.

1

Геометрическая смесь. Решение задач.

1

Множества. Решение задач.

1

Комбинаторика.

1

Итоговое тестирование.

1

Содержание программы курса.

Тема 1. Системы счисления. Цифры и числа.

Понятие числа и цифры, системы счисления, позиционной системы счисления. Состава числа. Задачи с числами. Числовые выражения.   Принципы десятичной нумерации. История счета. Нумерация различных народов: древняя египетская, римская, славянская.   Цифровые задачи. Многозначные числа. Числовые игры.  Шифры и коды. Решение задач на переливание, перекладывание. Ребусы, шифровки, коды. Действия с многозначными числами.                                                  

Тема 2. Делимость и остатки. Задачи на четность чисел. Свойства четности. Остатки. Признаки делимости. Решение задач на использование четности и нечетности чисел.

Тема 3. Масса. Единицы измерения массы.  Понятие массы. Задачи на взвешивания.  Сравнение различных единиц массы. Задачи на нахождение массы всех предметов, массы одного предмета и количества предметов.

Тема 4. Площадь и периметр. Единицы измерения площади. Понятие площади и периметра фигур. Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника, квадрата, многоугольника. Задачи на сравнение и вычисление площадей и периметров фигур. Построение квадратов и прямоугольников  по заданным периметрам и площадям.

Тема 5. Объем. Единицы измерения объемов. Понятие объема. Задачи на вычисление объемов.  Единицы измерения объемов. Решение задач на нахождение объема куба, прямоугольного параллелепипеда. Решение  задач на переливание.

Тема 6. Скорость, время, расстояние. Решение задач с различными видами движения. Встречное движение, движение вдогонку, в разные стороны, по течению и против него.

Тема 7. Работа, производительность, время работы. Понятия: работа, производительность, время работы. Решение задач на нахождение работы, производительности труда, времени работы.

Тема 8. Сюжетные логические задачи (найти соответствие). Знакомство с методами решения логических сюжетных задач с помощью графического метода, таблиц, диаграмм Эйлера-Венна.

Тема 9. Принцип Дирихле.         Знакомство с принципом Дирихле. Задачи, решаемые в «худшем» случае.

Тема 10. Геометрическая смесь. Упражнения со спичками. Выбор пути. Задачи на «разрезание». Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. Треугольник, квадрат. Прямоугольник, параллелепипед. Построение и подсчет построенных фигур. Деление фигур на равные фигуры.

Тема 11. Множества. Решение задач. Понятие множества, числового множества, пустого множества. Операции над множествами: пересечение, Объединение, разность. Решение задач.

Тема 12. Комбинаторика. Правило суммы. Правило произведения. Решение комбинаторных задач с помощью построения дерева возможных вариантов.

Литература.

  1. Сафонова Ю.В. «Задачи по математике для внеклассной работы», М.:МИРОС, 1993.
  2. В.В.Мадер «Математический детектив», М.: Просвещение, 1992
  3. В.В.Кузнецов «Задачник с решениями, подсказками и ответами», Москва «АСТ-ПРЕСС», 1998.
  4. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. «Занимательная математика», Ростов-на Дону,  2009.
  5. Григорьева Г.И. «Подготовка школьников к олимпиадам по математике» 5 – 6 классы, Москва «Глобус», 2009.
  6. Дементьева Л.С. «В мире занимательной математики», 4 класс, Волгоград 2010.
  7. Лепехина Т.А. «Математическое ассорти» 5 – 11 классы, Волгоград,2009.
  8. Панишева О.В. «Математика в стихах» 5 – 11 классы, Волгоград, 2009.
  9. Узорова О.В. «3000 задач и примеров по математике» 3- 4 классы, Москва, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 1- 2-го класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)

Рабочая  учебная программа по  музыке для обучающихся 1- 2-го  класса с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)  разработана и составлена в соответствии с федеральным к...

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике для обучающегося с ОВЗ _7 класса на 2017/2018 учебный год

Коррекция программы для ученика 7 класса проходит по мере усвоения тем.1 час в неделю, поэтому сокращение часов в два раза....

Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.

                     Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...

Учебный план для обучающихся с ТМНР, 1 класс

Обязательные предметные области учебного плана и основное содержание реализации предметных областей в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по математике для обучающихся в 5-6 классах на 2024-2025 учебный год

Рабочая программа для изучения дисциплины математика учащимися 5 и 6-х классов. Переработана с учетом нового учебника 2024 года....