Состояние дошкольного образования в России
материал по теме
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostoyanie_doshkolnogo_obrazovaniya_v_rossii.docx | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Состояние дошкольного образования в России
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру. Сегодня наблюдается противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях.
Конец ХХ ознаменовались существенным снижением количества дошкольных учреждений в России. В период социально-экономического переустройства России большая часть ведомственных детских садов, как и других, были проданы и перекуплены, и сеть их резко сократилась. Постперестроечный период в России ознаменовался демографической катастрофой, получившей название «Русский крест»[1].(рис. 2.1).
Рис. 2.1. «Русский крест»
«Ру́сский крест» (иногда также «славянский крест») в демографии — явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности, характерных для стран европейской части бывшего СССР. В странах, где наблюдается это явление, наблюдается стремительная депопуляция. В России в начале XXI века смертность в 1,5 раза превышает рождаемость, население сокращается на несколько сотен тысяч человек ежегодно.
Рис. 2.2. Численность населения
Численность населения России с 1989 по 2002 упала на 1,8 млн [2] В августе 1999 г. газета «Коммерсантъ», ссылаясь на экспертов ООН, опубликовала такой прогноз: к 2050 году население России составит 121 млн человек (против нынешних 142 млн)[3].
Рост смертности, стабильно (не считая двух лет горбачевской антиалкогольной кампании) продолжавшийся на всей территории европейской части СССР в последние четверть века его существования, давший новый всплеск в начале 1990-х в связи с общим социально-экономического кризисом, прекратился (кроме Белоруссии) в середине 1990-х годов. К концу десятилетия негативные тенденции возобновились в России, на Украине и в Белоруссии (но не в странах Балтии).
Процесс сокращения рождаемости — общий для индустриальных обществ, но, как правило, он сопровождается увеличением продолжительности жизни. Специфику данного явления создаёт сочетание сокращения рождаемости с сокращением продолжительности жизни, что по мнению исследователей связано с повышением употребления алкоголя и наркотиков. Именно с конца 1950-х — начала 1960 гг. происходит резкий рост потребления алкоголя (за брежневскую эпоху увеличилось более чем в 2 раза); показательно, что с началом горбачевской «антиалкогольной кампании» кривая смертности резко пошла вниз и вновь стала подниматься, когда кампания была исчерпана.[4] В начале XXI века в России алкогольная смертность составляет 600—700 тысяч человек в год.
В качестве возможного средства, чтобы смягчить последствия депопуляции, предлагаются повышение рождаемости, сокращение смертности, а также миграция населения из других стран[5].
Название происходит от того, что при изображении этого процесса на графике две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся, наподобие креста. Процессы сокращения рождаемости и увеличения смертности в славянских республиках СССР (Россия, Украина, Белоруссия) нарастали с середины 1960х годов и около 1991 года смертность стала превышать рождаемость.
С 1987 г. по 1993г. рождаемость в стране сократилась 2 до 1,3 ребенка на женщину (или с 17,2 до 9,4 родов на 1000 человек). С 1986 по 1994 гг. смертность в России выросла с 10,4% (смертей на 1000 чел. в год) до катастрофического и аномального для сколь-нибудь развитых стран уровня 15%. В 1991-1992 гг. смертность сравнялась с рождаемостью, а вскоре и значительно превысила ее. Это означает убыль населения России, не компенсируемую иммиграцией.
Таблица 2.1
Естественное движение населения
Годы | Родившиеся | Умершие | Естественный прирост, убыль (-) | Умершие в возрасте до одного года |
1992 | 1587,6 | 1807,4 | 219,8 | 25,2 |
1995 | 1363,8 | 2203,8 | -840 | 24,8 |
2000 | 1266,8 | 2225,3 | -958,5 | 19,3 |
2001 | 1311,6 | 2254,9 | -943,3 | 19,1 |
2002 | 1397 | 2332,3 | -935,3 | 18,4 |
2003 | 1477,3 | 2365,8 | -888,5 | 18,1 |
2004 | 1502,5 | 2295,4 | -792,9 | 17,3 |
2005 | 1457,4 | 2303,9 | -846,5 | 16,1 |
2006 | 1479,6 | 2166,7 | -687,1 | 15,1 |
2007 | 1602,4 | 2080,1 | -477,7 | 14,8 |
Ситуация до 2007г. с рождаемостью не выглядит не намного лучше (рис. 2.30), однако динамика в целом положительная.
Рис. 2.3. Кривые рождаемости и смертности[6]
Причины такого явления как «Русский крест» получили широкий анализ у специалистов.
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру.
Сегодня наблюдается противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных потребностях.
Сложившаяся система дошкольного образования в России - это огромное достижение, народное достояние. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, в то же время любое ДОУ, как и школу, можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему. Для нее характерны определенные свойства: целенаправленность, целостность, полиструктурность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой .Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создается обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. Законом Российской Федерации «Об образовании» устанавливается, что сеть дошкольных образовательных учреждений действует «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».[7]
Однако в период социально-экономического переустройства России большая часть ведомственных детских садов, как и других, были проданы и перекуплены, и сеть их резко сократилась.
По данным Госкомстата (Росстата) 2005 г. в настоящее время в России функционируют 48,9 тыс. ДОУ, в том числе 21,5 - в сельской местности. С середины 1990-х гг. ежегодно закрывалось в среднем до 4 тыс. ДОУ, в 2001 г. перестало функционировать 1,3 тыс., а в 2002-м - еще 1,1 тыс.[8] С принятием нормативно-правовых документов, запрещающих перепрофилирование и продажу ДОУ, процесс закрытия детских садов приостановлен. Соотношение ведомственных и муниципальных ДОУ меняется. Оставшиеся ведомственные ДОУ постепенно передаются в муниципальную собственность, доля которой сейчас по детским садам составляет 82,5%.
Сокращение бюджетного финансирования и отсутствие строительства новых ДОУ привело к тому, что увеличилось количество очередников, желающих отдать своего ребенка в детсад. Тем самым нарушается конституционное право родителей на обеспечение детей бесплатным и доступным дошкольным образованием.
Проанализируем динамику численности воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях (рис. 2.4), также из наполненности дошкольных учреждений (рис. 2.5).
Рис. 2.4. Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях
Рис. 2.5. Наполняемость дошкольных образовательных учреждений.
Начиная с 2003 года, прослеживается динамика увеличения числа воспитанников, а 99% наполняемости дошкольных образовательных учреждений в 2006 году говорит о том, что большое количество детей этого возраста находятся на домашнем воспитании в связи с невозможностью устроится в дошкольное образовательное учреждение, так как с 1993 по 2006 год количество дошкольных учреждений сократилось с 78,3 до 46,2 тысяч. Все это происходит на фоне роста рождаемости (рис. 2.3).
Из проведенного анализа очевидно, что ситуация с демографическим кризисом в образовании не затянулась и начала постепенно улучшаться, кроме того последствия былых преобразований потянули за собой другие проблемы, такие как нехватка мест, недостатки качества и другие, что говорит об актуальности разработки направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений в целом и совершенствования их управления в частности.
[1] Халтурина Д. А., Коротаев А. В. Русский крест: Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России. — М: «УРСС», 2006. — 128 с.
[2] http://www.cbio.ru/modules/news/article.php?storyid=2496
[3] «Русский крест»: пионеры депопуляции: http://ss.xsp.ru/st/016/index_11.php
[4] Д. А. Халтурина, А. В. Коротаева. Русский крест. Факторы, механизмы и пути преодоления демографического кризиса в России
[5] А. Немцов. Алкоголь и смертность в России. http://www.donbass.dn.ua/2006/10/21278/21278-07.php?fotka=21278-07
[6] Диаграмма составлена на основе данных Таблицы 2.1
[7] Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - с. 18.
[8] Gks.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) – совокупность образовательных требований к дошкольному образованию».
В этой памятке раскрывается структура ФГОС ДО, его влияние на развитие деятельности ДОУ, подходы к реализации....
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО
Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...
проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...
«Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования».
Высупление на тему: «Целевой ориентир системы дошкольного образования – «Социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего образовательную программу дошкольного образования»....
История дошкольного музыкального образования в России
В статье рассказывается о детячельности педагогов А.С.Симонович, К.Н.Вентцеля, супругов Шацких....