Программа краткосрочного курса "Геральдика"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа краткосрочного курса геральдика разработана для учащихся 6 - 7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_kurs_geraldika.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к краткосрочному курсу
«Геральдика»
6 – 7 классы.
8 часов.
Подготовила учитель истории
и обществознания – Гурова Я.С.
Пояснительная записка.
Программа краткосрочного курса предназначена главным образом для удовлетворения познавательных интересов учащихся. В нашем современном мире очень много различных знаков и символов, которые заменяют слова или даже целые предложения. Герб также является определённым знаковым символом, у которого есть свой символьный язык.
Помимо этого геральдика входит в перечень наук составляющих курс «Вспомогательные исторические дисциплины», это обуславливает направленность данного краткосрочного курса на расширение изучения базового предмета история, а также развитие интереса к истории как к предмету.
Таким образом, данный краткосрочный курс способствует расширению кругозора учащихся, их креативных способностей и коммуникативных качеств. Программа предполагает использование возможностей ИКТ в подготовке учебного, методического и наглядного материала к занятиям, самостоятельную и проектную работу учащихся на уроке и дома.
Программа рассчитана на учащихся 6 – 7 классов. Так как учащиеся уже познакомились со средневековой рыцарской культурой. Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Но учащиеся знакомятся в рамках основной школьной программы с геральдикой вскользь, не изучая символьный язык геральдики и основные геральдические правила, и законы моделирования герба.
Всего на данный краткосрочный курс отводится 8 часов, по одному часу в неделю.
По итогам краткосрочного курса «Геральдика» учащиеся приобретают полезные (и даже необходимые) навыки умственной деятельности: знакомство с геральдикой как с отдельной вспомогательной дисциплиной истории. А также навыки практической деятельности: моделирование герба по геральдическим законам и правилам, знакомство с символьным языком знаков на примере герба, что поможет учащимся впоследствии ориентироваться в современном мире, насыщенном знаками и символами.
Цель курса:
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Метапредметные результаты:
- умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы;
- формирование умения смыслового чтения и описания различных знаков и символов;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, а именно составлять простой и развёрнутый опорный конспект, формулировать и обосновывать свои выводы, использовать современные источники информации и ИКТ технологии.
Методы преподавания и обучения:
Данный курс предполагает использование различных методов обучения:
- словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения;
- наглядные – работа с иллюстративным материалом, историческими предметами;
- ИКТ – создание презентации и т. д;
- самостоятельная работа с различной литературой, изучение своей родословной при составлении фамильного герба;
- работа в группах различной численности;
- моделирование и проектирование;
- блазонирование.
Образовательный продукт по итогам краткосрочного курса:
Моделирование герба по геральдическим законам и правилам на любую выбранную тему: «Герб моей семьи» или «Мой фамильный герб», «Мой личный герб», «Герб моего класса», «Герб моей школы».
Формы контроля уровня достижений учащихся:
Промежуточная аттестация:
- наблюдение за активность учащихся на занятии, в процессе групповой работы;
- самостоятельная работа с различной литературой и с различными источниками информации;
- подготовка докладов и сообщений.
Итоговая аттестация (процедура защиты своей работы):
- защита и анализ творческих и практических работ, а именно моделирование герба на любую из предложенных тем;
- работы учащихся оценивает учитель, и комиссия учащихся из трёх человек;
- критерии оценивания:
Кол-во баллов | Моделирование герба | Оценка по 5 – ти бальной шкале |
20-16 | Максимальные баллы; Работа выполнена на 85 – 100%. - герб правильно структурирован, присутствуют все элементы большого или среднего герба; - блазонирование герба выполнено по всем правилам. | 5 |
15 - 9 | Работа выполнена на 50 – 84%. - работа выполнена качественно, но имеются незначительные недочёты; - смоделирован малый герб, присутствуют все элементы малого герба; - Имеются незначительные недочёты в блазонировании герба; | 4 |
8-5 | Работа выполнена на 15 – 49%. - в работе имеется большое количество недочётов; - недостаточно правильно структурированы элементы герба, их несоответствие некоторым параметрам; - блазонирование гербы выполнено неправильно, нет чёткого правильного порядка и структуры описания; | 3 |
0 - 5 | Выполнение работы от 0 до 14% Возможные причины: - работа не выполнена к необходимому сроку; - абсолютно неправильно смоделирован герб, элементы герба полностью не соответствуют необходимым параметрам; - не выполнено блазонирование герба; | 2 |
Программа краткосрочного курса рассчитана на 8 часов / 1 час в неделю.
Учебно – тематический план курса:
№ | Тема занятия. | Кол – во часов. | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Вводное занятие. "О чём рассказывают гербы и эмблемы?" | 1 | Урок беседа практикум | Опорный конспект: «Знак, символ, эмблема, герб. |
2 | Геральдические законы и правила: щиты (формы и их деление) | 1 | Урок беседа практикум | создание чертежа, схемы, рисунка |
3 - 4 | Фигуры геральдические и негеральдические. | 2 | Урок беседа практикум | Поисковый материал по геральдике. Создание копилки «геральдические и негеральдические фигуры и их значение. |
5 | Внешние фигуры, значение и сочетание цветов | 1 | Урока беседа практикум | Составление опорного конспекта, создание схем, рисунков |
6 | Блазонирование (геральдический язык, геральдическое описание) | 1 | Урок беседа практикум | Блазонирование и анализ герба |
7 | Геральдика нашей страны, нашего города | 1 | Исследование, практикум | Сообщение и доклады учащихся, анализ гербов |
8 | Презентация творческих работ. | 1 | Презентация | Творческие работы учащихся. |
Список литературы:
- Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2003
- Пчелов Е.В. Государственные символы России. М., 2004.
- Мишель Пастуро. Символическая история европейского средневековья. М., 2012.
- И. В. Борисов, Е. Н. Козина Геральдика России. М., 2006
- Уланова Л.С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Методическое пособие. М., 2005 г.
- http://www.excurs.ru/ (на страницах интернет-проекта приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах)
- http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Um/herald/100.htm (словарь геральдических терминов)
- Историю создания герба Российской Федерации можно просмотреть на сайтах:
Список литературы, рекомендуемый учащимся:
1. Энциклопедия для детей. М., 2010 г.
Т.1. Всемирная история / Геральдика. С. 245-249.
2. Энциклопедия для детей. М., 2006 г. Т.5. История России / Генеалогия в России. С. 46-50; История Государственного герба России. С. 57-61; Гербы российских городов. С. 62-65.
3. http://www.excurs.ru/ (на страницах интернет-проекта приводится различная информации по правилам геральдики, исторические обзоры, специальные разделы по российской геральдики, использовании изображений животных на гербах).
4. http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Um/herald/100.htm (словарь геральдических терминов).
5. Историю создания герба Российской Федерации можно просмотреть на сайтах:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краткосрочного курса по английскому языку
Программа для краткосрочного курса (8 часов), основанная на изучении и инсценировании отрывков из детских произведений писателей англоязычных стран....
Программа краткосрочного курса по выбору «Учимся проектировать. Моя спортивная инициатива» (для учащихся 7 – 8 классов)
Программа краткосрочного (16 часов) курса по выбору учащихся основной школы (7 – 8 классов) разработана в рамках Основной образовательной программы МАОУ «Гимназия №33» по реализации ФГОС, ...
Программа краткосрочного курса по выбору учащихся для 6/7 классов "Моделирование из воздушных шаров"
В программе "Моделирование из воздушных шаров" представлена пояснительная записка, учебно - тематический план курса, список литературы...
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"
Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"
Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....
Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"
Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....
Программа краткосрочного элективного курса по химии на уроках предпрофильной подготовки (9 класс) "Решение задач повышенной сложности по химии с помощью уравнений и неравенств"
Рабочая программа для уроков предпрофильной подготовки по химии в 9 классе...