Проектирование образовательной среды МБОУ СОШ №1,
статья по теме
Проектирование образовательной среды МБОУ СОШ №1, основанной на индивидуальном сопровождении обучающегося Выполнила зам директора по УВР Шалабанова Е.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_obrazovatelnoy_sredy_mbou_sosh_no1.pptx | 621.25 КБ |
proektirovanie_obrazovatelnoy_sredy_mbou_sosh.docx | 127.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важно всякому человеку найти именно свой путь. Только тогда он сможет достигнуть максимальных результатов, сможет получить удовлетворение от своей деятельности. Я.М.Свердлов
Среда образовательного учреждения (по А.В.Иванову) Культурная среда образовательного учреждения - пространство культурных процессов, связанных с культурными запросами субъектов среды (педагогов, учеников и их родителей), их индивидуальными проявлениями и особенностями Образовательная среда является средством развития культурной среды и включает все направления жизнедеятельности людей, связанные с образованием и самообразованием
Проектирование образовательной среды школы
Алгоритм проектирования образовательной среды: анализ существующего состояния образовательной системы МБОУ СОШ №1; выявление запроса на модернизацию имеющейся образовательной системы; определение направлений модернизации, перспективных точек роста, с учетом имеющихся ресурсов; проектирование шагов по достижению желаемого результата при активном участии партнеров по социальному взаимодействию.
Этапы проектирования образовательной среды: Выбор стратегии Формулирование социального заказа Согласование процессов жизненного цикла Определение индикаторов . Прогнозирование целей Подведение итогов
Компоненты образовательной среды
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов : банальности , механичности , рутинности Фридрих Дистервег
Формирование любых умений (Универсальные учебные действия) возможно только в деятельности. Л.С.Выготский
Учителя могут решать через организацию исследовательской деятельности учащихся широкий круг задач: образовательных , одна из которых – создание условий, способствующих освоению учащимися способов познания мира; воспитательных : создание условий для коллективной творческой деятельности личности, формирование культуры выполнения самостоятельной работы; развивающих : возможность развития способностей и интересов учащихся, помощь в самореализации и в профессиональном самоопределении.
Учебно-исследовательская деятельность реализуется через: выступления учащихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах, обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным материалам, научно-популярной литературе; участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей; подготовку рефератов по изучаемым темам программы; выполнение индивидуальных или групповых заданий исследовательского характера во время занятий в аудитории или при подготовке к ним.
Научно-исследовательская деятельность реализуется через: участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых отдельными преподавателями ; подготовку обзоров по новинкам литературы в соответствии с профилем обучения, направлением или темой исследований; выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной научно-исследовательской работы на конференциях; подготовку публикаций по результатам проведенных исследований; разработку и направление в соответствующие органы практических предложений и рекомендаций; работу в научных кружках, обществах учащихся, проблемных группах; участие в конкурсах, викторинах, семинарах, олимпиадах.
Проектно-исследовательская деятельность Участие в муниципальных, региональных, олимпиадах индивидуальные занятия Предметные недели Занятия в заочных олимпиадах Участие в соревнованиях, конкурсах Работа по творческим проектам Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности учеников Исследовательская деятельность
«… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века.
Необходимые ресурсы Инфраструктура Педагоги Обучающиеся Родители
Главные мероприятия
Результат качество подготовки выпускников, выполнение учебного плана, удовлетворенность обучающихся качеством обучения и воспитания, личностные достижения обучающихся и учителей, влияние школы на другие образовательные системы, положительные результаты инновационной деятельности, положительные результаты внешней оценки деятельности школы.
Предварительный просмотр:
Проектирование образовательной среды МБОУ СОШ №1, основанной на индивидуальном сопровождении обучающегося
Важно всякому человеку найти именно свой путь.
Только тогда он сможет достигнуть максимальных результатов,
сможет получить удовлетворение от своей деятельности.
Я.М.Свердлов
Образовательная среда включает все направления жизнедеятельности людей, связанные с образованием и самообразованием
А.В.Иванов
Проектирование образовательной среды школы:
- Миссия
- Концепция
- Компоненты образовательной среды
- Необходимые ресурсы
- Главные мероприятия
- Результат
Миссия
Начнем с того, для чего и с какой целью мы строим нашу образовательную среду. На выполнение каких задач она будет направлена? Перед нами стояла задача индивидуализации образовательного процесса. И если видеть главную цель индивидуализации в том, чтобы помочь ученику раскрыть свою индивидуальность, познать самого себя, проявить свои способности, склонности, интересы, то среда школы должна предоставить ему и выбор средств и способов для освоения учебного материала и возможности опробовать и реализовать себя в разных видах деятельности.
Индивидуализация образования, индивидуальный подход, дифференциация … все эти понятия различает научная педагогика, давая каждому четкое определение, основания, выводя принципы, очерчивая условия и приводя практические рекомендации. Но, по сути, за всеми ними стоит одно: понимание того, что практически невозможно освоение одинакового содержания и выполнение одинаковых требований на определенном уровне и с хорошим качеством для всех обучающихся при всем многообразии их индивидуальных особенностей. И чаще всего за этим стоит не желание организовать образовательный процесс согласно каждой индивидуальности, взращивания этой индивидуальности, а необходимость в условиях массовости обучения обеспечить освоение обязательного образовательного стандарта.
Цели индивидуализации в обучении (образовательные, воспитательные, развивающие):
- совершенствование знаний, умений, навыков обучающихся;
- формирование и развитие психических процессов, креативности, учебных умений;
- улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
- сохранение и развитие индивидуальности ребенка.
Требования личностно-ориентированного образовательного процесса:
- конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения ученика; организация учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;
- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности с целью обеспечения ему возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
- стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.
В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки.
Концепция
В соответствии с новыми требованиями к современному образованию, Законом РФ «Об образовании» развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребёнка социальных и государственных институтов.
Меняющееся образовательное пространство ведет к новому качеству образования, встает вопрос о необходимости изменения управленческой стратегии.
Изучив требования ФГОС НОО и ООО, проанализировав наличие материально-технических условий школы, мы остановились на интегрированной модели организации внеаудиторной занятости, так как именно данная модель, на наш взгляд, позволит на высоком уровне организовать работу по развитию связей социального партнёрства школы и других социальных институтов.
Основная задача на данный момент – это грамотно выстроить работу с социальными партнёрами, определить краткосрочные и долгосрочные проекты.
Разработанная и внедряемая модель управления достижения качества описывает совокупность процессов жизненного цикла, формирующих компетенции выпускников и представлена в виде взаимосвязанного (целостного) традиционного алгоритма шагов.
Алгоритм проектирования образовательной среды:
- анализ существующего состояния образовательной системы МБОУ СОШ №1;
- выявление запроса на модернизацию имеющейся образовательной системы;
- определение направлений модернизации, перспективных точек роста, с учетом имеющихся ресурсов;
- проектирование шагов по достижению желаемого результата при активном участии партнеров по социальному взаимодействию.
Этапы проектирования образовательной среды:
1. Выбор стратегии - изучение требований, ожиданий внешней конкурентной среды, учитывая, что ее ожидания могут изменяться под влиянием общественного имиджа МБОУ СОШ №1, в результате удовлетворенности среды качеством образования выпускников.
2. Формулирование социального заказа
3. Согласование процессов жизненного цикла как основных, так и вспомогательных, обеспечивающих формирование компетенций обучающихся. Главными действующими лицами на этом этапе будут, прежде всего, профессиональные объединения учителей.
4. Определение индикаторов. Качество образования - это мера соответствия образования заранее установленным требованиям общества и государства, эти потребности должны быть не только изучены, но и выражены в виде требований к качеству образования. Какими должны быть индикаторы оценивания результатов достижения нового качества образования, которые Школа может гарантировать родителям, другим социальным заказчикам на конец отчётного периода? Наибольшую ценность имеют интегративные показатели. Принципиально важно, чтобы они были названы в начале учебного года, то есть до начала образовательного процесса, ведь, опираясь на этот перечень, ученики и учителя могут прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось, ради демонстрации положительных итогов.
При анализе эффективности управленческой деятельности учитываются как внешние, так и внутренние индикаторы:
1. Общественный имидж Школы:
- стабильность побед в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, соревнованиях;
- успешность социальной адаптации выпускников;
- обеспеченность квалифицированными педагогическими кадрами;
- полнота набора в начальные классы;
- вариативность образовательного процесса;
- цитируемость позитивного опыта в СМИ.
2. Инновационность образовательной политики:
- открытость опыта для других ОУ;
- адаптация современных образовательных технологий;
- способность поддерживать прогрессивные идеи.
3. Корпоративность педагогического управления:
- соблюдение баланса интересов всех участников;
- прозрачность информации;
- коллегиальный характер принятия решений.
- Социальное обеспечение:
- обеспеченность здоровьесберегающих условий педагогического труда;
- регулярность повышения квалификации педагогов.
- Финансово-коммерческая сфера:
- освоение новых видов образовательных услуг;
- взаимоотношения с партнерами и социальными заказчиками.
Следует отметить, что высокий результат достигается не только за счет методического мастерства учителя, формирования компетенций школьников и повышения их познавательных интересов. Ценой успеха может быть физическая и психическая перегрузка школьников, а это делает результат нецелесообразным и сомнительным. Результат обучения необходимый, но недостаточный критерий достижения нового качества образования. Поэтому в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности в обязательном порядке необходимо учитывать такой параметр как цена получаемого результата: разумность и допустимость затрат сил и времени ученика и учителя.
5. При прогнозировании целей предпринимаются специальные управленческие действия, которые с максимальной возможностью гарантируют спрогнозированный результат. Это один из важнейших и сложнейших элементов управления качеством образования.
- Подведение итогов. В конце года на педагогическом совете обобщаются и обсуждаются цели (результаты) образования по классу, предмету, параллели, Школе.
Компоненты образовательной среды
- Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
В российской и зарубежной педагогике существуют различные варианты индивидуализации (при ее различных целях), дифференциации и подходы к продуктивности обучения. Наиболее распространенные подходы к индивидуализации основываются на учете выраженных способностей и уровне общего интеллектуального развития – в этом аспекте определяются профили обучения, уровень сложности, объем изучаемого материала.
Индивидуально-личностный подход в Школе состоит в рассмотрении образования как среды, растящей и питающей развитие личности. Школьник выступает как субъект образования. Механизмом его развития выступает персонализация.
Формирование любых умений (Универсальные учебные действия)
возможно только в деятельности.
Л.С.Выготский
Овладение обучающимися простейшими приёмами коммуникации и способами мышления, в которых реализуется исследовательская деятельность, и осмысленное применение такого типа норм – наиболее точное описание деятельностного содержания образования.
Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности
Фридрих Дистервег
Учителя могут решать через организацию исследовательской деятельности обучающихся широкий круг задач:
- образовательных, одна из которых – создание условий, способствующих освоению обучающимися способов познания мира;
- воспитательных: создание условий для коллективной творческой деятельности личности, формирование культуры выполнения самостоятельной работы;
- развивающих: возможность развития способностей и интересов обучающихся, помощь в самореализации и в профессиональном самоопределении.
Учебно-исследовательская деятельность реализуется через:
- выступления обучающихся на уроках-семинарах, уроках-зачетах, обобщающих уроках с сообщениями по монографической литературе, справочным материалам, научно-популярной литературе;
- участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей;
- подготовку рефератов по изучаемым темам программы;
- выполнение индивидуальных или групповых заданий исследовательского характера во время занятий в аудитории или при подготовке к ним.
- участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых отдельными преподавателями;
- подготовку обзоров по новинкам литературы в соответствии с профилем обучения, направлением или темой исследований;
- выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной научно-исследовательской работы на конференциях;
- подготовку публикаций по результатам проведенных исследований;
- разработку и направление в соответствующие органы практических предложений и рекомендаций;
- работу в научных кружках, обществах обучающихся, проблемных группах;
- участие в конкурсах, викторинах, семинарах, олимпиадах.
- Профориентация, предпрофильная подготовка и профильное обучение
«… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»
Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века.
Одну из ключевых ролей в совершенствовании системы современного образования играет развитие непрерывного образования. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умения и навыки, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место в социуме. Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в мире и ставит целью развитие способностей обучающегося, а также разностороннее саморазвитие. Поэтому школа должна совершенствовать умение учиться, стимулировать мотивации к учебе, создавать условия и атмосферу для учения через разнообразие содержания средств и методик, времени и места обучения.
Учитель выполняет функции организатора учебы и призван на деле обеспечить индивидуальный подход в обучении. Доминируют продуктивные, активно-творческие методы обучения, предлагающие самостоятельную и творческую деятельность проблемно-практического характера. Цель — дать не только знания, но и опыт их самостоятельного добывания. В результате можно получить развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.
При анализе эффективности реализуемых вариантов профильного обучения основным критерием сегодня становится социальное самоопределение личности школьника (в единстве трех его составляющих – духовно-нравственного, жизненного и профессионального самоопределения) в система непрерывного профильного образования.
Формирование и развитие способности к самоактуализации, к эффективной реализации возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является основной при работе с мотивированными и одаренными детьми. Ведь чрезмерная любознательность и потребность в познании, опережение сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, выраженное стремление к самостоятельности в процессе познания, независимость мышления вряд ли могут быть в полной мере «учтены» в рамках традиционных учебных программ и методов их преподавания. В результате этого несоответствия происходит быстрое снижение интереса у мотивированных и одаренных детей, что служит препятствием для их дальнейшего развития. Чтобы этого не произошло, необходимо было в школе разработать систему работы с мотивированными и одаренными детьми, создать условия, способствующие максимальному развитию всех учащихся.
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы детей, является учитель. В свою очередь это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке.
Для организации и ведения учебно-воспитательного процесса при работе с мотивированными и одаренными учащимся учитель должен обладать не только высокой квалификацией. Владея технологией эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, искусством педагогического общения, он должен обладать высоким уровнем сформированности интереса к научно-методическим исследованиям, умением вести творческую исследовательскую работу. А это одно из условий работы с одаренными и мотивированными детьми.
Основная школа – то самое пространство, которое обеспечивает пространство проб, социальные пробы, не связанные с обучением. Структура пробы: ребенок действует, соотносит замысел и «себя» как способного. В качестве зеркала выступают другие люди.
Общая схема пробы и пробного действия простая. У неё есть цель, действие, есть результат. Важнейший момент пробы – презентация, внешняя оценка. Через внешнюю оценку ребенок начинает соотносить полученный результат с замыслом. С одной стороны, на каждом этапе взрослый организует и предоставляет возможность учащемуся пробовать, с другой, обсуждает соотнесение результата. Это особая педагогическая работа, не связанная с предметом. Взрослый должен понимать каждого ребенка, помогать ему на самом важном этапе - рефлексии.
Обучающиеся подростковой школы должны иметь пространство безответственной пробы, и это нормально (переходить из кружка в кружок, от занятия к занятию), но с условием, что его сопровождает взрослый, который обсуждает с ребенком действия. Безответственная проба - такой процесс, действие, которому есть место всегда . Если мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя успешным в каком-то предмете, например, в математике, в школе должно быть много математик.
Только сотрудничество и сотворчество помогут эффективно реализовать все задачи, поставленные сегодня перед каждым образовательным учреждением в рамках введения ФГОС нового поколения.
Необходимые ресурсы
Если проанализировать компоненты образовательной среды, то мы поймем, что небольшой провинциальной школе, как правило, не под силу существенно влиять на такой компонент, как пространственно-предметное окружение (развитие материально-технической базы всегда сложно решаемый вопрос), зато мы вполне можем влиять на выбор средств, с помощью которых решаем поставленные цели:
- отбор содержания образования – того, чему хотим научить и чем наполнить внеурочное время;
- выбор способов/технологий – как мы будем это делать;
- культуру взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Таким образом, при выстраивании образовательной среды нашей школы для нас важны были:
- Культура и стиль взаимоотношений между детьми и взрослыми, основанный на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого;
- Содержание образования: организация учебного материала в разных видах и формах, дифференциация учебного материала;
- Применение личностно-ориентированных технологий, методов обучения, активных форм познавательной деятельности;
- Использование групповых, парных и индивидуальных форм занятий;
- Предоставление ученику возможности выбора учебных заданий и способов их выполнения;
- Создание атмосферы творчества, выражающейся в использовании любой возможности для проявления творчества детьми: применение заданий, требующих творческого подхода, организация видов деятельности, предполагающих творчество;
- Создание условий для приобретения учеником опыта в различных видах деятельности – учебной, художественной, творческой, спортивной, общественной.
Сегодня, благодаря процессу информатизации образования, возможности даже самой отдаленной школы гораздо шире.
Требования к инфраструктуре основной школы:
- насыщенность пространства школы возможностями для выбора ученика (материальная, информационная и проч.) должна быть избыточной;
- «нелинейность» пространства (пространство должно корректироваться достаточно быстро, выход за рамки школы понимается буквально, не межпредметные, межвозрастные погружения, а межшкольные, межгородские, при этом Интернет - технологии рассматриваются как важный ресурс, расширяющий пространство);
- тьюторское сопровождение, тьюторская компетентность учителя, профессиональная компетентность, учитель должен знать и понимать не только предмет, но и ребенка: что можно ему предложить и как с ним работать (в связи с чем возникает вопрос об эффективном контракте);
- обеспечение безопасности пространства (физическая, психологическая безопасность);
- информационная насыщенность;
- динамичность процессов;
- правовое обеспечение.
Исходя из изложенного, строится схема проектирования: сначала проектируем содержание, затем инфраструктуру (расписание, норматив, понимание деятельности учителя), «дорожную» карту.
Риски
Не все учителя и педагоги дополнительного образования в настоящий момент готовы работать с мотивированными и одаренными детьми, поэтому необходимо вести подготовку педагогов, в процессе которой обеспечить формирование соответствующих умений, но и провести «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с такими детьми.
Каковы же критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми?
- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
- Профессиональная компетентность
- Умение найти подход к нестандартным детям
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
- Знание возрастной психологии
Работа с педагогическими кадрами
Педагогический анализ как управленческая компетенция вызывает много затруднений у учителя-предметника, который обычно ассоциирует это понятие с отчетностью. В подавляющем большинстве случаев эти отчеты пишутся не для себя, а «для других» – администрации, методистов. И на этом этапе рвется вертикаль управления качеством результата личностно ориентированного образовательного процесса, которая начинается с ребенка, с ученика, с качества результатов его деятельности.
Если учитель только «собирает информацию» по итогам обучения для завуча, то и управление начинается только с завуча, причем, последний будет управлять качеством обучения класса (группы, объединения учащихся), а не каждого ученика. В таком случае школа работает в парадигме управления войсками в военное время: когда в успех военной операции людские потери закладываются еще на этапе планирования.
Но школа не полигон для испытаний новых идей, технологий и оборудования. И если сменили главную педагогическую идею («учить не всех, но каждого!»), то стратегия и тактика управления не могут оставаться прежними. Чтобы учить всех, вертикаль управления можно строить «сверху», а чтобы учить каждого – только снизу. От ученика. Но в этом случае и качество результатов в управленческой вертикали на ступени «учитель-ученик» не может выражаться в процентах успешности обучения всего класса.
Работа с обучающимися. Формы работы с мотивированными и одаренными детьми
В настоящее время проблема превращения детей из пассивных слушателей и созерцателей в активную творческую личность заботит многих учителей. Поэтому раскрытие творческой природы обучающихся является одной из ключевых проблем работы с мотивированными и одаренными учащимися. Для этого используется здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения. Одной из основных форм обучения мотивированных обучающихся в школе является проектно-исследовательская деятельность обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность учителя и обучающегося обеспечивает более высокий уровень системности знания, применение проектных технологий дает возможность выйти за рамки учебного предмета. Методические объединения разных предметов позволяют реализовать совместную исследовательскую деятельность учителей и учащихся через проведение школьных научно-практических конференций, на ежегодных праздниках осени на которых обучающиеся защищают свои проекты и исследования.
Как показывает практика, достойно подготовить обучающихся к выступлению на олимпиадах различного уровня при двух-трех часовой программе невозможно. И не всегда у учителей есть определенная литература и наработки. Поэтому одно из направлений работы с мотивированными и одаренными – подготовка к олимпиадам, марафонам, конкурсам. Для подготовки обучающихся каждым учителем – предметникам выделен один час по предмету, на которых решаются нестандартные задания, рассматриваются вопросы, не предусмотренные школьной программой, проводятся предметные консультации для детей. На методических объединениях каждый год рассматриваются олимпиадные задания, и пополняется банк заданий для проведения школьного тура олимпиад.
Работа с родителями
На развитие личности и одаренности детей особую роль играет его семья. Взаимоотношения в семье в значительной мере формируют личность обучающегося. Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты и сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные "хобби". «Обучение» родителей, т.е. представление о целях, задачах и способах обучения детей в школе, является частью системы работы с мотивированными и одаренными обучающимися. В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что несоответствие «теории обучения» родителей может быть одним из значимым фактором развития одаренности обучающихся, препятствующим дальнейшему развитию детей. Для решения этой проблемы в школе проводятся консультации для родителей об одаренных детях и их воспитании.
Главные мероприятия
- Формирование учебного плана с выделением часов для проектно-исследовательской работы.
- Введение платных услуг. Система факультативных курсов в последнее время изжила себя. На факультативных занятиях исправляют свои оценки, переписывают контрольные работы, пересдают зачеты. В начале учебного года группы переполнены, а в конце посещают 3-5 человек. Поэтому часы вариативной части учебного плана компонента образовательного учреждения отданы на проектно-исследовательскую работу, на подготовку наиболее мотивированных обучающихся к олимпиадам, конкурсам. А содержание факультативных курсов выполняют платные услуги. Педагогический коллектив школы предложил довольно широкий спектр дополнительных услуг: репетиторство (группа до 5 человек), помощь в выполнении домашних заданий (группа до 5 человек), изучение тем, на которые в программе выделено недостаточно часов (группа до 15 человек), повышение коммуникативных компетенций (группа до 15 человек).
- Организация предпрофильной подготовки по следующим направлениям. Система элективных курсов предпрофильной подготовки не оправдала себя, плохая посещаемость, неудовлетворенность и незаинтересованность обучающихся, а в результате затруднения при выборе профиля для обучения в старшей школе. Поэтому в рамках предпрофильной подготовки организуются группы обучающихся по следующим профильным направлениям:
- Оборонно-спортивное;
- Медицинское;
- Техническое;
- Журналистика;
- Экологическое;
- Социальное;
- Творческое.
- Кадровое обеспечение. Проводится работа по привлечению специалистов высокой квалификации для работы с обучающимися по этим направлениям, налаживаются связи с социальными партнерами. Стимулирование педагогов, работающих в профильном обучении или занятых проектно-исследовательской деятельностью.
- Укрепление материально-технической базы. В рамках информатизации образовательной среды укомплектовываются учебные кабинеты цифровым и интерактивным оборудованием, заказаны цифровые лаборатории по химии и биологии, в каждом кабинете имеется компьютер, проектор. Практически в каждом кабинете имеется интерактивная доска или приставка, документ-камера, закуплены цифровые микроскопы.
- Подведение итогов на итоговом тематическом педагогическом совете, анализ побед и поражений.
Результат
- Предметный результат – это способность удерживать целостность предмета, понимать в общих чертах границы его применимости, контур, владение инструментарием (применение к другим предметам).
- Метапредметный результат – самоорганизация, способность к действию – регулятивные действия (довести до продукта, до конца), познавательная способность, коммуникативная способность.
- Личностный результат – понимание ребенком, к какой профессии есть склонность.
Результаты образовательной деятельности в условиях мониторинга качества образования:
- качество подготовки выпускников,
- выполнение учебного плана,
- удовлетворенность обучающихся качеством обучения и воспитания,
- личностные достижения обучающихся и учителей,
- влияние школы на другие образовательные системы,
- положительные результаты инновационной деятельности,
- положительные результаты внешней оценки деятельности школы.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Учитывая практическую невозможность обучения всех детей (мотивированных на обучение и одаренных) по специальным программам необходимо готовить учителей для работы с одаренными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание учителем принципов развивающего обучения, владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке. Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Чтобы это реализовать, необходим системный подход к обучению, своевременная диагностика способностей, соответствующее их потребностям программно - методическое обеспечение, а также профессионализм учителя, способного работать с мотивированными и одаренными обучающимися. Без атмосферы единства обучающихся, учителей и родителей работа немыслима, без коллектива единомышленников система работы не достигнет нужной высоты.
Хотелось бы, чтобы получила свое развитее такая форма работы как проектирование. Совместная форма деятельности по разработке различных проектов: проведение педагогических фестивалей, разработка программ элективных и предпрофильных курсов для работы в профильной школе, программ экспериментальной деятельности и др., что, безусловно, способствует кооперации дошкольного, общего и дополнительного образования.
Учителю сегодня необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. В результате этого одной из задач деятельности методических учреждений является работа по освоению и совершенствованию использования новых педагогических технологий, современных форм и методов обучения. Решение этой задачи может осуществляться в следующих направлениях:
- внедрение в образовательную практику новых технологий подготовки и переподготовки педагогов, способных и желающих работать в условиях вариативного образования;
- обеспечение понимания учителем необходимости взаимосвязи педагогической деятельности с инновационной учебно-методической работой.
Важно заметить, что результативность деятельности оценивается. Возможно проведение мониторинга успешности педагогов в конкурсном движении разных уровней, проведение диагностики профессиональной компетентности, использования новых форм, приемов и методов, адекватных современному содержанию образования педагогам, анализ соответствия уровня программно-методического обеспечения современным требованиям к учебно-воспитательному процессу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Модель информационно-образовательной среды МБОУ «Лицей №124»
Выступление на семинаре для руководителей школ округа №2 г.Барнаула...
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования
Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...
Аннотация к методической разработке "Проектирование образовательной среды, способствующей формированию готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции
Вопрос формирования и совершенствования иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач становится все более актуальным в со...
Вебинар "Проектирование образовательной среды школы с использованием онлайн-ресурса"
Участник трансляции 03.12.2018...
Создание единой информационной образовательной среды МБОО «Заводская СОШ».
Создать информационно-образовательную среду «цифровая школа», которая была бы комфортна для сотрудничества и взаимодействия учителей, учеников, администрации школы и родителей. Под термино...
Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...