Элективный курс "Наши духовные ценности" 7 класс
методическая разработка (7 класс) на тему
Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_dukhovnye_tsennosti.rar | 12.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная)
Общеобразовательная школа №12 г. Волжска
Республики Марий Эл
«Наши духовные ценности»
Элективный курс по музыке для 7класса (34 часа)
Разработала: учитель музыки МОУ СОШ №12
Казакова Н. А.
Утверждено:
Директор школы _________ Т. В. Барсегян
Рассмотрено на заседании НМС школы
(протокол №2 от 12. 09. 2013.)
Согласовано:
Зам. директора по УВР _______ Н. В. Голуб
г. Волжск
2013 г.
Пояснительная записка.
Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса.
В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.
Приобщение школьников к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Таким образом, актуальность курса заключается в том, что оно является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры.
Основные цели и направления.
Цель факультативных занятий по музыке заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, развитие на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.
Основное средство достижения цели – постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах музыкально-художественного творчества.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
• Формирование музыкальной культуры, что включает становление социально-художественного опыта, процесс его формирования, развитие личного музыкально-эстетического вкуса;
• Приобретение учащимися системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой;
• Развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;
• Совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке, желания слушать ее;
• Приобщение учащихся к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
• Развитие умения общаться с образцами современной музыки, испытывать в этом потребность;
• Активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях в общешкольной деятельности, в собственном быту, на досуге;
• Приобретение учащимися знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.
Список литературы.
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. - М., 1972;
2. Алексеев Э.Е., Головинский Г. Молодежь и музыка сегодня. Социальные функции искусства и его видов. М., 1980;
3. Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина - М., 1982.
4. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей молодежи в современных условиях 2002;
5. М. Н. Иванова « О качестве образования в контексте»
6. Н. Б. Красикова; О. И. Мисаилова «Активные формы обучения»
7. Изабелла Шангина Русские праздники. От святок до святок 2004.
8. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000.
Содержание программы:
- Введение. Наши духовные ценности.
- Искусство древней Руси.
- Истоки русских традиций.
- Художественный мир русских народных праздников.
- Защита проектов и творческих работ.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема курса | Всего часов | лекция | Практич. занятия | Формы контроля |
1 | Введение. Наши духовные ценности | 2 | 2 | ||
2 | Искусство древней Руси. | 10 | |||
Православная культура в России. | 2 | 1 | 1 | Анкетирование | |
Духовная музыка как фундамент музыкальной культуры. | 4 | 2 | 2 | Индивидуальный опрос | |
Музыка Древней Руси: ее истоки, развитие, кризис и возрождение. | 2 | 2 | Индивидуальный опрос | ||
Искусство колокольного звона на Руси. | 2 | ||||
3 | Истоки русских традиций. | 12 | |||
Русские традиции | 3 | 1 | 2 | Индивидуальный опрос | |
Традиции русской духовной музыки . | 2 | 2 | Индивидуальный опрос | ||
Традиции русского быта | 3 | 1 | 2 | Практическая работа | |
Русский фольклор | 4 | 2 | 2 | Практическая работа | |
4 | Художественный мир русских народных праздников. | 6 | |||
Русские народные праздники. | 1 | 1 | |||
Традиции, обычаи, обряды в наши дни. | 1 | 1 | анкетирование | ||
«Календарный праздник» | 2 | 1 | 1 | индивидуальный опрос | |
Связь календарных народных праздников со сменой времен года. | 1 | ||||
Самобытность праздников | 1 | ||||
5 | Защита проектов и творческих работ | 4 | |||
Творческие работы | 4 | 4 | Творческие работы учащихся, презентации | ||
ВСЕГО: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"
Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...
Рабочая программа элективного курса "Духовное краеведение. Культура русского народа"
Программа расчитана на 3 года, на параллели7-9классов....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс" Духовное наследие"
Данный материал может быть полезен учителям краеведения,истории,студентам и родителям....
Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»
Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс
Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (6 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» и является продолжени...