Нам доверено школьное детство.
статья по теме
Педагогическая философия на тему:"Нам доверено школьное детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nam_dovereno_detstvo_lektsiya_k_uchitelyu_goda.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Малиновская основная общеобразовательная школа»
Выступление для конкурса «Учитель года»
Коряго Л.Ю.
Нам доверено школьное детство
Как сделать, чтобы каждая школа стала благоприятной «экологической средой детства», средой его счастливого обитания, где оно, детство, может играть, смеяться, двигаться, думать, развиваться, трудиться?... Наши дети разные, и школьное детство по-разному будет им помниться. Важно, однако, чтобы осталось общее в этих воспоминаниях: пусть каждый, прожив это время, чувствует себя человеком, без которого чего-то в школе не получилось бы.
Всё, что происходит в школе, задумывается и организуется нами, учителями. От нас в большей степени зависит эмоциональная насыщенность, гуманность и романтика, сама тональность - многоцветье, многозвучье школьных лет.
Каждый учитель, даже самый талантливый, проходит долгий путь проб и ошибок, пока станет настоящим воспитателем: обретёт методику работы с классом и с каждым учеником.
В воспитании, так же как и в любой другой сфере человеческой деятельности, «опыты быстротекущей жизни» сокращает наука. Для нас это, прежде всего педагогика.
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Блонский! Сколько книг, бумаги, сколько славы! А в тоже время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство»- эти слова произносит в злую минуту молодой педагог, имя которого А.С.Макаренко.
Парадокс именно в том и состоит, что ничего в точности нельзя повторить: к моменту «повтора» изменился социальный фон, а, следовательно, и дети, и мы, учителя. Да и к тому же каждый из нас как человек отличается от того педагога, достижения которого нам так хочется воспроизвести: иные жизненный опыт, характер, темперамент, способности…И всё же знание высших достижений педагогической мысли, проникновение в лабораторию её рождения в труде другого учителя- это школа профессионального становления каждого из нас, она помогает поверить: они смогли – и мы сможем.
Что имел в виду Ф.М. Достоевский, когда писал, что «красота спасёт мир»? Может быть красоту общения, которой человека надо учить? А может, красоту он понимал как синоним доброты? У Юлии Друниной есть такие строчки:
Не нужно рвать иссохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли…
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Почему нельзя? Давайте смотреть правде в глаза, воспитательные результаты достигаются при условии , если учитель работает так, словно кроме него у его учеников никого нет на белом свете, потому-то он и в ответе за всех. Учитель работает так, словно хочет, чтобы во всех тяготах взрослой жизни его ученики могли опереться на опыт школьных лет с их радостью, дружбой, любовью, счастьем самоутверждения и самовыражения. А значит, в школе можно научиться всему, что мир спасёт Школа, Учитель. Мир – это и мирное небо, которое защитят люди, и гармония поколений, объединённых в трудах праведных. Всему этому человек учиться у человека. Воспитание – это процесс социальный: ребёнка воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего люди.
Можно ли в одиночку вырастить и воспитать человека? Скорее всего, нет. Поэтому, наверное, мы говорим школа наша.
Но парадокс в том , что нашей она становиться только тогда, когда становиться своей для каждого учителя. Моя – это трудно. Это требует полной отдачи.
Думаю, при всей справедливости жалоб на перегрузку учитель должен знать с самого начала, что школа – всегда самопожертвование, всегда не только работа- жизнь. Не каждому по плечу такое, да ещё вечные сомнения: а есть ли у тебя что отдать, не беден ли ты, не пуст ли душой…
Есть удивительная притча о каменщиках, которые работали рядом. Один, отвечая на вопрос, что он делает, отвечал, что везёт тачку с камнями, другой- что строит прекрасный собор. Так будем и мы учиться видеть за камнями – собор невиданной красоты, а за каждым нашим учеником - светлое будущее, надежду нашей великой Родины.
В центре нашего внимания школьное детство. Начало начал всего: учения, дружбы, любви. Какая это огромная ответственность! Итак, с чего начать, дорогие учителя? Давайте начнём сначала…Мы с вами входим в 5 «А», 7 «Б»,11 «А», каждый в свой класс, и скажем : «Здравствуйте, сегодня я хочу с вами вместе подумать, решить, сделать…»
Давайте задумаемся: чего мы хотим? И давайте ответим так «Мы хотим создать в школе, в классе такие условия, при которых каждый наш ученик достигнет высшего для себя уровня развития личности, главным качеством которой будет социальная активность. И мы верим, что так оно и будет, и каким бы ни было наше начало, оно не разрушит нашей веры в каждого нашего воспитанника, потому что только наша вера в него укрепляет его способность стать таким , каким мы хотим его видеть»
Звенит звонок – и школьная жизнь безжалостно разрушает наши идеальные представления. И всё-таки постарайтесь их сохранить, они помогут вам как педагогу в любой ситуации остаться на должной высоте Человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник окончания 9 класса "Наше школьное детство"
Праздник для выпускников 9 класса. В данной разработке использован материал из журналов, интернета (авторов указать не могу) и частично мой материал. В результате вот что получилось....
Организация работы школьной "почты доверия"
Предлагаемый материал содержит методические рекомендации по организации работы по работе школьной «почты доверия» деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях образования.Материалы...
Сценарий вечера встречи школьных друзей 2018 г Парусник «Школьное детство»
Волкова Юлия Я пред каждою встречей достаю наш альбом,Что подарен был вместе с «дипломом»,И, как в сказке волшебной, представляю тот дом…Как же мне все до боли знакомо!..Разве ...
«КАК ЗАСЛУЖИТЬ ДОВЕРИЕ ШКОЛЬНОМУ ПСИХОЛОГУ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЙДЫ ИЛИ ПЯТИМИНУТКА ПОЛЕЗНОСТИ С ПСИХОЛОГОМ»
laquo;Кроха – сын к отцу пришел,И спросила кроха:Психолог в школе хорошоИли это плохо?»Школьный психолог – фигура, окруженная мифами и тайнами. Его боятся и ему не доверяют. К нему ...
Мероприятие к Международному дню детского телефона доверия «Тропа доверия»
Важным каналом оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, является телефон доверия. Создание на территории Российской Федерации единого общероссийского номера детского телефона д...
Доверяй, но смотри чему доверяешь!
мастер - класс...
Тренинг для педагогов «Путешествие в школьное детство»
Помните высказывание "Тот, кто не помнит совершенно собственного детства, — плохой воспитатель. От врачей и учителей обычно требуют чуда, но если чудо свершается — никто не удивляется" (Мари...