Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
проект на тему

Теплова Галина Валерьевна

отчёт о проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ за 1 четверть

о реализации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы учителем Тепловой Г.В.

   

В первой четверти мной реализовывались проекты различных типов. В зависимости от того, какой вид деятельности был заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.

Готовилась презентация учеников 11 класса для участия в областном конкурсе мультимедийных презентаций «Жизнь замечательных людей».
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

К такому проекту  в 11 классе велась подготовка в октябре 2013 года. Мы вместе с обучающимися обсуждали, чьё творчество взять за основу. Предполагалось исследование творчества русского художника. Но так как я веду лутературу, мне было интересно исследование, связывающее живопись и литературу. Так пришли к личности К.Ф.Юона, он, будучи художником, занимался также и литературным творчеством. Затем составили план исследования, нашли и прочли множество книг и статей о К.Юоне, его живописи, книгах. Выбрав необходимый материал, приступили к оформлению презентации. 11 класс состоит из четверых учеников, мы распределили обязанности: Новикова В. Отвечала за оформление презентации, братья Беспаловы подбирали иллюстративный материал, Ионова Ульяна следила за речевым оформлением текста. Столкнулись с трудностями, связанными с недостаточными навыками в введении анимации в ИКТ презентацию. Учились на ошибках, несколько раз начинали работу заново, исправляли ошибки. В итоге исследовательская презентация «К.Ф.Юон – живописец и художник слова»15 ноября была сдана на конкурс. Все работы будут размещены на сайте виртуального музея. Ждём результатов.


2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

В сентябре с учеником 7 класса Абдалиевым Маратом мы решили стать участниками районного конкурса творческих работ на тему «В.В.Терешкова – первая в мире женщина-космонавт» в номинации «литературное творчество». Конкурс был организован Домом творчества. Совместно с учеником составили список литературы, необходимый для изучения материала: это биография космонавтки, статьи о ней в интернете, воспоминания самой В.Терешковой о полёте. Кроме того, сделали подборку на тему «Женщины-первооткрыватели». Понимая, что эссе должно выделяться чем-то из ряда однотипных работ, продумали композицию работы. Абдалиев Марат несколько раз перестраивал материал, добавляя интересные факты. Результат – первое место в данной номинации в районе.

В начале ноября был объявлен областной конкурс творческих эссе к 20-летию Конституции РФ «Я – гражданин России». Его участником стал Абрамов Влад 9 класс. Ученику было предложено сформулировать своё видение вопроса, затем исследование теоретического материала, знание которого подразумевалось в работе. Здесь пришлось обратиться к межпредметным связям и задействовать материал обществознания, истории. Работа направлена на конкурс 12 ноября. Результаты будут объявлены позже.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.  Так в 6 классе подобная работа мной проводится в сочинениях-миниатюрах «Одушевление». Ученики входят в роль предмета, части речи, члена предложения и исследуют его признаки. При изучении темы «Интерьер» предлагалось в 6 классе создать описание своего интерьера.При изучении разделов лексики ученику предлагалось составить кроссворд на определённую тему «В мире животных», «Мой Саратов». На уроках литературы создать рисунки к произведению. В 7 классе по развитию речи в теме «Создание портретной зарисовки» описать внешность родственника – участника Великой Отечественной войны. Наблюдать за изменениями внешности близкого человека в момент отдыха и увлеченного чем-то. Такие работы позволяют усилить мотивацию обучающихся.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции).

Так в
7 классе в первой четверти обучающиеся по литературе защищали рефераты  «Болдинская осень в творчестве А.С.Пушкина».

В 11 классе  - презентации по биографии М.Горького, И.А. Бунина, «Культура серебряного века».

В 9 классе -

Работа по внедрению проектной деятельности будет продолжена во второй четверти,  результаты её наглядно будут представлены на школьных научно-практических конференциях в рамках предметной недели МО учителей истории, литературы, русского языка.

МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-карабулакского района Саратовской области»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...