Развитие творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по родному языку и литературе
статья по теме
Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни- все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poslanii_prezidenta_rf_d.docx | 125.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»,- писал французский писатель Анри Барбюс.
Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни- все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Образованный человек в современном обществе - это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Я считаю, что главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Но меня волнует одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к родному языку и литературе. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся на своём родном языке является одной из наиболее актуальных. Я считаю, что основным делом учителя чувашского языка становится – развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения ребят к родному чувашскому языку. В связи с этим мне хочется вспомнить слова Г.Н.Волкова: «Я точно знаю, что я стал тем, кем я стал, в первую очередь благодаря родному языку»,– писал в своих трудах чувашский академик. Он же говорил, что: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет личности, без личности – нет народа». Роль и возможности учебных предметов, преподаваемых мною, огромны в решении вышеуказанной задачи. В сельской местности мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения, кроме семьи, школы и дома культуры негде реализовать свои способности. Взаимодействуя с педагогами и специалистами районного дома творчества и республиканского центра внешкольной работы «Эткер», с директором районного истрико-краеведческого музея Цыфаркиным В.Е., с специалистами Урмарского райвоенкомата, с модельной библиотекой деревни Большое Яниково и посёлка Урмары, с корреспондентами районной газеты «Хĕрлĕ ялав», с учителями различных предметов я стала использовать разные методы и формы для развития творческой активности учащихся. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. В связи с этим учащихся активно вовлекаю в проектную и исследовательскую деятельность.
Немаловажным свидетельством развития творческих способностей учащихся является участие школьников в творческих, научно-исследовательских конкурсах и конференциях, потому что в ходе работы школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.
В последние три года на конференции-фестивале творчества обучающихся «Ексельсиор» районного этапа мои ученики представили свои исследовательские работы «Яков Ухсай- çĕр ĕç юрăçи»(2012г.), «Мĕн тери хитре тĕнче» (2013г.) и становились победителями. Так же учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсе исследовательских мультимедийных работ «Искорка дружбы». Работы Руссковой Галины «Çĕнтерÿçĕсем манăçмаççĕ» (2011г.), Ивановой Юлии «Чăвашсен çут çанталăка упрас ыйтăва тапратнă чăваш çыравçисем, вĕсен хайлавĕсем» (2013 г.) отмечены грамотами за 2 место. Кадеты Васильев Дмитрий с работой «В поисках своих корней», Александрова Екатерина «Живые страницы истории» успешно выступили в конкурсе социальных и проектных работ кадетских классов «Горизонты грядущего». В 2011 году Русскова Галина представляла свою исследовательскую работу «Цена победы» на региональный этап конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории», отмечена дипломом 3 степени. Дипломом лауреата в номинации «Исследовательские работы» на лучшее знание государственной символики России и Чувашии за работу «Символика нашей страны» отмечена Васильева Мария (2012г.). В районном этапе сочинений-исследований «Сталинградская битва: хроника, факты, люди», посвященном 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве работа Николаевой Кристины «Боевой путь солдата» награждена грамотой. С исследовательскими работами учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции. Была отмечена грамотой работа Ивановой Юлии «Çăкăр сăмахăн этимологийĕ» (2012 г.).
Большую помощь в развитии творческой и познавательной активности учащихся оказывают конкурсы разного уровня:
-районный «Я здоровым быть хочу», «Ради жизни на земле», «Саккунпа йĕрке хуралĕнче», «Илемлĕ вулакансен конкурсĕ»;
-республиканские «Конкурс фантастических рассказов и стихов», «Сенкер инçет», «Букварьтен илемлĕ литературăна çити»;
-всероссийский «Чувашская ласточка!»- Языкознание для всех!»; «Красота доброго сердца».
Что дает участие в конкурсе ученику?
Во-первых, учащиеся смогут проверить свои знания и реализовать свой творческий потенциал.
Во-вторых, ребёнок испытывает к себе уважение за свой труд, радость от умения творить, гордость победы.
В-третьих, они получат Свидетельство участника конкурса! А если очень постараются, их награждают Дипломом призера или лауреата.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников, ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему индивидуальных творческих работ. Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки, сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, очерки, репортажи, стихотворения. Стремление и старание учащихся дают свои плоды, это можно увидеть в таблице результативности за 2011-2013 у.г.
Год | Ф.И.участника | Где и чем принимал | Уровень участия | Место | |
2011г. | Иванова Юлия | «Чувашская ласточка!» -Языкознание для всех!» | всероссийский | 1 место в России | |
2011г | Иванова Юлия | Конкурс стихов, рассказов, сочинений, посвщённый 20-летию МЧС России | региональный | 2 место | |
2011 г. | Викторова Анастасия | Конкурс «Букварьтен илемлĕ литературăна çити» . Газета «Тантăш» | региональный | 3 место | |
2011 г. | Ванеркина Вероника Викторова Анастасия | Конкурс знатоков грамматики чувашского языка «Çамрăк ăсчах» | региональный | 2 финалис та во вто- рой тур | |
2011 г. | Иванова Юлия | К-с стихов «Я здоровым быть хочу». МБОУДОД «Дом детского творчества» | районный | 1 место | |
2012г. | Иванова Юлия Русскова Галина | К-с патриотических стихов «Ради жизни на земле». МБОУДОД «Дом детского творчества» | районный | 1 место 1 место | |
2012г. | Иванова Ольга Иванова Юлия | Конкурс сочинений, расска зов, стихов «Саккунпа йĕрке хуралĕнче». Отдел образования и молодёжной политики и газета «Хĕрлĕ ялав» | районный | 3 место 2 место | |
2012 г. | Иванова Юлия | Викторина-конкурс «Человек из легенды», посвященная 125 летию В.Чапаева, Цен- тральная городская библио- тека имени Маяковского | региональный | Диплом | |
2012г. | Иванова Юлия | Конкурс сочинений «Унылая пора! Очей очарованья!». Центр развития мышления и интеллекта | всероссийский | Диплом 1 степени | |
2012г. | Иванова Юлия | Конкурс стихотворений «Я здоровым быть хочу». МБОУДОД «Дом детского творчества» | районный | 1 место | |
2012г. | Иванова Юлия | Творческий конкурс, посвящённый 120-летию со дня рождения классика чувашской музыки и литературы Ф.Павлова. «Центр внешкольной работы «Эткер» | республиканский | сертификат | |
2012г. | Кузьмина Анжелика | 2 Международный детский творческий конкурс «Сказки красивого сердца». «Центр внешкольной работы «Эткер» | республиканский | 3 место | |
2012г. | Иванова Юлия | Конкурс фантастических рассказов и стихов « Ăраскал çăлтăрĕ». Чăваш халăх сайчĕ | республиканский | сертификат | |
2012г. | Русскова Галина | Конкурс лит-но-творческих работ «В слове Мы сто тысяч Я», посвящённый Междуна родному дню толерантности. Библиотека им. В.Маяковско- го | республиканский | грамота | |
2013г. | Иванова Юлия | К-с патриотических стихов «Ради жизни на земле». МБОУДОД «Дом детского творчества» | районный | 1 место | |
2013г. | Мочалова Екатерина | Конкурс чтецов. Отдел образования и молодёжной политики | районный | 2 место |
Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. Чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала. Именно школьная и сельская библиотека являются проводником книжной культуры среди учащихся. Меня как педагога волнует проблема упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения.
название нпк и конкурсов
Большие возможности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете, более высокий уровень системности знания. Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься последние 3 года.
Учащиеся средних и старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на муниципальном, республиканском уровнях. Так, в 2011 году Калеева Мария (11кл) представляла свою исследовательскую работу на Всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность», отмечена дипломом II степени. Она же защищала исследовательскую работу «Что я оставлю людям? Чем одарю их, уходя?» на конкурсе исследовательских работ «Навеки вместе», награждена Дипломом Победителя, отмечена дипломом Победителя Международного фестиваля детского и юношеского творчества «Звёзды нового века» в номинации «Гуманитарные науки» за работу «Отрадненская школа в годы войны, 1941-1945гг» (2011г).
.
Содержание учебного материала урочных и внеурочных занятий по чувашскому языку, литературе направлено на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Являясь учителем родного языка, литературы я чувствую свою ответственность и строю процесс обучения и воспитания на основе включения обучающихся в родную этнокультурную среду, приобщения их к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В этом мне помогает богатый материал школьного этнографического музея, созданного в 2000 году, руководителем которого являюсь со дня открытия.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому
Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей.
.
2.Тема исследования «Духовная проза Н.В.Гоголя» на элективном курсе вызвала большой интерес у ребят. Учебная цель которого, выявить уровень владения материалом, умения обобщать и структурировать информацию, интегрировать знания. Ученики, опираясь на знания, полученные из различных источников, должны создать схематическую или образную модель понятия «Духовная проза Н.В.Гоголя». Продукт: модель карты мыследеятельности. (Приложение)
На научно-практической конференции мои ученики представляют свои исследовательские работы по темам: «Я голос ваш, жар вашего дыханья» (по лирике М.И.Цветаевой), или «Мир народнопоэтических, православных образов в поэзии С.А.Есенина», « Мелодией одной звучит печаль и радость» (по поэзии А.А.Ахматовой). Работа «Критические заметки о современной малой прозе в журнале «Новый мир» была оценена дипломом 1 степени на лицейской НПК. Среди педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Актуальность данной технологии особенно возрастает в последнее время, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях.
В послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся
. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству? На основе этого я ставлю перед собой следующие задачи обучения:
Формирование национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном мире, реализую и через внеурочная деятельность , проведение праздничных мероприятий, кружки, факультативы, выставки, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяю в школе для повышения творческого потенциала детей.
Выполнение исследования в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным и литературоведческим текстом, обогащает читательский опыт, формирует лингвистическую компетентность, способствует развитию творческих способностей ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам"
В начале 90-х гг. начался процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения...
Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам
Методическая разработка, которая знакомит с приемами поддержания и развития интереса учащихся младших классов при обучении иностранным языкам....
Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере. Чтобы максимально подготовить подраст...
Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...
Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе»
Обобщение опыта работы во внеурочной деятельности по предметам : русский язык, литература, МХК....
Педагогический конкурс: «Развитие познавательной активности школьников через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе» 2016
Материал данной работы указывает на большую роль внеурочной деятельности в повышении познавательной активности учащихся....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Данная статья отражает опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию творческих способностей учащихся через внеклассную...